Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


* * *

Европейские мыслители XVII-XVIII веков продемонстрировали самые разнообразные подходы ко всем важнейшим философским вопросам и, прежде всего, — к проблемам суб­станции, взаимосвязи материи и сознания, движения, соотношения веры и разума, познавае­мости мира. Ими разрабатывались оригинальные идеалистические системы, предпринима­лись попытки соединить материю и дух в рамках дуализма. Все заметнее проявлялась тен­денция к дальнейшему ограничению сферы деятельности Бога, и пантеизм постепенно сме­нялся деизмом, развивалось свободомыслие и, наконец, возникло значительное философское направление, объясняющее мир исходя только из естественных причин.

Важнейший импульс развитию теории познания придало становление и взаимодействие двух альтернативных гносеологических концепций — сенсуализма и рационализма. В соци­альной философии складывались различные интерпретации теории общественного договора. Человек в учениях мыслителей Нового времени все больше приобретал характеристики са­мостоятельности и свободы. На духовном состоянии общества отразились успехи в развитии науки и техники. Поэтому философская мысль XVII—XVIII веков была в целом оптими­стична, она исходила из того, что закономерно устроенный окружающий мир доступен чело­веческому разуму. Знание стало рассматриваться как сила, способная привести не только к преобразованию в интересах человека природы, но и к изменению общества на справедли­вых и гуманных началах. Проблематика и особенности европейской философии первых двух веков Нового времени во многом определили пути дальнейших мировоззренческих исканий в рамках философских школ XIX века.

2.4.РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ И НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В XIXXX вв.

2.4.1. Немецкая философская классика.

Немецкая классическая философия конца XVIII — первой половины XIX вв. представ­ляет собой вершину философского развития своего времени. База для творчества выдающих­ся немецких мыслителей была подготовлена некоторым ускорением социально-экономического и культурного развития Германии в XVIII столетии. Страна в это время продолжала оставаться раздробленной, и так называемая «Священная Римская империя гер­манской нации» существовала только на бумаге, ведь число суверенных монархов доходило до 360. Большинство из них воображало себя Людовиками XIV, строило свой Версаль и со­держало собственную армию, разоряя народ. Но тщеславие немецких князей имело и поло­жительную сторону: ориентируясь на французских аристократов, они старались выглядеть меценатами.


«Философом на троне» стремился показать себя Фридрих II — король крупнейшего германского государства — Пруссии. В его столице нашли приют некоторые скрывавшиеся от преследований на родине мыслители, например, Ф.Вольтер и Ж.Ламетри. Об обстановке в имевшемся при дворе Фридриха II кружке вольнодумцев Ф.Вольтер писал: «Никогда и ни­где на свете не говорилось так свободно о всех человеческих предрассудках, никогда не из­ливалось на них столько шуток и столько презрения».

В Германии существовали всемирно известные университеты, как и во Франции, в XVIII веке появились свои просветители — Христиан Вольф, Готхольд Лессинг и другие. Воздействие на становление немецкой классической философии оказало творчество великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете, выдвинувшего идеи о связи человека и природы, необходимости взаимодействия философии и естествознания, единстве явлений и процессов мира, наличии во Вселенной постоянного движения и порождения все новых и новых форм. Поэт и драматург Фридрих Шиллер отстаивал близкие немецкой классике мысли о человеке как существе активном, ду­ховно развивающемся, стремящемся к раскрытию своих задатков и способностей.

Исключительное влияние на формирование немецкой классической философии оказал европейский рационализм XVII—XVIII веков: исходившее из самоочевидности мыслящего «Я» учение Р.Декарта, пантеистическая концепция Б.Спинозы, диалектические моменты мо­надологии Г.В.Лейбница. Великие немецкие философы также высоко ценили творчество Платона и французских просветителей. Немецкая классическая философия возникла и как критическая реакция на механистические концепции природы и общества предшествующей эпохи, в том числе метафизический и механистический материализм XVIII века. В силу этих причин немецкие мыслители разрабатывали преимущественно идеалистические концепции. Внимание к духовной, а не к материально-практической жизни обусловливалось и тем, что в Германии конца XVIII — начала XIX вв. не было видно реальных путей преобразования общества. Острая критика представителями немецкой философской классики метафизиче­ского подхода к миру способствовала также становлению диалектики как теории развития и метода философствования.

Приоритет духа в немецкой классической философии вызвал смещение акцентов с ана­лиза природы на изучение человека и его истории. Полагалось, что люди подчиняются не одним законам природы, а живут и в мире культуры. Поэтому человек представляет собой не только физическое тело, но и общественное существо, способом бытия которого является деятельность. Через провозглашение деятельной природы человека в немецкой классической философии преодолевалась созерцательность предшествующих учений. Правда, категория деятельности была сужена. В нее не

включалась материальная практика, и деятельность по­нималась лишь как активность теоретического мышления, процесс появления духовного (в сфере религии, морали, искусства). Немецкая философская классика не просто продолжала следовать представлениям XVII-XVIII вв. о законосообразности и разумной организованно­сти мира. Ее представители углубили этот подход, и немецкая классическая философия стала настоящей вершиной рационального мышления Нового времени.
Деятельныйразум стал рассматриваться в качестве важнейшей характеристики человека, источника его силы, могу­щества и уверенности в грядущем социальном прогрессе.

Немецкие мыслители придали философии энциклопедичность, охватывая теоретиче­ским мышлением самые разные проблемы и создавая концепции, объясняющие бытие в це­лом. В их творчестве в определенной мере проявились особенности немецкого национально­го характера — рационализм, пунктуальность и последовательность, стремление все систематизировать и определить («регламентировать»). Они стремились превратить философию в настоящую науку, делающую строгие, точные и аргументированные выводы на основе опре­деленных методов и с помощью стройной системы категорий. В результате философия пере­стала быть популярной. Как заметил Г.Гегель, до этого «публика еще шла в ногу с филосо­фией», которая «возбуждала к себе всеобщий интерес. Она была доступна и ее желали знать; знание ее входило вообще в представление об образованном человеке... С выступлением Канта положено было начало этому отделению от обычного способа познания»."

2.4.1.1. И.Кант — основоположник немецкой классической философии.

Иммануил Кант является одним из самых известных мыслителей во всей истории мировой философии. В свое время он по праву считался «первым философом» Гер­мании. Молодого И. Канта (в так называемый докритический период творчества) привлека­ли проблемы онтологии, исследование законов природы. Он развивал деистические пред­ставления и считал, что роль Бога заключается только в создании первоначального вещест­ва, пребывающего после акта творения в хаотическом состоянии. Затем под воздействием естественных законов образуются все небесные тела и звездные миры. В этой связи И.Кант писал: «...Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир». Планеты, звезды и галактика появились в резуль­тате действия двух основных мировых сил — притяжения и отталкивания. Согласно И.Канту, в условиях хаоса различие в плотности вызывало сгущение вещества и образовы­вались центры притяжения, которые затем разогревались под влиянием падающих на них частиц. Так появились Солнце и звезды. Вследствие борьбы противоположных сил другие частицы приобретали круговое движение и образовывали другие центры притяжения — планеты и т.д.


До И.Канта считалось, что в природе не происходит ничего принципиальнонового, по­сле того, как она была сотворена (или в ее вечном существовании). И.Кант же выдвинул идею историзмаи доказывал, что Вселенная постоянно развивается, и ее изменение никогда не прекратится. Придет время, и старые миры (в том числе и Земля) погибнут, однако воз­никнут новые. Немецкий философ высказал также идеи о системном характере мироздания (например, Млечный Путь похож на Солнечную систему) и беспредельности Вселенной, от­носительности движения и покоя. В докритический период мыслителя интересовали и кон­кретно-научные проблемы, скажем, он пришел к выводу о естественном происхождении рас.

Примерно с 1770 г. в творчестве И.Канта наступил перелом. Он задумался над пробле­мами гносеологии и поставил перед собой задачу ответить на вопрос, как возникают поня­тия нашего разума. Действительно, почему все мы примерно одинаково воспринимаем мир и верим в правильность наших знаний о нем? По-видимому, к рассмотрению подобных вопро­сов И.Канта побудило в том числе и его знакомство с трудами агностика Д.Юма, который показал, что правильность информации о мире вовсе не гарантируется чувственным опытом. Вместе с тем, не удовлетворила философа и ссылка на мудрость гарантирующего истину Бо­га, как это было у Р.Декарта. Для того, чтобы найти твердые основания познания, И.Кант решил подвергнуть в процессе анализа сомнению все предшествующие философские систе­мы. Поэтому второй период его творчества называется критическим. О направленности ис­каний мыслителя говорят названия его важнейших трудов: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».

И.Кант показал, что недостаток предшествующей метафизической философии состоит в ее отказе от исследования наших способностей к познанию. Поэтому исходным для обра­щающегося к внешнему миру человека должен стать вопрос: «Что я могу знать?». Новизна подхода И.Канта заключается в том, что познание рассматривалось им не как непосредст­венное отражение действительности (что было у сенсуалистов), а как особого рода деятель­ность, протекающая по своим собственным законам. Кроме того, впервые в гносеологии во главу угла им была поставлена не специфика и структура того, что познают, а исследовался сам познающий субъект и его особенности, определялся характер их влияния на процесс по­лучения знаний. Проводя критический анализ познавательных способностей человека, И. Кант