Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
* * *
Европейские мыслители XVII-XVIII веков продемонстрировали самые разнообразные подходы ко всем важнейшим философским вопросам и, прежде всего, — к проблемам субстанции, взаимосвязи материи и сознания, движения, соотношения веры и разума, познаваемости мира. Ими разрабатывались оригинальные идеалистические системы, предпринимались попытки соединить материю и дух в рамках дуализма. Все заметнее проявлялась тенденция к дальнейшему ограничению сферы деятельности Бога, и пантеизм постепенно сменялся деизмом, развивалось свободомыслие и, наконец, возникло значительное философское направление, объясняющее мир исходя только из естественных причин.
Важнейший импульс развитию теории познания придало становление и взаимодействие двух альтернативных гносеологических концепций — сенсуализма и рационализма. В социальной философии складывались различные интерпретации теории общественного договора. Человек в учениях мыслителей Нового времени все больше приобретал характеристики самостоятельности и свободы. На духовном состоянии общества отразились успехи в развитии науки и техники. Поэтому философская мысль XVII—XVIII веков была в целом оптимистична, она исходила из того, что закономерно устроенный окружающий мир доступен человеческому разуму. Знание стало рассматриваться как сила, способная привести не только к преобразованию в интересах человека природы, но и к изменению общества на справедливых и гуманных началах. Проблематика и особенности европейской философии первых двух веков Нового времени во многом определили пути дальнейших мировоззренческих исканий в рамках философских школ XIX века.
2.4.РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ И НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В XIX – XX вв.
2.4.1. Немецкая философская классика.
Немецкая классическая философия конца XVIII — первой половины XIX вв. представляет собой вершину философского развития своего времени. База для творчества выдающихся немецких мыслителей была подготовлена некоторым ускорением социально-экономического и культурного развития Германии в XVIII столетии. Страна в это время продолжала оставаться раздробленной, и так называемая «Священная Римская империя германской нации» существовала только на бумаге, ведь число суверенных монархов доходило до 360. Большинство из них воображало себя Людовиками XIV, строило свой Версаль и содержало собственную армию, разоряя народ. Но тщеславие немецких князей имело и положительную сторону: ориентируясь на французских аристократов, они старались выглядеть меценатами.
«Философом на троне» стремился показать себя Фридрих II — король крупнейшего германского государства — Пруссии. В его столице нашли приют некоторые скрывавшиеся от преследований на родине мыслители, например, Ф.Вольтер и Ж.Ламетри. Об обстановке в имевшемся при дворе Фридриха II кружке вольнодумцев Ф.Вольтер писал: «Никогда и нигде на свете не говорилось так свободно о всех человеческих предрассудках, никогда не изливалось на них столько шуток и столько презрения».
В Германии существовали всемирно известные университеты, как и во Франции, в XVIII веке появились свои просветители — Христиан Вольф, Готхольд Лессинг и другие. Воздействие на становление немецкой классической философии оказало творчество великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете, выдвинувшего идеи о связи человека и природы, необходимости взаимодействия философии и естествознания, единстве явлений и процессов мира, наличии во Вселенной постоянного движения и порождения все новых и новых форм. Поэт и драматург Фридрих Шиллер отстаивал близкие немецкой классике мысли о человеке как существе активном, духовно развивающемся, стремящемся к раскрытию своих задатков и способностей.
Исключительное влияние на формирование немецкой классической философии оказал европейский рационализм XVII—XVIII веков: исходившее из самоочевидности мыслящего «Я» учение Р.Декарта, пантеистическая концепция Б.Спинозы, диалектические моменты монадологии Г.В.Лейбница. Великие немецкие философы также высоко ценили творчество Платона и французских просветителей. Немецкая классическая философия возникла и как критическая реакция на механистические концепции природы и общества предшествующей эпохи, в том числе метафизический и механистический материализм XVIII века. В силу этих причин немецкие мыслители разрабатывали преимущественно идеалистические концепции. Внимание к духовной, а не к материально-практической жизни обусловливалось и тем, что в Германии конца XVIII — начала XIX вв. не было видно реальных путей преобразования общества. Острая критика представителями немецкой философской классики метафизического подхода к миру способствовала также становлению диалектики как теории развития и метода философствования.
Приоритет духа в немецкой классической философии вызвал смещение акцентов с анализа природы на изучение человека и его истории. Полагалось, что люди подчиняются не одним законам природы, а живут и в мире культуры. Поэтому человек представляет собой не только физическое тело, но и общественное существо, способом бытия которого является деятельность. Через провозглашение деятельной природы человека в немецкой классической философии преодолевалась созерцательность предшествующих учений. Правда, категория деятельности была сужена. В нее не
включалась материальная практика, и деятельность понималась лишь как активность теоретического мышления, процесс появления духовного (в сфере религии, морали, искусства). Немецкая философская классика не просто продолжала следовать представлениям XVII-XVIII вв. о законосообразности и разумной организованности мира. Ее представители углубили этот подход, и немецкая классическая философия стала настоящей вершиной рационального мышления Нового времени.
Деятельныйразум стал рассматриваться в качестве важнейшей характеристики человека, источника его силы, могущества и уверенности в грядущем социальном прогрессе.
Немецкие мыслители придали философии энциклопедичность, охватывая теоретическим мышлением самые разные проблемы и создавая концепции, объясняющие бытие в целом. В их творчестве в определенной мере проявились особенности немецкого национального характера — рационализм, пунктуальность и последовательность, стремление все систематизировать и определить («регламентировать»). Они стремились превратить философию в настоящую науку, делающую строгие, точные и аргументированные выводы на основе определенных методов и с помощью стройной системы категорий. В результате философия перестала быть популярной. Как заметил Г.Гегель, до этого «публика еще шла в ногу с философией», которая «возбуждала к себе всеобщий интерес. Она была доступна и ее желали знать; знание ее входило вообще в представление об образованном человеке... С выступлением Канта положено было начало этому отделению от обычного способа познания»."
2.4.1.1. И.Кант — основоположник немецкой классической философии.
Иммануил Кант является одним из самых известных мыслителей во всей истории мировой философии. В свое время он по праву считался «первым философом» Германии. Молодого И. Канта (в так называемый докритический период творчества) привлекали проблемы онтологии, исследование законов природы. Он развивал деистические представления и считал, что роль Бога заключается только в создании первоначального вещества, пребывающего после акта творения в хаотическом состоянии. Затем под воздействием естественных законов образуются все небесные тела и звездные миры. В этой связи И.Кант писал: «...Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир». Планеты, звезды и галактика появились в результате действия двух основных мировых сил — притяжения и отталкивания. Согласно И.Канту, в условиях хаоса различие в плотности вызывало сгущение вещества и образовывались центры притяжения, которые затем разогревались под влиянием падающих на них частиц. Так появились Солнце и звезды. Вследствие борьбы противоположных сил другие частицы приобретали круговое движение и образовывали другие центры притяжения — планеты и т.д.
До И.Канта считалось, что в природе не происходит ничего принципиальнонового, после того, как она была сотворена (или в ее вечном существовании). И.Кант же выдвинул идею историзмаи доказывал, что Вселенная постоянно развивается, и ее изменение никогда не прекратится. Придет время, и старые миры (в том числе и Земля) погибнут, однако возникнут новые. Немецкий философ высказал также идеи о системном характере мироздания (например, Млечный Путь похож на Солнечную систему) и беспредельности Вселенной, относительности движения и покоя. В докритический период мыслителя интересовали и конкретно-научные проблемы, скажем, он пришел к выводу о естественном происхождении рас.
Примерно с 1770 г. в творчестве И.Канта наступил перелом. Он задумался над проблемами гносеологии и поставил перед собой задачу ответить на вопрос, как возникают понятия нашего разума. Действительно, почему все мы примерно одинаково воспринимаем мир и верим в правильность наших знаний о нем? По-видимому, к рассмотрению подобных вопросов И.Канта побудило в том числе и его знакомство с трудами агностика Д.Юма, который показал, что правильность информации о мире вовсе не гарантируется чувственным опытом. Вместе с тем, не удовлетворила философа и ссылка на мудрость гарантирующего истину Бога, как это было у Р.Декарта. Для того, чтобы найти твердые основания познания, И.Кант решил подвергнуть в процессе анализа сомнению все предшествующие философские системы. Поэтому второй период его творчества называется критическим. О направленности исканий мыслителя говорят названия его важнейших трудов: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».
И.Кант показал, что недостаток предшествующей метафизической философии состоит в ее отказе от исследования наших способностей к познанию. Поэтому исходным для обращающегося к внешнему миру человека должен стать вопрос: «Что я могу знать?». Новизна подхода И.Канта заключается в том, что познание рассматривалось им не как непосредственное отражение действительности (что было у сенсуалистов), а как особого рода деятельность, протекающая по своим собственным законам. Кроме того, впервые в гносеологии во главу угла им была поставлена не специфика и структура того, что познают, а исследовался сам познающий субъект и его особенности, определялся характер их влияния на процесс получения знаний. Проводя критический анализ познавательных способностей человека, И. Кант