Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В области социальной философии И.Кант отстаивал традиционные для века Просвеще­ния идеи: равенства всех перед законом и частной собственности, образования народа и ра­зумного правления. В статье «Предполагаемое начало человеческой истории» он высказал догадку о роли труда и его разделения для развития общества. По мысли И. Канта, в буду­щем человечество должно достигнуть всеобщего правового состояния, воцарится мир, и го­сударства вступят «в союз народов, где каждое, даже самое маленькое, государство могло бы ожидать своей безопасности и прав не от своих собственных сил..., а исключительно от тако­го великого союза народов...».

Значение творчества И.Канта для становления немецкой классической философии и развития европейской философской традиции трудно переоценить. Великий мыслитель обосновал принцип историзма и выдвинул ряд диалектических идей. Он провел глубокий анализ познавательных способностей человека и показал сложность познания как процесса движения мысли. Всесокрушающая критика И. Кантом метафизического и механи­стического понимания мира сопровождалась поиском твердых оснований бытия природы и общества, хотя при этом были сделаны и агностические выводы. Немецкий философ охарак­теризовал человека как активное, свободное и нравственное, отвечающее за свои поступки существо, и показал общечеловеческий, а не узкогрупповой характер морали.

2.4.1.2. Развитие немецкой философской классики в конце XVIII- начале XIX вв.

Критику Иммануилом Кантом метафизического понимания мира продолжили его уче­ники. Первым это сделал
Иоганн Готфрид Гердер, в молодости студент И.Канта в Кенигсбергском университете. Взгляды этого философа были близки к учениям просветителей. Вместе с тем, в работе «Идеи к философии истории человечества» он выдви­нул идею социального историзма.Согласно И.Гердеру, жизнь возникла естественным обра зом из неживой природы. Высказывалась догадка о взаимосвязи человека и животных, яв­ляющихся, таким образом, «братьями нашими меньшими». Общество же стало результатом непрерывного совершенствования мира растений и животных, и его история — это прямое продолжение истории природы. И. Гердер полагал, что социальные качества людей поэтому есть непосредственное развитие естественно-биологических черт более простых живых су­ществ. Эта идея была подвергнута критике уже И.Кантом.

Согласно И.Гердеру, развитие собственно общества также имеет восходящий характер. В нем все большее значение приобретают разум и справедливость, а насилие постепенно сменяется миролюбием. Вместе с тем, общество — это единое целое, вне которого индивид ничего из себя не представляет: «человек рожден для общества» и «ни один из нас не сделался человеком сам по себе, собственными усилиями», но только благодаря культуре. На будущее И.Гердер смотрел весьма оптимистически, полагая, что человечество закономерно движется к гуманизму. Характер изменения общества определяют законы и дух народа (то есть его на­циональный характер и идеи его выдающихся представителей), а также географическая сре­да. В результате каждый народ имеет заметные отличия в своей истории. Мыслитель остро критиковал деспотизм и так называемые «великие личности», говоря, что, к сожалению, «самые славные имена в истории принадлежат тем, кто душил род людской, коронованным палачам или палачам — приспешникам трона». Истинными героями истории он считал изобретателей, деятельность которых свидетельствует о творческих способностях человече­ства; именно они его «боги и гении».

Другим учеником И.Канта являлся Иоганн Готлиб Фихте. Он отверг непознаваемую «вещь в себе» своего учителя и не согласился с дуализмом сознания и объек­тивного мира. При этом И.Фихте поставил задачу превратить философию в «науку всех на­ук» и последовательно вывести все знание из одного принципа. Немецкий мыслитель также воспринял и развил идею И.Канта об активности человека в процессе познания. Согласно И.Фихте, исходным пунктом философской теории является действующий субъект, обладаю­щий изначально активной сущностью, и именно с него и следует начинать наши рассужде­ния. Основополагающей характеристикой человека при этом выступает его возможность выбирать образ и направление собственных действий. По этой причине И.Фихте определил свое учение как «систему свободы». Вместе с тем, по мысли автора, это также и «философия самосознания».



Дело в том, что первым самоочевидным суждением человека является утверждение «я есть», в котором индивид осознает, осмысливает и анализирует самого себя в качестве «я». Но уже для такого начального умозаключения необходимо соотнести себя с чем-то другим, и это другое И.Фихте назвал «Не-Я». При этом определяющую роль философ отводил именно «Я», которое порождает«Не-Я» и затем «смотрится» в него, как в зеркало. Деятельность человеческого «Я» творит мир, и субъект становится абсолютным началом всего сущего. Та­ким образом, и бытие объектов, и познание полностью выводятся не из мира, а из сознания и деятельности человека. Немецкий мыслитель считал, что наши ощущения — это не результат отражения объективной действительности, а продукт «Я» (хотя мы этого и не осознаем). Ин­дивид имеет только так называемое «эмпирическое сознание», не подозревает о «чистом Я» и воспринимает результаты его деятельности как нечто внешнее. В результате главным пред­метом философии у И.Фихте стало «чистое Я», активная деятельность творящего и познаю­щего человеческого мышления.

Субъективно-идеалистическое учение И.Фихте имеет определенные объективные осно­вания в самом характере процесса человеческого познания. Действительно, мы воспринима­ем не сам предмет, а его образ, и характер этого восприятия зависит от наших индивидуаль­ных особенностей. При этом человек видит не изображение объекта на сетчатке своего глаза, а с помощью деятельности сознания как бы проецирует субъективно воспринятый образ предмета вовне, представляя его там, где он, в общем-то, обычно реально и находится. Одна­ко у И.Фихте этот созданный человеком образ предмета и есть сам предмет! По его мнению, воспринимаемый предмет не сущесуществует независимо от нас, но только воспринимается нами в этом качестве.

В этих рассуждениях немецкий философ прав лишь частично, так же, как и во мнении, что сознание творит мир. В самом деле, человек создает свою, особую вселенную — мир культуры; ее объекты являются таковыми только для носителей этой культуры. Однако люди не создают природу. У И.Фихте же природа выводится из ничем не определяемой деятельно­сти субъекта и, в результате, она утрачивает ту свободу, которую имела у И.Канта: «единственно через человека распространяется господство правил вокруг него до границ его наблюдения и, насколько он продвигает дальше это последнее, тем самым продвигаются дальше порядок и гармония... Через него (то есть человека — В.Е.) держатся вместе мировые тела и становятся
единыморганизованным телом, через него вращаются светила по указанным им путям».

Природа для И.Фихте представляла по сути дела лишь препятствие, преодолевая кото­рое «Я» полностью осознает себя и познает мир. Таким образом, немецкий философ выдви­нул диалектическую идею о том, что познание — это фактически синтез (соединение) проти­воположностей, результат бесконечного взаимодействия и совместного развития «Я» и «Не-Я». По мнению мыслителя, данный синтез противоположностей осуществляется в результате акта воображения, которое является поэтому основой и сутью всех познавательных способ­ностей субъекта. Итогом освоения мира человеком в идеале могло бы стать полное тождест­во «Я» и «Не-Я», однако практически это недостижимо.

Элементы диалектики содержатся и в учении немецкого мыслителя о свободе, которая имела для него исторический характер. Человек должен являться сам себе целью, сам опре­делять себя и не позволять определять себя ничем внешним. Ему следует быть активным в социальной жизни и действовать в собственных интересах, интеллектуально и нравственно совершенствоваться. Вместе с тем, человек немыслим вне общества. Поэтому самостоятель­ная личность должна самоограничить себя во имя осуществления прав других и только тогда возможна ее реальная собственная свобода. Кроме того, по убеждению И.Фихте, в истории должен реализоваться принцип равенства людей.

На основе сказанного философ наметил и главную задачу человечества: не только об­щество и люди, но и природа должны быть в конечном итоге преобразованы в соответствии с категорическим императивом И.Канта (как закона всего сущего). В связи с этим большое значение в прогрессе человечества принадлежит науке. По мнению И.Фихте, центральную роль в жизни общества играет государство, назначение которого «состоит прежде всего в том, чтобы дать каждому свое, ввести его во владение его собственностью, а потом уже на­чать ее охранять». Следует отметить, что немецкий мыслитель являлся сторонником госу­дарственного регулирования экономики. При этом он ратовал за право владения индивида лишь «необходимыми средствами», то есть выступал за ограничение частной собственности.

Попытка И.Фихте поставить в центр всей философии «Я» вызвала у многих его совре­менников удивление и даже иронию. На склоне лет И.Кант также критиковал своего ученика за попытку вывести «из чистой логики реальный объект». Поэтому уже в начальный период творчества немецкий философ пытался оградить себя от обвинений в солипсизме и заявлял, что «абсолютное Я» вовсе не представляет собой частного индивида, который только выво­дится из этого «Я». Последнее есть «наша духовность вообще», а «понятие человека отно­сится не к единичному человеку, ибо такового нельзя помыслить, а только к роду». В зре­лые годы «Я» у И.Фихте все больше приобретало надиндивидуальный характер. Наконец, за субстанциальной родовой сущностью человека начал просматриваться и божественный аб­солют. Таким образом, немецкий мыслитель постепенно эволюционировал от субъективного идеализма к объективному.


Значение творчества И.Г.Фихте заключается прежде всего в обосновании им активности человека по отношению к окружающей действительности, раскрытии противоречивости и диалектичности процесса познания как взаимодействия субъекта (человека) с объектом (постигаемым миром). Именно активность мышления позволяет людям быть свободными, преобразовывать общество и устанавливать власть над природой.

Более последовательным объективным идеалистом в зрелые годы являлся другой пред­ставитель немецкой классической философии — Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Правда, в молодости будущий идеалист увлекался идеями Великой французской буржуазной революции и придерживался в объяснении природы весьма близких к материа­лизму взглядов. В ранней философской поэме молодой мыслитель даже утверждал: «Одно я усвоил раз навсегда: Кроме материи — все ерунда. Она — наш верный друг и хранитель, Всего, что на свете есть, прародитель. Она всех мыслей мать и отец, Познанья начало, незна­нья конец. И тут совсем ни при чем откровенье, Чего-то незримого благоволенье».

В самых первых работах Ф.Шеллинга заметно влияние идей И.Фихте, однако вскоре философ отверг принцип выведения окружающего мира из «чистого Я». Он предпринял по­пытку соединить философию и знания о природе, разрабатывая натурфилософию. При этом под влиянием открытий в естествознании конца XVIII века (в частности, достижений Куло­на, Эрстеда и Гальвани в области теории электричества) молодой мыслитель высказал целый ряд диалектических идей. Прежде всего, он говорил о движении как неотъемлемом свойстве материи. Данные естественных наук все больше указывали на взаимозависимость органиче­ской и неорганической природы. Поэтому Ф.Шеллинг пришел к выводу, что Вселенная не просто проходит в своем развитии ряд качественно отличающихся ступеней. Различные уровни организации природы неотделимы друг от друга, и низшая ее ступень всегда является необходимым основанием для высшей.

По сути дела Ф.Шеллинг говорил о механической и физической, химической, биологической и социальной формах движения материи, о ее внутреннем единстве и выдвигал идею всеобщей взаимосвязив природе. Более того, немецкий философ считал, что сущность приро­ды заключается в ее «полярности» и единстве противоположных сил (например, положи­тельного и отрицательного электричества). Переход к каждой более высокой ступени в раз­витии природы молодой исследователь рассматривал как временное «снятие» напряжения между двумя полюсами полярности. Применительно к человеку полярность достигает своего наивысшего выражения в виде противоположности между добром и злом. Таким образом, Ф.Шеллинг преодолевал понимание природы как механического агрегата и ставил перед со­бой цель найти в основании мира некое динамическое (самодвижущее) начало.