Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Закон отрицания отрицания показывает, что в развитии органически сплетены элемен­ты поступательности и повторяемости. Благодаря этому в развитии имеется преемствен­ность, более того, на новых его этапах происходит восстановление некоторых ранее утра­ченных качеств и свойств, если они необходимы для дальнейшего существования объекта. Недаром, развитие можно представить в образе спирали, соединяющей в себе круг (символ возвращения к старому) и восхождение (движение к новому). Будучи объективным идеали­стом, Г.Гегель относил действие этого закона диалектики (как, впрочем, и других) прежде всего к миру чистой логики, где новая мысль отрицает старую, затем происходит синтез и т.п. Вместе с тем, он иллюстрировал действие закона отрицания отрицания и на примерах из природы: так, зерно овса, отрицаемое выросшим из него зеленым растением, дает в конеч­ном итоге новое зерно, но уже в десятикратном размере. Отражая разные стороны процесса развития, законы диалектики существуют и действуют в неразрывном единстве.

С помощью диалектического метода Г.Гегель в своих важнейших работах «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» показал вели­чественную картину саморазвития Абсолютной идеи. На первом этапе она развертывается в виде системы категорий, представляющих собой «чистые» мысли и не нуждающихся в каком бы то ни было материальном «наполнении». Категории чувственно невоспринимаемы и со ставляют внутреннюю сущность вещей, однако сами предметы еще не возникли. Развитие начинается с категории бытия, самой малонаполненной и простой, которая переходит в свою противоположность — «ничто». В результате возникает понятие становления, а затем так называемое «наличное бытие», присущее реальным предметам. Далее следуют количество и качество, мера, конечность, бесконечность и другие «чистые категории».

Породив исходные категории, Абсолютная идея развертывается во все более конкрет­ные понятия — механизм, химизм, биологизм, познание и т.п. Наконец, возникает царство чистой логики, но в нем Абсолютная идея пока еще не может себя познать. Г.Гегель детально проанализировал многие философские категории, показав, что они представляют собой це­лостную и развивающуюся систему. Характеризуя взаимопереход и взаимодополнение пар­ных категорий (необходимость и случайность, причина и следствие, содержание и форма, сущность и явление) немецкий мыслитель отразил единство и противоречивость бытия.

На втором этапе Абсолютная идея отчуждается от своей истинной сущности, дух пре­вращается в свое «инобытие», в природу, то есть опредмечивает себя, предстает в виде огра­ниченных, конкретных, единичных вещей, находящихся в также возникающем пространстве и времени. По выражению немецкого философа, природа — это «внешняя реальность идеи», «окаменевший дух». Согласно Г.Гегелю, развивается не сама природа, а выступающая в ка­честве ее основы система категорий. Во Вселенной лишь повторяются изначально заданные Абсолютной идеей сочетания различных неорганических и органических структур и объек­тов. Поэтому природа хотя и выступает в качестве необходимого этапа развертывания Аб­солютной идеи, но нужна, по сути дела, лишь для того, чтобы можно было перейти к третьей ступени, на которой возникают человек и общество. В результате мыслитель мало интересо­вался естественными проблемами и заблуждался по многим вопросам, которые решила или к решению которых вплотную приблизилась наука первой трети XIX века. Например, он от­вергал атомистику и факт преломления света. Правда, великий философ предсказал перио­дическую систему элементов в химии.»


На третьем этапе Абсолютная идея возвращается к самой себе — появляется общество, дающее духу возможность осознать пройденный им ранее путь. Сначала возникает «субъективный дух», то есть человеческое сознание. Затем оно опредмечивается, становясь явлениями культуры — «объективным духом». Вместе с тем, интеллектуальная деятельность людей превращается в государство и право, нравственность и мораль, искусство и религию, наконец, — в философию. Именно в ней Абсолютная идея, пройдя длительный путь истори­ческого развития и выразившись в виде конкретных форм интеллектуальной деятельности людей, предстает в качестве Абсолютного духа и осознает себя.

Принципиально новые идеи Г.Гегель выдвинул и в гносеологии. Он справедливо отме­тил, что родившийся человек постепенно усваивает способность мыслить, сначала практиче­ски, пользуясь предметами культуры, а затем и теоретически, то есть во внутреннем плане сознания. Иными словами, немецкий мыслитель пришел к выводу, что постижение мира осуществляется не только индивидом, но и человеческим родом. Осваивая достижения мате­риальной и духовной культуры, мы постигаем замыслы их создателей и интеллектуально развиваемся. Действительно, в мире культуры воплощена логика развития человечества и его интеллектуальный потенциал. Однако философ мистифицировал культуру, считая ее проявлением Абсолютной идеи и следствием развертывания в конечном итоге «чистой мыс­ли», то есть «объективным духом». В результате его гносеология базируется на предпосылке, что изучающий мир человек является всего лишь орудием стремящегося к самопостижению, однако не могущего осознать себя без опредмечивания Абсолютного духа.

Г.Гегель отверг агностицизм И.Канта. Вместе с тем, он спорил и с Ф.Шеллингом, дока­зывая, что познание осуществляется не через интуицию или «чистое» созерцание, а лишь благодаря понятийному мышлению. Именно в понятиях человек в силах выразить самые су­щественные стороны окружающего мира. Г.Гегель не считал антиномии И.Канта свидетель­ством бессилия разума. Противоречия — это вовсе не тупик и не показатель заблуждения, ведь их природа совсем другая. Мыслитель доказывал, что поскольку в объективной действительности имеются противоречия, то они должны отражаться и в нашем разуме в форме логических противоположностей. Поэтому противоречия не являются препятствием для по­знания.

Согласно Г.Гегелю, разум способен опираться на противоречия, отражать их в понятиях и успешно преодолевать. Противоречия представляют собой важное орудие истины, напро­тив, их отсутствие есть верный признак заблуждения. Например, в чувствах и

созерцании нам дана непрерывность движения, отразить же единство прерывности и непрерывности в нем можно только в понятиях разума, которые не исключают, а предполагают противоре­чия. Г.Гегель сделал вывод о применимости законов и категорий диалектики к процессу по­стижения мира. Таким образом, диалектика стала рассматриваться не только как теория развития, но и как метод познания.

Г.Гегель впервые ввел понятия абсолютной и относительной истины, отметив, что чело­век не может познать мир целиком и сразу. В результате истина предстала как процесс, дви­жение мысли. На каждом этапе освоения действительности люди обладают недостаточно глубоким знанием, и все историческое развитие науки представляет собой процесс уточнения и дополнения относительных истин. По мысли Г.Гегеля, только философия открывает абсо­лютную истину. Науке же доступен лишь анализ природы, искусству — пусть и красочные, но неточные художественные образы, а религии — аллегорическое, а потому также неполное истолкование бытия. Заслуга немецкого философа в гносеологии состоит и в том, что он обосновал целый ряд важных для современной науки принципов познания — восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, всестороннего рас­смотрения предмета исследования и др.

Социально-философские воззрения Г.Гегеля основаны на той исходной предпосылке, что развитие общества происходит через активную деятельность людей, как более совершен­ную теоретическую (высшей формой которой является философия), так и менее совершенную практическую (труд). Мыслитель определял труд в качестве «педагога человечества», сыг­равшего определяющую роль в «воспитании дисциплины сознательного существа». Человек является продуктом своего труда. Даже рабский труд сыграл большую роль в развитии чело­вечества, подготовив людей к свободной и ответственной деятельности. Кроме того, Г.Гегель исходил из того, что сам Абсолютный дух не может ни работать, ни воевать, и по­этому он позволяет действовать за себя человеку. Таким образом, развитие Абсолютной идеи в форме Абсолютного духа происходит через деяния ничего не подозревающих об этом людей.

Дух достигает собственных целей, неведомых отдельным индивидам, и в этом выража­ется так называемое «коварство разума». Все сферы общественной жизни, в том числе и ма­териальная — это функции духа, проявляющиеся через деятельность людей. История челове­чества по Г.Гегелю есть одновременно и развитие Абсолютного духа. В этом своем выводе немецкий мыслитель, хотя и в мистической форме, но подошел к пониманию объективных (то есть не зависящих от сознания и воли людей) законов развития общества. Он писал: «преследуя свои частные интересы, люди делают гораздо больше, чем они задумали... Не сознавая этого, они реализуют закономерности истории...». Вместе с тем, история у Г.Гегеля все-таки не автоматический процесс, а люди — не марионетки. Они делают исто­рию (и особенно «великие личности») благодаря собственной активности, желаниям и уст­ремлениям, хотя и в рамках некоторых общих тенденций, определенных развитием Абсо­лютного духа. В лице человека дух осознает себя как субъекта, обладающего непредопреде-ленной волей и способностью самостоятельно действовать. В результате целью истории ста­новится его стремление к свободе. Поэтому и степень проявления свободы человека является главным критерием общественного прогресса. Исторический процесс предстает у Г.Гегеля как шествие Абсолютного духа во времени, а также в пространстве (с Востока на Запад). В этом движении и внутреннем совершенствовании Абсолютный дух способствует через дейст­вия людей как все большему осознанию ими свободы, так и осуществлению ее в социальной жизни.


На Древнем Востоке человек был настолько тесно связан с обществом, что у него прак­тически не было индивидуальной жизни. Поэтому там был свободен лишь один человек — деспот, и то в значительной степени условно (он тоже являлся рабом традиций, хотя и мог творить в их рамках любой произвол). Там никто еще не знал, что такое свобода. В Антич­ной Греции и Риме была свободна группа людей, однако условием демократии служило раб­ство. Вместе с тем, и свободные граждане еще не достигли полной самостоятельности, по­скольку при принятии решений пользовались советами оракула и ждали знамения, гадали и т.п. В античном мире даже самые великие умы (например, Платон и Аристотель) еще не осознавали, что человек свободен как таковой, а не лишь некоторые люди.

Наконец, в христианском мире развитие духа привело к тому, что человек стал внутрен­не свободным. Особенно большую роль в этом сыграла Реформация, непосредственно свя­завшая человека с Богом. Наивысшего развития в осознании и утверждении свободы, по мнению Г.Гегеля, достигли германские народы — они имеют право свободно выбирать заня­тия и продавать свою способность к труду, получили доступ к государственным учреждени­ям. У германских народов сформировалось так называемое гражданское общество, основой которого Г.Гегель считал повиновение законам, юридическое равенство и частную собст­венность. Немецкий философ отметил, что для того, чтобы личность была свободной, необ­ходимо проявление ею своей воли через воздействие на внешние объекты, а это затрудни­тельно без обладания собственностью.

Заслуга Г.Гегеля состоит в том, что он показал мировую историю как единый и законо мерный процесс. Вместе с тем, его трактовка хода истории являлась европоцентристской, по­скольку, в отличие от европейских народов, другие народы не рассматривались как «исторические» нации. Германия в начале XIX века вовсе не была самой передовой страной, где нашел свое законченное выражение Абсолютный дух. Только в 1807 году в Пруссии (на родине Г.Гегеля) было отменено крепостное право. Да и последующая история нашей циви­лизации свидетельствовала, что развитие свободы не остановилось как в Германии, так и в других странах мира. Однако ошибки великого немецкого мыслителя, обусловленные осо­бенностями эпохи и страны, в которых он жил, нисколько не умаляют ценность многих его идей. Так, Г.Гегель провозглашал свободу и равенство людей вообще, заявляя, что «человек имеет силу потому, что он является человеком, а не потому, что он еврей, католик, протес­тант, немец, итальянец и т.д.».


Говоря о творчестве Г.Гегеля в целом, следует отметить, что самым его выдающимся вкладом в мировую философию является разработанный им диалектический метод, в соот­ветствии с которым бытие рассматривается как развивающееся, единое и противоречивое целое. В идеалистической диалектике Г.Гегеля были глубоко проанализированы и приведе­ны в систему важнейшие законы и категории, выражающие процесс развития мира (как дви­жения Абсолютного духа). Вместе с тем, немецкий философ не смог провести разработанные им диалектические принципы через все свое философское учение. Между системой и методом у Г.Гегеля имеется противоречие. Его метод предполагает постоянное развитие всего сущего, отсутствие раз и навсегда данных состояний и любых пределов изменений. Однако выдаю­щийся немецкий мыслитель считал, что всякая философская система должна быть завершена. Своему учению он тоже старался придать характер абсолютного знания. Поэтому в некото­рых выводах философ противоречил собственному диалектическому методу.

Во-первых, внутренним потенциалом развития у него обладает только дух, в природе же «ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку. Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое». Во-вторых, Г.Гегель фактически подразумевал, что его учение является наивысшим результатом, дос­тигнутым в мировой философии, и в принципе оно объясняет все сущее, осталось только за­няться уточнениями. Иными словами, Абсолютная идея достигает вершины своего самопо­знания именно в системе самого Г.Гегеля. В-третьих, история человечества, по мнению не­мецкого философа, имеет свое завершениев Пруссии: здесь уже все якобы свободны. Таким образом, задача духа оказывается выполненной. Указанными выводами Г.Гегель ставил предел дальнейшему развитию.

Вклад Г.Гегеля в мировую сокровищницу философской мысли огромен. Недаром, его учение имело многочисленных последователей, например, в рамках так называемого неоге­гельянства(вторая половина XIX — первая половина XX в.). Философская концепция Г.Гегеля подверглась и острой критике, в частности, К.Марксом и Ф.Энгельсом за идеализм и консервативный характер ряда выводов. Великий немецкий мыслитель разработал содер­жащую в себе «поражающее богатство мыслей» (Ф.Энгельс) всеобъемлющую систему объек­тивного идеализма, служащую примером для новых представителей идеалистического на­правления. Однако самое большое значение для последующего духовного развития челове­чества имел диалектический метод Г.Гегеля, поднявший на новую ступень сам характер фи­лософствования.