Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Главное достижение немецкой классической философии — это последовательно и сис­тематично изложенная диалектика. Благодаря Г. Гегелю она стала рассматриваться не толь­ко как искусство спора, но и как всеобщая теория саморазвития мира. Была разработана древняя идея о тождестве противоположностей, а наличие противоречий перестало одно­значно восприниматься как тупик в движении вперед. Г.Гегель показал механизм развития и исследовал проблему его направленности. Будучи примененной к гносеологии, диалектика предстала как метод теоретического мышления и открыла человеку новые горизонты позна­ния, дала возможность выразить противоречивость бытия. В идеалистической форме была преодолена созерцательность предыдущих учений, и познание стало рассматриваться не в виде пассивного отражения, а как постоянное взаимодействие субъекта и объекта. Немецкая классическая философии оказала исключительное влияние на дальнейшее развитие мировой философии, прежде всего, на ее язык, проблемное поле и мировоззренческие ориентации.


2.4.2. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Важное место в истории мировой философской мысли занимает марксистская филосо­фия. Исходные ее идеи и принципы были разработаны Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в 40-е годы XIX века, а затем постоянно уточнялись и дополнялись фактически до конца жизни основоположников марксизма. Эта философия сформировалась не только как результат дальнейшего развития и синтеза ряда мировоззрен­ческих подходов к действительности. Возникновение марксизма в гораздо большей степени, чем у предшествующих концепций, было связано с рядом социально-экономических, а также политических предпосылок. В дальнейшем это во многом определило практически-идеологическую направленность учения К.Маркса и Ф.Энгельса.

Дело в том, что в первой половине XIX века в наиболее развитых странах Западной Ев­ропы происходили весьма заметные перемены. Требовалось осмыслить новые явления, свя­занные с разворачивающейся промышленной революцией и изменением социальной струк­туры общества (прежде всего, постоянным увеличением количества людей, работающих по найму), а также усиливающимися социальными конфликтами (чартистским движением в Англии, восстанием силезских и лионских ткачей, революциями 1848 г.). Был также очеви­ден ряд пороков существовавшего тогда классического типа буржуазного общества, особен­но наличие глубокой пропасти между бедностью и богатством. На таком фоне заметно рос­ло самосознание рабочих, складывались первые выражающие их интересы организации. Наконец, представители английской классической политической экономии А.Смит и Д.Рикардо сформулировали ряд экономических законов, показав большую роль труда и ма­териального производства в общественной жизни и отметив их влияние на социальное уст­ройство. Это позволяло по-новому взглянуть на простых тружеников. Размышляя над ука­занными фактами, К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу об особом призвании рабочего класса и необходимости идейного выражения и теоретического обоснования интересов тру­дящихся. Они также решили связать философское осмысление общества с происходящими в нем материальными процессами.

Немецких мыслителей привлекли и учения представителей так называемого утопическо­го социализма — Ш.Фурье, А.Сен-Симона, Д. Оуэна, которые рисовали картины пришедше­го на смену капитализму справедливого общества будущего (с социальным равенством, рас­пределением богатств по труду и отсутствием частной собственности, самоуправлением на­селения и плановым хозяйством). Однако социалисты-утописты не предложили более или менее реальные пути достижения подобного состояния общества. Поэтому К.Маркс и Ф.Энгельс поставили цель создать философию, имеющую практическую направленность, обосновывающую неизбежность гибели капитализма и показывающую пути установления нового, более совершенного, разумного и справедливого общественного строя.



Не менее важное значение для формирования учения К.Маркса и Ф.Энгельса имели и собственно философские предпосылки. Как известно, Г.Гегель, сформулировавший основ­ные законы и категории диалектики, изобразил процесс развития в виде самодвижения Аб­солютного духа. Диалектика предстала в мистифицированном виде, исключительно как не­зависимая от объективной реальности сфера совершенствующегося «чистого» разума. Одна­ко ряд результатов исследований в естественных науках того времени уже указывали на раз­витие природы и всеобщую связь явлений и процессов в ней. Прежде всего, это были теория естественного отбора Ч.Дарвина и открытие клеточного строения всего живого М.Шлейденом и Т.Шванном, а также закон сохранения энергии, сформулированный Д.Джоулем и Р.Майером. Указанные достижения, как и ускорение общественных изменений, создали реальные предпосылки для появления философской концепции, распространяющей диалектику на познание всего мира.

Предпринимая попытку объяснить все сущее исходя только из естественных оснований, К.Маркс и Ф.Энгельс также восприняли и критически переработали многие идеи из учений предшествующих мыслителей-материалистов, особенно Л.Фейербаха и французских мате­риалистов XVIII века. В частности, в этой связи следует отметить анализ Л.Фейербахом проблемы отчуждения человека, онтологические воззрения Д.Дидро, П.Гольбаха и Ж.Ламетри, некоторые положения материалистического сенсуализма XVII—XVIII вв., кри­тику французскими просветителями социальных пороков и отстаивание ими гуманистиче­ских идей. На становление социальной философии марксизма повлияли идея о наличии в обществе определенных объективных законов развития (Ф.Вольтер, Г.Гегель), положение немецкой философской классики об активности и свободе субъекта.

В своем учении К.Маркс и Ф.Энгельс предприняли попытку соединить материализм с диалектикой и с его помощью охватить и объяснить всю действительность. Вместе с тем, по их мнению, разум не только в силах познать любую область бытия, но и изменить мир (прежде всего социальный) к лучшему. В результате марксизм стал еще более последователь­ным выражением рационализма Нового времени, чем немецкая классическая философия.

2.4.2.1. Формирование и основные положения философии марксизма.

Эволюция взглядов основоположников диалектико-материалистической философии хо­рошо заметна на примере творчества К.Маркса. В студенческие годы он являлся горячим поклонником учения Г.Гегеля, однако затем молодого философа стал привлекать антропо­логический материализм Л.Фейербаха. К.Маркс приветствовал гуманистический подход Л.Фейербаха и сам обратился к проблеме человека. Он выдвинул идею всестороннего разви­тия личности. Но молодой мыслитель быстро убедился в несправедливости существующих социальных порядков и невозможности достижения подобной цели в их рамках. Пока фило­соф наивно полагал вслед за Л.Фейербахом, что социальная несправедливость является ре­зультатом «извращения» родовой сущности человека.


В «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» К.Маркс показал, что в современном обществе индивид отчуждаетсяот своей родовой сущности, от других людей и от общест­ва. При этом основой всякого отчуждения является отчуждение экономическое, то есть раз­рыв между человеком и результатом его трудовой деятельности. Продукт труда наемного рабочего ему не принадлежит, а напротив, подчиняет себе своего создателя; по сути дела не люди управляют вещами, а вещи — людьми. Деятельность человека в современном обществе «оказывается мукой, его собственное творение — чуждой ему силой, его богатство — его бедностью, его сущностная связь, соединяющая его с другим человеком — несущественной связью, и, напротив, его оторванность от другого человека оказывается его истинным быти­ем, его жизнь оказывается принесением в жертву его жизни, его власть над предметом ока­зывается властью предмета над ним, а сам он, властитель своего творения, оказывается ра­бом своего творения». Хотя человека от животного отличает именно труд, на деле он ока­зывается принудительным, и поэтому только вне его люди чувствуют себя свободными и подлинными субъектами. Труд становится лишь способом поддержания жизни, в результате чего к нему формируется негативное и даже враждебное отношение. Подобный труд порож­дает также и конкуренцию между людьми, конфликты в обществе.

В этой же работе К.Маркс доказывал, что отчуждение вытекает из частной собственно­сти, которая «сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-либо предмет являет­ся нашим лишь тогда, когда мы им обладаем..., когда мы его потребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств — чувство обладания». Для того, чтобы человек перестал быть отчужденным, «частичным» индивидом и достиг всестороннего развития, необходимо отменить частную собственность и преобразо­вать общество на коммунистическихначалах. Коммунизм виделся К.Марксу как «реальный гуманизм», дающий возможность всестороннего развития личности на основе высокоразви­того материального производства и отсутствия эксплуатации человека человеком. В резуль­тате социальной критики к выводу о необходимости коммунистического общества почти в это же время пришел и Ф.Энгельс (совместный с К.Марксом труд «Святое семейство»). В дальнейшем обоснование идеи коммунизма красной нитью проходило через все творчество основоположников марксизма.

С этой целью К.Маркс прежде всего подверг критике фейербаховскую трактовку чело­века и разработал собственную антропологическую концепцию. Во-первых, он пришел к вы­воду, что сущность человека не является неизменной, а имеет
историческуюприроду (то есть развивается). Во-вторых, основополагающие черты человека носят общественныйхарактер, определяются условиями конкретной эпохи и социальными связями с другими людьми. Че­ловек проявляет свою сущность только в обществе. В частности, духовное совершенствова­ние индивида зависит от интеллектуального уровня окружающих его лиц и духовного богат­ства всего общества. В-третьих, человек является не только высшим продуктом развития природы, но он одновременно выступает и в качестве ее универсально-всеобщей силы. Лишь люди способны трудиться, то есть заниматься любым родом деятельности, превращая силы природы в собственные силы и способности. Люди выделились из природы и теперь сами ее преобразуют, они проявляют себя как существа деятельные. Таким образом, согласно К.Марксу, сущность человека имеет социально-исторический и предметно-практический ха­рактер.

В «Тезисах о Фейербахе» К.Маркс показал, что человек не является пассивным сущест­вом, меняющимся под влиянием окружающей среды (как у французских материалистов и Л.Фейербаха), а выступает как активный и деятельный субъект. Он сам меняет свою жизнь благодаря практике, под которой в марксизме понимается совокупная деятельность людей по преобразованию окружающей их природы с помощью имеющихся у них производитель­ных сил, формирование социальных отношений, изменение самих себя. К.Маркс доказывал, что практика носит общественный характер, то есть невозможна вне связей и отношений между людьми. Кроме того, она исторична (меняется с развитием человечества), а также предметна, поскольку состоит в конечном итоге в преобразовании вещей и явлений действи­тельности. Посредством практики выражается активное отношение человека к окружающе­му миру.

К.Маркс пришел к выводу, что именно практика является основой для появления и раз­вития духовного в человеке, она первична по отношению к миру идей. По его убеждению, из материальной практики можно выводить самые сложные социальные процессы и явления. Все виды сознания людей включены в их деятельность и изменяются вместе с совершенство­ванием практики. Поэтому, как правило, осмысливается только то, что уже вошло в число практических проблем. По мнению К.Маркса, «вся общественная жизнь является по сущест­ву практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рацио­нальное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики». Скажем, ре­шение каких-то теоретических проблем не есть продукт «чистого» философского размышле­ния, а следствие изменения практики, поскольку в конечном счете лишь в деятельности нахо­дятся доказательства их истинности или же ложности.