Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
все. По-видимому, всегда будут люди, уверенные, что именно они открыли настоящую и единственную истину, приемлемую в любых условиях и для всех. Однако указанное мнение является верным в главном: философское знание станет го­раздо богаче и сможет точнее и полнее объяснить мир, если мыслители откажутся от идеи, что именно их позиция является единственно возможной точкой зрения на мир (а такой подход все­гда вел к абсолютизации одних положений и недооценке других), и станут следовать не прин­ципу борьбы, а взаимооправдания и дополнительностифилософских направлений.

Вместе с тем, это вовсе не делает тщетным стремление мыслителей к давней общей мечте — нахождению истины в рамках интеграции всегофилософского знания. Правда, следует иметь ввиду своеобразный гносеологический парадокс, заключающийся в том, что мир одновременно и позна­ваем, и непознаваем. С одной стороны, он достижим нашему разуму, поскольку мы можем беско­нечно раздвигать границы исследований вглубь и вширь, узнавая все новые и новые законы и за­кономерности, но не видя при этом нигде предела, за который нельзя бы было продвшгуться в по­знании. С другой стороны, бесконечность бытия не дает возможности изучить абсолютновсе во Вселенной, и в этом отношении мир непознаваем. Поэтому в будущем, при условии дальнейшего развития человечества, несомненно появятся и новые, синтезирующие достижения предшественни­ков философские теории, более всеохватывающие и все полнее объясняющие мир и смысл бытия в нем человека. Однако никакое учение не сможет объяснить абсолютно все.

2.5. РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (XI—XX вв.)

Философия не имеет «национальной принадлежности» и является достоянием мировой духовной культуры в целом. Для истории человеческого духа нет принципиальной разницы, в какой стране была обоснована и развита та или иная идея, теория, концепция. Тем не ме­нее, мыслители всегда являются представителями определенного народа, и его национальная культура часто накладывает заметный отпечаток на их творчество. Именно в этом смысле можно говорить о «немецкой» или «английской» философии. С такой же позиции мы рас­смотрим и историю русской философской мысли.


Как и у других народов, становление русской философии было обусловлено стремлени­ем передовых носителей национальной духовной культуры решить основополагающие ми­ровоззренческие вопросы. При этом за свою почти тысячелетнюю историю русская филосо­фия испытала весьма серьезное влияние многих зарубежных учений и идей (прежде всего, древнегреческих и западно-европейских мыслителей). Вместе с тем, учения ее представителей отличает и заметное своеобразие. В них отразились особенности российской истории, духов­ной культуры и национального самосознания, экономического и социально-политического устройства общества.

Для русской философии характерна прежде всего социальная направленность, стремле­ние осмыслить происходящие в обществе процессы, оценить его прошлое и предсказать бу­дущее. В этой связи в учениях многих русских мыслителей важное место занимает историо­софия, то есть стремление постичь скрытый смысл человеческой истории. Подобная направ­ленность обусловлена очень большой зависимостью судьбы отдельного человека от государ­ства и проводимой им политики на протяжении практически всей российской истории. Есте­ственно, что поэтому взоры мудрецов обращались к целому, к отождествляемому с государ­ством обществу. Социально-политический акцент русской философии был определен и глу­биной общественных противоречий, скрытых за всеподчиняющим деспотизмом, но часто проявляющихся в условиях регулярных войн и нашествий, восстаний и «смутных времен».

Русская философия развивалась в тесной связи с православием, являвшимся главной ос­новой духовности нации вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Особое значение имело при этом нравственное содержание православной христианской веры. В результате большинство учений русских мыслителей имеет религиозно-этическую окраску. В русской религиозной философии мир рассматривается как творение Бога; развивается традиционная христианская концепция, согласно которой человек представляет собой единство души и те­ла. История обычно трактуется с провиденциалистских позиций.

На характер русской философии во многом повлиял и общинный уклад жизни преобла­дающей по численности социальной группы — крестьянства. Специфику учений русских мыслителей во многом определило также особое географическое положение России, нахо­дящейся между Востоком и Западом. В результате в русской философии были хорошо замет­ны взаимодействие и борьба двух начал: с одной стороны, деятельного и рационального ев­ропейского, с другой — консервативного и эмоционального азиатского. Кроме того, важ­ным предметом рассмотрения стал вопрос о месте России в потоке мировой истории, ее от­ношении к ценностям Восточной и Западной культур.



В истории русской философии можно выделить несколько периодов. В XI—XVII веках отечественная философская мысль находилась в стадии становления, когда в рамках религи­озных, этических и политических учений происходила разработка и некоторых мировоз­зренческих вопросов. Первые философские системы появились в XVIII столетии, после дав­ших импульс европеизации русской культуры и способствовавших развитию просвещения реформ Петра I. Пожалуй, самым плодотворным для русской философии периодом были XIX — начало XX века. Благодаря общему развитию духовной культуры расцвел талант многих ярких и оригинальных мыслителей, прежде всего религиозных. В это время наиболее отчетливо проявились особенности русской философии.

После Октябрьской революции установилось почти полное господство одной идеолого-мировоззренческой системы — марксизма. Определенные возможности для развития остава­лись, пожалуй, только у философии космизма, имеющей преимущественно материалистиче­скую направленность. Многие мыслители вынуждены были уехать из страны, и в этой связи часто говорят также о русской эмигрантской философии XX века. Русская философская мысль во всех ее многообразных проявлениях всегда была важнейшим элементом нацио­нальной духовной культуры.

2.5.1. Философские идеи в духовной культуре древней и средневековой Руси.

В силу относительной молодости русского этноса формирование отечественной фило­софской мысли происходило сравнительно поздно — в период Киевской и средневековой Ру­си (XI—XVII вв.). Определенное влияние на ее становление оказало языческое мировоззре­ние и устное народное творчество. Вместе с тем, после крещения в 988 г. процесс христиани­зации тесно связал Древнюю Русь с Византией, что способствовало распространению про­свещения. Поэтому древнерусская философия в значительной мере складывалась под влия­нием идей византийских мыслителей (а через них — древнегреческих). В старейших русских рукописях, «Изборниках» (1073,1076 гг.), содержатся отрывки из произведений Аристотеля, Платона и других античных мудрецов, а также представителей патристики, например, Оригена.

Несколько позднее на Руси стали известны многие философские труды средневековых мыслителей Западной Европы. Хотя уже с этого времени в русских письменных источниках начинает встречаться термин «философия» или «любомудрие», философия в эту эпоху еще не отделилась от других областей знания и не сформировалась как самостоятельная наука. Фи­лософские вопросы о мироздании, о человеке и его месте в природе и обществе, проблемы морали рассматривались не в специальных научных трудах, а в летописях и сказаниях, по­вестях и проповедях, в поучениях и житиях святых, в молениях. Мировоззренческие пробле­мы переплетались с разного рода историческими сведениями и при этом облекались, как правило, в религиозную форму. Помимо тесной связи с православным религиозным учением философия Руси имеет также этическую и политическую направленность. В ней можно выде­лить
древнерусский и средневеково-русский периоды, относящиеся соответственно к культу­ре домонгольской Руси (XI—XIII вв.) и времени становления Московского государства (XIV—XV вв.).

Автор «Повести временных лет» Нестор(XI в.) отстаивал идеи и идеалы христианства. Он исходил из того, что Бог наделил людей смертным телом и бессмертной душой, дал им свободу воли. Поэтому человек сам склоняется к добру или ко злу, сам несет ответственность перед Творцом за содеянное. Для праведной жизни необходимо телесное воздержание и мо­литва, служение миру (людям). В качестве главного источника познания выступает открове­ние, даруемое Богом. История рассматривается с позиций провиденциализма: у Всевышнего якобы имеется план относительно будущего каждого народа. На этой основе объясняется, «откуда есть пошла русская земля», а отечественная история осмысливается как часть миро­вой. Однако народы, как и отдельные люди, тоже могут поддаться искушению дьявола, за что несут наказания («божьи кары»), вплоть до упадка государства и рассеяния.

Митрополит Киевский Илларион(XI век) в «Слове о законе и благодати» символически трактовал Ветхий завет и обосновывал идею равенства разных народов перед Богом. Все они проходят три периода развития: «мрак идольства», «тьму язычества» и «свет христианства». Постепенно все новые и новые государства приобщаются к благодати веры христовой. Рус­ская земля не только включена в общемировой процесс торжества царства «света» над тьмой «язычества», но и имеет в нем особое предназначение. «Слово...» пронизывают идеи ни­чтожности людей перед величием Бога, необходимости раскаяния человека за свои грехи.

В «Послании» митрополита Никифорак Владимиру Мономаху (XII в.) заметно влияние платонизма. Философские идеи использовались им прежде всего для обоснования правосла­вия. Вместе с тем, религиозный мыслитель дал трактовку некоторых проблем онтологии и гносеологии, особое же внимание уделил проблеме человека. Согласно Никифору, создан­ные Всевышним духовное и материальное существуют нераздельно, причем добро является порождением духовного, а зло — телесного начала. В результате состоящий из души и тела человек представляет противоречивое, греховное и страдающее существо. Поэтому Никифор исходил из необходимости гармонии духовного и плотского начал в человеке, причем душа может и должна иметь власть над телом. Пять чувственных телесных органов (очи и слух, осязание, обоняние и «вкушение») рассматривались как «слуги души», через которые она общается с миром; ум — это «воевода чувств». Мыслитель полагал, что ход истории предо­пределен Богом.


В «Поучении» князя Владимира Мономаха(начало XII века) обосновывается необходи­мость политического единства страны, гарантирующего ее могущество, и рисуется образ идеального правителя, который руководствуется принципом справедливости. Взгляды Мо­номаха на историю пронизывали идеи провиденциализма и фатализма. В связи с этим он со­ветовал уповать прежде всего на Бога и не завидовать творящим беззаконие, ибо тех, рано или поздно, покарает Всевышний. Гуманность необходима не только в государственных, но и в домашних делах. Следует избегать пороков, уклоняться от зла и творить добро, старать­ся сохранить чистую душу и подавлять гнев. Необходимо проявлять сострадание, помогая «вдовицам» и «убогим», усердно трудиться и совершенствовать свои знания, вести себя в за­висимости от положения в семье и обществе (как хозяин или слуга, муж или жена и т.п.). Та­ким образом, древнерусская философская мысль выработала представления о мире как тво­рении Бога, об истории общества как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней, о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души и способном склоняться к добру или злу.

Монголо-татарское завоевание серьезно изменило жизнь Руси. Дело заключалось не только в упадке экономики и культуры. В русских землях стало утверждаться социально-политическое устройство, во многом похожее на жесткую социальную иерархию монголо-татар. Произошло заметное усиление власти князей, ушли в прошлое элементы демократиз­ма, имевшие место в Киевской Руси. Если в XII—XIII веках бояре по воле населения могли даже отстранить князя от власти, то в XIV—XV вв. такое было уже просто немыслимо. В сознании народа утвердился миф о добром царе и злых боярах. К XVI веку даже самые вы­сокопоставленные феодалы называли себя холопами великого князя. В процессе становле­ния Российского государства политизация философской мысли заметно возросла. Она во многом стала служить обоснованию идей централизованного государства, что нашло отра­жение в ряде политико-философских концепций.

Монах Филофей считал, что в основе исторического процесса лежит бо­жественное предначертание, в нем нет ничего случайного. Высшим назначением светской власти является сохранение истинного, православного христианства. «Старый Рим» как пер­вый центр христианского учения пал. «Новый Рим» (Константинополь) как продолжатель дела Христа также покорен турками. Римская и Византийская империи понесли божью кару за измену православной вере. В этой связи Филофей обосновывал идею предначертанной роли Московского государства как