Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гуманизм мыслителя хорошо заметен и в его учении о человеке, который рассматрива­ется как вершина в иерархии мира. Прославляя мощь человека, якобы повелевающего соци­альным миром (семьей, государством, народами), Марсилио Фичино считал его способным к господству и над природным миром. Поэтому перед индивидом ставилась задача — совер­шенствоваться и тем самым возноситься к наивысшему сущему, то есть Богу. Важнейшим качеством человека является стремление к свободе и счастью. Так же, как и Платон, Марси­лио Фичино рекомендовал законодателям и правителям прежде всего хорошо знать филосо­фию, чтобы быть мудрыми в решении политических вопросов.

Еще одним виднейшим представителем итальянского платонизма был граф Пико делла Мирандола, в творчестве которого антропоцентризм выражен весьма ярко. Взгляды Мирандолы пантеистичны. Бог, согласно его учению, «интегрирует мир из хаоса» и является завершающей сущностью Вселенной. В речи «О достоинстве человека» Пико делла Мирандола в гуманистическом духе переосмыслил библейскую историю творения людей. По его мнению, закончив создание мира, Всевышний пожелал, чтобы был кто-то, способный оценить его красоту. Поэтому и было решено сотворить разумное существо. Но все дары Творца были уже распределены, и человеку Бог не мог дать ничего особенного. В результате Господь определил, чтобы разумное существо имело общим с другими все, что было свойст­венно отдельным творениям. Человек создан как особый микрокосмос, проникающий через все три сферы иерархически устроенного мира (ангельскую, небесную, элементарную или материальную), он есть «четвертый мир». Кроме того, Бог поставил человека в самом центре Вселенной, делая его как бы судьей мудрости, величия и красоты воздвигнутого им мирозда­ния. Мыслитель считал, что «человек есть посредник между всеми созданиями, близкий к высшим и господин над низшими, истолкователь природы в силу проницательности ума, яс­ности мышления и пытливости интеллекта, промежуток между неизменной вечностью и те­кущим временем, ... стоящий немного ниже ангелов».

Настоящим лозунгом гуманизма можно считать следующие слова мятежного графа (а он преследовался инквизицией): «на земле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке — ничего более великого, чем его ум и душа». Высоты человеческого духа опре­делены свободой волии правом выбора людьми самых различных путей. Хотя Бог и зало­жил в индивида огромное количество разных возможностей, именно сам субъект может определить свой образ по свободному выбору: ему по силам как опуститься до животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. Пико делла Мирандола крити­ковал фатализм и поэтому отверг астрологию как лженауку. Он считал, что судьбу чело­века определяет вовсе не положение звезд и планет, а его собственная свободная активная деятельность. По его мнению, необходимо не верить в чудеса, а углубляться в природу ре­альных вещей и выявлять их действительные причины.


С течением времени итальянские гуманисты стали осознавать несправедливость одно­сторонней критики Аристотеля и обратились к его творчеству. Одним из наиболее известных представителей аристотелизма являлся Пъетро Помпонацци. В своем тракта­те «О бессмертии души» он поддержал теорию «двух истин». Религиозная истина, изложен­ная в виде притч и служащая образцом морального поведения для людей, противопоставля­лась им истине философской, основанной на разуме и направленной на естественное объяс­нение мира. Поэтому религию следует сохранить лишь для воспитания народа. Кроме того, Помпонацци развивал материалистическую концепцию человеческого разума и души. Он показывал, что бессмертие души нельзя рационально обосновать, в это можно лишь верить.

Отвергая обвинения в том, что отрицание бессмертия души ведет к падению моральных устоев, Пьетро Помпонацци подчеркивал, что большинство людей, верящих в посмертное существование своих душ, «если и поступает хорошо, то скорее из страха вечных мучений, нежели в надежде на вечное блаженство, так как мучения нам больше знакомы, чем эти веч­ные блага... Считающие душу смертной гораздо лучше защищают добродетель, нежели те, кто полагает ее бессмертной. Ведь надежда на воздаяние и страх возмездия привносят в душу нечто рабское, что противоречит самим основам добродетели». Бессмысленно рассчитывать на награду в загробной жизни, а поэтому нужно с полным осознанием необходимости этого сделать максимально насыщенным и полезным именно земное бытие человека.

Трактат Пьетро Помпонацци вызвал бурю негодования среди церковников, и это про­изведение было публично сожжено. Последующие работы были изданы лишь после смерти мыслителя. В них Помпонацци обращался прежде всего к онтологическим проблемам. Он призывал отказаться от поисков любых сверхъестественных причин для всего происходяще­го во Вселенной, так как любое «чудо» может быть объяснено, опираясь только на явления природы, хотя зачастую это и очень трудная задача. Философ считал, что случайные собы­тия в конечном итоге восходят к необходимым, и поэтому в мире имеется всеобщая естест­венная необходимость. В этой связи им развивались идеи детерминизма: даже деятельность самого Бога и его провидение подчиняются природной необходимости (фатуму). В результа­те Бог у Пьетро Помпонацци фактически лишился творящих функций, а Вселенная была объявлена существующей вечно. Однако Помпонацци не принял идею развития, а возвра­тился к античным представлениям о круговороте. Если мир подчинен вечному закону дви­жения и в нем все возникает, изменяется и разрушается, то это в конце концов якобы приво­дит к постоянному повторению событий во Вселенной.


Сравнивая платонизм и аристотелизм, следует отметить, что в них было много общего, объединяющего их как философские направления Ренессанса и, прежде всего, — интерес к человеку, критика схоластики и возвышение философии в сравнении с теологией. Вместе с тем, сказались исходные философские позиции тех выдающихся мыслителей античности, на творчество которых ориентировались итальянские гуманисты, в силу чего в платонизме не сколько сильнее проявились идеалистические тенденции, а в аристотелизме — материали­стические.

2.2.5. Становление и развитие натурфилософии Ренессанса.

Начав с рассмотрения проблемы человека, философия Возрождения довольно быстро обратилась и к теме природы. Рост интереса к природе был обусловлен более активным и прагматичным отношением людей к окружающему миру вследствие развития материального производства. В борьбе с теоцентризмом рождалась новая научная картина мира. Основные характерные черты периода столкновения и взаимодействия традиционного религиозного и формирующегося научного мировоззрения нашли отражение в творчестве уроженца Южной Германии (из местечка Куза) Николая Кузанского, ставшего в зрелые годы кардиналом католической церкви. Его творчество представляет собой своеобразный проти­воречивый синтез средневекового теологического подхода к миру и нового ренессансного мышления. Конечно, Николай Кузанский признавал Бога, но обходил стороной проблему рациональных доказательств его бытия. В произведениях философа были заметны сомнения в креационистской версии о сотворении мира из ничего и развивались идеи, имеющие пан­теистическую направленность. Естественно, присущие природе порядок и соразмерность свидетельствуют о творящих возможностях Бога. Однако Всевышний находится не над при­родой, он представляет собой ее разумное основание и фактически с ней совпадает. Кузан­ский писал, что «творец и творение одно и то же» и «бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге», «в едином Боге свернуто все, поскольку все в нем; и он развертывает все, поскольку он во всем». В результате в мире есть «удивительное единство вещей» и их «чудодейственная связь, благодаря которым все пребывает во всем».

Философ-кардинал наметил некоторые идеи Нового времени, говоря о принципиальном единстве законов небесного и земного мира, об отсутствии центра Вселенной и движении Земли. Особенно важное значение в этой связи имели диалектические мысли Николая Кузан­ского, хотя и пантеистически оформленные, но направленные по сути дела против теологии. В частности, он отстаивал положения о всеобщей связи явлений и процессов, о единстве про­тивоположностей. Мир мыслился им как совпадение и слияние противоположных начал — темного и светлого, конечного и бесконечного. Впервые со времен античности Кузанский вновь сделал движение предметом философского исследования, считая, что оно «есть распо­ложенный в ряд покой». В мире нет ничего устойчивого и абсолютного, в том числе и по­коя, а исключение составляет только бесконечность. Философом была также высказана до­гадка о развитии как восхождении от низшего к высшему.


Николай Кузанский определял человека как «малый мир» (микрокосмос). Он отражает «большой мир» (природу), который, в свою очередь, является подобием «максимального ми­ра» (Бога). Люди представляют собой единство телесного и духовного, они конечны как земные телесные существа и бесконечны как духовные (божественные). Согласно Кузанскому, человек близок к Богу, он «образ Бога» и его природа лишь ненамного уступает ангелам. В силу этого люди обладают способностью к преобразованию Вселенной: «как Бог есть тво­рец реальных вещей и естественных форм, так и человек — творец логического бытия и ис­кусственных форм». Произведения Николая Кузанского пронизаны верой в безграничные возможности и творческие способности человека, его всестороннюю активность.

Для гносеологии Кузанского весьма показательно его отношение к мнению великих предшественников: «Ничей авторитет мной не руководит, даже если побуждает меня к дви­жению». Как ренессансный мыслитель, он ориентировался на традиции платонизма, хотя его привлекали и идеи пифагореизма. В частности, Николай Кузанский считал, что «первый образ в уме творца есть число». Он также ратовал за разработку точных методов исследо­вания в науке, исходя из того, что истину можно познавать прежде всего с помощью матема­тики. Применительно к познанию Кузанский выдвинул и ряд диалектических идей. Он пола­гал, что постижение людьми мира представляет противоречивый процесс, в котором истина находится рядом с заблуждением. Каждое отдельное правильное суждение есть лишь часть многообразной истины. Человек способен к бесконечному познанию мира, двигаясь от менее полного к более полному знанию.

Процесс познания начинается с восприятия предметов, поскольку «способность ума не может получить осуществления ... без посредствующих чувственных представлений». Далее рассудок оперирует конкретными образами. Возвышающийся же над рассудком разум «не погружен во временное и вещное, он абсолютно свободен от них» и «постигает только все­общее, нетленное и постоянное». Тем не менее, и разум подчинен закону противоположно­стей, поэтому для него справедливы либо «да», либо «нет». В результате при помощи разума возможно познание лишь конечных вещей. Бог же, как бесконечное, несоразмерен с миром конечных вещей, и в нем сливаются все противоположности. Следовательно, философия не может выяснить его сущность. Вместе с тем, вера не должна быть слепой: «вера руководит разумом, разум распространяет веру». Творчество Николая Кузанского оказало заметное влияние на формирование натурфилософии Возрождения.


К середине XVI века для итальянских гуманистов окончательно стала ясной бесперспек­тивность применения умозрительных схоластических методов для познания Вселенной и сре­ди них усилился интерес к конкретному и достоверному исследованию мира. На развитие философии природы повлияли также успехи естествознания того времени.

Одним из основоположников науки Нового времени стал Леонардо да Винчи. Он занимался проблемами математики и физики, механики и химии, астрономии и био­логии, географии и метеорологии, техники и геологии, был талантливым инженером. Лео­нардо да Винчи критиковал «софистические науки», опирающиеся на пустые, оторванные от жизни рассуждения. В этой связи он пришел к выводу о решающем значении опыта в науч­ном познании. Именно опыт является «истинным учителем», и он «никогда не ошибается, ошибаются только ваши суждения, ожидая от него такого действия, которое не является следствием ваших экспериментов». По мнению Леонардо да Винчи, всякая мудрость - «дочь опыта». На основе опытных данных разворачивается деятельность разума, при этом должны применяться прежде всего математические методы, ибо математика — «основа на­ук» и благодаря ей постигается количественная сторона мира (размеры, расстояние, вес).

Мыслитель отверг телеологическое объяснение природы, согласно которому у всякого действия имеется некая высшая цель. Вместо этого Леонардо да Винчи одним из первых сформулировал принцип детерминизма, признав объективность и естественность закономер­ных взаимосвязей и причинных обусловленностей всех явлений мира. Важное место в твор­честве Леонардо да Винчи занимала проблема соотношения и взаимосвязи философии, нау­ки и искусства. По его мнению, человек в своей деятельности не просто подражает Богу (как у Николая Кузанского), а благодаря искусству сам творит новую природу или мир культуры. Искусство выступает как форма познания качественной стороны явлений и процессов Все­ленной, постижения с помощью художественного образа предметов в целом. Особую роль в исследовании природы Леонардо да Винчи отводил живописи, которая сама «является фило­софией», «вся она состоит из тончайших умозрений».18 Творчество великого итальянского мыслителя стало символом взаимопроникновения ренессансной науки, искусства и филосо­фии.

Большой вклад в становление европейской науки внес Николай Коперник, разработавший гелиоцентрическую систему. Согласно учениям Аристотеля и Птолемея считалось, что Солнце и другие планеты вращаются вокруг центра конечного мира — не­подвижной Земли (геоцентризм). Николай Коперник доказал, что Земля не является непод­вижным центром Космоса, а представляет собой обычную планету, вращающуюся вокруг своей оси и Солнца как центра мира. По его мнению, все планеты движутся равномерно. Вселенная представлялась Копернику в виде очень сложной машины, созданной «лучшим и любящим порядок зодчим» (Богом). Принципы действия этой машины можно открыть, изу­чая