Файл: Основы общей психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 491

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Природа психического

Психика и деятельность

Предмет и задачи психологии как науки

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Методика и методология

Методы психологии

Наблюдение

Экспериментальный метод

ГЛАВА III. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

История развития западной психологии

История развития психологии в СССР

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ГЛАВ IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта

ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Поведение низших организмов

Развитие нервной системы у животных

Образ жизни и психика

ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Историческое развитие сознания у человека

Развитие сознания у ребенка

Развитие сознания ребенка

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Ощущение

Восприятие

Глава VIII. ПАМЯТЬ

ГЛАВА IX. ВООБРАЖЕНИЕ

ГЛАВА X. МЫШЛЕНИЕ

Развитие мышления ребенка

ГЛАВА XI. РЕЧЬ

Развитие речи у детей

ГЛАВА XII. ВНИМАНИЕ

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА XIII. ДЕЙСТВИЕ

ГЛАВА XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Труд

Игра

Учение

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА XVI. СПОСОБНОСТИ

ГЛАВА XVII. ЭМОЦИИ

ГЛАВА XVIII. ВОЛЯ

ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

Учение о темпераменте

Учение о характере

ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА

СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА

СПИСОК РАБОТ О С. Л. РУБИНШТЕЙНЕ

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ



его развитие в ходе исторического развития 143,518,522,524 Интерес и эмоциональный компонент 526;

и любопытство (познаватель­ный) 509, 529;

и направленность личности 518-520,525, 528, 529;

и склонность 526, 529;

и способности 502, 514,550;

и успешность деятельности 529;

как мотив (побудитель) деятельности 146, 502, 509,521,525,526,528,529, 532;

Интерес и эмоциональный компонент (продолж.) как продукт теоретической

деятельности 144, 509 Интереса «опредмеченность»

526

Интересов иерархия и распреде­ление 502,527,533;

непосредственный/опосре­дованный (их взаимодей­ствие) 527;

сила (активный/пассивный) 528;

теоретический 116;

устойчивость 528 — 530 Интериоризация 377 Интроспекция (сущность и задачи) 17,18,20,29,30, 42-46,55,58;

как метод 43, 55, 58 Интуиция (интуитивный акт)

48

Ирония 243,415,576-579 Искомое 268

К

Комплекс 573 Конвергенция 243 Контраст как изменение чувстви­тельности под влиянием других ощущений 183;

автоконтраст / автоиндукция 220;

краевой 221;

одновременный / последова­тельный 219-221 Контраста теории 220 Контрастные цвета 219, 220 Корреспондирующие точки 242 Коэффициент поглощения/

отражения 215 Культура материальная/ духовная 28,437,641

Л

Личности единство 532, 534, 536, 540, 635,636;

индивидуальные особенности 302,307,529,531,638,643;

личность и самосознание 635-637;

Личности единство (продолж.) притязания и достижения 31,470-472;

свойства (психические свойства личности) 32, 634;

развитие (личность как субъект своего развития) 148,470,473,475,492 Личность как общественное существо, включенное в систему общественных связей, выполняющее определенную роль 11,12,32,51,75,77,88, 510,512,513,634;

как основание, интегрирую­щее свойства, процессы, состояния 451,511,512, 634;

как субъект практической и теоретической деятельно­сти 11,28,134,538,540, 541,546,551,556,558,559, 571

Любовь 551,553,581,584 Любопытство как предпосылка формирования интеллекта 116


М

Метафора 319,335,361,379,413;

как единство образа и понятия 320

Метод науки (проблема метода) 38,39,42,44,56,58,60,88;

анализа продуктов деятель­ности 539, 545;

ассоциативный 53;

биографический 545;

генетический 39,51;

его формы 39, 42, 50, 52, 53, 65-67,69;

естественный/лабораторный 50,51,62,545;

интроспекции 19, 42, 44;

метод математического анализа 60;

наблюдения 47, 48, 83, 545;

объективность наблюдения 39,47;

определения понятий 367;

организация процесса 47;

Метод науки (продолж.)

самонаблюдение или интро­спекция 18,20,29-31, 39,42-44,46,53;

эксперимента: его особен­ности, задача, оценка результаов, ситуация проведения 39, 44, 49, 54, 60,62;

экстирпации 138 Методики 38-40,50 Методология 38, 39, 64, 84;

ее основы 52, 61, 63, 176 Мнемическая функция 166, 169;

как компонент любого

действия 173,258,292 Мнемотехника 268 Мозг

его строение и функциональ­ная многозначность 24,27, 33, 93,139,140;

и психика, их связь 92-95 Мотив и цель 21, 24, 437,444,

454,465, 592

Мотив как побудитель деятельно­сти 13,21,73,444,465-468;

как осознанное побуждение

443,465,467 Мотивация

игры 467-469,472,561;

общественная природа ее 21,34,437,439-441,465, 468, 592;

развитие ее 146, 500;

различных видов деятельно­сти 437,444-446,468;

труда 473-475;

учения 37,472,499,501 Мотивы — их структура и

борьба 168,462, 587, 589, 594 Мышление — его историческое развитие (в общественной практике) мифологическое 80, 147, 148, 340, 342;

научное 80,148;

поэтическое 80 Мышление — его связь с дея­тельностью (внешняя форма существования в действии) как компонент практической деятельности 98, 164, 307, 333, 342,343;

Мышление — его связь с дея­тельностью (продолж.) как теоретическая деятель­ность (познание) 98, 221, 305-307,342,371 Мышление — развитие в онтоге­незе (ступени) 155, 156, 336-353,368 Мышление (как раскрытие существенных связей и отно­шений) 30,34,66, 171,303, 309,310-312,316,326,334 Мышление (участие в нем различных компонентов) и знания 322, 323,344,364, 375;

и образные компоненты, наглядные 245,311,316, 320, 339,340,342,345;

и обобщения 310, 318, 326, 327,343;

и понятия 311-313,316, 319,320,327,328,334,347, 352,365;

и суждения, принципы, умозаключения 313, 321, 323, 327, 328,330-333,506;

и схема 320,327,333;

мышление безобразное 316 Мышление и проблемная ситуа­ция 312,316,317,321,322, 324,338,376,511;

восприятие 297, 298;

и ошибка 318;

и чувственные компоненты 35,178,387;

и чувство 317, 318;

речь,слово 335,343,362,

381-383,391,396,414 Мышление как деятельность субъекта 30,33,310,311,371, 513

Мышление как психический процесс 12,17,18,370,373-375;


его динамика: этапы 318-320,323,375;

его операции (анализ, синтез, абстракция, сравнение, обобщение) 320-325, 343-345,364,366,374,376

Мышление, единство компонен­тов

логического и чувственно-наглядного 321,329,334, 378;

понятий и образов-предста­вителей 320,333,343 Мышления виды

наглядно-действенное 322,337,339-343,371;

наглядно-образное 315, 319-321,335,340,341, 370,371;

понятийное (словесное) 312, 319,334;

художественное 319, 335,

336 Мышления направленность •

169,314,315,321,371 Мышления развитие (механизм) в деятельности 151, 152, 164;

в обучении 360-362,365, 366, 368;

в общении 342 Мышления уровень (степень обобщенности и проникнове­ния от явления в сущность) практическое 300, 304, 308, 334, 337;

теоретическое (абстрактное) 299,334,336,392

Н

Наблюдение 39,46;

его объективность 46;

его трудность и ненадеж­ность 43;

как целенаправленная деятельность 198, 512;

самонаблюдение 18,27,39,

42-45

Навык (как форма поведения) 102,103,106-109,111-113, 454,455 Навык (как общая схема дей­ствия, стереотипная реакция) 67,102,106,108,109,454,455, 475,478 Навык и развитие 110

Навык как операция (по психо­логической природе) 99,114, 117,443,450,454,455,457,464 Навыка виды 110,111, 450,454, 455;

гибкость 109,457;

перенос 109, 456, 457, 461, 462;

фиксированность / лабиль­ность 102,103,105, 108, 109,454,456 Навыка выработка 109, 112, 113, 454,456,457;

интерференция 461,462 Навыка механизм 111, 112, 462;

и другие формы поведения (инстинкт, интеллектуаль­ное действие, привычка) 102-106,108,115,117, 446,457;

уровни развития 106, 108;

условия формирования

105,449,462,464 Наитие 475, 481 Намерение 594, 600 Направленность личности 466, 513,514,553,559,587,595;

в мотивах, целях, влечениях, установках личности 466, 513,514,519, 613,620,623 Наследственность 102;

ее роль в развитии 103, 104,

110,535,536,545 Настроение — его сила, устойчи- • вость 556, 566,582;

его не-предметность 582, 583;

и интероцепция 571;

и общее эмоциональное

состояние личности 556 Настроение — его проявление и формирование в деятельности 562

Наука — ее тенденции, этапы развития ассоцианизм 60;

идеализм (немецкий) 58;

материализм

английский 55 — 57;

механистический 55;

сенсуалистический 56;

французский 56;

Наука — ее тенденции, этапы развития (продолж.) механицизм 59, 67, 75,76, 84,85;

прагматизм 64;

рационализм 58,64,78;

сенсуализм 57;

спиритуализм 55;

экспериментальные исследования 54, 64;

эмпиризм 57,66;

эмпириокритицизм 64 Нервная деятельность

механизмы 15, 27,32,435;

неврологический уровень

27,452 Нервная система

возникновение и уровни организации 111, 113, 116, 121,127,184;

филогенез 24, 94, 103, 106,

135,178,186, 223 Носитель функциональных связей 186, 268


0

Обмолвки 267, 271 Обобщение в процессе мышле­ния (как операция) 375;

в слове 344,356,357,375, 393,395,397;

образе 479, 482 Обобщение и понятие 311, 352,

360,384

Обобщение развития (в онтоге­незе) 343, 344,355, 356, 362, 363,397 Обобщение теоретическое/

эмпирическое 324, 343 Обобщение

«в действии» 326, 328;

«в переносе» 377 Обоняние — филогенетическое

развитие 129, 200,201 Образ 35;

памяти (эйдетический) 264;

последовательный (положи­тельный/отрицательный) 219,264

Образ, интеллектуализация его 320;

Образ (продолж.)

семантическое содержание

его 319 Образ жизни 95,96,124,128,

159,554,618,622 Обучаемость 163 Обучение 48,52,113,150,363, 365,493-495,497-499;

и зоны ближайшего развития 140;

и развитие 463, 497;

и кривые обучения 109, 459 Обучения концепция 150, 458, 498;

и воспитание 494;

и усвоение знаний 495-497;

и усвоение учений, навыков 109,463;

и учение 495,496;

суть развитие 147;

через упражнения 111, 112,

494, 506,508 Общение — его роль в развитии психики 381-386,394,397-400, 404, 444,494,627 Объективность/субъективность

180, 602 Объяснение данных 47, 48, 71,

233

Объяснительный принцип 57, 59 Одаренности виды 539 Одаренности диагностика 544, 546;

критерий и успешность 544, 548,549;

уровни 543 Одаренность -- роль наслед­ственности и среды 545 Одаренность и специальные

способности 540, 541 Одаренность как предпосылка и результат развития личности 109,114 Одаренность общая 540,541;

детей 515, 543;

специальная 540 Операция как компонент дея­тельности 99,117,443;

внутренняя 46;

и навык 172;

и условия выполнения 174

Опосредованность психики внешним миром 19, 20, 23, 27, 28,114,115,487,614,631;

реальными условиями жизни

97 Опыт: чувственный 57;

внешний/внутренний 20, 45, 244;

непосредственный/опосре­дованный 19, 252, 571 Опытное знание 74 Органические основы памяти

250,259

Органы чувств — сенсибилиза­ция 182 и специфическая энергия 170,179;

и эволюция их 180 Осознание 12, 14,15;

Осознание и экстероцепция 185 Осознания механизм 15, 17, 184;

ясность 15 Осознанность/неосознанность

15,22

Осязание как активное ощупыва-ние 179;

как единство проприо- и экстерочувствительности 194;

как процесс действенного

познания 195 Осязания орган — рука 198 Отбор естественный 95, 97 Отбор на основе функциональ­ных модификаций 95 Отношение 20,22;

к внешнему миру как ком­понент любого психи­ческого акта 10, 18, 19, 21, 22;

к общественному бытию 19, 90,444;

к объекту как признак психического 22, 24;

к окружающему 87, 149, 551,556,562,571,586;


к самому себе (сознатель­ное) как к субъекту 19, 23,28;

к собственной деятельности, значимым целям 144,439, 445, 618, 620, 625, 630;

Отношение (продолж.)

практическое / теоретическое 20,34;

человека к человеку 24, 87,

130

Отображение (внешнего мира в психических явлениях) 20, 167,177,187,199,226,233,306;

воспроизводящее 167, 249, 257, 259;

чувственное 166, 298 Отражение внешнего мира 10, 11,

12,25,26,93,122 Отражения формы 98, 122;

в мысли 97, 102,307,314;

ощущение отдельного качества 97,107,123,173, 175;

перцептивное 102, 166;

самоотражение сознания 55 Оценка 20;

влияние оценки (положи­тельной / отрицательной) на деятельность (в процес­се воспитания,труда) 468, 469;

деятельности, поступка 468-470;

самого себя,самооценка

468

Ощущение как единство аффек­тивных и перцептивных моментов 186,191;

и восприятие 172, 174;

и деятельность 171, 172, 178,241;

и сенсомоторная реакция 166,177,178;

их осознание 177,191,225, 226, 236;

как отражение стороны действительности и состоя­ния 179,192,202,226,272;

как чувственное отображение

173,186,190-192,257 Ощущение как форма отражения

57,166,175 Ощущений развитие

взаимодействие (синестезия) 183,192,198,218;

интероцепция 185, 187,188, 190;

Ощущений развитие (продолж.) классификация 184;

проприоцепция 185,187,193;

экстероцепция 185, 187,188,

191

Ощущения и адаптация 194, 197,205, 218;

и двигательные импульсы

192;

и деятельность 177, 178;

и потребность 188, 190, 191;

и эмоциональный чувствен­ный тон 190,191,195,

200-202 Ощущения модальность 184;

болевые 184,188,194;

вибрационные 185;

виды 184;

вкусовые 179, 184, 201,202;

внутренних органов 184,

192,250;

глубинные (пространства)

242,243,245-247;

голода 14,184,186,188,189,

191;

давления 181, 185,196;

движения 184;

длительности 249;

жажды 14,184,186,188,189,

191;

зрительные 181, 183, 184;

кинестетические 184, 185,

192—194" кожные 179,183,184, 186,

188,197,200;

органические 14, 184;

осязания 135, 193,195,

197-200,241;

половые 184, 190;

положения 184;

прикосновения (осязатель­ные) 179, 184, 194;

слуховые 183,184,202,203,

206,208,209,212,254;

статические 184;

температурные 184, 196;

цвета 77, 215-217 Ощущения объективность/ субъективность 178 —180, 186,187,204,206, 215,245;

зависимость от внешних

раздражителей 178—181,

183;

Ощущения объективность/ субъективность (продолж.) зависимость ощущения от состояния организма 183, 186-192

П

Памяти виды 290;

аффективная, логическая, моторная, образная 290 Памяти избирательный характер 270,290, 292;

личностный контекст 256, 270,284;

продуктивность 275, 276;

роль инструкций 270 Памяти образы