ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 491
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Предмет и задачи психологии как науки
История развития западной психологии
История развития психологии в СССР
ГЛАВ IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта
ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ
Развитие нервной системы у животных
Историческое развитие сознания у человека
ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА
СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА
его развитие в ходе исторического развития 143,518,522,524 Интерес и эмоциональный компонент 526;
и любопытство (познавательный) 509, 529;
и направленность личности 518-520,525, 528, 529;
и склонность 526, 529;
и способности 502, 514,550;
и успешность деятельности 529;
как мотив (побудитель) деятельности 146, 502, 509,521,525,526,528,529, 532;
Интерес и эмоциональный компонент (продолж.) как продукт теоретической
деятельности 144, 509 Интереса «опредмеченность»
526
Интересов иерархия и распределение 502,527,533;
непосредственный/опосредованный (их взаимодействие) 527;
сила (активный/пассивный) 528;
теоретический 116;
устойчивость 528 — 530 Интериоризация 377 Интроспекция (сущность и задачи) 17,18,20,29,30, 42-46,55,58;
как метод 43, 55, 58 Интуиция (интуитивный акт)
48
Ирония 243,415,576-579 Искомое 268
К
Комплекс 573 Конвергенция 243 Контраст как изменение чувствительности под влиянием других ощущений 183;
автоконтраст / автоиндукция 220;
краевой 221;
одновременный / последовательный 219-221 Контраста теории 220 Контрастные цвета 219, 220 Корреспондирующие точки 242 Коэффициент поглощения/
отражения 215 Культура материальная/ духовная 28,437,641
Л
Личности единство 532, 534, 536, 540, 635,636;
индивидуальные особенности 302,307,529,531,638,643;
личность и самосознание 635-637;
Личности единство (продолж.) притязания и достижения 31,470-472;
свойства (психические свойства личности) 32, 634;
развитие (личность как субъект своего развития) 148,470,473,475,492 Личность как общественное существо, включенное в систему общественных связей, выполняющее определенную роль 11,12,32,51,75,77,88, 510,512,513,634;
как основание, интегрирующее свойства, процессы, состояния 451,511,512, 634;
как субъект практической и теоретической деятельности 11,28,134,538,540, 541,546,551,556,558,559, 571
Любовь 551,553,581,584 Любопытство как предпосылка формирования интеллекта 116
М
Метафора 319,335,361,379,413;
как единство образа и понятия 320
Метод науки (проблема метода) 38,39,42,44,56,58,60,88;
анализа продуктов деятельности 539, 545;
ассоциативный 53;
биографический 545;
генетический 39,51;
его формы 39, 42, 50, 52, 53, 65-67,69;
естественный/лабораторный 50,51,62,545;
интроспекции 19, 42, 44;
метод математического анализа 60;
наблюдения 47, 48, 83, 545;
объективность наблюдения 39,47;
определения понятий 367;
организация процесса 47;
Метод науки (продолж.)
самонаблюдение или интроспекция 18,20,29-31, 39,42-44,46,53;
эксперимента: его особенности, задача, оценка результаов, ситуация проведения 39, 44, 49, 54, 60,62;
экстирпации 138 Методики 38-40,50 Методология 38, 39, 64, 84;
ее основы 52, 61, 63, 176 Мнемическая функция 166, 169;
как компонент любого
действия 173,258,292 Мнемотехника 268 Мозг
его строение и функциональная многозначность 24,27, 33, 93,139,140;
и психика, их связь 92-95 Мотив и цель 21, 24, 437,444,
454,465, 592
Мотив как побудитель деятельности 13,21,73,444,465-468;
как осознанное побуждение
443,465,467 Мотивация
игры 467-469,472,561;
общественная природа ее 21,34,437,439-441,465, 468, 592;
развитие ее 146, 500;
различных видов деятельности 437,444-446,468;
труда 473-475;
учения 37,472,499,501 Мотивы — их структура и
борьба 168,462, 587, 589, 594 Мышление — его историческое развитие (в общественной практике) мифологическое 80, 147, 148, 340, 342;
научное 80,148;
поэтическое 80 Мышление — его связь с деятельностью (внешняя форма существования в действии) как компонент практической деятельности 98, 164, 307, 333, 342,343;
Мышление — его связь с деятельностью (продолж.) как теоретическая деятельность (познание) 98, 221, 305-307,342,371 Мышление — развитие в онтогенезе (ступени) 155, 156, 336-353,368 Мышление (как раскрытие существенных связей и отношений) 30,34,66, 171,303, 309,310-312,316,326,334 Мышление (участие в нем различных компонентов) и знания 322, 323,344,364, 375;
и образные компоненты, наглядные 245,311,316, 320, 339,340,342,345;
и обобщения 310, 318, 326, 327,343;
и понятия 311-313,316, 319,320,327,328,334,347, 352,365;
и суждения, принципы, умозаключения 313, 321, 323, 327, 328,330-333,506;
и схема 320,327,333;
мышление безобразное 316 Мышление и проблемная ситуация 312,316,317,321,322, 324,338,376,511;
восприятие 297, 298;
и ошибка 318;
и чувственные компоненты 35,178,387;
и чувство 317, 318;
речь,слово 335,343,362,
381-383,391,396,414 Мышление как деятельность субъекта 30,33,310,311,371, 513
Мышление как психический процесс 12,17,18,370,373-375;
его динамика: этапы 318-320,323,375;
его операции (анализ, синтез, абстракция, сравнение, обобщение) 320-325, 343-345,364,366,374,376
Мышление, единство компонентов
логического и чувственно-наглядного 321,329,334, 378;
понятий и образов-представителей 320,333,343 Мышления виды
наглядно-действенное 322,337,339-343,371;
наглядно-образное 315, 319-321,335,340,341, 370,371;
понятийное (словесное) 312, 319,334;
художественное 319, 335,
336 Мышления направленность •
169,314,315,321,371 Мышления развитие (механизм) в деятельности 151, 152, 164;
в обучении 360-362,365, 366, 368;
в общении 342 Мышления уровень (степень обобщенности и проникновения от явления в сущность) практическое 300, 304, 308, 334, 337;
теоретическое (абстрактное) 299,334,336,392
Н
Наблюдение 39,46;
его объективность 46;
его трудность и ненадежность 43;
как целенаправленная деятельность 198, 512;
самонаблюдение 18,27,39,
42-45
Навык (как форма поведения) 102,103,106-109,111-113, 454,455 Навык (как общая схема действия, стереотипная реакция) 67,102,106,108,109,454,455, 475,478 Навык и развитие 110
Навык как операция (по психологической природе) 99,114, 117,443,450,454,455,457,464 Навыка виды 110,111, 450,454, 455;
гибкость 109,457;
перенос 109, 456, 457, 461, 462;
фиксированность / лабильность 102,103,105, 108, 109,454,456 Навыка выработка 109, 112, 113, 454,456,457;
интерференция 461,462 Навыка механизм 111, 112, 462;
и другие формы поведения (инстинкт, интеллектуальное действие, привычка) 102-106,108,115,117, 446,457;
уровни развития 106, 108;
условия формирования
105,449,462,464 Наитие 475, 481 Намерение 594, 600 Направленность личности 466, 513,514,553,559,587,595;
в мотивах, целях, влечениях, установках личности 466, 513,514,519, 613,620,623 Наследственность 102;
ее роль в развитии 103, 104,
110,535,536,545 Настроение — его сила, устойчи- • вость 556, 566,582;
его не-предметность 582, 583;
и интероцепция 571;
и общее эмоциональное
состояние личности 556 Настроение — его проявление и формирование в деятельности 562
Наука — ее тенденции, этапы развития ассоцианизм 60;
идеализм (немецкий) 58;
материализм
английский 55 — 57;
механистический 55;
сенсуалистический 56;
французский 56;
Наука — ее тенденции, этапы развития (продолж.) механицизм 59, 67, 75,76, 84,85;
прагматизм 64;
рационализм 58,64,78;
сенсуализм 57;
спиритуализм 55;
экспериментальные исследования 54, 64;
эмпиризм 57,66;
эмпириокритицизм 64 Нервная деятельность
механизмы 15, 27,32,435;
неврологический уровень
27,452 Нервная система
возникновение и уровни организации 111, 113, 116, 121,127,184;
филогенез 24, 94, 103, 106,
135,178,186, 223 Носитель функциональных связей 186, 268
0
Обмолвки 267, 271 Обобщение в процессе мышления (как операция) 375;
в слове 344,356,357,375, 393,395,397;
образе 479, 482 Обобщение и понятие 311, 352,
360,384
Обобщение развития (в онтогенезе) 343, 344,355, 356, 362, 363,397 Обобщение теоретическое/
эмпирическое 324, 343 Обобщение
«в действии» 326, 328;
«в переносе» 377 Обоняние — филогенетическое
развитие 129, 200,201 Образ 35;
памяти (эйдетический) 264;
последовательный (положительный/отрицательный) 219,264
Образ, интеллектуализация его 320;
Образ (продолж.)
семантическое содержание
его 319 Образ жизни 95,96,124,128,
159,554,618,622 Обучаемость 163 Обучение 48,52,113,150,363, 365,493-495,497-499;
и зоны ближайшего развития 140;
и развитие 463, 497;
и кривые обучения 109, 459 Обучения концепция 150, 458, 498;
и воспитание 494;
и усвоение знаний 495-497;
и усвоение учений, навыков 109,463;
и учение 495,496;
суть развитие 147;
через упражнения 111, 112,
494, 506,508 Общение — его роль в развитии психики 381-386,394,397-400, 404, 444,494,627 Объективность/субъективность
180, 602 Объяснение данных 47, 48, 71,
233
Объяснительный принцип 57, 59 Одаренности виды 539 Одаренности диагностика 544, 546;
критерий и успешность 544, 548,549;
уровни 543 Одаренность -- роль наследственности и среды 545 Одаренность и специальные
способности 540, 541 Одаренность как предпосылка и результат развития личности 109,114 Одаренность общая 540,541;
детей 515, 543;
специальная 540 Операция как компонент деятельности 99,117,443;
внутренняя 46;
и навык 172;
и условия выполнения 174
Опосредованность психики внешним миром 19, 20, 23, 27, 28,114,115,487,614,631;
реальными условиями жизни
97 Опыт: чувственный 57;
внешний/внутренний 20, 45, 244;
непосредственный/опосредованный 19, 252, 571 Опытное знание 74 Органические основы памяти
250,259
Органы чувств — сенсибилизация 182 и специфическая энергия 170,179;
и эволюция их 180 Осознание 12, 14,15;
Осознание и экстероцепция 185 Осознания механизм 15, 17, 184;
ясность 15 Осознанность/неосознанность
15,22
Осязание как активное ощупыва-ние 179;
как единство проприо- и экстерочувствительности 194;
как процесс действенного
познания 195 Осязания орган — рука 198 Отбор естественный 95, 97 Отбор на основе функциональных модификаций 95 Отношение 20,22;
к внешнему миру как компонент любого психического акта 10, 18, 19, 21, 22;
к общественному бытию 19, 90,444;
к объекту как признак психического 22, 24;
к окружающему 87, 149, 551,556,562,571,586;
к самому себе (сознательное) как к субъекту 19, 23,28;
к собственной деятельности, значимым целям 144,439, 445, 618, 620, 625, 630;
Отношение (продолж.)
практическое / теоретическое 20,34;
человека к человеку 24, 87,
130
Отображение (внешнего мира в психических явлениях) 20, 167,177,187,199,226,233,306;
воспроизводящее 167, 249, 257, 259;
чувственное 166, 298 Отражение внешнего мира 10, 11,
12,25,26,93,122 Отражения формы 98, 122;
в мысли 97, 102,307,314;
ощущение отдельного качества 97,107,123,173, 175;
перцептивное 102, 166;
самоотражение сознания 55 Оценка 20;
влияние оценки (положительной / отрицательной) на деятельность (в процессе воспитания,труда) 468, 469;
деятельности, поступка 468-470;
самого себя,самооценка
468
Ощущение как единство аффективных и перцептивных моментов 186,191;
и восприятие 172, 174;
и деятельность 171, 172, 178,241;
и сенсомоторная реакция 166,177,178;
их осознание 177,191,225, 226, 236;
как отражение стороны действительности и состояния 179,192,202,226,272;
как чувственное отображение
173,186,190-192,257 Ощущение как форма отражения
57,166,175 Ощущений развитие
взаимодействие (синестезия) 183,192,198,218;
интероцепция 185, 187,188, 190;
Ощущений развитие (продолж.) классификация 184;
проприоцепция 185,187,193;
экстероцепция 185, 187,188,
191
Ощущения и адаптация 194, 197,205, 218;
и двигательные импульсы
192;
и деятельность 177, 178;
и потребность 188, 190, 191;
и эмоциональный чувственный тон 190,191,195,
200-202 Ощущения модальность 184;
болевые 184,188,194;
вибрационные 185;
виды 184;
вкусовые 179, 184, 201,202;
внутренних органов 184,
192,250;
глубинные (пространства)
242,243,245-247;
голода 14,184,186,188,189,
191;
давления 181, 185,196;
движения 184;
длительности 249;
жажды 14,184,186,188,189,
191;
зрительные 181, 183, 184;
кинестетические 184, 185,
192—194" кожные 179,183,184, 186,
188,197,200;
органические 14, 184;
осязания 135, 193,195,
197-200,241;
половые 184, 190;
положения 184;
прикосновения (осязательные) 179, 184, 194;
слуховые 183,184,202,203,
206,208,209,212,254;
статические 184;
температурные 184, 196;
цвета 77, 215-217 Ощущения объективность/ субъективность 178 —180, 186,187,204,206, 215,245;
зависимость от внешних
раздражителей 178—181,
183;
Ощущения объективность/ субъективность (продолж.) зависимость ощущения от состояния организма 183, 186-192
П
Памяти виды 290;
аффективная, логическая, моторная, образная 290 Памяти избирательный характер 270,290, 292;
личностный контекст 256, 270,284;
продуктивность 275, 276;
роль инструкций 270 Памяти образы