Файл: Основы общей психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 545

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Природа психического

Психика и деятельность

Предмет и задачи психологии как науки

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Методика и методология

Методы психологии

Наблюдение

Экспериментальный метод

ГЛАВА III. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

История развития западной психологии

История развития психологии в СССР

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ГЛАВ IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта

ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Поведение низших организмов

Развитие нервной системы у животных

Образ жизни и психика

ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Историческое развитие сознания у человека

Развитие сознания у ребенка

Развитие сознания ребенка

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Ощущение

Восприятие

Глава VIII. ПАМЯТЬ

ГЛАВА IX. ВООБРАЖЕНИЕ

ГЛАВА X. МЫШЛЕНИЕ

Развитие мышления ребенка

ГЛАВА XI. РЕЧЬ

Развитие речи у детей

ГЛАВА XII. ВНИМАНИЕ

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА XIII. ДЕЙСТВИЕ

ГЛАВА XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Труд

Игра

Учение

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА XVI. СПОСОБНОСТИ

ГЛАВА XVII. ЭМОЦИИ

ГЛАВА XVIII. ВОЛЯ

ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

Учение о темпераменте

Учение о характере

ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА

СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА

СПИСОК РАБОТ О С. Л. РУБИНШТЕЙНЕ

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ



Дыхательная система доставляет нам более или менее резкие ощущения при нарушении автоматически совершающейся регуляции дыхания. Не получаю­щая надлежащего удовлетворения потребность в воздухе отражается в специ­фических общих и локализованных ощущениях удушья. Общие ощущения обусловлены по преимуществу нарушением нормального химизма крови, мест­ные отражают нарушенную координацию дыхательных движений и напряжение мышц, посредством которых они осуществляются (мышц диафрагмы, грудных, межреберных мышц). Эти ощущения вызывают тенденцию к восстановлению нормального дыхания.

Внутренние органы имеют свое представительство в коре полушарий голов­ного мозга. Ряд авторов показал, что некоторые области коры, в особенности премоторная зона, имеют близкое отношение к импульсам, приходящим в цент­ральную нервную систему от интероцепторов. И. П. Павловым в свое время было высказано мнение о том, что полушария представляют собой грандиозный анализатор как внешнего мира, так и внутреннего мира организма. Это поло­жение нашло себе подтверждение в многочисленных опытах К. М. Быкова и его коллег (С. И. Гальперин, Э. Ш. Айрапетянц, В. Л. Балакшина, Н. А. Алек­сеев-Бергман, Е. С. Иванова и др.). Быкову удалось получить многочисленные условные рефлексы на деятельность почек, слюнной железы, селезенки и других органов. <...>

Нервные импульсы, идущие от интероцепторов в центральную нервную сис­тему, в подавляющем большинстве случаев не доходят, однако, до высших отде­лов коры и, изменяя функциональное состояние нервной системы, и в частности органов чувств, не дают все же ощущений. <...>

Это смутное валовое чувство составляет, по-видимому, в значительной мере сферу «подсознательного», физиологическую основу которого образует деятель­ность интероцепторов. Значительно более четкая осознанность, обычно свой­ственная данным экстероцепции и меньшая — интероцепции, в психологиче­ском плане находит себе, как нам представляется, объяснение в нашей трактовке «механизма» осознания (см. выше) и служит тем самым ее подтверждением. Осознание для нас связано с «опредмечиванием», оно совершается через соотне­сение переживания с объектом (так, осознание влечения, направленного на тот или иной предмет, совершается через осознание того, на какой предмет оно на­правляется). Отсюда понятно, что интероцепция должна находиться в иных условиях в отношении осознания, чем экстероцепция. Понятным отсюда оказы­вается и то, что данные интероцептивной чувствительности обычно осознаются, либо поскольку они косвенно соотносятся с внешними объектами (см. об осоз­нании ощущений голода и жажды), либо поскольку само тело превращается в объект познания, основанного на данных экстероцептивной чувствительности, и органические ощущения локализуются нами на основе объективированной схе­мы нашего тела.


Все органические ощущения имеют — как видно — ряд общих черт.

1. Они, как правило, связаны с органическими потребностями, которые через органические ощущения обычно впервые отражаются в сознании. Недаром не­которые авторы (М. Прадинес) именуют органические ощущения «ощущения­ми потребностей» (sensations de besoin). Они по большей части связаны с воз­никновением и удовлетворением органической потребности; в частности, нару­шение в течении органических функций вызывает специфические ощущения (голода, жажды, удушья и т. п.). Органические ощущения связаны обычно с напряжением. Они включают поэтому момент динамики, влечения, стремления, так же как ощущения, связанные с удовлетворением потребности, заключают в себе момент разрядки. Позитивный эмоциональный чувственный тон, с которым обычно связан процесс удовлетворения потребностей, усиливает заключающую­ся в первоначальном ощущении напряжения тенденцию. Таким образом, орга­нические ощущения связаны с потребностями, являясь первичным, чувственным их отражением, и содержат в себе момент стремления — первичную чувствен­ную основу волевого напряжения.

В силу присущим им моментам напряжения и разрядки органические ощу­щения играют существенную роль в механизме влечений. Однако чувственное отражение потребностей в органических ощущениях является лишь начальным моментом в осознании человеком его потребностей. Серьезной ошибкой учения о влечениях, разработанного 3. Фрейдом, является то, что оно отрывает этот начальный чувственный момент от всей последующей деятельности человека по осознанию мотивов своего поведения и ошибочно противопоставляет его ей.

2. В органических ощущениях сенсорная, перцептивная чувствительность еще слита с чувствительностью аффективной. Недаром говорят «ощущение голода» и «чувство голода», «ощущение жажды» и «чувство жажды». Все орга­нические ощущения имеют более или менее острый аффективный тон, более или менее яркую эмоциональную окраску. Таким образом, в органической чув­ствительности представлена не только сенсорика, но и аффективность.

Органические ощущения отражают не столько какое-то свойство, сколько состояние организма. Они мало «опредмечены» и потому не всегда сознательны. Мы иногда испытываем голод, не осознавая того, что мы испытываем как голод. Органические ощущения носят часто диффузный, точно не локализуе­мый, размытый характер, обусловливая некоторый общий фон самочувствия. Они составляют то, что некоторые прежние авторы, в частности Т. Рибо, назы­вали общим чувством — «синестезией» и рассматривали как чувственную осно­ву единства личности. И. М. Сеченов усматривал в этом «смутном валовом чув­стве, которое мы зовем у здорового человека чувством общего благосостояния», общий фон для того, что он называл «системными чувствами».


По воззрениям М. И. Аствацатурова, с заболеваниями внутренних органов связаны не только болевые ощущения, но и эмотивные состояния. В частности, расстройства сердечной деятельности вызывают эмоцию страха, расстройства функций печени — раздражительность, заболевания желудка — апатию, за­труднения в опорожнении кишечника или мочевого пузыря — чувство беспо­койства.

3. Органические ощущения, отражая потребности, обычно связаны с двига­тельными импульсами. Таковы, например, спазматические движения при силь­ной жажде, при ощущении удушья и т. д. Органические ощущения включены обычно в психомоторное единство, неразрывно сочетаясь с целым рядом намеча­ющихся непроизвольных движений, которые, вызываясь потребностями и на­правляясь в порядке рефлекторного автоматизма на их удовлетворение, накла­дывают специфический отпечаток на соответствующие ощущения. Задержан­ные, заторможенные двигательные импульсы сказываются в напряжении и про­являются в двигательных тенденциях, связанных с органическими ощущениями как чувственным отражением органических потребностей. Так, ощущение голо­да сочетается с целой серией различных движений, отчасти направленных на удовлетворение потребности, отчасти обусловленных предвкушением ее удов­летворения, — легкие движения, слюноотделение, движения языка, губ, вторич­ные ощущения, представляющие кинестезию этих движений, образуют с первич­ным ощущением голода единый комплекс.

Таким образом, органические ощущения сплетены с различными сторонами психики — с аффективными состояниями, с влечениями и стремлениями; с са­мого начала отчетливо выступает связь их с потребностями, психические, сознавательные компоненты которых никак, конечно, не исчерпываются органиче­скими ощущениями.

Статические ощущения


Показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных движений, равно как и движений отдельных частей тела относительно друг друга, дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи.

В оценке положения тела в пространстве решающая роль принадлежит глу­бокой чувствительности. Основным органом для регулирования положения те­ла в пространстве является лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный аппарат — преддверие и полукружные каналы. Лабиринт сигнализирует поло­жение головы в пространстве, в связи с чем происходит перераспределение тону­са мускулатуры. Целая серия экспериментальных головокружений от вращения, от действия на лабиринтный аппарат тепла, холода, действия гальванического тока показывает, насколько решающую роль играет лабиринтный аппарат в этих состояниях.

Центральным органом, регулирующим сохранение равновесия тела в про­странстве, служит преддверие лабиринта — вестибулярный аппарат, иннерви-руемый вестибулярным нервом, который передает раздражения от располо­женных в лабиринте статоцистов.

Высшим контролирующим органом равновесия является мозжечок, с кото­рым связан соответствующими путями вестибулярный аппарат.

В то время как вестибулярный аппарат служит для определения и регули­рования положения по отношению к вертикали, для определения вращательно­го и ускоренного поступательного движения собственного тела служат полу­кружные каналы.

Кинестетические ощущения


Ощущения движения отдельных частей тела, кинестетические ощущения вызы­ваются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах.* Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают реф­лекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и коорди­нации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центро­стремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечет за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации мо­жет коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимо­действии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний выраба­тывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, выраба­тывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под конт­ролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощу­щения играют существенную роль в выработке у нас пространственных воспри­ятий и представлений.

* Так как подавляющее большинство проприоцептивных импульсов не осознается, можно назвать удачным определение И. М. Сеченовым мышечного чувства как «темного».
Роль мышечного чувства в воспитании зрения, слуха и других чувств одним из первых была подмечена выдающимся русским физиологом И. М. Сечено­вым. В ряде работ и особенно в своей известной статье «Элементы мысли» Сече­нов показал, что пространственное видение, глазомер осуществляются, во-пер­вых, с помощью проприоцепторов глазных мышц, во-вторых, путем многократно­го сочетания оценки расстояний глазами и руками или ногами. По мнению Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени: «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений — все это про­дукты мышечного чувства... Являясь в периодических движениях дробным, то же мышечное чувство становится измерителем или дробным анализатором про­странства и времени».*
* Сеченов И. М. Элементы мысли. СПб., 1898. С. 187.
Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработ­ке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестает руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, дове­ряясь искусству своей руки.

Кожная чувствительность


Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на четыре различных вида. Обычно различают рецепции: 1) боли, 2) теп­ла, 3) холода и 4) прикосновения (и давления). Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает и специфическими рецепторами, и осо­бой афферентной системой.