Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 265
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
62 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения мы любви (Э. Эриксон). Однако стадия эмоциональной автономности до- стигается далеко не всегда, следствием чего становится возникновение про- блем в межличностных отношениях в семье.
Любовь мужчины и женщины сочетает в себе два начала — сексуальное и эротическое (3. Фрейд, Э. Берн, Р. Мэй). Фрейд выделяет «уровень чув- ственности» как выражение врожденных биологических влечений человека и «уровень нежности», соответствующий личностному уровню отношений между партнерами. Эти уровни отношений находятся в определенном про- тиворечии, которое разрешается лишь на зрелой стадии любви. Согласно
Фрейду, лишь взрослая генитальная любовь способна гармонично объеди- нить .эти два начала. Сексуальное начало в человеке врожденное, с возрас- том меняется только его объект. Нежность — приобретенное качество, гене- зис которого связан с интроекцией материнской любви, а развитие — с характером детско-родительских отношений. Материнская любовь, по мне- нию А. Ламперт [Lampert, 1997], первый вид любви, возникший в процессе эволюции и первый опыт любви в истории каждого человека. Эта «двойная первичность» делает материнскую любовь прототипом всех видов человече- ской любви. Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любимым с самого детства. Этот принцип действует уже на высших ступенях эволюционной лестницы животного мира в отношении формиро- вания сексуального и родительского поведения, что было убедительно про- демонстрировано М. Харлоу и Г. Харлоу в известных экспериментах с обе- зьянами. В юности на генитальной стадии происходят второй выбор сексуального объекта и окончательное преодоление комплекса Эдипа (Эле- ктры) как полный отказ от сексуального влечения к родителю противопо- ложного пола и перенос его на другой объект. Интеграция сексуального и эротического начала обеспечивает гармонию супружеских отношений, дез- интеграция приводит к серьезным проблемам.
Однако юношеская любовь еще не освобождается до конца от прежней связанности с историей детско-родительских отношений. Влюбленность может рассматриваться как своеобразная форма регрессии на более ран- ние стадии развития и реконструкция отношений в диаде мать—ребенок,
соответствующих младенчеству и раннему детству [Lampert, 1997]. На- пример, страх расстаться друг с другом, возможность лишиться общения с партнером воспринимаются «смерти подобно» и равнозначны пережива- ниям младенца, сталкивающегося с ситуацией сепарации с близким взрос- лым. Идеализация партнера, «возведение на пьедестал» сродни «обоже- ствлению» маленьким ребенком родителя как самого могущественного и всесильного. Подобно тому, как ребенок, взрослея, обнаруживает ошибоч- ность своих взглядов в отношении беспредельности власти и возможнос- тей родителя, супруги в браке испытывают чувство крушения иллюзий,
обнаружив реальные слабости и ошибки своего кумира и будучи вынуж- денными «низвергнуть» его с пьедестала. В отношениях любви с партне-
§ 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа... 63
ром молодой человек воспроизводит противоречивость своих отношений с матерью, суть же этой противоречивости состоит в сосуществовании и взаимодействии двух противоположных тенденций — тенденции поиска защиты, близости, опеки, с одной стороны, и стремления (стимулирова- ния) к независимости и автономии — с другой. Баланс этих тенденций меняется с возрастом в сторону все большего преобладания тенденции к самостоятельности и автономии. Проекция такого противоречия на отно- шения любви приводит к тому, что партнеры постоянно испытывают кон- фликт между стремлением к установлению возможно большей близости,
реализующей страх сепарации со значимым Другим, и стремлением к ав- тономии, дистанцированию с партнером, отражающим боязнь быть асси- милированным другим, потерять индивидуальность, идентичность, неза- висимость. Чем больший интерес проявляет в паре один из партнеров к другому, чем более явной становится его стремление к сближению, тесно- му и постоянному общению, тем больший отпор проявляет второй парт- нер, тем более явными становятся его стремление к дистанцированию и независимости, попытки уйти от взаимодействия с партнером. И наобо- рот, чем меньшую заинтересованность в нас обнаруживает партнер, чем более он склонен проявлять интерес к другому, тем острее переживаем мы угрозу разлуки и сепарации, тем более настойчивой и бескомпромиссной становится наша борьба за возвращение партнера. Анализ генезиса любви и супружества в контексте особенностей детско-родительских отношений получил благодаря работам корифеев психоанализа широкое признание и стал традиционным (3. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм и др.) Установление эмоциональной дифференцированности партнеров на основе разумного баланса привязанности и автономии признано условием эффективности функционирования семейной системы в целом (М. Боуэн).
Одной из наиболее интересных и содержательных попыток психологиче- ского анализа любви является теория Э. Фромма [1990], который считал лю- бовь ядром человеческого существования. Любовь рассматривалась им как способ противодействия обезличиванию, отчуждению человека от природы и других людей, острому чувству одиночества, потере гармонии с миром. Из возможных путей преодоления одиночества — конформизма и соглашатель- ства, труда и развлечений, плодотворной творческой активности в сотрудни- честве с другими людьми и любви — психологически оправданными являют- ся лишь два последних. Однако в рыночном обществе потребления, где человек оказывается отчужден от продуктов своего труда, активная творчес- кая деятельность и сотрудничество оказываются невозможными. Второй путь обретения гармонии человека с природой и миром — путь любви — при- знается единственно возможным и универсальным. В силу своей биологиче- ской природы и полярности полов в эротической любви человек направлен на реинтеграцию с природой через полное слияние и соединение с другим че- ловеком, мужчины с женщиной.
64 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
Фромм выделяет различные виды любви:
•эротическую — любовь между мужчиной и женщиной;
•братскую, выступающую как идеал отношений между людьми,
основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве;
•материнскую, пронизанную заботой и ответственностью; это любовь безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где преобладает стремле- ние отдать;
•любовь к себе как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отно- шения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому;
•любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех фор- мах ее проявления.
Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы.
Это искусство, которым надо овладеть. Любовь формируется прижизнен- но, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. Об- щество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности (иметь или быть) и соответствующие им д в а модуса л ю б в и: любовь как облада- ние и любовь как бытие.
Первый модус — любовь как обладание — характерен для общества по- требления, где действует принцип «все на продажу». Любовь выступает своеобразным денежным эквивалентом обмена услугами и товарами («я тебя люблю, а ты мне за это...»), становится предметом купли и продажи.
Происходит обмен: мужчины предлагают статус, деньги, власть; женщи- ны — красоту, хозяйственность, плодовитость и т.д. При создании семьи акцент переносится на фазу поиска брачного партнера, тут можно видеть особый накал страстей и настоящий азарт игрока — получить больше, от- дать меньше. Начинается торг, где все взвешивается и оценивается, где продавцы и покупатели пытаются обмануть, «всучить», совершить выгод- ную сделку. «Несчастная любовь» у сторонников модуса обладания также интерпретируется в терминах купли-продажи: либо вы «переплатили», ли- бо вам «недодали».
Второй модус — любовь как бытие — творческая, активная любовь,
обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Это зре- лая, гармоничная форма любви.
Важнейшими характеристиками существования бытийной любви, со- гласно Фромму, являются сохранение целостной индивидуальности.парт- неров и продуктивная личностная направленность. В отношениях бытий- ной любви каждый из партнеров сохраняет целостность и автономность личности. Парадокс ее состоит в том, что два человека являются единым целым и в то же время каждый остается самим собой. Личность, выступая частью целостности «Мы», утверждает также себя индивидуальностью, ак- тивным субъектом в построении «Я—Ты» отношений.
§ 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа... 65
Продуктивная направленность личности в бытийной любви реализуется в том, что, в отличие от любви-обладания, отношения с партнером здесь строятся преимущественно по принципу «отдавать». Отдавая себя в дар дру- гому, человек обогащает другую личность и одновременно подтверждает се- бе и другим ценность собственной жизни. Способность отдавать, актуализи- ровать и выражать себя в значимом отношении есть высшее проявление духовной силы личности, полноты и радости бытия. Фромм подчеркивает,
что способность любить формируется лишь при условии отказа личности от философии потребления, от желания эксплуатировать других и преодоле- ния нарциссизма.
Любая форма зрелой любви, будь то любовь материнская, братская или эротическая, включает ряд общих компонентов, тесно связанных между со- бой: заботу, ответственность, уважение и знание.
Забота о партнере есть проявление способности отдавать, не связанной,
не регламентированной соображениями выгоды и эквивалентности обме- на, проявление истинной сути бытийной любви.
Ответственность в любви означает свободу выбора принятия заботы о партнере, готовность к самоотдаче и утверждения себя (Я) в другом (Мы).
Ответственность не означает присвоения права личности принимать реше- ние за другого, даже если этот другой уступает в опыте, мудрости и образо- ванности; не допускает манипулирования партнером во имя достижения,
пусть даже самых высоких, целей.
Уважение партнера предполагает признание его права на выбор собст- венного жизненного пути и своей судьбы, даже если этот выбор представ- ляется необоснованным; веру в то, что партнер способен осуществить от- ветственный разумный выбор.
Знание позволяет строить отношения любви с учетом потребностей,
интересов и стремлений каждого из партнеров. В основе формирования знания лежит процесс децентрации, развития способности увидеть пробле- му глазами всех его участников, с учетом различных познавательных пер- спектив, образно говоря, «влезть в шкуру партнера».
Эротическая любовь, как и другие формы любви, характеризуется ис- ключительностью. Исключительность любви проявляется во всем: в уникальности партнера, предполагающей невозможность сравнения его с кем-либо и замены кем бы то ни было, в уникальности самих отношений,
где нет и не может быть норм, правил и стандартов. Эта идея Фромма пере- кликается с пониманием любви в трудах С.Л. Рубинштейна, где любовь вы- ступает как утверждение неповторимости существования другого человека.
Любовь, согласно концепции Фромма, не врожденный дар, а искусство;
овладеть им можно лишь в результате практики любви, главным результа- том которой становится вера в другого человека, в его возможности, в его личностное развитие. Практика любви предполагает дисциплину как требо- вательность к себе; сосредоточенность, умение слушать партнера, жить на-
66 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения стоящим, ощущая жизнь в ее каждом мгновении; терпение и труд над обретением мастерства.
В эпигенетической концепции Э. Эриксона [1995] любовь рассматрива- ется как психологическое новообразование ранней зрелости (молодости),
кристаллизующее в себе позитивные достижения предыдущих стадий разви- тия; как способность, позволяющая разрешить противоречие между осозна- нием личностью своей уникальности и направленностью на установление близких, интимных отношений с другими людьми. Любовь понимается как психосоциальное свойство, предоставляющее возможность разделения лич- ностной идентичности в равноправных отношениях и предполагающее со- хранение верности партнеру, готовность к самоограничению и альтруизму.
В гуманистической психологии А. Маслоу рассматривает потребность в любви как одну из базовых потребностей человека, образующих, наряду с физиологическими потребностями, потребностью в безопасности, в самоува- жении и иерархическую структуру. Она строится по ти- пу пирамиды, где каждая потребность, занимающая более высокое место в иерархии, основывается на предыдущих и может быть удовлетворена лишь при условии удовлетворения потребностей нижних слоев пирамиды. В этой иерархии потребность в любви и привязанности основывается на потребно- сти в безопасности. Соответственно, если фрустрирована потребность в бе- зопасности, то адекватное проявление и удовлетворение потребности в люб- ви затруднено. Подобно Фромму, Маслоу выделяет два типа любви:
дефицитарную любовь, в которой основной функцией любви является вос- полнение дефицита удовлетворения потребностей личности, и любовь бы-
тия, в которой сама активность любви выступает как самоценность. Дефи- цйтарная любовь выполняет инструментальную функцию — любовь как средство получения благ, привилегий, преимуществ. Бытийная любовь аль- труистична, в ней главное — благо партнера, его успехи, бескорыстная по- мощь ему, готовность к самопожертвованию. Бытийная любовь способству- ет самоактуализации личности.
В концепции любви Р. Мэя, воплощающей принципы гуманистическо- го экзистенциализма, любовь-эрос рассматривается как стремление к твор- честву, единению и воспроизводству, способность к созиданию. Она рас- крывает путь к самореализации, расширению границ самости, обретению высших форм истины, красоты и добра [Мэй, 1997]. Главные мотивы люб- ви, согласно Мэю, — стремление к самоутверждению и надежда на спасе- ние от одиночества. Любовь-эрос объединяет, обеспечивая вселенную вну- тренней связью, как указывал еще Платон в известном сочинении «Пир».
Любовь Ромео и Джульетты — жизнь, отданная во имя любви, — преодоле- вает вражду двух знатных родов. Благодаря любви человек постигает все три измерения сознания, переходя от безличного к личностному как стрем- лению любить определенного человека и, наконец, к трансличностному,
где происходит постижение смысла любви в жизни человека. Любовь уг-