Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 263

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

56 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи жительства, например в форме пробного брака, обусловлено социокультур- ными особенностями юношеского возраста и ранней молодости. Постиндус- тривальное общество характеризуется все большим разрывом между социо- культурной зрелостью молодого человека в области «потребления», а также в социальных и сексуальных отношениях, с одной стороны, и экономической зрелостью, с другой. Увеличение продолжительности периода получения об- разования и отсрочка начала профессиональной деятельности обусловлива- ют предпочтение молодыми людьми формы сожительства и отсрочки в при- нятии всей полноты ответственности за семью и воспитание детей.
Различия между пробным браком, сожительством и гражданским бра- ком состоят, во-первых, в продолжительности и стабильности совместного проживания и, во-вторых, в характере социальной презентации отноше- ний. Функция пробного брака — ролевое экспериментирование, моделиро- вание совместной семейной жизни, установление взаимопонимания и со- трудничества партнеров. Пробный брак сравнительно недолог: отношения либо прерываются, либо заключается официальный брак. Общественное отношение к пробным бракам положительное — в них усматривается воз- можность профилактики и предупреждения разводов как следствия недо- статочно обдуманных браков. В Швеции добрачное сожительство приобре- тает статус признанного социального института. Нередко законный брак заключается после рождения ребенка, и даже второго.
В случае сожительства продолжительность совместного проживания мо- жет быть относительно невелика и сопровождаться неоднократными разъез- дами и воссоединениями, семейные роли в рамках сожительства недостаточ- но определены,, ролевая структура аморфна, границы такой «семьи»
расплывчаты и нечетки, пара публично признает отсутствие брачных обяза- тельств. Вариантом такой формы сожительства является экстерриториаль- ный союз, при котором партнеры не проживают совместно, а сходятся на оп- ределенный период, сохраняя стабильность избирательности своих отношений продолжительное время. Гражданский брак характеризуется дли- тельностью и стабильностью отношений, наличием достаточно структуриро- ванной ролевой системой; в значительном числе случаев пара, проживающая в гражданском браке, воспитывает детей, рожденных в этом союзе, границы которого достаточно определенны. Партнеры публично признают свои отно- шения, настаивая на осознанном предпочтении избранной ими формы союза.
В выполненном В.В. Кондратьевой [2000] под нашим руководством исследо- вании психологических особенностей внутрисемейных отношений в граж- данском браке было показано, что в основе гражданского брака в большинст- ве случаев лежит психологическая неготовность партнеров принять в полной мере ответственность за семью. Главной причиной предпочтения такого бра- ка партнеры считают взаимное доверие и уважение, которое, с их точки зре- ния, подвергается сомнению самим фактом юридического его оформления.
В качестве других причин предпочтения гражданского брака респонденты


Вопросы и задания 57
указывают нежелание принятия обязательств, «пробный» характер такого союза («чтобы лучше понять друг друга» и т.д.), стремление к открытости от- ношений и возможность беспрепятственной смены партнера. Респонденты,
состоящие в гражданском браке, не видят существенных различий ни в роле- вой структуре семьи, ни в положении детей, ни в характере эмоциональной связи, считая гражданский брак эквивалентной формой семейного союза.
В истории своих отношений респонденты выделяют добрачный, «романтич- ный» период и собственно период гражданского брака. Перспективы юриди- ческого оформления брака лицам, состоящим в гражданском браке, часто представляются маловероятными. В случае же отношения к гражданскому браку как к браку «отложенному»
отсрочки заключения узаконен- ного брака называются следующие:
•отсутствие финансово-экономической и социальной независимости партнеров (молодые люди 20—27 лет);
• отсутствие полной уверенности в правильности выбора партнера, на- личие скрытых конфликтов и несогласованности ценностей и убеждений,
сохранение права на продолжение поиска брачного партнера. Гражданский брак рассматривается как отложенное решение об избранности и исключи- тельности партнера. Очевидно, что в этом случае прогноз гражданского брака с высокой долей вероятности оказывается неблагоприятным;
• противоречивое отношение партнеров к гражданскому браку (один из партнеров рассматривает гражданский союз как оптимальную форму бра- ка и не считает нужным ее менять, другой — как период подготовки к вступлению в «настоящий» брак);
• влияние истории прародительской семьи в форме двух стратегий по- строения семьи — стратегии избегания и стратегии принятия образца ее се- мейных отношений. В случае стратегии избегания предпочтение граждан- ского брака представляет собой протестную реакцию и проявление негативизма в отношении семейного уклада прародительской семьи. Стра- тегия его принятия представляет собой неосознанное/осознанное повторе- ние модели родительских отношений.
Другой формой гражданского брака стала «семья-конкубинат» (М. Бо- санац), в которой мужчина, находясь в официальном браке, параллельно сохраняет устойчивый параллельный союз с другой женщиной, чаще всего имея в гражданском браке одного или нескольких детей. При этом он реа- лизует всю полноту прав и обязанностей в обоих брачных союзах. Отме- тим, что достаточно часто обе партнерши осведомлены о наличии парал- лельной семьи.
Вопросы и задания
1. Как менялось значение функций семьи в ходе исторического развития общества?
2. Назовите основные этапы развития брачно-семейных отношений в истории общества.


58 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи
3. Дайте сравнительную характеристику патриархальной,
и супружеской семей. Какая из них является оптимальной формой организации отношений?
4. Какие тенденции развития семьи в современном обществе представляются вам позитивны- ми и почему? Какие тенденции вызывают тревогу? Обоснуйте свой ответ.
5. Какие неотложные меры по укреплению института семьи, по вашему мнению, необходимо предпринять? Какую роль вы отводите психологической помощи и поддержке семьи?
6. Согласны ли вы с утверждением, что семья переживает глубокий кризис? А с тем, что семья изжила себя как социальный институт? Обоснуйте свой ответ. В чем причины кризиса, пе- реживаемого современной семьей?
7. Какие мифы о семье сегодня популярны? Назовите аргументы «за» и «против».
8. В чем состоят специфические особенности современной российской семьи?
9. Назовите основные закономерности развития семьи на протяжении ее жизненного цикла.
10. Что понимается под нормативными кризисами в развитии семьи? Каково их психологиче- ское содержание?
И. Каковы факторы риска деструкции и распада семьи на каждой из стадий ее жизненного цикла? Факторы ее жизнестойкости?
12. Перечислите основные мотивы вступления в брак. Какие из них наиболее адекватны зада- чам создания семьи? Какие обусловливают трудности семейной жизни?
13. Какая теоретическая модель выбора брачного партнера представляется вам наиболее обос- нованной? Составьте «программу выбора брачного партнера», которая обеспечила бы вам успех на «ярмарке невест/женихов».
14. Реконструируйте историю знакомства и создания семьи на основе беседы с известной вам се- мьей. Что, по-вашему, является фактором риска и что — устойчивости для ее будущего? По- чему?
15. На основе интервью составьте характеристику семьи респондента. Охарактеризуйте вашу собственную семью в соответствии с приведенными критериями типологии.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Глава 2
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЬИ.
СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
§ 1. Семья как целостная система
В рамках системного подхода [Minuchin, 1974; Сатир, 1992; Olson, 1993] се- мья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов се- мьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархиче- ской ролевой структурой отношений. Границы семейной системы определя- ются взаимоотношениями между семьей и ее ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы) [Minuchin, 1974]. Семья включает две основ- ные подсистемы: подсистему супружеских отношений и подсистему детско- родительских отношений. Между супружеской и детско-родительской под- системами существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. Когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсисте- ма сиблинговых отношений (отношений братьев и сестер). Степень жестко- сти/прозрачности границ определяет открытость (закрытость) семейной си- стемы и каждой из подсистем. Жесткость границ меняется на протяжении жизненного цикла семьи, отвечая задачам развития семьи и вновь возникаю- щим ее функциям. Подвижность и гибкость границ семейной системы явля- ется важной характеристикой, обеспечивающей возможность быстрой адап- тивной перестройки семейного руководства, перераспределения семейных ролей и выработки новых стандартов ролевого поведения.
Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают ос- нову функционирования и развития семьи. Х а р а к т е р и с т и к и семьи подразделяются на объективные, субъективные и интегральную.
Объективные характеристики функционирования семьи:
• особенности эмоциональных связей в семье. Любовь как основа пост- роения семьи и супружеских отношений;
• мотивация брака;
• главенство и ролевая структура семьи;
•особенности коммуникации в семье;

60 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
• способность семьи к разрешению проблемных ситуаций.
Субъективные характеристики:
•удовлетворенность браком;
• семейное самосознание, наличие «семейных мифов» и их содержание.
Интегральная характеристика:
• сплоченность семьи.
Известная модель Макмастера постулирует шесть основных парамет-
ров функционирования семьи [см.: Epstein et al., 1978]:
• способность семьи к разрешению как инструментальных, так и аффек- тивных проблем, обеспечивающая эффективное ее функционирование;
•коммуникация как открытый и направленный обмен деловой и аф- фективной информацией между членами семьи;
•ролевая структура, определяющая роли как повторяющиеся модели поведения, выполнение которых членами семьи обеспечивает удовлетворе- ние общих базовых потребностей, распределение ролей и обязанностей, ус- тановление соответствующих границ семейной системы;
•эмоциональная отзывчивость как индивидуальная способность чле- нов семьи к сопереживанию и выражению соответствующего диапазона чувств различного содержания и интенсивности;
•аффективная вовлеченность, определяющая степень заинтересован- ности и ценностной значимости членов семьи друг для друга;
• поведенческий контроль, определяющий правила и стандарты поведе- ния, обязательные для всех членов семьи.
Общая оценка эффективности функционирования семьи основывается на успешности решения задач в каждой из выделенных сфер, но ни в коем случае не является их простой линейной комбинацией.
С. Минухин [Minuchin, 1974] выделяет три существенных аспекта се- мейной организации: иерархия в родительской подсистеме, характер эмо- циональной связи в ней, стиль взаимодействия и общения.
§ 2. Характер эмоциональных связей в семье.
Любовь как основа построения супружеских отношений
Попытки интерпретации любви как психологической реальности пред- принимались в классическом психоанализе (3. Фрейд), неопсихоанали- зе (К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм), эго-психологии (Э. Эриксон), гума- нистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), экзистенциальной психологии (Р. Мэй), в рамках социально-психологических исследова- ний в связи с проблемой аттракции.
Любовь как эмоциональный процесс характеризуется с точки зрения интенсивности, продолжительности, степени осознанности, функций, мо- тивации, генезиса.


§ 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любоаь как основа... 61
Воздействие на человека может быть двояким: как стеническая эмоция, любовь мобилизует, повышает жизненный тонус; как астеничес- кая эмоция, любовь ведет к снижению жизненного тонуса, замыканию,
уходу в себя. Соответственно, можно проследить два сценария воздейст- вия любви на личность: пессимистический и оптимистический. Пессими- стический сценарий основывается на предположении о том, что любовь делает человека зависимым от объекта любви (того, кого любим), приво- дит к возрастанию тревожности (как реакции на угрозу лишиться объекта любви), создает препятствия для самореализации и личностного роста.
Оптимистический сценарий предполагает личностный рост в условиях реализации межличностных отношений со значимым Другим, снижение тревожности, формирование личностной независимости [Гозман, 1987].
Поистине любовь всесильна! Конкретное воплощение в жизнь того или иного сценария определяется содержанием деятельности, реализуемой субъектом любви в отношении ее объекта.
Итак, любовь может рассматриваться как эмоциональный процесс, име- ющий свой объект; как особый вид деятельности, проявление активности субъекта; как предметное чувство, имеющее генезис и свою динамику раз- вития, допускающую смену объекта. Любовь выражает мировосприятие личности и ее отношение к миру в пределах от базового доверия и откры- тости до тотальной к нему враждебности и недоверия (Э. Эриксон).
Любовь в истории человечества проходит сложный путь эволюции и развития [Кон, 1989; Lampert, 1997]. Любовь человека имеет культурно-ис- торическую природу и представляет собой высшую форму человеческой близости, обеспечивающую оптимальные психологические условия для личностного развития и самореализации каждого из партнеров.
В онтогенетическом развитии любовь как особый тип отношений между двумя людьми последовательно проходит три стадии: стадию привязан- ности как симбиотической связи субъекта и объекта, стадию дифференциа- ции и стадию автономизации и индивидуализации. На стадии привязаннос-
ти как симбиоза доминируют аутоэротизм и первичный нарциссизм. Здесь отсутствуют собственно межличностные отношения, два существа слиты в неразрывном единстве, границы личности не определены. На второй стадии происходит дифференциация партнеров, впервые возникает задача установ- ления межличностных отношений на основе усвоения культурных норм,
правил и ценностей. Однако эмоциональные связи строятся на основе гло- бального отождествления, не предполагая целостности и автономии лично- сти. На третьей стадии обеспечивается достижение эмоциональной авто-
номности, достигаемой лишь в подростковом или юношеском возрасте. На базе автономизации личности формируется эго-идентичность и происходит осознание себя как целостности и индивидуальности. Межличностные от- ношения строятся осознанно и произвольно. Открывается возможность ус- тановления подлинной близости и интимности, формируются зрелые фор-