Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 266
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 3. Развитие любви как чувства , 67
лубляет сознание человека, поскольку в нем возникает нежность к другому человеку как осознание его потребностей, желаний и чувств; слияние с лю- бимым открывает новое бытие личности. Любовь — это переживание своей способности доставлять удовольствие другому, благодаря чему происходит выход личности за пределы своего Я. Наконец, в любви формируется спо- собность отдавать и принимать. Если баланс этих двух процессов наруша- ется, то нарушаются и отношения любви. Стремление лишь отдавать, не принимая взамен, обнаруживает тенденцию доминировать над партнером.
Стремление брать, не отдавая взамен, приводит к опустошению. Любовь —
это процесс активного творчества, поэтому, считает Мэй, любовь и воля —
неразделимы. Любовь — это личностный свободный выбор, осуществление любви требует участия воли. Мэй пишет, что люди «любят и волеют мир».
Любят — значит формируют мир, привнося в него часть самих себя. Воле- ют — значит творят мир своим решением. Парадокс любви, по Мэю, заклю- чается в сочетании высочайшей степени осознания самого себя как лично- сти в отношениях любви и высочайшей степени погруженности в другого человека.
К. Роджерс значительно обогащает наши представления о любви как про- цессе общения и установления отношений, вводя требование конгруэнтнос- ти — внутренней честности личности в отношении своего внутреннего мира,
исключающей самообвинение и самозащиту. Конгруэнтная коммуникация,
честная, искренняя, безоценочная, лишенная попыток манипулирования партнером и отрицающая «двойной стандарт» требований и прав для себя и партнера, является основой семейного общения. Одним из наиболее пер- спективных направлений психологической и психотерапевтической работы с семьей справедливо считается оптимизация общения между супругами, ро- дителями и детьми на основе усвоения принципов и техник конгруэнтного общения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 29
§ 3. Развитие любви как чувства
Проблема генезиса и развития любви — одна из наименее разработанных в психологии эмоций. Здесь можно выделить функциональный и собственно онтогенетический аспект.
Процесс функционального развития любви можно проследить, основы- ваясь на классической работе Стендаля «О любви» (1822). Ключевым по- нятием, раскрывающим сущность становления отношения любви, являет- ся «кристаллизация».
Как рождается любовь?
Первый этап — восхищение предметом любви. Что-то в другом человеке привлекает наше внимание, поражает нас, заставляет остановиться, почув- ствовать восхищение. Иногда — красивая внешность, походка, голос, ино-
68 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения гда — тонкое суждение, глубокая мысль, иногда — поступок, смелость, бла- городство, доброта. Красота, по Стендалю, непременное условие рождения любви: «Красота для рождения любви необходима, как вывеска. Нужно,
чтобы безобразие не представляло препятствия». Вывеска останавливает,
привлекает внимание, безобразие может оттолкнуть. Однако сама красо- та — это не только красота физическая, красота тела. Это и красота ума, во- ли, духа человека. Итак, начало зарождения любви связано с выделением будущего предмета любви из окружения и превосходной эмоционально- позитивной его оценкой. Переживание восхищения наделяет партнера в ваших глазах исключительностью и ставит его в центр вашего внимания.
Второй этап — изучение предмета любви. Всестороннее исследование партнера, повышенная чувствительность ко всем его поведенческим прояв- лениям, внешнему виду, суждениям. Здесь еще нет любви, присутствует только доброжелательный интерес к личности партнера и неосознанная симпатия, обусловленная восхищением.
Третий этап — зарождение любви и первая кристаллизация чувств. За- рождение любви связано с переживанием наслаждения от вида ее предмета и общения с ним. Решающее значение для развития любви имеет первая кристаллизация чувств. Стендаль называет ее особой деятельностью ума,
направленной на наделение предмета любви всеми возможными достоинст- вами. Личность партнера подвергается систематической положительной оценке. Информация о партнере селектируется и проходит особую обработ- ку — преувеличение достоинств, игнорирование или искажение недостат- ков (оборачивание их в достоинства), что приводит к «сгущению досто- инств и добродетелей» партнера и идеализации его образа. Если нет реальной близости и общения с партнером, наступает кристаллизация вооб- ражаемого разрешения.
Четвертый этап — рождение сомнения. Идеализация образа партнера в определенный момент поворачивает носителя чувства любви к самому се- бе и рождает сомнение в том, насколько же он сам достоин любви своего избранника, столь уважаемого, совершенного и «богоподобного» существа.
Это этап возникновения ориентировки на себя как возможного объекта любви, начало поиска ответа на вопрос: «Почему и за что я любим?»
Пятый этап — вторая кристаллизация чувств. Получение подтвержде- ния наличия ответной любви направляет процесс самоисследования и са- моразвития личности в сторону выделения и культивирования в себе луч- ших качеств и достоинств, которыми она уже обладает, которые хочет видеть в себе и которыми ее наделяет предмет любви. Вторая кристаллиза- ция чувств — это личностный рост в направлении взращивания в себе тех достоинств, которые сделают человека неотразимым, избранным, люби- мым. Итак, на пятом этапе развития любви происходит интенсивный лич- ностный рост носителя чувства любви в контексте построения отношений со значимым Другим.
§ 3. Развитие любви как чувства 69
Шестой этап — развитие отношений любви в сторону достижения пол-
ной близости и единства с ее объектом.
Ключевое значение для понимания психологических механизмов влия- ния отношений любви на развитие личности имеют этапы первой и второй кристаллизации, по сути представляющие собой процесс идеализации обра- за партнера (предмета любви) и собственного образа. B.C. Соловьев рассма- тривал идеализацию в ее позитивном значении как способность видеть в партнере не только те свойства и качества, которыми он уже обладает, но и те, которые могли бы быть. Умение увидеть в партнере потенциальные, по- ка еще скрытые от других достоинства и совершенства и отнестись к нему так, будто они уже реальность, строить свое общение и поведение, уже учи- тывая эти потенциальные достоинства, составляет великую мудрость люб- ви. «Обожествление любимого существа» необходимо для того, чтобы твои совершенства, пока еще скрытые не только от других, но даже и от тебя са- мого, существующие как бы в проекте того, каким ты мог бы стать, увидел в тебе твой партнер и эксплицировал в близком общении и деятельности, со- здавая необходимые условия для их интериоризации. Идеализация образа партнера — это своеобразный «кредит доверия», выдаваемый любимому че- ловеку, будь то родительско-детские или эротические отношения. Вторая кристаллизация представляет собой целенаправленную работу личности над собой, реализующую цели саморазвития и самосовершенствования.
Психологический смысл первой кристаллизации заключается в том, что в образ партнера и в образ Я личность включает потенциальные качества и строит свои отношения с партнером, ориентируясь на эти качества как ре- ально существующие. Смысл второй кристаллизации заключается в целе- направленном саморазвитии, работе над тем, чтобы «приподнять себя» до партнера. Отношения любви — это зона ближайшего развития личности,
прежде всего в аспекте формирования способности к самореализации и са- моактуализации.
При в общем позитивной оценке кристаллизации, имеющей крайнос- тью идеализацию образа партнера, необходимо учитывать и возможные не- гативные последствия этого процесса. Идеализация может стать причиной серьезных нарушений межличностных отношений и общения с партнером в том случае, когда идеализированный образ вступает в противоречие с ре- альными качествами партнера (т.е. выходит за пределы обозначенной вы- ше зоны ближайшего развития) или когда кристаллизация не сопровожда- ется реальной работой личности по самостроительству.
Интересную модель функционального развития любви применительно к подростковому и юношескому возрасту предлагает П.П. Блонский. Поле- мизируя с Фрейдом в вопросе об изначальной инфантильной сексуальнос- ти как фундаментальной характеристике развития личности, Блонский в своей блестящей работе «Очерки детской сексуальности» (1974) выделяет и прослеживает четыре основные стадии развития любви в онтогенезе, ста-
70 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения вя в центр рассмотрения подростковый и юношеский возраст. На первой стадии впервые возникает потребность в эротической любви, обусловлен- ная процессом полового созревания. Это время, окрашенное переживанием
«томления», неудовлетворенности, одиночества, страха, тоски, апатии.
Вторая стадия связана с любовной сенсибилизацией и осознанием потреб- ности любить, началом поиска объекта любви. Интересно, что осознание потребности предшествует возникновению самого чувства. Задача влю- биться, полюбить выступает для подростка как значимая, подтверждающая его статус взрослого. Возникает повышенная чувствительность ко всему,
что связано с любовью, нежностью, эротическим влечением. Начинаются интенсивные поиски объекта любви. Для этого периода характерны крат- ковременные увлечения, непостоянство, ветреность. Поиск объекта любви представляет собой ситуацию опробования новых отношений, их вания к себе, моделирования и проигрывания с различными партнерами,
это взрослая «игра в любовь» методом проб и ошибок. Наконец, наступает третья стадия — стадия влюбленности. Осуществлен выбор объекта любви,
и игра закончилась. На этой стадии образуется единство переживания сек- суального влечения и любви. Интенсивность, яркость и серьезность чувств молодого человека достигают пика своего развития. На четвертой стадии происходит все большее сближение с объектом любви, устанавливаются все планы отношений, включая интимную физическую близость.
Проблема последующих стадий развития отношений любви имеет два возможных варианта решения. Сторонники первого исходят из бытийной сущности любви и рассматривают ее развитие как результат активной твор- ческой работы личности, как искусство создания условий для личностного роста и самореализации каждого из партнеров (Фромм, Маслоу). Привер- женцы второго варианта считают более вероятным сценарий развития люб- ви от глубокой страстной влюбленности к охлаждению, привыканию, одно- образию и, наконец, к возникновению негативных установок и раздражению в отношении партнера (В.И. Зацепин, СВ. Ковалев). Признавая вариатив- ность и разнообразие развития любви в браке, И.М. Сеченов говорил о таких формах любви на поздних стадиях жизненного цикла, как платоническая любовь (минимальная представленность компонента страсти, эроса), лю- бовь-обладание и любовь по привычке. Последняя форма любви, вероятно,
представляет собой компенсаторное поведение, направленное на решение важной задачи в старости — сохранения стабильности мира на фоне утраты прежних физических и социальных возможностей.
§ 4. Искажения и нарушения чувства любви
Материнская, родительская любовь — первый вид любви, который познает человек. Дефицит и нарушения родительской любви, дисгармоничность дет-
§ 4. Искажения и нарушения чувства любви 71
ско-родительских отношений являются причиной искажений и нарушений развития способности человека любить сначала в детском возрасте — в фор- ме нарушений привязанности, — а затем и во взрослом — собственно любви
(Э. Фромм, К. Хорни, А. Маслоу, Дж. Боулби, Э. Эриксон, Й. Лангмейер,
3. Матейчек).
В своей концепции развития невротической личности Хорни представ- ляет механизм искажения развития потребности и способности человека любить. Она считает, что нарушения любви связаны с фрустрацией потреб- ности ребенка в безопасности. Напомним о сходстве этой позиции с идеей
Маслоу о том, что неудовлетворенность потребности в безопасности приво- дит к нарушению удовлетворения потребностей в любви и аффилиации.
Ощущение безопасности формируется у ребенка в младенчестве и раннем детстве и зависит от качества родительского (материнского) ухода. Хорни вводит понятие «базальной тревожности» — экзистенциального пережива- ния мира как всесильного, враждебного, агрессивного источника угрозы и переживания себя в этом враждебном мире — беспомощного, уязвимого,
беззащитного, отверженного. В зависимости от степени удовлетворения по- требности в безопасности в детском возрасте взрослый человек выбирает разные стратегии отношения к миру и социальному окружению:
•стратегию движения «к людям», проявляющуюся в уступчивости,
конформности, высоком уровне потребности в аффилиации, повышенной потребности быть принятым, любимым;
•стратегию движения «от людей», выраженную в стремлении к изоля- ции, уходу, отказу от установления близких, интимных отношений;
•стратегию движения «против людей» — враждебность, конфронта- цию, попытку подчинить себе партнера.
Зрелой любви здоровой личности Хорни противопоставляет «невро- тическую» потребность в любви и «невротическую» любовь. Невротичес- кая потребность в любви — это преувеличенная потребность человека в эмоциональной привязанности, положительной оценке себя со стороны окружающих и повышенная чувствительность к фрустрации этих потреб- ностей, проявляющаяся в непомерном страхе отвержения, реального или воображаемого.
Невротическая любовь, в отличие от любви здоровой личности, нераз- борчива, не насыщаема и навязчива. Неразборчивость невротической люб- ви проявляется в том, что ее носителю хочется, чтобы его любили все. Зре- лая любовь избирательна — здоровая личность ждет любви, уважения и признания лишь от тех людей, кого любит и ценит сама. Ненасыщае- мость — ненасытность любви проявляется в том, что человеку постоянно требуются подтверждение своей значимости и исключительности для партнера, доказательства любви словом и (или) действием, в то время как
«в норме» подтверждение сложившихся отношений и чувств партнеров, их своеобразное «озвучивание» становится необходимым лишь в нестабиль-