Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 272
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 6. Социально-психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции 77
§ 6. Социально-психологический подход к любви
в контексте проблемы аттракции
Аттракция как симпатия к другому человеку является безусловным компо- нентом чувства любви [Гозман, 1987]. В рамках социально-психологичес- кого подхода изучались факторы, способствующие возникновению аттрак- ции и выступающие как условия привлекательности партнера. Назовем некоторые из них.
Внешняя привлекательность. В зрелом возрасте становятся важны не только внешние физические данные, но и духовно-психологические, лич- ностные качества. Идеал привлекательной внешности обусловлен как культурно-историческими, социальными условиями, так и субъективными критериями оценки. Внешняя привлекательность человека определяется не только оценкой его со стороны партнера, но в значительной степени и его собственной самооценкой. Если самооценка высока и адекватна или да- же несколько превосходит уровень адекватности, то это находит отражение в таких особенностях поведения личности, как уверенность, доброжела-.
тельность, направленность на установление отношений и коммуникацию,
способствующих большему самораскрытию партнеров.
Социальные характеристики — принадлежность к определенному со- циальному уровню, образование, статус, профессия, социальная успеш- ность и т.д. Успешность и удачливость способствуют усилению аттракции,
неудачников избегают.
Уровень развития коммуникативных способностей — способность к от- крытой коммуникации, к самораскрытию, искренности в пределах сохране- ния интимного личностного «пространства безопасности» партнеров (не- приемлемость «душевного эксгибиционизма»), умение коммуницировать свои чувства, проявлять эмпатию в отношении партнера. Отсутствие ком- муникативной компетентности резко негативно сказывается на аттракции.
Сходство установок, идей, взглядов, ценностей. Для успешного функци- онирования семьи особенно важны общность ценностей профессиональ- ной деятельности, сходство взглядов на воспитание детей и родительство.
Предсказуемость, прогнозируемость поведения партнера, особенно в стрессовых, напряженных ситуациях, на основе знания его личностных свойств и стабильности его поведения в повторяющихся ситуациях. Не- предсказуемость не отпугивает, но осложняет понимание намерений парт- нера и может привести к деструкции отношений. Предсказуемость не иден- тична рутинности и стереотипности поведения.
Ситуативные факторы. К ним можно отнести следующие:
• регулярность контактов;
• возможность реализации совместной деятельности;
• оказание друг другу помощи (забота, помогающее поведение). Доказа- но, что уровень симпатии к партнеру у помогающего выше, чем у того, кому
78 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения помощь оказывается. Иными словами, мы привязываемся к тому, кому мы больше помогаем. Напротив, известен феномен избегания человека, оказав- шего нам значительную помощь. В супружеских отношениях не должно быть грубого дисбаланса в выполнении обязанностей и ролей. В интересах сохранения взаимной симпатии и привлекательности ни один из супругов не должен взваливать на себя все проблемы семьи и принимать на себя роль
«палочки-выручалочки». Каждый член семьи ради стабилизации в ней эмо- циональных связей должен быть готов и сам оказать помощь, и попросить о ней, и принять помощь от партнера.
Совместное переживание опасности, угрозы жизни. Этим фактором объясняется известный феномен повышения уровня сплоченности семьи при переживании кризисных, фрустрирующих ситуаций (вспомним посло- вицу о необходимости съесть пуд соли, чтобы узнать друг друга и устано- вить истинно гармоничные отношения).
Фактор оценки со стороны партнера. Проявляется в том, что аттракция возникает при условии отсутствия значительного расхождения самооцен- ки и оценки со стороны партнера.
В исследовании М.Н. Риди и др. [Reedy et
1982] предметом изучения стали изменения значимости аффективных и поведенческих компонентов,
составляющих, по мнению авторов, отношения любви в период перехода от ранней к средней зрелости, пожилому возрасту и старости. К таким компо- нентам были отнесены эмоциональная безопасность, уважение, сексуальная интимность, коммуникация, игровое и помогающее поведение (взаимопо- мощь) и лояльность (терпимость). Было отмечено, что при наличии опреде- ленной стабильности можно говорить также об изменениях значимости каждого из компонентов на протяжении зрелых периодов онтогенеза. На- пример, при сохранении стабильности помогающего и игрового поведения наблюдалось возрастание значения эмоциональной безопасности и взаим- ной терпимости на фоне снижения роли, отводимой в отношениях между супругами уважению. Несколько снижалось значение общения. Значение сексуальной сферы плавно возрастало к середине жизненного цикла, а за- тем столь же плавно снижалось. Таким образом, на первом плане отноше- ний любви между супругами на всех стадиях жизненного цикла оказывает- ся аффективная составляющая любви — эмоциональная безопасность,
сопереживание, симпатия, что в целом соответствует основному тезису се- мейной психологии и семейной психотерапии о том, что именно функция эмоционального взаимопонимания и сопереживания, психотерапевтичес- кая функция являются системообразующими для современной семьи.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
•любовь представляет собой социокультурный, исторический фено- мен, имеющий историю своего развития;
•любовь имеет активно-деятельностную творческую природу, форми- руется в процессе жизни на основе интериоризации опыта детско-роди-
§ 7. Ролевая структура семьи 79
тельских отношений и присвоения социокультурного опыта, форм и «мо- дусов» любви в контексте органического и полового созревания;
•любовь направлена на самореализацию личности, преодоление отчуж- денности и обретение единства и целостности; обеспечивает саморазвитие личности в исключительных, близких отношениях со значимым Другим;
• важным фактором возникновения нарушений способности любить яв- ляется искажение детско-родительских отношений и, в первую очередь, от- ношений с близким взрослым на протяжении ранних стадий онтогенеза.
§ 7. Ролевая структура семьи
Основными параметрами ролевой структуры семьи являются характер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, т.е.
иерархическое строение семьи, и распределение ролей в соответствии с те- ми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла.
Ролевая структура семьи в значительной степени определяется ведущи- ми семейными ценностями, иерархия которых развивается на протяжении жизненного цикла семьи, отражая изменение значимости ее функций. На- пример, после рождения детей центральное место в семье занимает воспита- тельная функция, а ценность родительства становится ведущей. Сравнение приоритетности ценностей у молодоженов и лиц, вступающих в брак, обна- ружило значимые различия: у лиц, вступающих в брак, ценности имеют чет- кую семейно-бытовую направленность, а у благополучных молодоженов на- блюдается сбалансированность ценностей семейных и связанных с профессиональной деятельностью супругов [Олейник, 1986]. Семейные ценности регламентируют образ жизни семьи, распределение ролей и уста- новление главенства.
Г л а в е н с т в о в семье определяет ее иерархию и организацию функци- онирования, характер принятия решений, меру участия членов семьи в уп- равлении ее жизнедеятельностью, отношения власти — доминирование и подчинение.
Авторитарная система отношений означает сосредоточение функций управления и принятия решений в руках одного члена семьи. Демократи- ческая система отношений — равноправное участие всех членов семьи в уп- равлении и принятии решений. Тенденцией развития современной семьи является переход от авторитарной к демократической системе отношений,
что, в первую очередь, обусловлено становлением правового и экономиче- ского равноправия мужчин и женщин. Главенство может носить единолич- ный характер (персональное главенство) и быть совместным. В первом случае все или большинство наиболее значимых для семьи функций ока- зываются сосредоточены в руках одного человека. Такая форма главенства
80 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения вряд ли может быть эффективна с точки зрения теории управления, одна- ко в кризисные периоды развития семейной системы единоличное главен- ство оказывается адекватным и полезным. В стабильные же периоды опти- мальной формой руководства является совместное главенство. Оно бывает с разделением функций и без (эгалитарный вариант). Для определения формы главенства в семье приоритетны такие функции, как материальное обеспечение, планирование семейного бюджета, «психотерапевтическая»
функция семьи, воспитание детей. Фактическое главенство зависит от рас- пределения функций в семье и меры участия ее членов в решении проблем.
Однако наряду с фактическим главенством существует и главенство фор- мальное, т.е. приписываемое по определенным правилам. В случае расхож- дения фактического и формального главенства возникают конфликты,
борьба за признание фактического руководства, за установление главенст- ва одного из членов семьи. Традиционно формальное главенство приписы- вается мужу, в то время как фактическое в равной степени распределяется между мужем и женой. Краткое перечисление вариантов распределения власти в семье показывает всю сложность и многообразие внутрисемейных отношений, связанных с руководством и управлением семьей.
Отношения власти как доминирования — подчинения имеют и обрат- ную сторону — принятие социальной ответственности главы семьи за ее благополучие и функционирование, что предполагает решение задач обес- печения безопасности семьи, определение ее целей и перспектив, коорди- нацию действий, направленных на достижение этих целей, создание психо- логической атмосферы уверенности и оптимизма в отношении прошлого,
настоящего и будущего семьи.
Отношения доминирования — подчинения в семье могут быть охаракте- ризованы по следующим параметрам: кто именно доминирует в семье; осно- вания (причины) доминирования; степень транзитивности отношений до- минирования—подчинения; предполагает ли доминирование также и принятие ответственности доминирующим лицом [Дружинин, 1966]. В слу- чае единоличного авторитарного главенства в семье может доминировать
- отец (патриархальная семья), мать (матриархальная семья), ребенок (дето- центристская семья). В основе доминирования (применения власти) могут лежать авторитет и уважение к главе семьи, дань традициям и подчинение закону, признание компетентности лидера и делегирование ему права ру- ководства и принятия решений, использование принуждения и насилия,
«подкуп», лесть и манипуляция членами семьи. Под транзитивностью от- ношений доминирования — подчинения понимаются однонаправленность власти в иерархической структуре семьи и перенос отношений доминиро- вания, осуществляемый фигурой, занимающей более высокую позицию в иерархической структуре семьи, на других ее членов, занимающих нижние ступени. Например, отец, являясь главой семьи, доминирует над матерью,
мать — над ребенком, значит, и для ребенка отец также выступает властной
§ 7. Ролевая структура семьи 81
фигурой, обладающей большими полномочиями и привилегиями, чем мать. Нетранзитивность предполагает более сложные отношения, в кото- рых каждый член семьи занимает разную позицию по отношению к другим ее членам.
Роль— это нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. Содержание роли и ее выполнение регулиру- ются нормами, т.е. определенными выработанными и принятыми группой правилами, которым необходимо следовать для реализации совместной де- ятельности [Андреева,1980]. Существуют правила, предписания, касающи- еся как принятия ролей, так и их исполнения. Важны также контроль за выполнением роли и санкции, как внешние, так и внутренние, направлен- ные на восстановление баланса семейной деятельности за счет определен- ного воздействия на члена семьи, не выполняющего свою роль. Степень принятия членом семьи своей семейной роли определяет эффективность ее выполнения и, как следствие, успешность функционирования семейной структуры в целом.
В ролевой структуре семьи выделяют план конвенциональных и план межличностных ролей.
Конвенциональные роли предписаны социокультурным окружением,
стандартизованы, определяют постоянные права и обязанности членов се- мьи, представляя собой перечень форм поведения и способов их реализа- ции, регулируемых правом, моралью, традициями. Межличностные роли индивидуализированы, определяются конкретным характером межлично- стных отношений в семье, кристаллизуя в себе уникальный опыт семейно- го межличностного общения.
Ролевая структура семьи обеспечивает эффективное ее функциониро- вание и удовлетворение потребностей всех ее членов с учетом следующих требований:
•ролевая согласованность — требование непротиворечивости ролей,
образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых од- ним человеком, так и семьей в целом;
• выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей личности в рамках семьи;
•принятые роли должны соответствовать возможностям личности,
нельзя допускать «ролевой перегрузки»;
•выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребнос- тей всех членов семьи.
Конвенциональные роли могут быть классифицированы по различным основаниям. Типология семейных ролей в соответствии со статусом родст- венных отношений включает роли мужа, жены, родителей — матери и отца,
детей — сына и дочери, сиблингов — брата и сестры, прародителей — ба- бушки и дедушки и пр. Подчеркнем, что набор прав и обязанностей в соот-