Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 273

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

82 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения ветствии с родственным статусом определяется историческими, культур- ными, этническими особенностями семьи и значительно варьируется в за- висимости от перечисленных факторов.
В основу классификации ролей Ф. Ная [Nye, 1976] положен функцио- нальный принцип, позволяющий выделить следующий набор ролей: «кор- милец» семьи, хозяин (хозяйка) дома, ответственный за уход и воспитание младенца, воспитатель детей, сексуальный партнер, «семейный психотера- певт», несущий ответственность за поддержание родственных связей, орга- низатор досуга и развлечений (рекреационная функция семьи), организа- тор семейной субкультуры. При распределении конвенциональных ролей наблюдается полоролевая дифференциация, которая определяется особен- ностями представлений супругов о ролях мужчин и женщин в обществе и семье, особенностями полоролевой идентичности и реальным распределе- нием ролей в семье между супругами [Алешина, Борисов, 1989]. Можно го- ворить о традиционной, обусловленной биологическим критерием распре- деления функций, антитрадиционной и равноправной полоролевой дифференциации. Традиционализация ролей в семье по тендерному прин- ципу связана с рождением и воспитанием маленьких детей. В современной семье, тяготеющей к равноправному распределению ролей, полоролевая дифференциация достаточно подвижна и свободное изменение ролей су- пругов позволяет семье более эффективно решать свои проблемы.
Остановимся на характеристике функциональных ролей в семье. Роль
«кормильца» соответствует выполнению функции обеспечения материаль- ного благополучия семьи. В традиционной семье эта роль принадлежит му- жу. В Современной, как правило, работают оба
Выполнение роли
«кормильца» фактически предопределяет решение вопроса о власти и гла- венстве в семье.
Роль хозяина (хозяйки) дома реализует функцию организации и под- держания быта. В традиционной семье эта роль отводится жене. В эгали- тарных семьях эти ролевые функции распределяются примерно поровну с учетом культурных стереотипов и представлений о роли мужчины и жен- щины в «поддержании семейного очага». Как правило, они совмещаются с ролью «министра финансов» семьи, ответственного за проектирование се- мейного бюджета и держателя кошелька. Традиционно такую роль играет жена, однако все чаще и чаще наблюдается тенденция совместного ее вы- полнения.
Роль ответственного за воспитание младенца выделяется из воспита- тельной функции семьи и выступает обособленно по причине теснейшего взаимодействия ребенка в младенческом возрасте с близким взрослым.
Возможности выполнения родителем, принимающим на себя функцию воспитателя младенца, других функций крайне ограниченны. Традицион- ные нормы предписывают выполнение этой роли матери. В современной эгалитарной семье ее достаточно успешно выполняют отцы, однако нет, по-


§ 7. Ролевая структура семьи 83
жалуй, ни одной другой роли, где тенденция традиционализации распреде- ления семейных ролей проявляла бы себя настолько сильно. Так, кормле- ние грудью — биологически обусловленная функция матери; предпосылки синхронности взаимодействия матери и ребенка закладываются еще в пе- риод пренатального развития; наконец, опережающие темпы формирова- ния материнской родительской позиции по сравнению с родительской по- зицией отца делают именно мать наиболее адекватной фигурой для формирования первой социальной потребности ребенка в контакте со взрослым и в привязанности.
Реализация роли воспитателя детей (более старшего возраста), предпо- лагающая управление процессом социализации, морального развития, ста- новления компетентности, как правило, осуществляется обоими родителя- ми. Степень участия отца в процессе воспитания определяется следующими факторами:
•уровнем образования. Общая тенденция состоит в том, что чем выше уровень образования отца, тем более активен он в воспитании ребенка;
• полом ребенка. Считается, что отец уделяет больше внимания сыну, а мать — дочери, но если межличностные отношения родителей характери- зуются любовью и нежностью, то уровень эмпатии и активность участия отца в воспитании дочери могут быть выше;
•возрастом ребенка. Чем старше ребенок, тем больше включен отец в процесс его воспитания, однако налицо преимущества более раннего вклю- чения отца в воспитание ребенка, проявляющиеся, по крайней мере, в трех направлениях. Во-первых, возрастает вероятность формирования безопас- ной привязанности в отношениях ребенка с отцом. Во-вторых, формирова- ние отцовской родительской позиции осуществляется по типу возрастания компонентов безусловного принятия ребенка. В-третьих, благодаря совме- стной с матерью воспитательной деятельности возникает необходимая ос- нова для выработки единой родительской позиции, помогающей избежать непоследовательности и противоречивости семейного типа воспитания.
Роль сексуального партнера включает проявление активности и иници- ативности в сексуальном поведении. Традиционно роль лидера в сексуаль- ных отношениях отводится мужу, однако в последнее время ситуация вы- глядит далеко не так однозначно в связи с ростом активности женщин.
Роль «психотерапевта» обеспечивает удовлетворение потребностей чле- нов семьи в эмоциональном взаимопонимании, поддержке, безопасности,
ощущении личностной самоценности и является ключевой в современной семье. Традиционно она отводится женщине в силу признания ее большей эмоциональной чувствительности, однако в действительности дело обстоит так далеко не всегда. Муж в роли семейного «психотерапевта», как правило,
укрепляет свою лидерскую позицию и реальное главенство в семье.
Перечисленные роли имеют скорее «внутренний» характер и не пред- полагают выхода за пределы границ семейной системы. Наряду с ними


84 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения можно говорить и о семейных ролях, реализуемых в контексте более широ- кого социального окружения, осуществляющих посредническую функцию между семьей и социальной средой. К ним относятся роли ответственного за поддержание родственных связей, организатора досуга и семейной суб- культуры.
Роль ответственного за поддержание родственных связей предполагает лидерство в организации общения с родными и близкими, участие в семей- ных ритуалах, церемониях, праздниках, осуществление необходимой мате- риальной и психологической поддержки нуждающимся членам расширен- ной социального контроля. Традиционно эту роль исполняла жена,
сейчас нет четкого приоритета, принятие этой роли определяется характе- ром родственных отношений и личностными особенностями членов семьи.
Роль организатора семейного досуга, реализующего рекреационную функцию семьи, направлена на планирование и проведение выходных дней и отпусков. Важность этой роли возрастает в современной ситуации дефи- цита межличностного общения в семье. Организация досуга способствует либо сплочению, либо деструкции семьи. Принятие и исполнение этой ро- ли определяется личностными качествами супруга (активностью, компе- тентностью, организационными способностями).
Роль организатора, творца семейной субкультуры, своеобразного духов- ного лидера семьи, определяющего ее интересы, культурные запросы, увле- чения, возникла относительно недавно и отвечает функции духовного об- щения и обеспечения условий для культурного роста членов семьи. Как правило, эту роль принимает на себя наиболее компетентный и заинтересо- ванный член семьи. Исполнение ролей организатора семейного досуга и ор- ганизатора семейной субкультуры достаточно часто совмещает один член семьи в силу их содержательной близости. Семейная культура включает ри- туалы и обряды жизненного цикла, сопровождающие основные семейные события (помолвка, свадьба, рождение детей, похороны и пр.). Семейная праздничная культура — новогодние обряды, празднование дней рождения,
юбилеев, других знаменательных дат семейного календаря — имеет риту- ально-игровой характер, определяет историю семьи, выполняя функцию ее интеграции и укрепления сплоченности, обеспечивает формирование ее са- мосознания. Семейный этикет регламентирует поведение членов семьи, за- дает его нормативность. Особенность его — в сочетании свободы поведения
(«фамильярности») и высокой устойчивости моделей поведения, обеспечи- вающих возможность предвосхищения поведения членов семьи и согласо- ванность их действий без жестких ограничений [Разумова, 2000].
Межличностные роли определяют характер межличностного взаимо- действия, включая роли покровителя, опекуна, опекаемого, друга, сексу- ального партнера.
Типичной проблемой ролевой структуры современной семьи, где оба су- пруга работают, является ролевая перегруженность и дилемма идентичное-


§ 7. Ролевая структура семьи 85
ти работающей женщины. Сущность такого ролевого конфликта в несовме- стимости ролевых ожиданий и невозможности выполнения субъектом, за- нимающим определенный социальный статус, предписанных и принятых им ролей. Причина возникновения ролевого конфликта работающей жен- щины связана с невозможностью успешного выполнения ею большого ко- личества ролей — семейных и профессиональных — в силу противоречиво- сти, предъявляемых к ним требований; отсутствием необходимых физических ресурсов для полноценного выполнения ролей; чрезмерностью требований к выполнению ролей, устанавливаемых самой женщиной [Але- шина, 1989; Гаврилица, 1998]. В патриархальной культуре женщине всегда приписывали роли «домохозяйки» и «хранительницы домашнего очага».
Эти нормативные роли до сих пор признаются как типичные для женщин,
определяющие их женственность и тендерную роль, в конечном счете их идентичность. Достаточно часто профессиональная деятельность женщины рассматривается как «смещение» ее предназначения на незначимые цели,
потому что разделение труда между полами в семье якобы оправдывается большей приспособленностью женщин к заботе о других, к материнству, к уходу за детьми и их воспитанию, к заботе о других (Т. Парсонс). Противо- речивое отношение к участию женщин в семейной и профессиональной сферах ныне обусловлена «двойным стандартом приоритетов». С одной стороны, производственная активность слабого пола — необходимое усло- вие жизнедеятельности и социального прогресса общества, а с другой —
высшим предназначением женщины и, соответственно, ядром ее идентич- ности провозглашаются дом, дети, забота о семье. Однако чрезмерная эмо- циональная и деятельностная фиксация на карьере или семье приводит к эмоционально-личностным нарушениям. «Захваченность» карьерным рос- том чревата эмоциональным обеднением, отсутствием личной жизни, а по- груженность в семейные проблемы ограничивает возможности творческой самореализации, приводит к зависимости и социальной изоляции.
Показателями ролевого конфликта являются отсутствие одобрения и поддержки работы жены со стороны мужа, неуважительное отношение к ее профессиональной деятельности; чувство вины перед семьей, испытываемое работающей женщиной; ощущение раздвоенности между семьей и работой,
переживание острой нехватки времени. Показано, что особенности мотива- ции профессиональной деятельности женщины влияют- на характер протека- ния такого конфликта. Если доминирующим является мотив обеспечения материального благополучия семьи, то ролевая напряженность возрастает, а если — социального признания, успеха, достижений, то ролевая конфликт- ность и уровень внутренней напряженности снижаются. Особенно резко возрастает фрустрированность, когда женщине не удается успешно, с ее точ- ки зрения, реализовать позицию матери, а приоритет ценности материнства у нее достаточно высок [Гаврилица, 1998]. В то же время данные исследова- ния условий и факторов психического здоровья женщины свидетельствуют


86 . Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения о большей благополучности работающих жецщин. Это объясняется тем, что,
согласно теории аккумулирования ролей, расширение набора ролей, выпол- няемых субъектом, и сфер его самореализации приводит не только к росту напряженности, но и к формированию более высокой толерантности к не- удачам и жизненным невзгодам. Неуспех в одной области самореализации может быть с лихвой компенсирован успехом в другой. Кроме того, работа- ющая женщина получает возможность более полно контролировать свою жизнь, автономию и самостоятельность, что в итоге находит отражение в большей ее удовлетворенности семейной жизнью.
Можно выделить три основные стратегии разрешения ролевого кон- фликта работающей женщины, различающиеся в зависимости от степени активности самой женщины в ситуации, вызывающей фрустрацию. Первая стратегия состоит в изменении социально-экономических условий жизни женщины, вторая — в осуществлении структурных изменений семьи, кото- рые позволили бы женщине успешно сочетать семейную роль с профессио- нальной. Третья стратегия направлена на изменение установок и ценност- ных ориентации женщины через разрешение ценностно-смыслового конфликта и построение собственной иерархии социальных ролей. Если женщина осуществляет осознанный выбор той или иной сферы самореали- зации — профессиональной или семейной — и оценивает свою деятельность в этой сфере как успешную, то происходит снижение ролевого конфликта.
Если ее ценностный выбор в пользу семейной или профессиональной сфе- ры так и не осуществляется, то сначала происходит утрата интереса к рабо- те, затем — стремление уделять больше внимания себе и семье и, наконец,
отказ от профессиональных ролей в пользу семейных. В исследовании
О. А. Гаврилицы [1998] было также показано, что психологический пол жен- щины, а именно степень выраженности маскулинности или фемининности,
в значительной степени обусловливает разрешение ролевого конфликта.
Сильная выраженность маскулинных или фемининных полоролевых ка- честв облегчает выбор профессиональной или семейной сферы и способст- вует более успешной адаптации к ней.
Принятие ролей осуществляется в соответствии с социокультурными нормами и стандартами, определяющими критерии оценки успешности выполнения ролей. Ролевое поведение характеризуется степенью иденти- фикации исполнителя с ролью, т.е. степенью принятия ответственности за выполнение роли, ролевой компетентностью, сформированностью мотива- ционного и операционно-технического компонентов ролевого поведения;
конфликтностью роли, т.е. противоречивостью в сознании человека пове- денческих моделей, необходимых для реализации роли [Эйдемиллер, Юс- тицкис, 1999; Алешина, 1994]. Значительное влияние на ролевое поведение оказывает фактор родительской семьи каждого из супругов. Можно выде- лить два возможных типа воздействия этого фактора на принятие и испол- нение роли: 1) повторение (воспроизведение) в собственной семье характе-