Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 276
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 7. Ролевая структура семьи 87
ра распределения семейных ролей и исполнение усвоенных ролей в той форме, в какой они исполнялись в родительской семье; 2) отвержение се- мейного уклада родительской семьи. Одной из причин отвержения может стать неблагополучие детско-родительских отношений в семье одного из супругов.
Принятие семейных ролей в значительной мере определяется также влиянием особенностей мотивационно-потребностной и ценностно-смыс- ловой сфер членов семьи, а также личностных их особенностей, например зависимости/автономии в принятии решений.
Серьезным фактором, в значительной мере определяющим характер принятия межличностных ролей в семье, являются сиблинговые взаимоот- ношения в собственной семье супругов. Модель отношений с братьями и сестрами, позиция в этих отношениях с легкостью переносится на собст- венного супруга и детей, определяет претензии на лидерство, отношение к вопросу о власти, сотрудничестве, кооперации, соревновательности.
Репертуар усвоенных в детстве и подростковом возрасте межличност- ных ролей и опыт их исполнения переносится супругами в свою семейную жизнь, определяет характер межличностного взаимодействия [Черни- ковД998].
Можно выделить несколько вариантов сочетания ролевых ожиданий в зависимости от сиблинговых позиций:
• комплементарный брак — взаимодополняющие сиблинговые позиции супругов. Например, позиции старшего и младшего ребенка. В случае ком- плементарности наблюдается наиболее благоприятный вариант формиро- вания ролевой структуры: есть взаимодополняющие ожидания, готовые стереотипы межличностных ролей и опыт их исполнения;
•частично комплементарный брак — частичное совпадение сиблинго- вых позиций супругов. Например, позиции среднего и старшего ребенка лишь частично оправдывают ожидания супругов в отношении межлично- стного взаимодействия;
•некомплементарный брак — тождественность сиблинговых позиций супругов, ведущая к конкуренции в борьбе за присвоение одной и той же межличностной роли.
Естественно, не существует жесткой зависимости формирования меж- личностных ролей и взаимодействия в семье от степени комплементарнос- ти сиблинговых позиций, хотя такое влияние несомненно. Длина и лег- кость пути к взаимопониманию определяются скорее личностными особенностями супругов. Степень комплементарности по-разному опреде- ляет характер межличностных ролей и показатель удовлетворенности бра- ком на разных стадиях супружества. Чем моложе семья, тем сильнее выра- жено это влияние.
Впрочем, не только конфликтное сочетание межличностных ролей, но и сами роли могут оказывать психотравмирующее воздействие как на их ис-
88 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения полнителя, так и на остальных членов семьи и семью в целом. Патологизи- рующие роли (X. Рихтер) в зависимости от их субъекта могут быть индиви- дуальными и семейными. Причины семейных патологизирующих ролей ле- жат в области нарушений в системе «семья — социальное окружение».
Феномен патологизирующих ролей является показателем дисфункции се- мьи как целостной системы. К индивидуальным патологизирующим ролям относят роли вроде «семейный козел отпущения», «позор семьи», «любим- чик», «бэби», «больной член семьи» и т.п. Исполнитель роли «козел отпу- щения» является чем-то вроде «громоотвода», служит мишенью для эмоци- онального отреагирования остальных членов семьи. Достаточно часто он спокойно относится к эмоциональным реакциям домочадцев и принимает эту роль, осознавая ее положительный эффект. «Позор семьи» выступает в качестве своеобразного экрана, на который «проецируются» остальные чле- ны семьи, он признается семьей или отдельными ее членами виновником всех несчастий и, как правило, эту роль отвергает. «Любимчик» является как бы посредником между конфликтующими членами семьи, носителем эмоционального начала, объединяющего семью, и тем самым препятствует открытому решению проблемы. «Бэби» — вечное дитя независимо от возра- ста, ему прощаются все проступки и прегрешения, его роль — быть под- тверждением достоинств остальных членов семьи, а также основой ее спло- ченности в его опеке. Равно как и «больной член семьи» — основа для ухода от реально существующих проблем и объединения в заботе о «страдальце».
К патологизирующим семейным ролям, обусловленным нарушением связей семьи с социальным окружением, относят роли «семья-театр», «се- мья-крепость», «семья-санаторий» и др. Например, в «семье-крепости»
превалируют враждебное отношение к социальному окружению, стремле- ние к изоляции, социальному дистанцированию, агрессивные формы реа- гирования. «Семья-театр» как бы живет на сцене, выставляя напоказ забо- ту, ласку, взаимопонимание, оставаясь при этом «глухой» к потребностям и интересам своих членов в реальной жизни.
Генезис и функционирование патологизирующих ролей определяются действием защитных механизмов, обусловленных личностными проблема- ми каждого из членов семьи, а также нарушением функционирования се- мьи в целом.
В основе патологизирующих ролей лежат нарушения представлений членов семьи друг о друге, о себе и семье в целом — феномен «семейных мифов» [Ferreira, 1966; Мишина, 1983; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999].
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 29
§ 8. Семейное самосознание
Следует различать объективную картину жизни семьи и ее внутреннюю картину — совокупность субъективных образов семьи у ее членов. Т.М. Ми-
§ 8. Семейное самосознание шина ввела понятие «образ семьи», или образ «Мы», — своеобразное семей- ное самосознание, важнейшей функцией которого является регуляция по- ведения семьи на основе согласования позиций отдельных ее членов.
С е м е й н о е с а м о с о з н а н и е - - с о г л а с о в а н н ы й о б р а з с е м ь и , р а з д е л я - емые всеми ее членами представления о ценностях семьи, ее статусе, обра- зе жизни, ролях, главенстве, нормах и правилах взаимодействия.
Важнейшим компонентом семейного самосознания является семейная
судьба. Можно говорить о двух основных значениях этого понятия. В пер- вом случае речь идет об общей судьбе рода, семьи как единого субъекта.
Каждый член семьи мыслит свои жизненные планы и выстраивает свою судьбу в контексте жизненных целей и судьбы семьи как единого целого.
Во втором — о семейной судьбе как разделенном представлении членов се- мьи о сходстве персональных судеб и жизненного пути родственников, их согласованности в пределах родственной сферы [Разумова, 2001]. Сходст- во судеб выступает как повторяемость обстоятельств и особенностей наи- более важных семейных событий: знакомства будущих супругов, возраста и обстоятельств заключения брака, продолжительности жизни, болезней,
времени рождений, дат смерти и др. Наиболее часто воспроизводимый сце- нарий общности семейной судьбы — это «несчастливая женская судьба», в которой дочери повторяют материнскую судьбу. Анализ рассказов о семей- ной судьбе позволяет усмотреть в них не только объективное сходство, но и стремление интерпретировать членами семьи близкие события семейной жизни как сходные, закономерно повторяющиеся, несущие в себе скрытое мистическое значение.
Семейный «календарь» выполняет функцию фиксации дат или периодов повторяющихся событий — дней рождений, бракосочетаний, смертей, интер- валов между значимыми семейными событиями. В случае, когда совпадают даты двух или нескольких равно эмоционально окрашенных событий — на- пример, дня рождения или бракосочетания, — это число становится «семей- ным днем», считается членами семьи приносящим удачу. Повторяемость смертей рассматривается как рок, к определенной дате приближаются с тре- вожным ожиданием, стремятся избегать сходных с трагическим семейным событием обстоятельств, чтобы «отвратить несчастье». В семье часто проис-
. ходит мифологизация совпадения дат смертей и рождений. Основой такой мифологизации является неосознанное представление о том, что новый род- ственник вытесняет/приходит на смену старому и получает свою «долю» се- мейной жизненной энергии и пространства [Байбурин, 1993]. Следствием мифа становится рождение установки на поиск и преувеличение сходства родственников и тем самым неосознанное подкрепление повторяемости су- деб за счет создания объективных условий генезиса сходных черт.
Еще один важный компонент семейного самосознания — семейная ис-
тория. Она воплощена в семейной родословной, семейной автобиографии,
семейных реликвиях, фотографиях, семейном имени.
90 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
Семейная автобиография включает рассказы о создании и распаде семьи,
которые создаются и транслируются в контексте эталонных идей и представ- лений об идеальном супружеском союзе. Основными темами таких расска- зов становятся идеи предназначенности брачных партнеров друг другу, пре- допределенности их союза («от судьбы не уйдешь», «сердцу не прикажешь»)
в силу сходства или судьбы, высшей мистической силы; описание первой встречи и своеобразного «узнавания» суженого взглядом, случайным физи- ческим контактом, любви с первого взгляда; история несогласия и сопротив- ления родителей браку; ухаживание как цепь «испытаний», которые должен пройти каждый из партнеров, чтобы доказать свою «истинность» как един- ственно возможного супруга, предназначенного «свыше»; преодоление внешних трудностей, разлук, расстояний; воспоминания о свадьбе, рожде- нии и смерти [Разумова, 2002].
Семейные реликвии — это предметы, длительное время сохраняющиеся в семье и передаваемые по наследству, почитаемые семьей и несущие на себе символическое отражение истории семьи и рода. Выделяют два вида релик- вий: 1) предметы-символы, создаваемые для выполнения функций освяще- ния истории рода и объединения членов семьи; 2) предметы, изначально имеющие обрядовое или эстетическое значение. Круг реликвий достаточно широк. Это могут быть иконы, обручальные кольца как символ бракосочета- ния, украшения; предметы, связанные с рождением, памятными датами
(бирки из роддома, первый молочный зуб, подарки к юбилею); предметы,
связанные с домом, семейной трапезой как ритуалом объединения людей
(серебряные ложки, «фамильный» фарфор); часы, природные предметы (за- сушенные цветы, горсть земли, камни) и предметы, сделанные собственны- ми руками. Часто реликвия имеет особую историю, «вписанную» в историю семьи. Реликвии могут быть исключенными из бытового использования, а могут по-прежнему хранить свою предметно-орудийную функцию. Напри- мер, чашкой-реликвией могут пользоваться по назначению, а могут хранить в шкафу за стеклом на видном месте. Реликвия рассматривается семьей как талисман, приносящий счастье и оберегающий от неудач. Этим, например,
объясняется существующий в обществе запрет на продажу и утрату релик- вий. Психотехническое значение действия передачи реликвий «по наследст- ву», из рук в руки состоит в укреплении семьи и утверждении особой роли человека, получающего семейную реликвию, — роли ответственного за бла- гополучие семьи, продолжателя и хранителя ее истории и традиций. По ме- ре взросления детей их знакомят не только с самой реликвией, но и с тем зна- нием — семейным преданием, которое раскрывает историю семьи через символическое значение предмета-реликвии. Передача реликвий имеет ри- туализированный характер (дарение, устное или письменное завещание) и смысл инициации члена семьи, получающего дар, во взрослость, признание его автономии и одновременно связи с семьей. Реликвии могут являться предметом семейной гордости, подтверждать статус семьи, ее достижения и
§ 8. Семейное самосознание 91
уникальность, социальное признание и, таким образом, укреплять чувство семейной идентичности. Могут они также символизировать семейную тайну и в силу этого утаиваться от детей и других «непосвященных» членов семьи.
Семейные фотографии и семейный альбом обеспечивают единство ис- тории рода, четко структурируют временную ретроспективу. Фотографи- рование позволяет запечатлеть моменты счастья, положительного эмоцио- нального состояния, наиболее значимых жизненных, мемориальных событий семейной жизни. Групповой семейный снимок, по сути, есть вос- произведение «идеального» образа семьи, где пространственное располо- жение, одежда, позы, жесты, мимика участников группового фото, предме- ты интерьера четко выверены в соответствии с этим образом. Вот почему анализ семейных фотографий и создание «семейного портрета» стали из- любленными техниками проведения семейного консультирования и се- мейной психотерапии. С их помощью можно воссоздать, объективировать и сделать предметом рефлексии историю семьи и межличностных отноше- ний в ней. Обычай носить с собой фотографии членов семьи также раскры- вает семейному консультанту особенности эмоциональных привязаннос- тей и симпатий консультируемых, приоритетность и значимость в их семейных отношениях.
«Семейное имя» как наречение детей именами покойных или здравст- вующих родственников из поколения в поколение также выполняет функ- цию стабилизации семьи и рода. Имена, передаваемые «по наследству»,
имянаречение «в честь» уважаемого и любимого родственника отражают стремление закрепить в роду «фамильные» черты, накрепко ассоциирован- ные с определенным именем, подтвердить близость и единство членов се- мьи, общность рода и связь поколений. Мифологизация семейного имени выступает в форме запрета на то, чтобы давать одинаковые имена здравст- вующим родственникам, «удвоение» имен будто бы может привести к смерти, поскольку один из родственников должен «уступить дорогу» дру- гому [Разумова, 2001].
В случае гармоничного развития семьи формируется адекватный образ
«Мы», отражающий характер супружеских отношений, согласованное ро- левое поведение и стиль жизни семьи. Источником формирования образа
«Мы» является совместная деятельность и внутрисемейное общение.
В случае возникновения дисфункции семьи и нарушений межличностной коммуникации актуализируются механизмы защиты и формируется не- адекватный образ «Мы» — так называемые семейные мифы, выполняющие функцию регуляции отношений в дисфункциональной семье.
Семейное самосознание как неосознаваемое единство представлений о се- мье является причиной известного феномена сбывшихся предчувствий глав- ных событий в семье (смертей, несчастных случаев, болезней, свадеб близких родственников и т.д.) или общих сновидений. Психологическое содержание предчувствия — ориентировка в ситуации пространственно-временных раз-