Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 294
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 3. Характер эмоциональных отношений 131
ми матерями избегающая, поведение по типу вытеснения. В отношении бере- менности наблюдается своеобразная «агнозия»: женщина может узнать о сво- ей беременности в середине, а то и в последней ее трети, часто — от других. Как правило, она не задумывается о своем состоянии, пускает все на самотек, нако- нец, легко отказывается от ребенка непосредственно перед родами или сразу после. Никаких переживаний, конфликтов, угрызений совести.
Реалистический тип личности: отказ от материнства — целенаправлен- ный поступок. Рационально взвешиваются все «за» и «против». Во главу уг- ла ставятся интересы самой матери. Отношение к ребенку инструменталь- ное: если может быть полезен для получения благ и привилегий — мать будет его воспитывать, если нет — откажется. Например, не хватает ребенка для улучшения жилищных условий — она приходит и забирает ребенка, хотя раньше категорически от него отказывалась. Стратегия — рассудочная, раци- ональная; отношение к ребенку — индифферентное, холодное. Психологиче- скими особенностями такой матери являются низкий уровень природного влечения, материнской потребности и, как правило, низкий уровень эмпа- тии. В анамнезе: сдержанность и холодность в отношениях с близкими в соб- ственной, прародительской семье. Отказ от ребенка происходит еще до родов или после них. Как правило, мать не испытывает ни сомнений, ни тяжелых эмоциональных переживаний. Тем не менее часто отказ юридически не оформляется — на всякий случай, вдруг ребенок еще понадобится.
Для ценностного типа ценность материнства очень высока, социальная роль матери значима. Конфликт обусловлен отсутствием спонтанного вле- чения к материнству или трудными внешними обстоятельствами. Как правило, женщина рожает ребенка без мужа, без поддержки или в очень стесненных материальных и жилищных условиях. Кризис длителен, про- должается в течение всей беременности и после рождения ребенка. У мате- ри констатируется высокий уровень эмоциональных переживаний. На этом фоне часто возникает чувство вины, и в результате ребенок становится объ- ектом проекции негативных эмоций, отношение к нему амбивалентное.
Стратегия — колеблющаяся. Постоянная борьба мотивов, ситуация выбора,
трудность принятия решения.
Для творческого типа личности отказ от ребенка маловероятен даже при самых неблагоприятных обстоятельствах. Социальная ценность мате- ринства и природное к нему влечение велики. Отказ от материнства для та- ких матерей равносилен утрате или угрозе утраты смысла жизни. Отноше- ние к ребенку — безусловно эмоционально-положительное, он «свой»,
«человек, о котором я забочусь».
Причинами отказа от детей бывают нестабильность и угроза распада собственной семьи, материальная необеспеченность, личностная незре- лость, искажения личностного равзития, депрессивные и аффективные расстройства, отвержение собственными матерями в анамнезе матерей-от- казниц [Брутман, Варга, Хамитова, 200.0]. Депривация материнской любви,
132 Глава 3. Детско-родительские отношения переживаемая отвергаемым ребенком, приводит к нарушениям в формиро- вании материнской позиции в зрелости.
Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что,
признавая наличие природных предпосылок материнства, нельзя забывать о неоспоримости приоритета в детерминации характера эмоционального отношения к ребенку социально-исторических факторов.
Роли матери и отца в развитии ребенка
В концепции Э. Фромма материнская и отцовская любовь рассматривают- ся как имеющие разную природу, генезис, формы проявления и оказываю- щие различное влияние на развитие ребенка.
Фромм [1990], анализируя традиционную семью, противопоставлял мате- ринскую и отцовскую любовь как любовь безусловную и любовь требователь- ную. Материнская любовь по своей природе безусловна, не связана с достоин- ствами и достижениями ребенка. Любовь матери, по Фромму, слепа и не знает справедливости. Мать изначально признает самоценность ребенка и строит отношения по типу альтруистической любви, готовности к самопо- жертвованию, самоотдаче. Материнская любовь дана ребенку изначально как дар, она является основой формирования у ребенка базового доверия к миру,
открытости и готовности с ним взаимодействовать (Э. Эриксон). Отцовская любовь — требовательная, условная, это любовь, которую ребенок должен за- служить. Она, в отличие от материнской, не имеет врожденных предпосылок,
а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенной системе социальных требований. Традиционная роль отца — носитель социальных норм и требований по отношению к ребенку, образец стандартов поведения.
Любовь отца выступает как социальное одобрение поведения ребенка, соот- ветствие определенным ожиданиям. В детях отец, как и мать, видит возмож- ность самоактуализации, и в силу этого на ребенка возлагаются определенные отцовские ожидания в отношении его достижений, карьеры, результатов.
В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода. Традиционно культурные нормы вменяют в обязанность мужчины дать и воспитать семье наследника, как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти
(«Я люблю тебя, потому что ты похож на меня»). Отцы в большей степени приветствуют появление наследника (мальчика) и более склонны принимать его взросление и созревание, чем взросление и созревание девочки [Cooper,
Grotevant, 1987]. Бездетность является одной из причин острого пережива- ния мужчинами кризиса середины жизни, когда «социальные часы» требуют отчета о том, «воспитал ли ты сына». Для женщины «социальные часы» про- бивают раньше и вопрос о самореализации в рождении и воспитании ребенка приобретает остроту и актуальность уже в период кризиса 27—30 лет.
Отец, согласно Фромму, выполняет функцию социального контроля и является источником требований, норм поведения, санкций. Исследования
§ 3. Характер эмоциональных отношений 133
показывают, что подростки скорее согласны принимать наказания со сторо- ны отца, чем матери. Если наказывает мать, это воспринимается как эмоци- ональное отвержение, проявление нелюбви и враждебности [Siegal, 1987].
Для формирования гармоничной личности необходимы и отцовская, и материнская любовь. Лишь наличие той и другой обеспечивает формирова- ние духовно здоровой, гармоничной, зрелой личности. Искажения материн- ской и отцовской любви, инверсии ролей приводят к нарушениям и искаже- ниям развития ребенка. Фромм дает следующие примеры сценариев развития ребенка при искажении и инверсии ролей отца и матери. Так, соче- тание любящей и чрезмерно властной матери и слабого и зависимого отца приводит к формированию излишней зависимости от матери, склонности к опеке и заботе, отсутствию дисциплинированности, автономии, ответствен- ности, что особенно губительно сказывается на мальчике. Недостаток мате- ринской любви чреват центрацией на матери и жаждой безусловной материн- ской любви. В этом случае в собственной супружеской жизни человек будет стремиться быть любимым, но не любить самому. При холодной,
отстраненной матери и авторитарном и строгом отце ребенок будет ориенти- рован на отца, поскольку отцовскую любовь, в отличие от материнской, он при определенных условиях может получить (заслужить). Тогда главными ценностями для него становятся закон, порядок и авторитет. Формируется тип холодного карьериста, направленного на достижения и успех во что бы то ни стало. Наблюдается предпочтение «мужских» видов деятельности, отри- цание чувств, низкая эмпатия. У девочек из-за трудностей идентификации с матерью часто возникают проблемы с формированием полоролевой идентич- ности. В собственной семье с большой вероятностью будет воспроизведена та же модель супружеских отношений. Фромм дополняет эту картину сценари- ем развития ребенка, родители которого не любят друг друга, взаимно сдер- жанны и холодны. Ребенок, лишенный близких контактов и испытывающий дефицит проявления чувств, постоянно будет находиться в страхе и тревоге,
замкнется в себе, уйдет в мир переживаний и грез. Альтернативой может стать формирование «социально провоцирующего» типа личности, поведе- ние которой будет строиться на том, чтобы любыми средствами привлечь к себе внимание, вызвать чувства родителей, пусть даже и негативные, и, при- няв на себя удар, освободиться от переживания страха и тревоги.
Концепция А. Адлера содержит интересные дополнения, позволяющие яснее представить роли матери и отца в развитии личности ребенка. Отно- шение матери к ребенку имеет ключевое значение для формирования чув- ства социальной общности и социальной идентичности. Помимо безуслов- ного эмоционального его принятия, мать своим образцом нежности и заботы о детях, муже, людях вне семейного круга демонстрирует модель поведения, побуждаемого социальным интересом. Мать учит ребенка люб- ви и заботе о других людях, поощряет его к формированию товарищеских,
дружеских интересов за пределами семьи. При этом она не должна замы-
134 Глава 3. Детско-родительские отношения каться только на ребенке, она обязана реализовывать доброжелательные отношения к другим членам семьи и к более широкому социальному окру- жению. Желательно, чтобы мать не ограничивалась лишь воспитанием де- тей, но была включена в социальные виды деятельности. Функция отца в воспитании ребенка состоит в поощрении его активности, направленной на развитие социальной компетентности, необходимой ребенку для преодоле- ния комплекса неполноценности. Отец ставит задачи, дает образцы спосо- бов решения, оказывает необходимую помощь, стимулирует автономию ре- бенка и его направленность на достижение целей.
Формирование отцовства и отцовской любви — достаточно сложная за- дача. Иногда говорят о «кризисе становления (начала) отцовства», особен- но в случае рождения первого ребенка. Принятие роли отца — это достаточ- но длительный кризис переосмысления себя и своей роли в жизни,
связанный с новой ответственностью за благополучие семьи и детей, пере- осмыслением и перестройкой отношений как в семье, так и за ее предела- ми. Обычно формирование родительской позиции отца начинается где-то со второй половины беременности жены и нередко растягивается на весь первый год жизни ребенка. Для формирования полноценной эмоциональ- но-позитивной связи отец—ребенок в качестве профилактической меры необходимо как можно раньше вовлекать отца в процесс воспитания ребен- ка, используя разнообразные формы — от общения с ребенком в период внутриутробного развития до присутствия при родах. Современный тип отцовства характеризуется значительным разнообразием параметров учас- тия отца в воспитании ребенка [Cabrera et
2000], например:
•доступность (присутствие отца и возможность ребенка обратиться к нему);
• включенность в совместную деятельность (прямые контакты, уход за ребенком, совместная деятельность);
•ответственность (финансовое и материальное обеспечение, организа- ция образовательно-воспитательной среды, общение с учителями);
• мониторинг, т.е. информированность о занятиях ребенка, его местона- хождении, интересах, желаниях, потребностях.
Активное участие отца в воспитании маленького ребенка способствует формированию надежного типа привязанности, благополучному эмоцио- нальному его развитию. В младшем школьном возрасте включенность отца в процесс воспитания находит отражение в высокой успеваемости ребенка;
в подростковом возрасте близкие и тесные отношения с отцом также связа- ны с высокой успеваемостью, эмоциональным благополучием, являются важной превентивной мерой против делинквентного поведения подрост- ков. Отметим также, что ответственность отца за финансовое обеспечение детей способствует благополучному их развитию еще и опосредованно. По- этому даже в случае, когда отец проживает отдельно и его контакты с ре- бенком ограниченны, роль отца в воспитании ребенка трудно переоценить.
§ 3. Характер эмоциональных отношений 135
Ряд исследователей (А. Адлер, Э. Фромм) утверждали, что воспитатель- ная модель родительского поведения отцов и матерей варьируется в зависи- мости от пола ребенка. Дифференцированный подход матери и отца к доче- ри и сыну является важным условием формирования полоролевой идентичности ребенка. М. Сигал [Siegal, 1987] проанализировал результаты
39 исследований, в которых сравнивались особенности поведения матери и отца во взаимоотношениях с сыновьями и дочерьми. В 20 исследованиях были получены статистически значимые поведенческие различия отца в воспитании дочерей и сыновей. Причем степень выраженности этих разли- чий менялась в зависимости от возраста ребенка. С детьми младенческого и раннего возраста отцы общаются, не делая существенных различий между сыновьями и дочерьми. Различия возникают в явной форме и постепенно усиливаются начиная с дошкольного возраста. Отцы чаще контактируют с мальчиками, поощряют их спортивные игры, исследовательскую деятель- ность, проявляют в отношениях с мальчиками большую строгость и дирек- тивность, менее аффективны. Принято считать, что отцы играют значитель- ную роль в развитии маскулинных качеств у мальчиков и фемининных у девочек, причем к маскулинным качествам относят автономность, самосто- ятельность, конкурентность, направленность на достижения, инициативу, а к фемининным — высокий уровень эмпатии, заботливость, способность к сопереживанию, коммуникативность. Соответственно, и отношения с каж- дым из родителей ребенок строит по-разному. К матери дети чаще обраща- ются за проявлениями близости и эмоциональной поддержки, а отец обыч- но выступает как партнер в совместных делах и источник авторитетного мнения [Thornton et al., 1995].
Так же как взаимодействие родителя с ребенком опосредуется полом ребенка, так и ожидания детей в отношении поведения родителей опосре- дуются полом ребенка. Девочки ожидают большей поддержки от родите- лей, приписывают им большее количество обязательств, чем мальчики
[Stein, Wemrners et al., 1998].
Качество супружеских отношений влияет на качество отношений дет- ско-родительских. Представление ребенка об отце и отношения с ним в большей степени зависят от взаимоотношений супругов, чем от представ- ления ребенка о матери и отношения с ней [Amato, Booth, 1996]. Отноше- ние ребенка к родителю опосредуется отношением к последнему супруга, в первую очередь отношением матери к отцу, а не его супружескими качест- вами. Принятие ребенком отца зависит от супружеской теплоты отноше- ния матери к отцу [White, 1999].
Полоролевая идентификация мальчиков и девочек идет принципиально различными путями [Maccoby, 1980; Алешина, Воловик, 1991]. Социальное окружение предлагает мальчикам и девочкам различные образцы и модели полоролевого поведения для подражания и идентификации. Однако если се- мья неполная, то отец в силу ограниченности или отсутствия с ней контактов