Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 293

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

126 Глава 3. Детско-родительские отношения ском возрасте. Особенности материнской и отцовской любви, позиция обо- их родителей в воспитании не только обусловливают индивидуальную тра- екторию развития ребенка, но и выступают существенным условием про- грессивного нормативного развития личности [Адлер, 1990; Хорни, 1993].
В решении вопроса о природе материнской любви и материнской пози- ции можно выделить два подхода — эволюционно-биологический (Дж. Бо-
Винникотт Д.) и культурно-исторический (М.И. Лисина, Г.Г. Фи- липпова).
Согласно эволюционному подходу материнская любовь имеет биологи- ческие, природные предпосылки, составляет естественную характеристику женщины и не нуждается в дальнейших объяснениях [Bowlby, 1988]. Роди- тельское поведение с точки зрения биологической перспективы является запрограммированным. Человеческий ребенок — самый беспомощный и менее подготовленный к жизни с момента рождения из всех видов живых существ. Возможность его выживания напрямую зависит от заботы роди- телей. Известно, что именно мать является первичным и основным близ- ким взрослым, предоставляющим ребенку уход и защиту на протяжении всей человеческой истории. Уникальность позиции матери в реализации функции родительской заботы обосновывается тем, что мать, в отличие от отца, наиболее адекватно реализует репродуктивную функцию именно в тесной стабильной связи с ребенком. Это обусловлено полной увереннос- тью матери в своем родительском статусе, более коротким по сравнению с мужчинами репродуктивным периодом в онтогенетическом цикле, более длительным интервалом между рождением детей и большими энергетиче- скими затратами на протяжении периода их вынашивания и родов [Trivers,
1972]. Боулби утверждает, что сохранение материнского инстинкта в про- цессе эволюции в условиях утраты человеком большинства инстинктив- ных форм поведения связано с его особым значением для сохранения чело- веческого рода. Важную роль в «запуске» материнского поведения в отношении ухода и заботы о младенце играют гормоны, связанные с бере- менностью и лактацией, в частности окситоцин. Например, высокий уро- вень окситоцина указывает на глобальные изменения, подготавливающие уход за младенцем, — большее спокойствие, высокую толерантность к стрессу и монотонии [Dozier, 2000]. Высказывается предположение о суще- ствовании критического периода импринтинга в формировании материн- ской любви и привязанности к младенцу, когда определенные «ключевые раздражители» запускают врожденную программу ухода, заботы и привя- занности матери. Однако есть данные о том, что приемные родители, не проходившие через период импринтинга, оказываются способны к форми- рованию надежной позитивно-эмоциональной связи в отношениях с при- емными детьми [Singer et al, 1985].
В рамках культурно-исторического подхода материнство рассматрива- ется как социальный институт, развивающийся на протяжении истории че-


§ 3. Характер эмоциональных отношений 127
ловечества. Э. Бадинтер считает, что в понятие «материнская любовь» в разные исторические эпохи вкладывается неодинаковое содержание. Зна- чимость ролей жены, матери и свободной женщины на протяжении исто- рии меняется. Материнство выступает как одна из социальных ролей жен- щины, и, значит, формирование материнской позиции и соответствующей ролевой модели поведения определяют ценности, установки, традиции и нормы культуры общества. Хорошо известны прямо противоположные примеры материнского поведения — от самопожертвования до пренебре- жения материнскими обязанностями. В современном обществе растет со- циальное сиротство — отсутствие опеки и заботы при живых родителях.
Все чаще мы сталкиваемся с феноменом отказных детей, случаями прода- жи матерями своих детей, принуждения их к антисоциальным действиям
(попрошайничеству, проституции, воровству и пр.), жестокого обращения,
избиения и т.д. Появился даже соответствующий термин для обозначения подобного поведения — «уклоняющееся материнство». Все эти факты под- вергают сомнению тезис о врожденной инстинктивной природе материнст- ва и свидетельствуют в пользу культурно-исторического подхода.
Материнская позиция представляет собой результат присвоения личнос- тью опыта социокультурной практики материнства, формируется в специфи- ческой деятельности по уходу за ребенком и его воспитанию, обусловлена культуральными особенностями и детскими воспоминаниями матери о воспи- тании в ее собственной семье. Развитие материнства детерминируется врож- денными предпосылками (психофизиологическими, гормональными меха- низмами), активной деятельностью самой женщины и заданными в культуре
«идеальными формами материнства», культурными моделями ролевого пове- дения матери. Например, формирование материнского эмоционального при- нятия ребенка в значительной мере определяется позицией матери в период и ее ориентацией на культурно заданные формы поведения. Из- вестно, что у женщин, которые в период беременности думают о ребенке, раз- говаривают с ним, эмоциональная связь с ребенком в постнатальном периоде формируется значительно быстрее. С другой стороны, было бы неверно игно- рировать органические предпосылки формирования материнской позиции.
М. Мид на основе изучения ритуалов и традиций воспитания детей в перво- бытных культурах пришла к выводу, что материнская забота и привязанность обусловлены самими органическими условиями зачатия, вынашивания, родов и кормления грудью. Вместе с тем социальные установки и предписания могут исказить материнскую позицию: там, где общество жестко предписывает принцип законнорожденности, мать незаконнорожденного ребенка может ли- шить его жизни или бросить на произвол судьбы.
В становлении родительства можно выделить ряд стадий: принятие ре- шения о рождении ребенка, беременность, период становления родительст- ва, период зрелого родительства, период «постродительства» (реализация ролей бабушек и дедушек) (В. Миллер).


128 Глава 3. Детско-родительские отношения
Г. Г. Филиппова [1999] выделяет шесть этапов онтогенеза материнской
сферы, определяющих становление материнской позиции женщины и ее психологическую готовность к реализации родительской функции. Первый этап — взаимодействие с собственной матерью — начинается с внутриутроб- ного развития и продолжается всю жизнь, выступая в качественно новых формах на каждой стадии онтогенеза. Он определяет формирование ценно- стной и эмоциональной основы материнского поведения. Мать выступает для девочки значимой фигурой, кристаллизующей в себе образ материнства,
посредником между ней, девочкой, и социокультурной практикой материн- ства. Опыт взаимодействия с матерью является основой формирования соб- ственной материнской идентичности женщины. Ценностное отношение ма- тери к дочери определяет у той формирование ценностного отношения к собственному ребенку. Хорошо известны факты нарушения материнского поведения вплоть до отвержения и жестокости по отношению к ребенку в случае, когда собственный детский опыт отношений с матерью определялся переживанием отвержения, нелюбви, игнорирования. Ценность материнства возникает у девочки позже на основе переживания и рефлексии социальных оценок материнства как культурной модели поведения и отношения к мате- ринству ее собственной матери. Процесс усвоения материнской роли регу- лируется психологическими механизмами ассимиляции, идентификации,
осознанного обучения родительству.
Второй этап — игровой — обеспечивает ориентировку девочки в содер- жании материнской роли в условиях наглядного моделирования в сюжет- но-ролевой игре. Игра «в семью» и «дочки-матери» открывает для ребенка возможности экспериментирования в области материнского поведения,
формирования устойчивого образа-эталона материнской роли. Игра в
«дочки-матери» издавна культивировалась в народной педагогике как школа подготовки девочки к материнству. Одной из первых игрушек, вру- чаемых девочке родителями, была кукла. Кукла передавалась от матери к дочери, ее хранили, специально изготовляли. Девочки шили ей одежду, иг- рали с ней, вывозили на праздники. По тому, как содержалась кукла, какие наряды имела, как играла с ней девочка, судили о том, хорошей ли матерью она станет. Куклы как отобразительные игрушки и игра в семью являлись важным элементом социализации в подготовке ребенка к будущей семей- ной жизни.
Третий этап — нянченье (от 4—5 до 12 лет) как привлечение девочки к реальному уходу за младенцем и его воспитанию. Нянченье в современной семье более связано с рождением второго ребенка и включением старшего в процесс воспитания малыша. В истории общества в примитивных культу- рах уже шести-семилетние дети включаются в процесс заботы о шестиме- сячных и более старших детях. Аналог нянченью младенцев можно наблю- дать и в поведении высших животных, ведущих стадный образ жизни.
Например, у шимпанзе старшие детеныши играют с младшими, осуществ-


§ 3. Характер эмоциональных отношений 129
ляют взаимное обыскивание, охраняют малыша от других особей, перено- сят их на безопасное расстояние и т.д. В нянченье Г.Г. Филиппова выделяет два периода. Содержанием первого является налаживание эмоционально- личностного общения с младенцами первых шести месяцев жизни. Второй период предполагает осуществление ухода старшего ребенка за младшим,
овладение инструментальной его стороной. Здесь формируется индивиду- альный стиль эмоционального сопровождения ухода за младенцем. Сенси- тивным периодом для формирования установки на нянченье является воз- раст 6— iO лет. Именно тогда ребенок, ухаживающий за младенцем,
получает возможность реализовать свою потребность в серьезной, взрослой,
социально значимой деятельности, причем в привлекательной для него иг- ровой форме и без принятия всей полноты ответственности за благополу- чие и здоровье малыша. Возникает вопрос — почему подростковый возраст,
по мнению автора, исключен из зоны сенситивности к нянченью? Ведь именно подросток приобретает необходимую техническую умелость и ком- петентность в уходе за младенцем, да и перспектива материнства для подро- стка, несомненно, значительно ближе, чем для младшего школьника. Дело в том, что без предварительного формирования опыта эмоционально-пози- тивного общения с младенцем переход к технической стороне ухода может вызвать у подростка неприятие и брезгливость, а необходимость отвлече- ния на заботу о младшем сиблинге, порождающая недостаток времени для общения со сверстниками, формирует установку в отношении младенца как помехи, препятствия на пути реализации собственных интересов, неприят- ной обузы. Именно такая установка нередко проявляется у молодых мам,
казалось бы имеющих достаточный подростковый опыт ухода за младенцем в собственной прародительской семье.
Четвертый этап — дифференциация мотивационных основ материнской
и половой сфер — приходится на период полового созревания. Главной За- дачей этого этапа становится интеграция ценностей половой жизни и мате- ринства на основе их первоначального разделения. Психологические про- блемы связи рождения ребенка и собственно сексуальных отношений, в частности внебрачной беременности и воспитания ребенка, предохранения от беременности и ее планирования, определяют развитие мотивационной и ценностно-смысловой сферы материнства.
Пятый этап — взаимодействие с собственным ребенком — включает не- сколько периодов, определяющих формирование материнской позиции в период беременности и ожидания ребенка и в период ухода за младенцем и его воспитания.
Наконец, шестой этап — это формирование привязанности и любви к ре-
бенку как к личности (начиная с раннего возраста). На этом этапе происхо- дит развитие отношения матери к ребенку в направлении преодоления симбиотического типа отношений и дифференциации границ «Я» — «ребе- нок». Оно синхронизируется с кризисом первого года жизни и перестрой -
9-6210


130 Глава 3. Детско-родительские отношения кой социальной ситуации развития ребенка раннего возраста в форме пре- одоления системы отношений «Пра—Мы» (Л.С. Выготский) и выхода в пространство субъектно- (личностно-) ориентированного сотрудничества ребенок — взрослый.
Исследование девиаций материнского поведения [Брутман и др., 1994;
Брутман и др., 2000; Радионова, 1996; Филиппова, 1999] обнаружило, что группу риска составляют женщины с устойчивым игнорирующим типом переживания беременности. Игнорирующий тип сложнее всего поддается коррекции и находит выражение в таких деструктивных характеристиках родительского отношения, как эмоциональное отвержение, авторитар- ность, директивность, гипопротекция и т.п.
Специальный интерес в связи с проблемой природы материнской любви
(органическая/биологическая или культурно-историческая) представляют случаи отказа матерей от новорожденных детей. Отказ представляет собой крайний вариант отвержения матерью ребенка. Психологические особенности матерей-отказниц и причины отказа стали предметом исследования М.С. Ра- дионовой и Ф.Е. Василюка. По его данным, в Москве 1—1,5% матерей отказы- ваются от своих детей в родильных домах. В период с 1991-го по 1997 г. в
Москве число социальных сирот увеличилось с 23 до 48% при общем сниже- нии поступления детей в эти учреждения на 11 % и приуменьшении показате- лей рождаемости фактически в полтора раза. Было показано, что отказ матери от ребенка переживается как кризис, вызванный конфликтом мотивационно- потребностной сферы. Авторы выделили значимые компоненты структуры кризисной ситуации: сознательную установку матери на материнство или от- каз от него, мотивы, реализующие неосознанные влечения, т.е. природное спонтанное влечение к материнству; трудности или проблемность социальной ситуации (негативное отношение близких к рождению ребенка; отсутствие ма- териальных средств к существованию; необходимость продолжения учебы и т.д.). На основе противоречивого сочетания этих компонентов возникает кризис принятия женщиной материнской роли, находящий различные вари- анты своего разрешения. Причем основное значение при выборе того или ино- го варианта имеют личностные особенности матери. Авторы делают вывод о том, что отказ от ребенка возможен только при определенном личностном ти- пе. В работе выделено четыре типа личности: инфантильный, реалистический,
ценностный и творческий. Инфантильный тип личности выступает фактором риска отказа матери от ребенка, отказ носит импульсивный характер и пред- ставляет собой защитное действие. Для матерей инфантильного типа харак- терно амбивалентное или резко отрицательное отношение к ребенку («ребе- нок — виновник моего несчастья»). Если все-таки ребенок принимается, то в его отношении устанавливается симбиотическая связь («ребенок — часть ме- ня»). В случае отказа от ребенка прослеживается неблагополучный анамнез —
мать в детстве была объектом отвержения и испытывала дефицит любви со стороны собственной матери. Стратегия переживания кризиса инфантильны-