Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 297

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

136 Глава 3. Детско-родительские отношения не выступает как образец для подражания. Поскольку уже в раннем и до- школьном возрасте взрослые предъявляют к ребенку социальные ожидания в отношении сформированности у него маскулинных или фемининных черт, то в условиях дефицита образцов мужественности маскулинная идентичность формируется не по принципу подражания образцу, а как бы «от обратного»:
«Не смей плакать, ты же не девочка!» Другими словами, мужчина приравни- вается к «не-женщине», поведение мужчины строится как прямо противопо- ложное поведению женщины. Очевидно, что реальная социально заданная модель мужского поведения, сочетающая в себе как маскулинные, так и фе- мининные черты, никак не соответствует этому искусственному представле- нию. В итоге формируется гротескная маскулинность, т.е. не истинная маску- линность, а фемининность со знаком «минус». Например, поскольку женщина отличается эффективностью, способностью к сопереживанию и со- чувствию, то настоящий мужчина должен быть лишен эмоциональной чувст- вительности и способности к эмпатии. Многие «супермены», предлагаемые для подражания средствами массовой информации, представляют, по сути,
именно такие гротескные образцы. В образовательных учреждениях женщи- ны также составляют основной круг воспитателей ребенка, поэтому мальчик,
воспитывающийся без отца, практически обречен на трудности освоения по- лоролевого поведения.
У девочек, в отличие от мальчиков, мать изначально выступает как обра- зец для полоролевой идентификации. Однако в силу характера тесной сов- местной деятельности в раннем возрасте, подкрепленной эмоциональной симбиотической связью с матерью, девочки испытывают трудности иного рода. Это проблемы дифференциации Я на основе преодоления симбиоза и противопоставления себя матери. Соответственно, возникают помехи на пути осознанной ориентации дочери на мать как образец полоролевого по- ведения. В подростковом возрасте девушка, решая проблему построения личностной идентичности, сталкивается с двумя противоречащими друг другу задачами. Задача автономизации и освобождения от родительской опеки и влияния требует дистанцирования дочери от матери. Решение дру- гой задачи — построения полоролевой идентичности — требует идентифи- кации с образцами женственности, в частности подражания полоролевым моделям поведения, носителем которых является мать. Исходная противо- речивость задач развития находит выражение в противоречивости отно- шений девушки с матерью, которая должна, с одной стороны, установить определенные личностные границы и автономию, а с другой — идентифици- ровать себя с матерью как моделью полоролевого поведения. Если баланс личностной автономии и близости дочери с матерью нарушен, то возможны два варианта установления женской идентичности. В случае дистантности и конфликтности отношений с матерью можно наблюдать построение жен- ской идентичности путем отрицания образца материнского поведения, что вряд ли продуктивно, особенно если модель материнского поведения отве-


§ 3. Характер эмоциональных отношений 137
чает социокультурным нормам и ожиданиям. В случае недостаточной диф- ференцированности личностных границ и симбиотической зависимости от матери некритичная интроекция ролевой модели поведения может про- явиться в низкой индивидуации личности и неадекватной полоролевой идентичности дочери (по типу «навязанной» полоролевой модели или предрешения идентичности). В силу указанных обстоятельств важное зна- чение в процессе становления полоролевой идентичности девушки приоб- ретает отец. Функция отца состоит в том, чтобы, подчеркивая и выделяя фе- мининные черты дочери, дать ей возможность утвердить свою полоролевую идентификацию, сохраняя ориентацию на идентичность матери, но в собст- венном уникальном варианте. Идеальный отец видит в девочке будущую женщину, восхищается ею и подчеркивает в ней черты женственности.
Специфика отношения родителей к детям разного пола осознается ро- дителями и часто выступает как реализация целенаправленното воспита- ния детей с учетом тендерных различий. По данным исследования Д. Баум- ринд [Baumrind, 1975], отцы характеризуют себя как строгих и использующих физические наказания с сыновьями, но не с дочерьми. Ма- тери считают себя более снисходительными в отношениях С мальчиками, а в отношениях с девочками требуют большего послушания. В воспитании детей разного пола родители ставят и разные задачи. И в детстве, и в под- ростковом возрасте мальчиков поощряют к большей независимости и стра- тегическому мышлению, а девочек — к зависимости и умению решать кон- кретные проблемы [Walkerdine, 1985]. Матери предъявляют более высокие ожидания к дочерям в отношении достижения зрелости и автономии
[Dekovik, Nooin, Meeus, 1997].
Специфика материнского/отцовского отношения к дочери или сыну оп- ределяется также возрастом, характером взаимоотношений между супруга- ми, количеством детей в семье и сиблинговой позицией (порядком рожде- ния ребенка в семье), индивидуально-личностными особенностями детей.
Возраст ребенка влияет на выраженность различий в отношении к нему матери и отца в зависимости от его пола. На протяжении младенческого и раннего возрастов тендерные особенности воспитания нивелируются. Тогда же отец больше дистанцирован от воспитания, чем в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенка, — в значительной мере это объясняется тем, что в этот период отцы решают задачу материально-финансового обеспечения семьи и развития собственной карьеры. В подростковом возрасте сына и до- чери различия в отношении к ним отца и матери выражены максимально.
Взаимоотношения и характер общения между супругами, степень субъ- ективной удовлетворенности браком также оказывают влияние на специ- фику отношения матери и отца к ребенку своего и противоположного по- ла. Если отношения гармоничные, то отец больше внимания уделяет воспитанию детей, подчеркивая фемининные качества дочери и своим по- ведением в отношении матери ориентируя сына на выполнение традицион-


138 Глава 3. Детско-родительские отношения ной мужской роли, воспитывая в нем такие маскулинные качества, как ав- тономию, ответственность, настойчивость, направленность на достижения.
Если отношения между супругами достаточно сложные, то могут возни- кать межпоколенные коалиции «мать и дочь против отца», «отец и сын против матери», что приводит к нарушениям в личностном развитии детей.
Другим следствием холодности и дисгармоничности отношений между су- пругами может стать отвержение родителем ребенка противоположного пола по механизму проекции (матерью — сына, отцом — дочери). Более редким вариантом является делегирование сыну матерью нетипичных функций — поддержки, опоры, ответственности за благополучие семьи —
по сути, делегирования сыну функций супруга.
Когда в семье один ребенок, отец уделяет ему больше внимания, если это мальчик, а когда двое детей — внимание родителей распределяется с предпочтением к ребенку своего пола. Полоролевые установки отцов в се- мье, где дети одного пола, значительно более экстремальны, чем отцов,
имеющих детей разных полов. У матери в отношении к сыну чаще, чем в отношении к дочери, присутствует тенденция к установлению очень близ- ких эмоциональных отношений симбиотического типа, но в отношениях с дочерью эта установка фактически реализуется чаще. По мере взросления сын от матери постепенно отдаляется, а дочь, наоборот, сближается с ней.
У отца обычно наблюдается предпочтение ребенка своего пола. Согласно эволюционному подходу мальчики менее жизнестойки, более болезненны,
уязвимы в силу того, что продолжение рода в большей степени определяет- ся представительницами женского рода, которые благодаря механизму ес- тественного отбора приобрели большую устойчивость и жизнестойкость.
Поэтому биологически оправданно то, что родители значительно больше уделяют внимания сыну, чем дочери.
Что касается сиблинговой позиции, то наиболее значимые различия в материнском и отцовском отношении к ребенку связаны с позицией стар- шего и младшего ребенка. Отец уделяет больше внимания старшему ребен- ку, связывая с ним основные ожидания, а мать проявляет более снисходи- тельное и потворствующее отношение к младшему.
К индивидуально-личностным особенностям ребенка, оказывающим влияние на формирование отцовской или материнской позиции, относят темперамент, послушание/непослушание (готовность следовать дисцип- лине), а также импульсивность/способность действовать в соответствии с планом. Мать оказывается более сенситивной к темпераменту ребенка, чем отец. При «трудном темпераменте» нередко наблюдается амбивалентное отношение и даже эмоциональное отвержение ребенка матерью. Послуша- ние ребенка в большей степени влияет на формирование отцовской пози- ции, чем материнской. Что касается импульсивности ребенка, то здесь трудно говорить о каких-либо явно выраженных различиях реагирования матери и отца.


§ 3. Характер эмоциональных отношений 139
Во второй половине XX в. семья претерпела значительные изменения,
связанные со все более широким участием женщин в общественном произ- водстве и соответствующим пересмотром традиционных ролей супругов в семье. Современная нетрадиционная семья характеризуется тем, что мать,
за исключением периода рождения детей и воспитания их в раннем возра- сте, работает. Соответственно, изменение ролей супругов приводит и к из- менению модели социализации детей. Если раньше отцов рассматривали скорее как «помощников» матерей в воспитании детей [Cabrera et al., 2000]
либо как носителей социальных требований и ожиданий к поведению и до- стижениям ребенка (Э. Фромм), то теперь отцы наравне с матерями стано- вятся полноправными родителями, чей вклад в воспитание не ограничива- ется функциями обучения и контроля, а включает и эмоциональное общение с ребенком, и первичный уход за младенцем. Эта тенденция к эга- литарности в реализации родительской функции обоими супругами нахо- дит отражение в термине «со-родительство», используемом вместо поня- тий «материнство» и «отцовство», когда говорят о семье, где оба супруга работают и вносят равный вклад в материальное обеспечение семьи. Воз- никает модель отцовства, в рамках которой отец реализует новую модель эмоционального отношения к ребенку — условную отцовскую и безуслов- но-принимающую материнскую любовь. Новая модель отцовства оказыва- ет положительное влияние на развитие детей обоих полов, причем именно для мальчика любящий, ласковый, заботливый отец является той моделью полоролевого поведения, которая обеспечивает благоприятные условия для формирования маскулинных черт.
Трудовая занятость матери оказывает различное влияние на детей в зави- симости от ее мотивации и того, какой личностный смысл имеет для нее ра- бота. Если профессиональную деятельность женщина рассматривает как сферу самоактуализации, если работа приносит удовлетворение и чувство самореализованности личности, то дети не только не страдают от того, что мать вынуждена делить свое внимание между домом и работой, но и получа- ют определенные преимущества. Так, общение с детьми у работающих мате- рей становится более содержательным, включает познавательные формы, иг- ру, совместную деятельность и позитивное эмоциональное взаимодействие.
Напротив, если работа для матери не более чем средство заработать на жизнь, то мать, разрываясь между обязанностями хозяйки дома, профессио- нальными функциями и воспитанием детей, испытывает ролевую перегруз- ку, стресс. Переживание неудовлетворенности рождает чувство вины, напря- жение и выражение негативного аффекта при общении с детьми.
В неполной семье с работающими матерями мальчики оказываются бо- лее уязвимыми к факту отвлечения матери на профессиональную деятель- ность. Так, работающая мать с высшим образованием оказывает позитив- ное влияние на развитие дочери, предоставляя ей возможность реализовать и утвердить себя в новой социально значимой и высоко оцени-


140 Глава 3. Детско-родительские отношения ваемой семьей роли хозяйки дома, в то время как развитие сыновей, испы- тывающих депривацию общения с матерью, может быть с большей вероят- ностью искажено. У мальчиков снижается успеваемость в школе, повыша- ется тревожность, возрастает риск возникновения девиантного поведения
[Bronfenbrenner, 1989]. Отцы в таких семьях, как правило, предъявляют бо- лее высокие ожидания в отношении успехов и достижений дочерей.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   29