Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 300

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и
количество; способ контроля; санкции (поощрения и наказания);
родительский мониторинг
Категория социального контроля отражает известное положение о том, что цель воспитания — управление процессом социализации ребенка. В таком случае контроль выступает как целенаправленное руководство родителем жизнью ребенка. Говоря о контроле, следует различать два основных под- хода, определяющих положение родителя и ребенка в этом процессе. Пер- вый, традиционный подход исходит из представления о ребенке как объек-
те воспитания, находящемся в подчинении у воспитателя, занимающего главенствующую руководящую позицию. Родитель определяет цели, цен- ности воспитания, методы и формы контроля, оценки и санкции, презенти- рует их ребенку и контролирует выполнение им необходимых требований и запретов. Второй подход провозглашает принципиальное равенство ре- бенка и родителя в воспитательном процессе. Ребенок наряду с родителем рассматривается как активный субъект воспитательного процесса, детско- родительское взаимодействие приобретает личностно-ориентированный,
субъектный, диалогический характер. Со временем степень активности са- мого ребенка в воспитательном процессе возрастает, и в подростковом воз- расте уже возможно говорить об изменении характера воспитания — пере- ходе подростка к самовоспитанию.
Можно ли в воспитании вообще обойтись без контроля, требований и запретов, не ограничивают ли они свободу ребенка? Однако, как справед- ливо указывает Р. Дрейкурс и В. Зольц [1986], личная свобода невозможна без признания права на свободу за другими. Поэтому для обеспечения сво- боды каждого человека необходима дисциплина, определенные ограниче- ния, ответственность за их исполнение.
Социальный контроль является важнейшим. компонентом процесса воспитания в семье и, как система родительской дисциплины, включает:
• систему требований и запретов;
•способ контроля исполнения требований и запретов;
• систему санкций (наказаний и поощрений);
• родительский мониторинг.

170 Глава 3. Детско-родительские отношения
Требования и запреты
Система требований и запретов конкретизирует социальные ожидания в отношении уровня достижений ребенка, его поведения и деятельности,
преломленные через систему ценностей и целей воспитания его родителей.
В практике воспитания необходимо различать декларируемые и реальные его ценности и цели. Родителями декларируются, как правило, социально одобряемые, гуманистические ценности воспитания, но реальные его цен- ности и цели зачастую оказываются весьма далекими от них.
Я. Корчак, говоря о воспитании ребенка в семье, использовал понятие
«воспитывающая среда», т.е. тот дух, который царит в семье и выражает принятые в ней ценности, нормы и правила. Догматическая среда насажда- ет ценности традиций, авторитета, необходимости их сохранения как жиз- ненного императива; труда как закона, самоограничения и самопреодоле- ния. Результатом развития ребенка в такой среде становится пассивность,
исполнительность, отсутствие инициативы и творчества. Идейная среда исповедует ценности уважения к человеческой мысли, определяя развитие в ребенке активности, творчества, готовности к самоизменению. Среда без- мятежного потребления, реализующая ценности потребительского общест- ва, формирует отношение к труду, работе как средству получения матери- альных благ и привилегий, лишенному для личности самостоятельной ценности. Среда внешнего лоска и карьеры культивирует приоритет успе- ха, достижений, власти, следствием чего становится формирование тще- славия, жадности, враждебности к окружающим людям [Корчак, 1990]. Та- ким образом, важны не декларируемые, а реально принятые в семье жизненные ценности, определяющие конкретную систему требований,
предъявляемых в процессе воспитания к ребенку.
Каждый родитель мечтает вырастить «хорошего ребенка». Однако до- статочно часто под «хорошим» подразумевается «удобный» ребенок — по- слушный, исполнительный, конформный, проявляющий ответственность в границах тех заданий и обязанностей, которые поручает ему взрослый. Это может быть работа по дому, домашние задания, уход за младшими братья- ми и сестрами и пр. Вместе с тем вряд ли можно предположить, что роди- тели, задаваясь целью воспитать «хорошего» ребенка, хотят видеть его бе- зынициативным роботом-исполнителем, безропотно выполняющим работу, порученную ему лицом, наделенным властью. Конечно, нет! Проти- воречие состоит в том, что многие личностные качества, которые родители действительно хотят видеть в своем ребенке — творчество, смелость, само- уважение, целеустремленность и настойчивость в достижении поставлен- ной цели, — в повседневной жизни и общении с ним могут быть «не удоб- ны» родителю. Особенно остро это чувствуется на этапе их становления и формирования в детские годы, причиняющих родителям лишние хлопоты и волнения.


§ 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество... 171
Требования и запреты являются крайне важным и совершенно необходи- мым компонентом воспитания, выполняющим ряд важных функций. Во- первых, они объективируют реальные, а не декларируемые цели воспитания ребенка. Во-вторых, в них представлены образцы и правила социально жела- тельного поведения и деятельности ребенка. В-третьих, они создают условия для формирования способности ребенка произвольно регулировать свою де- ятельность и общение в соответствии с заданными нормами и правилами.
Необходимость, соблюдения ограничений и запретов обеспечивает развитие саморегуляции и самодисциплины. Требования и запреты позволяют также структурировать и организовать среду, обеспечивая безопасное, т.е. прогно- зируемое и поддающееся разумному контролю со стороны ребенка, прост- ранство жизнедеятельности. Известно, что ситуация неопределенности, не- предсказуемости, дефицит наличной информации становятся причиной,
порождающей тревожность и негативные эмоциональные переживания
(Н. Симонов). Введение ограничений/регулирующих отношения ребенка с социальным и предметным окружением, снимает неопределенность, повы- шает прогнозируемость изменений, уверенность в себе, способствует актуа- лизации чувства личностной безопасности.
Требования конкретизируют позитивные ожидания, предъявляемые к ре- бенку, т.е. описание того поведения и тех результатов и достижений, которые хочет видеть родитель. Запреты определяют негативные ожидания, т.е. фор- мы поведения и личностные качества ребенка, которые родитель хотел бы из- бежать — «чего нельзя делать». Формулирование ожиданий в виде требова- ний является, безусловно, более продуктивным. Требования задают положительный социальный эталон поступков и качеств, образец для подра- жания, стимулируют мотивацию достижений и активность ребенка. Запреты,
напротив, ограничивают активность, приводят к формированию зависимос- ти, пассивности, безынициативности ребенка, стимулируют развитие мотива- ции избегания неудач и блокируют формирование мотивации достижений. .
Желательно, чтобы количество запретов в воспитании ребенка было сведено к минимуму. Однако существуют запреты, которых избежать не- возможно. Содержание их, помимо внешнего ограничения, включает и сущностную сторону — социально одобряемую и поощряемую ценность,
определяющую отношения человека с миром людей и миром предметов.
Основные необходимые запреты касаются:
•здоровья ребенка (запрет на действия, которые могут повредить его здоровью и жизни самого ребенка);
• физической и личностной безопасности окружающих людей (запрет на действия, которые составляют угрозу жизни, здоровью и противоречат норме уважения личности другого человека);
• сохранности материальных, культурных и духовных ценностей (на де- структивные разрушающие действия в отношении природной и культур- ной среды).


172 Глава 3. Детско-родительские отношения
Таким образом, все многообразие запретов, по сути, может быть сведе- но к трем указанным группам. Разумным количеством ограничений и за- претов будет минимальное число конкретизации описанных выше четырех важнейших компонентов социального контроля. Основным принципом введения ограничений для родителя должно стать стремление сократить до минимума их количество.
Количество и содержание требований должно соотноситься с возрас- том и индивидуальными особенностями ребенка, а также с воспитательны- ми ценностями родителя. В зависимости от соответствия требований воз- растно-психологических индивидуально-личностным особенностям ребенка можно говорить об их чрезмерности — сверхтребовательности ро- дителя к ребенку — или о строгости воспитания. В противоположном слу- чае речь идет о недостаточности требований — вседозволенности или попу- стительстве в отношении воспитания ребенка. Соотношение требований и запретов уточняет характер социального контроля в воспитательном про- цессе. Если в воспитании преобладают запреты, то следует говорить об ог- раничительном характере контроля, если требования — о формирующем типе контроля, т.е. о целенаправленном воспитании в ребенке определен- ных качеств и способностей.
Важное значение для эффективности воспитания имеет форма презен- тации ребенку требований и запретов. В работах X. Джайнотта [1986],
Т. Гордона [1997], Ю.Б. Гиппенрейтер [1993], ГЛ. Лэндрета [1994],
А. Карабановой [1997] сформулированы принципы предъявления требо- ваний и запретов. Для того чтобы требования и запреты действительно бы- ли приняты ребенком и выполнялись, воспитателю необходимо руководст- воваться определенными правилами.
Во-первых, запреты должны предъявляться в императивной форме, но- сить всеобщий характер, иметь равную и незыблемую обязательность для всех, исключать возможности «двойного стандарта» и «двойной морали».
Во-вторых, запреты должны предъявляться в безличной форме. Следу- ет избегать «Ты-высказываний», высказываний типа приказов, команд,
прямых распоряжений, формулировок, оскорбляющих и унижающих до- стоинство ребенка, проявлений неуважения к его личности.
В-третьих, запреты должны быть предъявле ГЛ. Лербальной (словес- ной) форме, ясной и понятной для ребенка. Аргументация в пользу необхо- димости соблюдения запретов должна указывать на последствия и резуль- таты поступков ребенка, нарушающих запреты и правила, для других людей [Hoffman, 1975]. Обсуждение последствий нарушения запретов должно быть на языке, понятном ребенку.
В-четвертых, предъявление запретов должно осуществляться до наруше- ния правил, а не в его момент. Родителям необходимо уметь предвосхищать нарушение запретов и невыполнение требований, не дожидаясь момента, ког- да запреты будут нарушены, а требования не выполнены. Подобно тому как


§ 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество... 173
проще предупреждать, а не лечить болезнь, проще и эффективнее предупреж- дать нарушения детьми запретов, а не иметь дело с уже совершившимся фак- том. Поведение родителей должно носить прогнозирующий, предвосхищаю- щий характер, поскольку важно точно определить оптимальный момент
«интервенции». Тактика его в конфликтной ситуации будет различна в зави- симости от того, наличествует ли еще только угроза нарушения запрета или запрет фактически уже нарушен, причем очевидно социально неадекватное поведение ребенка. Установление ограничений и запретов в игре как в пер- вом, так и во втором случае осуществляется в несколько шагов, предпринима- емых в неодинаковой последовательности [Ginott, 1972; Лэндрет, 1994].
В первом случае ребенок выражает явное и однозначное намерение нару- шить запрет. Последовательность шагов родителя должна быть следующей.
Первый шаг — активного эмпатического слушания — вербального выра- жения взрослым чувств, желаний, потребностей ребенка, необходимого для установления взаимопонимания и диалога. Нужно дать ребенку обрат- ную связь о том, что вы знаете о его чувствах и желаниях, понимаете и при- знаете их. В противном случае ребенок будет продолжать настаивать на своем, повторяя вновь и вновь о своих желаниях и справедливо полагая,
что взрослый просто не понимает его намерений и нуждается в дополни- тельных разъяснениях. Признание чувств и желаний ребенка как проявле- ние уважения его личности и его права на собственный внутренний мир пе- реживаний способствует укреплению доверия и сотрудничества с родителем. Речевое объективирование чувств ребенка позволяет ему луч- ше осознать их, уточняет действительное значение эмоциональных пере- живаний, позволяет снять или ослабить эмоциональную напряженность.
Однако все эти позитивные эффекты возможны лишь в случае аккуратно- го и точного отражения в речи взрослого чувств и намерений ребенка.
Второй шаг — введение ограничения-запрета в ясной, понятной ребен- ку безличной форме, как тотальное безусловное ограничение.
Третий шаг — предложение альтернативы запрещенному действию. Зна- чение этого шага состоит в том, что он раскрывает перед ребенком принци- пиально новую возможность: альтернативу исследования проблемной ситу- ации и поиска новых путей ее разрешения вместо настаивания на неприемлемом и негативно оцениваемом поведении. Этот шаг — своего рода обучение ребенка эффективному способу разрешения конфликтных ситуа- ций, где «нет победителей и нет побежденных» (Т. Гордон). Такой способ по- ведения в конфликте основан на генерировании различных альтернативных вариантов, исследовании их возможных последствий и осознанном выборе оптимального способа выхода из конфликта. Значение этого шага состоит не просто в переключении активности ребенка на другой вид деятельности, а в том, что закладывается основа новой позиции ребенка в проблемной ситуа- ции, в определенной степени преодолевается его эгоцентризм в понимании возможностей разрешения проблемы.


174 Глава 3. Детско-родительские отношения
Успешность третьего шага зависит от того, насколько привлекательным для ребенка окажется предлагаемое альтернативное действие. Необходимо учитывать интенсивность мотивов и чувств ребенка, степень осознанности им собственных намерений и желаний. Как правило, для большинства де- тей дошкольного и младшего школьного возраста особую значимость име- ет общение и совместная деятельность со взрослым, в силу чего предложе- ние родителем совместной деятельности обычно приветствуется ребенком и принимается «на ура». Иногда бывает необходимо предложить ему на выбор несколько альтернатив. Вместе с тем нельзя излишне увлекаться придумыванием множества альтернативных вариантов, поскольку задача выбора может оказаться для ребенка непосильной даже в интеллектуаль- ном плане.
Во втором случае запрет фактически нарушен — и последовательность шагов родителя меняется по сравнению с описанным выше вариантом.
Первый шаг — необходимо немедленно блокировать социально неадек- ватное поведение ребенка. Способами такого блокирования являются: пре- рывание действия, ребенка путем лишения его объекта, принудительное ог- раничение активности ребенка (обнять и прижать руки к телу), временная его изоляция. Такое поведение родителя нередко воспринимается ребенком как насильственное, поэтому при необходимости должно сопровождаться предоставлением ребенку возможностей для эмоционального отреагирова- ния. Для прерывания нежелательных действий ребенка дошкольного или младшего школьного возраста уместны игровые приемы.
Второй шаг — нужно обеспечить эмоциональное отреагирование. Как правило, ситуация нарушения запретов и ограничений чрезвычайно аффек- тогенна и характеризуется высокой степенью эмоциональной напряженно- сти. Поэтому сразу же после блокирования неадекватных форм поведения необходимо предоставить «нарушителю» возможность эмоциональной раз- рядки в социально приемлемом варианте. Эмоциональное отреагирование может осуществляться в действенной и в игровой форме. .
Последующие шаги — с третьего по пятый — соответствуют логике предъявления ограничений и запретов в условиях, когда поведение ребенка еще находится в рамках социально приемлемого. Эти шаги — вербализация,
т.е. словесное объективирование чувств, желаний и потребностей ребенка;
формулирование запрета или ограничения и предложение альтернативного действия — являются необходимыми на пути формирования у ребенка спо- собности к регуляции собственной деятельности.
Сотрудничество ребенка со взрослым, обеспечивающее организацию необходимых условий для того, чтобы требования были приняты, осмысле- ны и выполнены ребенком, является оптимальной формой профилактики нарушения родительских требований и запретов. Лишь после того, как ре- бенок уяснит их содержание, сам убедится в необходимости их выполне- ния, лишь по мере того, как у него будут сформированы для этого психоло-