Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 282
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
220 Глава 3. Детско-родительские отношения шей степени детерминируются типом привязанности и сложившейся ста- бильной структурой межличностных отношений, чем собственно возраст- ными изменениями.
Анализ связей параметров родительской позиции позволяет предполо- жить, что ядерной характеристикой родительской позиции является эмо- циональное принятие родителем ребенка, выраженное в дихотомии пози- тивный интерес — враждебность. Высокий позитивный интерес родителя,
как отца, так и матери, оказывается устойчиво и положительно связан с по- казателем его автономности. Это выражается в предоставлении подростку родителем необходимой самостоятельности в выборе поведения и видов деятельности, готовности родителей отказаться от диктата, контроля и вмешательства в жизнь подростков в случае позитивного эмоционального принятия. Враждебность же оказывается положительно связанной со сте- пенью директивности родителя в отношении к подростку. Другими слова- ми, чем ниже позитивное эмоциональное принятие подростка, тем более выражена родительская тенденция ограничения его свободы и автономии,
стремление родителя к тотальному контролю и гиперпротекции. Анало- гичный характер связи обнаруживается и между враждебностью и непо- следовательностью поведения родителя: чем ниже принятие ребенка, тем более противоречивым, непоследовательным и непрогнозируемым стано- вится поведение родителя.
Анализ динамики восприятия подростками воспитательного стиля ма- тери и отца в трех срезах позволяет наметить различия в «сценарии» раз- вития родительской позиции матерей и отцов в отношениях с подростка- ми. Для отцов низкий уровень принятия ребенка и его автономности приводит к росту директивности в отношениях с детьми, т.е. развитие идет по «деловому» сценарию — от низкого принятия к нарушению сотрудниче- ства и кооперации. Для материнской позиции эмоциональная и деловая сферы не обнаруживают значимой взаимосвязи в процессе развития мате- ринской позиции. Другими словами, низкое принятие или отвержение подростка значительно реже приводит к позиции отстраненности матери от процесса воспитания. Высокий уровень эмоционального принятия так- же не гарантирует эффективности «делового» сотрудничества.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что установлены определен- ные возрастные особенности восприятия подростками родительской позиции.
1. В старшем подростковом возрасте обнаружено снижение показателей позитивного интереса к подростку как со стороны матери, так и со стороны отца, свидетельствующее о том, что родители начинают восприниматься подростком как менее любящие, внимательные и заинтересованные. Это приводит к переживанию старшими подростками чувства дефицита тепла,
любви, внимания и заботы.
2. В старшем подростковом возрасте наблюдается возрастание показа- теля автономности отца, который оценивается подростками как всё менее
§ 16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 221
и менее включенный в процесс воспитания, отстраненный и дистантный.
Эта тенденция сочетается со снижением уровня директивноcnb отца, изна- чально завышенного.
3. Показано, что возрастание негативных показателей детско-родитель- ских отношений падает на период 14—15 лет (кризисный период), Поэто- му следует рассматривать его как критический в развитии этих отношений в подростковом возрасте.
Выявлены существенные различия в восприятии подростками роли ма-
тери и отца в воспитательном процессе.
1. В восприятии подростков мать более активно включена в процесс воспитания и здесь ей принадлежит главенствующая роль в семье, в то время как отец более пассивен и по мере взросления подростков фактиче- ски «самоустраняется» из процесса воспитания. Такое распределение ро- лей между матерью и отцом в реализации воспитательной функции семьи с подростками находит отражение в существенно более высокой степени директивноcnb матери по сравнению с отцом.
2. Что касается возрастной динамики изменения образа родительской позиции матери и отца, то воспитательный стиль матери оценивается под- ростками как более устойчивый и стабильный, не претерпевающий сущест- венных изменений с их возрастом. Показатели директивности, автономно- сти, непоследовательности и враждебности не претерпевают существенных изменений. Воспитательный стиль отца более связан с возрастными изме- нениями ребенка: можно констатировать снижение по мере взросления по- следнего показателей позитивного к нему интереса, директивности и воз- растание автономности. В то же время враждебность отца, так же как и матери, выступает как устойчивая характеристика, отражающая характер межличностных отношений между родителем и подростком, а непоследо- вательность определяется скорее влиянием ситуативных факторов, чем возрастом.
3. Неблагоприятными тенденциями развития отношений родителей и детей в подростковом возрасте в современном российском обществе явля- ются следующие:
•снижение уровня позитивного интереса со стороны матери на фоне высокой враждебности, т.е. амбивалентность эмоционального принятия подростка со стороны матери;
• возрастание показателей враждебности со стороны отца;
•недостаточное участие отца в воспитательном процессе (снижение ди- рективности и возрастание автономности);
•замещение реальной помощи, заботы и поддержки со стороны матери формально-директивным стилем воспитания;
• высокая степень непоследовательности и противоречивости поведе- ния матери и отца.
222 Глава 3. Детско-родительские отношения
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 29
Гендерные различия восприятия юношами и девушками
родительской позиции матери и отца
Исследование тендерных различий восприятия подростками родительской позиции матери и отца представляет особый интерес. Известно, что роди- тельская роль специфицирована в соответствии с полом ребенка, что нахо- дит отражение в различных социальных ожиданиях и нормативах поведе- ния, предписываемых обществом матери и отцу в отношении сына и дочери
[Адлер, 1990; Фромм, 1990; Кон, 1988; Maccoby, 1980]. Предписанные ожи- дания и нормативы создают идеальные эталонные формы маскулинности и фемининности, присвоение которых обеспечивает формирование полороле- вой идентичности в подростковом возрасте. В соответствии со сложившими- ся культурно-историческими нормами социализации девушки и юноши, в свою очередь, предъявляют различные ожидания в отношении поведения матери и отца, подтверждение или неудовлетворение которых в значитель- ной мере определяет образ родительской позиции матери и отца «глазами подростка». По некоторым данным [Jackson, Cicognani, Charman, 1996], ма- тери воспринимаются подростками как более мягкие и склонные к поиску компромисса в спорных ситуациях, а образ отца приобретает угрожающий оттенок — с отцами подростки чаще связывают ситуации фрустрации и эска- лации конфликта. Чем старше подростки, тем чаще они испытывают фруст- рацию в отношениях с родителями вне зависимости от пола.
Дистанцирование отца от процесса воспитания в семье, убедительное подтверждение которому мы получили при проведенном выше анализе по- лученных данных, «нагруженность» матери ролевыми функциями отца на- ряду с выполнением ее собственных, на наш взгляд, не могут не найти от- ражения в специфике восприятия родительской позиции матери и отца юношами и девушками.
Образ родительской позиции матери у юношей и девушек различается по уровню позитивного интереса и враждебности. Во всех возрастных груп- пах девушки склонны выше оценивать уровень позитивного интереса, люб- ви и принятия со стороны матери по сравнению с юношами. Для юношей более характерно переживание недостатка материнской любви и тепла.
Гораздо ярче гендерные различия наблюдаются в отношении подрост- ков к отцу и восприятии его воспитательных установок.
Во-первых, юноши более склонны оценивать поведение отцов как ди- рективное, контролирующее, регулирующее. Особенно ярко эта тенденция проявляется в группе 14—15-летних, что обусловлено переживанием нега- тивной фазы подросткового кризиса, формированием чувства взрослости и требованием его признания, а значит, и уважения и отказа от командно-ди- рективного способа общения. В основе оценки подростками-юношами по- ведения отца как излишне директивного, по нашему мнению, лежат следу- ющие причины:
§ 16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 223
• нетерпимость и низкая толерантность мальчиков и юношей — по срав- нению с девушками — к попыткам родителей руководить, контролировать и направлять их поведение, большее стремление в своем поведении к неза- висимости и самостоятельности, социально презентируемым как образцы маскулинного поведения и выступающим как эталон взрослости;
• большая вовлеченность и направленность отцов на решение задач вос- питания в отношениях с сыновьями, чем с дочерьми. Воспитание дочерей традиционно в нашей культуре рассматривается как задача матерей, в то время как на отцов возлагается ответственность за воспитание сына.
Во-вторых, юноши чаще, чем девушки, оценивают отношение отцов как враждебное, нетерпимое, придирчивое, подозрительное и амбивалентное,
чем девушки. Особенно ярко эти различия выступают в средней группе
(14—15 лет), что, на наш взгляд, также является отражением негативной фазы подросткового кризиса.
Наконец, в-третьих, юноши чаще оценивают поведение отцов как непо- следовательное, чем девушки. Возможными причинами, обусловливающи- ми большую чувствительность юношей к воспитательным воздействиям отцов, являются:
•социальные ожидания в отношении проявления маскулинных качеств
(силы, решительности, агрессивности и настойчивости в достижении це- лей), обусловливающие высокий уровень требований юношей к поведению отцов в соответствии с социальными эталонами и «решительные» и бес- компромиссные их оценки отцовского поведения, меньшую снисходитель- ность к промахам и ошибкам отцов;
•требование равноправия и справедливости в построении детско-роди- тельских отношений, обусловленное возрастающей потребностью реализо- вать взрослость; ограниченность возможностей реализации взрослости в реальной деятельности (особенно в сравнении с девушками) и перенос потребности утверждения себя как взрослого на арену «борьбы за равенст- во прав» с отцом как образцом для полоролевой идентификации.
Итак, тендерные различия в восприятии родительской позиции матери и отца состоят в том, что отношения мальчиков и отцов наиболее сенситивны к воздействию дисгармонического типа воспитания, в то время как отноше- ния девочек с родителями развиваются по сценарию относительного благо- получия. Восприятие юношами родительской позиции отца характеризуется более высокими показателями директивности, враждебности и непоследова- тельности, чем восприятие родительской позиции отца девушками. Девуш- ки воспринимают родительскую позицию матери как принимающую, пол- ную любви, заинтересованности и внимания чаще, чем юноши.
Детско-родительские отношения «глазами родителя» и «глазами ребенка»
Как правило, изучение детско-родительских отношений, представляющих собой двухполюсную структуру, образуемую двумя, точками зрения на