Файл: Ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обязанностями, вписывайте и скрытые компетенции. Например:
хочу и могу — управлять небольшим коллективом единомышленников; разбираться в новых приложениях; обучать клиентов.
Верхний правый квадрат — то, какими компетенциями вы бы хотели обладать, но по каким-то причинам (пока) не обладаете.
Это ваши мечты, устремления, желания. Пишите сюда и реалистичные, и фантастические компетенции. Например: хочу,
но не могу — стать крутым видеоблогером; переехать в Берлин;
работать четыре часа в день из дома.
Нижний левый квадрат — «не хочу, но могу». Это ваши полезные навыки, которые могут помочь остаться на плаву, если временно не получится найти место, которое вам по-настоящему подходит. Например: не хочу, но могу — работать репетитором по математике; общаться с большим количеством клиентов каждый день; вставать в пять утра и ехать на работу дольше часа.
Наконец, нижний правый квадрат — то, чего вы категорически не хотите и не можете. Это ваши сегодняшние табу. Например: не хочу и не могу — работать в нервной,
суматошной обстановке; трудиться курьером или в кол-центре;
заканчивать работу позже семи вечера.
Таким образом, когда табличка заполнена, она становится местом встречи четырех списков: 1) чем вы можете быть полезны работодателю (хочу и могу); 2) на какие условия вы готовы согласиться в крайнем случае (могу, но не хочу); 3) к чему вы стремитесь (хочу, но не могу); 4) что точно не будете делать и на что не пойдете (не хочу, не могу). Иными словами — чем вы нужны и что нужно вам.
Вы рисуете себя как детальку, у которой есть выемки и выступы в определенных местах. Когда вы хорошо знаете свои выемки и выступы, вам легче найти место, в которое вы хорошо встроитесь.

Читая вакансии на сайтах, расспрашивая друзей, разыскивая места на страничках соцсетей, вспоминайте вашу таблицу.
Таблица поможет вам чувствовать, что не только вас выбирают и оценивают: выбираете также и вы. И не потому, что
«капризничаете»: вам хочется найти место, в котором ваши хорошие рабочие качества, включая скрытые компетенции,
пригодились бы по максимуму, а слабые не мешали бы общему делу. От этого выиграете и вы, и ваш работодатель. Конечно, не все характеристики места работы сразу видны. Но с табличкой в уме вам будет проще задавать прямые вопросы: «Скажите, авралы часто бывают? Задерживаться на работе придется?» И если услышите в ответ: «А как без этого, кто хочет сделать карьеру,
целиком посвящает себя…» — вам будет проще сделать вывод,
насколько вам подходит это место. Если эти вещи у вас в графе
«могу, но не хочу» — взвешивайте остальные характеристики. А
если «не хочу и не могу» — отказывайтесь с легким сердцем.


Идеальное резюме
Если табличка — это своеобразный «маркетинг» (вы как продукт ищете целевую аудиторию, которой вы нужны и которая вас купит), то резюме, поведение на собеседовании и самопрезентация — это продвижение вас как продукта, ваша
«упаковка» и реклама.
В последние пару-тройку лет я стал все чаще видеть в соцсетях резюме молодых, которые вызывают во мне смешанные чувства восхищения и возмущения. А может, это зависть? Эти треклятые зумеры описывают свои компетенции предельно конкретно,
грамотно, причем не забывают обернуть в свою пользу и расцветить абсолютно любой жизненный опыт. Старший из четверых детей? «Лидер по натуре, всегда отличался инициативностью». Был вожатым в лагере? «Обожаю обучать гибкие группы, особенно на природе, в неформальных,
меняющихся условиях пребывания». Пишет фантастические рассказы? «Креативен, неистощим в выдумывании новых возможностей». Кроме того, они бескомпромиссны в своих требованиях к работодателю. «Сексистские коллективы не предлагать, если политическая позиция не совпадает с моей —
проходите мимо». Ставлю «вау!».
Возможно, в деле этот субъект окажется неопытным и слегка инфантильным, немного слишком самоуверенным и чересчур разборчивым. Но это как раз не беда. Жизнь покажет, какие из притязаний были излишними. Зато уверенность в себе, отличное знание собственных нужд, возможностей и стремлений у него уже есть, и она, без всякой иронии, бесценна.
Кроме того, автор подобного резюме добивается идеальной адресности послания. Те, кого оно возмутит, действительно могут со спокойной душой пройти мимо: им не нужен такой работник.

Это сразу фильтрует работодателей, экономит нервы обеим сторонам и делает коммуникацию более эффективной… Кстати,
вот и еще одна — на этот раз вполне серьезная — компетенция автора. Который, кстати, нашел работу за один день и с удовольствием трудится на ней уже больше года.
Как видим, тон резюме может быть и неформальным, и хвастливым, если работодателя, на которого вы рассчитываете,
это не отпугнет. Задумайтесь, какое бы вы написали резюме, если бы думали больше о том, как показать свою уникальность и индивидуальность, чем о том, как понравиться работодателю.
Идея в том, чтобы продать именно вас, а не ваши компетенции отдельно от вашей личности и привычек. Потому что место, на котором лично вам удобно, — это место, где вы заработаете больше. За счет чего? За счет того, что вам:
не нужно будет тратить энергию на то, чтобы казаться кем- то, кем вы не являетесь;
вам будет проще соблюдать рабочий график, режим,
дисциплину, которые подходят лично вам (опять-таки —
меньше траты сил на эти вещи оставляет больше для самой работы);
у вас будут лучше отношения с коллегами, которые, условно говоря, «похожи на вас» по ценностям и привычкам — а значит, с ними будет эффективнее рабочее взаимодействие;
вы будете охотнее проводить время на работе и вкладывать в нее силы, относиться к ней не только «от сих до сих»;
ваши выгодные стороны будут на виду, а слабости не станут причиной серьезных промахов.
Возможно, стоит написать несколько вариантов резюме в расчете на разные категории работодателей, соответственно
«продающие» вас для разных целевых аудиторий.


Самопрезентация и разговор о деньгах:
характеры и манеры
Не существует единственно верной манеры, в которой нужно вести себя на собеседовании и вообще заниматься самопродвижением. Один ведет себя со скромным достоинством;
другой полон энергии, может пошутить; третий отлично подстраивается к тону, жестам, невербальному поведению интервьюера и т.д. Поговорим о некоторых свойствах, которые особенно влияют на манеру человека презентовать самого себя.
Демонстративность
Однажды я побывал на школьном концерте, где выступали дети разных возрастов. Многие зажимались, стеснялись, боялись публики. Другие выступали свободно и уверенно. Третьи были всецело сосредоточены на своем деле: стремились сыграть лучше,
не обращая внимания на публику. Но была там одна девочка…
Она не твердо знала текст стихотворения, пару раз учителю с первого ряда пришлось подсказать ей слова, но какое удовольствие она получала от самого выступления, как наслаждалась реакцией аудитории! От нее было не оторвать взгляда, и она это хорошо знала. Я видел и ощущал, как юная актриса подпитывается энергией притихшего зала.
Выразительные жесты, поза, тонкое интонирование — все работало на то, чтобы притянуть общее внимание. Девочка сорвала бурные аплодисменты, и я сам едва не крикнул: «Бис!»
Существуют люди, которые больше всего на свете любят шоу одного актера в собственном исполнении. Они играют всегда.
Невозможно сказать, раскрывают ли они свои истинные эмоции
или полностью перевоплощаются в угоду и на потребу собеседнику — да это и неважно. Некоторые считают их фальшивыми манипуляторами, но это не так. Демонстративность и показное очарование не означают, что вас используют либо что на самом деле этот человек пустышка или наглец. Такой способ приспосабливаться к другим часто развивается у людей,
выросших в окружении равнодушных или непредсказуемых взрослых. Ребенок стремится любой ценой обратить на себя внимание, быть миленьким, симпатичным, интересным,
обаятельным. И эта стратегия работает. Человек с повышенной демонстративностью
— вдохновенный импровизатор,
подстраиваться к другим и бить на эффект для него естественно,
как дышать. На собеседовании они мгновенно считывают потребности работодателя и увлеченно играют в идеального работника. Вам нужен скромный трудяга? Пожалуйста!
Увлеченный и блестящий креативщик? Вот он, перед вами!
Работодатель очарован.
Казалось бы, какой ловкач, ведь он добился своего. Но есть и оборотная сторона: играть в скромного трудягу до бесконечности не получится. На самом деле демонстративному человеку хочется внимания, и он будет его добиваться. На позиции, где требуются другие качества (вдумчивость, аналитические способности,
креативность не напоказ и т.д.), он быстро заскучает и долго не продержится. Да, если у вас есть эта черта, вы можете сыграть кого угодно и попасть на любое место. Недаром демонстративных личностей так много среди аферистов всех мастей. Но гораздо мудрее и полезнее — осознать, что больше всего вам нравится привлекать внимание, искать такие позиции, где вы получите возможность «блистать» и где это качество станет способом зарабатывать деньги.
Демонстративный человек имеет уникальное преимущество:
ему легко сделать из себя бренд. Вы можете работать и на собственную известность, и на пользу компании, которая вас

наняла. Переговоры, продажи, все сферы, где требуется шоу, —
ваши. Вы — заметный, яркий человек, вы любите быть на свету и не прятаться. Вы — сами по себе реклама. «А, это там, где работает Анфиса, конечно же, знаем-знаем!»
Поэтому при самопрезентации хороший совет для людей с демонстративными чертами — насколько это возможно, не увлекаться подстройкой к собеседнику. Вы и так будете это делать, это ваш бессознательный способ адаптации. Но для вас важно постараться не обмануть работодателя. Не пытайтесь продавать карася за порося. Говорите о том, что любите публичность и работу с людьми, что умеете создавать нужное впечатление о чем угодно, что фронт-офис — ваша стихия, что вы не устаете находиться на сцене и в условном «свете софитов».
Такие люди, как вы, нужны во многих областях. За яркость и умение очаровывать платят немало.
Закрытость
Егор — дизайнер. В его портфолио полно клиентов и проектов
на любой вкус: есть практичные и остроумные решения, есть
сложные и многоплановые, есть солидные, а есть и «безумные»,
ближе к арту. Но работодатель не может общаться только с
портфолио. А сам Егор подает себя ну очень уж невыигрышно.
«Какой-то высокомерный, — делится впечатлениями HR
крупного рекламного агентства. — Сидит, молчит и
смотрит на всех свысока… Не улыбается, отвечает
односложно, на вопросы о хобби пожимает плечами. Как он в
команде будет работать с такими коммуникативными
скиллами?»

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Между тем навыки коммуникации у Егора, очевидно, есть, ведь он неплохо понимает своих клиентов. В чем же затык?
Спрашиваю Егора, понимает ли он, как его воспринимают на
собеседовании. «Да я просто не знаю, что отвечать, — возражает
Егор. — Вопросы ставят меня в тупик. Если бы со мной поговорили о дизайне, я бы мог целую речь произнести. А когда обо мне самом идет речь, я смущаюсь и замолкаю. Не люблю обсуждать личную жизнь».
Егор — нежный отец двух маленьких дочек. Если бы он упомянул о них на собеседовании и, возможно, хотя бы раз улыбнулся — HR уже отнеслась бы к нему немного иначе. Какая сила заставляет Егора держать лицо кирпичом? Егор не страдает ложной скромностью, у него есть хорошая опора на свое признание и профессионализм. Он не считает, что люди «должны сами догадаться». У него другая особенность: Егор — закрытый человек.
Эта закрытость в его случае тесно связана с его повышенной продуктивностью и креативностью. Можно сказать, что он общается с миром главным образом через картинки. Все остальное Егор бессознательно боится демонстрировать кому- либо, кроме самых близких людей. В школе Егора дразнили ботаном и маменькиным сынком, и он с детства уходил в свои фантазии, в творчество и книги. Конечно, нелепо предполагать,
что HR, услышав какие-либо подробности про увлечения и семью,
использует эти факты, чтобы троллить Егора, — но так работают наши бессознательные механизмы. Егор прячется за невозмутимым видом — и выглядит невыгодно для себя, кажется окружающим высокомерным, холодным, сухим и неконтактным.
Поп-психологи посоветуют Егору «больше стараться» или
«тренировать навыки коммуникации». Посмотрим правде в глаза:
даже если мы осознаем наши бессознательные паттерны,
изменить их полностью невозможно. «Преодолевать смущение»
на собеседовании — тот еще квест; делать вещи, которые некомфортны для тебя (улыбаться и смотреть в глаза), — верный путь к еще большему смущению.

Если вы закрытый человек,
«лобовые» способы самопрезентации для вас не сработают. Они не должны быть основными. Как всегда, нужно ставить на свои сильные стороны и делать так, чтобы от слабых сторон мало что зависело.
Максимально растяните коммуникацию до личного контакта.
Сделайте так, чтобы до момента общения собеседник узнал о вас максимум выигрышной информации. Поступайте как чудовище в сказке «Аленький цветочек»: вот, девушка, мои дворцы, вот мои сады, вот все блага, которые я могу для тебя создать… а уж потом
— я сам. Ведите профессиональный блог, который вы сможете показывать новым работодателям или клиентам. Он не должен быть сухим и безличным: делитесь с аудиторией впечатлениями,
интересной информацией, своими мыслями, понравившимися мемами.
Закрытому человеку проще и спокойнее самовыражаться в виртуальном мире — в формате картинок,
видео, текстов. Так вы сможете лучше контролировать информацию о себе, управлять впечатлением, которое хотите произвести.
Еще один момент. Часто крутые профессионалы, если это люди по натуре закрытые, полностью ассоциируются со своей профессией. Как Егор, они «общаются через IT» (тексты,
картинки, музыку, цифры, деньги, производство). В результате как люди они производят невыигрышное впечатление: кажется,
что у них больше ничего нет, кроме профессиональных функций
(«Я — ученый сухарь»). Чтобы изменить это впечатление,
необязательно постить фото своих увлечений или семьи.
Достаточно внести совсем небольшие, точечные изменения в коммуникацию: например, выигрышный, яркий или небанальный аватар в мессенджере; перепост рецензии на понравившуюся книгу с кратким впечатлением о ней. Это совсем небольшой шаг в сторону «личного», но и он может в достаточной мере раскрыть вашу индивидуальность.