Файл: 1 Содержание и значение уроков физической культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо-действия | Универсальные учебные действия | Виды контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проводит построение. Проверяетготовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета | Строятся в одну шеренгу. Слушают и обсуждают тему урока | Индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться, сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Устные ответы |
II. Актуализация знаний | Выполнение поворотов кругом. Ходьба, бег. Дыхательные упражнения. Перестроиться в две колонны, проходя через центр | Даёт команду: «Направо, налево», «Повороты кругом». Следит за тем, чтобы повороты кругом выполнялись через левое плечо. Формулирует задание, контролирует его выполнение. Даёт команды на выполнение ходьбы, затем бега. Проводит дыхательную гимнастику. Дает команду: «Через центр марш!», контролирует выполнение задания. После прохождения через центр командует: «Направляющие, на месте», «Повернулись ко мне лицом» | Выполняют повороты на месте по команде «Кругом» (несколько раз). Выполняют упражнения. Выполняют дыхательные упражнения. Перестраиваются в две колонны, проходя через центр | Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная. Фронтальная. | Личностные: проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют поша- говый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; задают вопросы; контролируют действия партнера | Выполнение действий по инструкции. Выполнение действий по инструкции |
III. Изучение нового материала | Комплекс ОРУ для развития координации движений (см.Приложение 1). Эстафета с передачей мяча. Подвижная игра с мячом «Мяч между скакалками» (см. Приложение 2) | Проводит комплекс ОРУ. Обеспечивает мотивацию выполнения и создаёт эмоциональный настрой. Делит класс на команды, объясняет условия проведения эстафеты. Объясняет правила и проводит игру. При большом количестве участников назначает двух водящих | Выполняют упражнения. Участвуют в эстафете. Участвуют в игре | Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная. Фронтальная | Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. Коммуникативные: умеютдоговариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности | Осуществление самоконтроля по образцу. Выполнение действий по инструкции |
Комплекс ОРУ 1. И. п. – о. с. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п. (Повторить 4 раза.) 2. И. п. – о. с. Голова наклонена вперед. 1 – поворот головы направо (посмотрели направо); 2 – и. п.; 3 – то же в другую сторону; 4 – и. п. (Повторить 4 раза.) 3. И. п. – о. с. Руки на поясе. 1–4 – движение подбородком вперед и тянуться за ним, постепенно прогибаясь, переходя в наклон вперед; 5–8 – медленно вернуться в и. п. (Повторить 4 раза.) 4. Упражнение «Змея» выполняется по показу. И. п. – о. с. Руки за спину, кисть закругленная (это «голова змеи»). Правая рука начинает скользить вдоль груди от плеча сверху вниз (не прикасаясь к туловищу), до бедра. Отсюда плавным движением поднимается вперед вверх. Повороты кистью вправо-влево («змея смотрит по сторонам»). То же выполняется левой рукой. Уже обе кисти «смотрят» друг на друга, «отворачиваются» и «неожиданно прячутся» за спину. (Повторить не менее 4 раз.) 5. Другое упражнение «Змея»: и. п. – о. с. То же, что и в предыдущем упражнении, но выполняется в сторону. Правая рука начинает скользить вдоль туловища от плеча к бедру и постепенно, изгибаясь, поднимается в сторону, то же выполнить левой рукой и вернуться в и. п. (Повторить по 4 раза в каждую сторону.) 6. И. п. – о. с. Руки на поясе. 1 – движение «волна» туловищем вправо (как бы подлезая под препятствие); 2 – и. п.; 3 – то же влево; 4 – и. п. (Повторить 4 раза.) 7. И. п. – о. с. 1 – наклон вправо; 2 – поворот туловища с наклоном; 3 – наклон вправо; 4 – и. п.; 5 – наклон влево; 6 – поворот туловища с наклоном; 7 – наклон влево; 8 – и. п. (Повторить 4 раза.) 8. И. п. – упор присев. 1 – прыжок прогнувшись; 2 – прыжок с поворотом на 90 градусов направо; 3 – прыжок в и. п.; 4 – прыжок с поворотом на 90 градусов налево; 5 – прыжок в и. п.; 6 – прыжок прогнувшись; 7 – прыжок вверх; 8 – прыжок прогнувшись. (Повторить 4 раза.) Перейти на ходьбу на месте и остановиться. | ||||||
Подвижная игра «Мяч между скакалками» Описание игры. Из нескольких скакалок, положенных вдоль на полу, образуют 2–4 коридора шириной 30–50 см. Учащиеся делятся на команды по числу коридоров так, чтобы на одной стороне стояла вся команда, а на другом – капитан. Отправив броском свой мяч, игрок становится сзади, а капитан отсылает мяч следующему. Варианты: а) команда делится поровну, а учащиеся бросают мяч по очереди с обеих сторон коридора; б) то же, но команда стоит у одного конца коридора. Надо догнать и поймать укатившийся мяч, догнать и «осалить», не брать в руки, а опередить. | ||||||
IV. Первич-ное осмысление и закрепление | Подвижная игра «Чай- чай, выручай» (см. Приложение 3) | Поясняет правила игры, контролирует их выполнение | Участвуют в игре | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей | |
Подвижная игра «Чай-чай, выручай» В начале игры определяют границу игровой зоны, за которую забегать нельзя. Правила игры отличаются от обычных салочек тем, что, когда водящий догонит и «осалит» какого-либо игрока, тот не становится «салкой», а замирает на месте и кричит: «Чай-чай, выручай!» – до тех пор, пока его не выручат. Выручить его может любой из участников, кроме, конечно, водящего, просто дотронувшись до него. При этом задача «салки» становится очень непростой, так как он сможет передать свою роль другому только тогда, когда догонит всех остальных игроков, и при условии, что их никто не выручит. В противном случае игра может никогда не закончиться. | ||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщитьполученные на уроке сведения | Проводит беседу по вопросам: – Какие виды спорта вы зна-ете? – Какие спортивные игры можно использовать при проведении эстафет и подвижных игр? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Технологическая карта урока 38
Упражнения в парах
Цели деятельности учителя | Формировать представления о значении закаливания для укрепления здоровья и о способах закаливания; учить правилам выполнения упражнений в паре; совершенствовать выполнение акробатических упражнений |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; получат возможность: оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно объяснять ошибки и способы их устранения. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять; умеют отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; коммуникативные – овладеют способностью слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение; регулятивные – оценивают свои достижения на уроке. Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративная; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо-действия | Универсальные учебные действия | Виды контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проводит построение в одну шеренгу. Проверяетготовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета | Выполняют построение. Слушают и обсуждают тему урока | Индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Устные ответы |
II. Актуализация знаний | Построение в одну шеренгу; выполнение строевых организационных команд. Серия акробатических упражнений: перекаты, кувырок, стойка на лопатках (см. приложение 1) | Даёт команды: «Равняйсь!», «Смирно!». Проводит построение возле матов. Формулирует задание: 1. Перекаты «Кто быстрей встанет». 2. Серия кувырков. 3. Стойка на лопатках «Кто сильней». Проводит контроль, отмечает степень вовлечённости | Выполняют команды учителя. Выполняют упражнения | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Регулятивные: выделяют и сохраняют цель, заданную в виде ранее выполненного образца; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Выпол-нение действий по инструкции. Сравнение результата с образцом |
Акробатические упражнения 1. Перекаты «Кто быстрей встанет». По сигналу учителя выполнить группировку, поднимая ноги, и резко перекатом встать. Выигрывает тот, кто встанет первым на ноги. 2. Серия кувырков. 3. Стойка на лопатках «Кто сильней». При выполнении стойки на лопатках нужно сильно сжать ноги. Учитель проверяет, насколько сильно сжаты ноги, пытаясь их развести в стороны. Выигрывает тот, у кого ноги остались в исходном положении, крепко сжатыми. | ||||||
III. Изучение нового материала | Беседа по теме «Значение закаливания для укрепления здоровья. Виды и способы закаливания». Упражнения в парах (см. приложение 2). Подвижная игра «Волк и зайцы» (см.Приложение 3 | Проводит беседу. Наводящими вопросами помогает учащимся сделать вывод о том, что закаливание является одним из действенных способов сохранения и укрепления здоровья человека. Вместе с учащимися перечисляет виды закаливающих процедур. Объясняет принцип выполнения парных упражнений. Формулирует задание, осуществляет индивидуальный контроль. Поясняет правила игры. Обеспечивает мотивацию выполнения; создает эмоциональный настрой | Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы. Выполняют упражнения. Участвуют в игре | Индивидуальная, фронтальная Фронтальная. Работа в парах. Фронтальная. | Познавательные: общеучебные – осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме о значении и пользе закаливающих процедур; логические – осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи. Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; задают вопросы; контролируют действия партнера | Устные ответы Выполнение действий по инструкции. Сравнение результата с образцом. |
Упражнения в парах 1. И. п. – встать лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Взяться за руки. Поочерёдное сгибание и разгибание рук с сопротивлением. 2. И. п. – встать лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Руки положить на плечи партнёра. Выполнять наклоны вперёд одновременно, опираясь о плечи партнёра. 3. И. п. – встать лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Руки положить на плечи партнёра. Одновременно выполнить приседание. 4. И. п. – встать спиной друг к другу. Руки поднять наверх и соединить. 1 – шаг правой ногой – прогнуться; 2 – и. п.; 3 – шаг левой ногой – прогнуться; 4 – и. п. 5. И. п. – встать спиной друг к другу. Сцепиться локтевым хватом. Одновременно выполнять полуприсед и возвращаться в исходную позицию. 6. И. п. – встать спиной друг к другу. Сцепиться локтевым хватом. 1 – один человек делает полунаклон вперёд, другой прогибается назад; 2 – и. п.; 3 – второй человек делает полунаклон вперёд, первый прогибается назад; 4 – и. п. | ||||||
Подвижная игра «Волк и зайцы» Учитель выступает в роли волка и даёт команду учащимся прыгать на обеих ногах во всех направлениях. По сигналу учителя «Зайцы!» принимают положение «упор присев» (прячутся в норы) и очень тихо дышат носом, чтобы «волк» их не услышал и не забрал к себе. Те, кто не справился с заданием, выходят из игры для отдыха на один промежуток. | ||||||
IV. Первич-ное осмысление и закрепление | Выполнить дыхательные упражнения с паузами | Формулирует задание; создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль | Выполняют упражнения | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя | Выполнение действий по инструкции |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщитьполученные на уроке сведения | Проводит беседу по вопросам: – Для чего нужно закаливание? – Какие виды закаливающих процедур вы знаете? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Технологическая карта урока 39
Упражнения у гимнастической стенки
Цели деятельности учителя | Формировать умение выполнять общеразвивающие упражнения у снаряда |
Тип урока | Решение частной учебной задачи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: в доступной форме объяснять правила выполнения двигательных действий у гимнастической стенки, находить ошибки и эффективно их исправлять. получать возможность научиться: бережно обращаться с оборудованием и соблюдать правила техники безопасности. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – умеют оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение, умением пользоваться учебником; регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Методы и формы обучения | Иллюстративно-объяснительный; индивидуальный, фронтальный |
Образовательные ресурсы | Гимнастическая стенка, мячи |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо-действия | Универсальные учебные действия | Виды контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяетготовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета | Слушают и обсуждают тему урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Построение в шеренгу в различных зонах спортивного зала. Ходьба с заданием, бег (2 мин). Выполнение упражнений акробатики в различных комбинациях (см. приложение 1) | Проводит построение в шеренгу, несколько раз меняя место. Напоминает, что строиться необходимо всегда перед учителем. Даёт команду: «Шагом марш!», затем: «Бегом марш!». Повторяет акробатические упражнения: «Цапля», «Ласточка», «Рыбка». Показывает различные комбинации упражнений. Осуществляет индивидуальный контроль | Выполняют построение, меняя месторасположение. Выполняют ходьбу, затем переходят на бег. Выполняют упражнения | Фронтальная. Фронтальная. Фронтальная, индивидуальная | Личностные: активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий; адекватно воспринимают оценку учителя | Выполнение действий по инструкции. Сравнение результата с образцом |
Комбинация акробатических упражнений 1. Шаг вперёд – «Ласточка» (3 с), ногу поставить в и. п. 2. Кувырок вперёд в положение «упор присев». 3. Перекат назад – стойка на лопатках. 4. Из стойки на лопатках в положение «лёжа на спине». 5. Перекат в положение «лёжа на животе» – принять положение «упор лёжа». 6. Из положения «упор лёжа» – прыжок в положение «упор присев», встать. | ||||||
III. Изучение нового материала | ОРУ у гимнастической стенки (см.Приложение 2). | Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет контроль. | Выполняют комплекс упражнений. | Индивидуальная, фронтальная. | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем. | Выполнение действий |
Комплекс ОРУ у гимнастической стенки 1. Встать ногами на нижнюю перекладину, руками держаться за перекладину на уровне груди. Подняться на полупальцы (10–12 раз). 2. Встать ногами на нижнюю перекладину, руками держаться за перекладину на уровне подбородка. Выполнить приседания, не отпуская рук (10–12 раз). 3. Встать ногами на нижнюю перекладину, руками держаться за перекладину на уровне груди. Выполнить сгибание и разгибание рук (10–12 раз). 4. Встать ногами на пол, руками держаться за перекладину на уровне головы. Выполнить прыжки на 1-ю перекладину, затем на 2-ю, помогая руками. 5. Встать ногами на нижнюю перекладину и принять положение «присед», руками держаться за перекладину на уровне головы. Выполнить упор углом, выпрямляя руки и ноги (6–8 раз). 6. Принять положение «вис спиной к стенке», ноги на уровне 1-й планки. Выполнить подтягивание согнутых ног (желательно до уровня груди) (8–10 раз). 7. Принять положение «вис спиной к стенке», ноги, слегка согнутые, на уровне 2-й планки. Выполнить выпрямление ног с прогибом в спине (6–8 раз). | ||||||
| Подвижная игра с мячом «Вышибалы» (см. приложение 3) | Объясняет правила игры с мячом. Рассказывает о правилах безопасности в подвижной игре с мячом | Участвуют в игре | Фронтальная | Коммуникативные: умеютдоговариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; задают вопросы; контролируют действия партнера | по инструкции |
Подвижная игра с мячом «Вышибалы» Учитель назначает, кто будет вышибалой, а кто – игроком. Вышибалы встают примерно в 5–10 метрах друг от друга (по договоренности), а игроки – между ними. Суть игры: попасть по игроку с помощью мяча (вышибить его). Игрок может ловить мяч («свечки») до того, как тот ударится о землю. 1. Игроки договариваются о расстоянии межу вышибалами и чертят линии, ближе которых вышибалам нельзя подходить друг к другу: чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча. 2. Игроки находятся посередине вышибал. 3. Вышибалы стараются выбить игроков. 4. Тот, кто вышиб игрока, встает на его место, а бывший игрок становится вышибалой. 5. Пойманная «свечка» используется как «дополнительная жизнь» (необходимо попасть еще раз, чтобы снять «свечку»). | ||||||
IV. Первич-ное осмысление и закрепление | Дыхательные упражнения с паузами | Формулирует задание; создает эмоциональный настрой, осуществляет контроль | Выполняют упражнения | Фронтальная | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя | Выполнение действий по инструкции |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщитьполученные на уроке сведения | Проводит беседу по вопросам: – Какими упражнениями можно развивать гибкость? – Какие акробатические упражнения можно использовать в подвижной игре? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |