Файл: 1 Содержание и значение уроков физической культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо-действия | Универсальные учебные действия | Виды контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проводит построение в одну шеренгу. Проверяетготовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета | Выполняют построение. Слушают и обсуждают тему урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Ходьба с выполнением задания. Разогревающий бег. Упражнения на восстановление дыхания. Выполнение строевых команд. Упражнения с резиновыми мячиками с шипами – «ежиками» (см. приложение 1) | Даёт команду идти шагом. В процессе ходьбы по залу даёт различные задания. Даёт команду: «Бегом марш!». проводит упражнения на восстановление дыхания: вдох – руки вверх, подняться на носки; выдох – полунаклон вперед, расслабленные руки вниз. (Повторить 3– 4 раза.) Даёт команды: «Класс, на месте стой!», «На руки в стороны разомкнись!». Проводит комплекс упражнений с резиновыми мячиками с шипами – «ежиками». Формулирует задания, осуществляет контроль | Выполняют ходьбу с заданием (10 с). Выполняют бег (1,5 мин). Переходят на шаг и выполняют упражнения на восстановление дыхания. По команде размыкаются по кругу. Выполняют упражнения | Фронтальная. Фронтальная. Фронтальная. Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; осуществляют итоговый и пошаговый контроль. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; контролируют действия партнера | Выполнение действий по инструкции. Осуществление самоконтроля по образцу. Выполнение действий по инструкции |
Комплекс упражнений с резиновыми мячиками с шипами – «ежиками» Учитель. Первые упражнения помогут привыкнуть к этим необычным мячикам. Будьте с ними аккуратными. 1) И. п. – о. с. «Ежик» в правой руке. 1 – передача «ежика» над головой из правой руки в левую; 2 – передача «ежика» за спиной из левой руки в правую. (Повторить 4 раза.) Затем выполнить это упражнение в обратную сторону. 2) И. п. – о. с. «Ежик» в ладонях перед грудью. Катаем «ежик» ладонями: 10 секунд правая ладонь сверху; 10 секунд левая ладонь сверху; 10 секунд ладони перпендикулярно полу. 3) И. п. – о. с. «Ежик» зажат в локтевом сгибе правой руки. Пробуем, разгибая руку, скатить «ежик» точно себе в ладонь и поймать его. Выполнять 25–30 секунд правой рукой, затем повторить упражнение левой рукой. 4) И. п. – о. с. «Ежик» в правой руке. 1 – наклон влево, руки вверх, передаем «ежик» из правой руки в левую; 2 – и. п., но «ежик» уже в левой руке; 3–4 – выполняем то же самое в другую сторону. (Повторить 4 раза.) 5) И. п. – о. с. «Ежик» в правой руке. 1 – поворот направо, передача «ежика» за спиной из правой руки в левую; 2 – и. п., но «ежик» уже в левой руке; 3–4 – то же самое в другую сторону. (Повторить 4 раза.) 6) И. п. – широкая стойка ноги врозь, «ежик» на полу. 1–8 – перекатывания «ежика» руками восьмеркой вокруг ног. (Повторить 4 раза в невысоком темпе.) Ноги стараться держать прямыми. 7) И. п. – широкая стойка ноги врозь, наклон вперед, «ежик» в правой руке. Перекатывать «ежик» из правой руки в левую и наоборот. Лучше выполнять это упражнение не под счет, а в произвольном темпе. Главная задача детей – стараться не сгибать ноги и точно катить «ежик». 8) И. п. – о. с. «Ежик» в правой руке. 1 – выпад правой ногой, передаем «ежик» из правой руки в левую; 2 – и. п., только «ежик» уже в левой руке; 3–4 – то же самое другой ногой. (Повторить 4 раза.) 9) И. п. – о. с. «Ежик» лежит на полу у правой ступни. 1 – перепрыгнуть «ежик»; 2 – прыжком вернуться в и. п. (Повторить 4 раза.) Первые два раза медленно, остальные – быстро. Стараться не задевать «ежик». | ||||||
III. Изучение нового материала | Выполнение кувырка вперёд. Круговая тренировка (см. Приложение 2) | Показывает правильное выполнение кувырка вперёд. Подстраховывает учащихся при выполнении кувырка и каждому помогает правильно перевернуться. Формулирует задание, осуществляет индивидуальный контроль. Объясняет, что такое круговая тренировка. Даёт сигнал к выполнению задания. Через минуту происходит смена станций. Формулирует задание, осуществляет контроль | Выполняют кувырок по очереди. Слушают, задают вопросы. Расходятся по станциям. По сигналу учителя выполняют задание | Индивидуальная. Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание о значении круговой тренировки для физического развития человека; задают вопросы | Осуществление самоконтроля по образцу. Выполнение действий по инструкции |
Круговая тренировка Перед началом выполнения упражнений предупредить учащихся, что нет необходимости торопиться, главное – постараться распределить свои силы рационально. 1-я станция – перекаты. 2-я станция – отжимания. Выполняются отжимания от пола. 3-я станция – приседания.Приседания учащиеся выполняют в невысоком темпе. Стараться спину держать ровно, а при каждом приседе поднимать руки вперед. 4-я станция – кувырки. 5-я станция – прыжки на двух ногах боком через «ежик». 6-я станция– наклоны вправо, влево, вперед из положения стоя. Выполнение задания должно занять не более 7 минут (6 минут для упражнений на станции и 1 минута для перехода). | ||||||
IV. Первич-ное осмысление и закрепление | Комплекс дыхательных упражнений | Поясняет задания, осуществляет контроль | Выполняют упражнения | Фронтальная | Регулятивные: принимают инструкцию педагога и четко ей следуют; осуществляют итоговый и пошаговый контроль | Выполнение действий по инструкции |
Технологическая карта урока 23
Стойка на лопатках
Цели деятельности учителя | Объяснить технику выполнения упражнения «стойка на лопатках»; повторить кувырок вперёд |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: в доступной форме объяснять правила выполнения стойки на лопатках, анализировать и находить ошибки; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками; получат возможность научиться: оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение, умением пользоваться учебником; регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
Образовательные ресурсы | Гимнастические палки, гимнастические маты, гимнастические скамейки |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо-действия | Универсальные учебные действия | Виды контроля | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяетготовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета | Слушают и обсуждают тему урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Устный опрос | ||||||||||
II. Актуализация знаний | Беседа по теме «Что такое гибкость». Упражнения с гимнастической палкой (см. приложение 1). дыхательные упражнения. Упражнения на развитие координации | Объясняет, что такое гибкость и какое значение она имеет для физической подготовки человека. Формулирует задание, осуществляет индивидуальный контроль. По окончании бега даёт команду: «Шагом марш!» Проводит дыхательные упражнения. Показывает движения головой: 1) повороты головы направо и налево на каждый шаг (10–15 с); 2) наклоны головы вправо-влево на каждый шаг (10–15 с) | Слушают, отвечают на вопросы. Выполняют упражнения. Во время движения по кругу выполняют дыхательные упражнения. Выполняют движения головой | Фронтальная. Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок | Устные ответы. Выполнение действий по инструкции. Осуществление самоконтроля по образцу | ||||||||||
Упражнения с гимнастической палкой По команде «Направо!», «Налево в обход шагом марш!» учащиеся первый раз проходят шагом, наклоняясь при движении под палкой. По команде «Бегом марш!» выполняют разминочный бег 1,5 минуты, во время которого учитель периодически на пути следования учащихся держит палку, используя различные варианты. Если палка вверху, на уровне груди, под такой палкой надо пробежать. А если она находится внизу, на уровне голеностопов, то через эту палку надо перепрыгивать. | ||||||||||||||||
III. Изучение нового материала | Выполнение команд. Построение и перестроение. Упражнения на развитие координации (см. приложение 2). Подготовительные упражнения. Стойка на лопатках «берёзка» | Даёт команды: «На первый – второй рассчитайсь!», «Первые – один шаг, вторые – четыре шага вперед шагом марш!», «На руки в стороны разомкнись!». Формулирует задание, осуществляет контроль. Даёт команду вернуться в шеренгу и построиться возле матов. Проводит подготовительные упражнения: и. п. – сед. перекат назад, носками прямых ног стараться достать мат за головой. (Повторить 4–6 раз.) Объясняет технику выполнения. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль | Выполняют построение и перестроение. Выполняют упражнения. Выполняют упражнения. Слушают, выполняют упражнение | Индивидуальная. Фронтальная. Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная | Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. Коммуникативные: умеютдоговариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера | Выполнение действий по инструкции. Выполнение действий по инструкции | ||||||||||
Упражнения на развитие координации 1) И. п. – стойка ноги врозь. 1–3 – руки вверх, подниматься на носки, тянуться к потолку как можно выше; 4 – и. п. (Повторить 2 раза.) 2) И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – поворот туловища налево, правая рука вперед, левой рукой тянуть за запястье правой руки вперед (помогая ей тянуться); 2 – и. п.; 3–4 – то же в другую сторону. (Повторить 4 раза.) 3) И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон влево, правая рука вверх; 2 – наклон вправо, левая рука вверх. (Повторить 4 раза.) 4) И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки перед грудью. 1–3 – пружинистые наклоны вперед, как бы стараясь достать руками пол; 4 – и. п. (Повторить 4 раза.) Ноги стараться не сгибать. Руки все время остаются сложенными. 5) Упражнение «Мельница». И. п. – широкая стойка ноги врозь, полунаклон, руки в стороны. 1 – поворот туловища налево, правой рукой коснуться пола, левая рука «смотрит» точно вверх; 2 – и. п.; 3 – поворот туловища направо, левой рукой коснуться пола, правая рука «смотрит» точно вверх; 4 – и. п. (Повторить 4 раза.) При выполнении упражнения четко фиксировать каждое положение. Задача – научиться выполнять это упражнение точно, то есть руки должны смотреть в стороны и не сгибаться в локтях. 6) И. п. – о. с. 1–7 – пружинистые наклоны; 8 – и. п. (Повторить 2 раза.) 7) И. п. – о. с. 1 – наклон вперед; 2–7 – удержание положения наклона; 8 – и. п. (Повторить 2 раза.) 8) И. п. – о. с. Руки на поясе. 1 – выпад правой ногой, руки в стороны; 2 – и. п.; 3 – выпад левой ногой, руки в стороны; 4 – и. п. (Повторить 4 раза в среднем или быстром темпе.) | ||||||||||||||||
IV. Первич-ное осмысление и закрепление | Круговая тренировка (см. приложение 3). | Проводит круговую тренировку. Поясняет задание, контролирует его выполнение. | Выполняют упражнения. | Индивидуальная, работа в парах. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; принимают инструкцию педагога | Выполнение действий | ||||||||||
Круговая тренировка 1-я станция – выполнение стойки на лопатках на мате. 2-я станция – «ходьба по ступенькам» (вместо ступенек используется гимнастическая скамейка). Задача ученика – шагнуть на скамейку, встать на нее обеими ногами, затем спуститься с нее спиной вперед. 3-я станция – отжимания. 4-я станция – выполнения перекатов. 5-я станция – кувырки (необходимо присутствие учителя). 6-я станция – удержание гимнастической палки вертикально на ладони (держать палку так, чтобы удобно было руке). На каждую станцию отводится по одной минуте | ||||||||||||||||
| Выполнение упражнений на восстановление дыхания (см. приложение 4) | Объясняет правила выполнения диафрагмального дыхания. Проводит дыхательные упражнения | Выполняют дыхательные упражнения | Фронтальная | и четко ей следуют; осуществляют итоговый и пошаговый контроль. Коммуникативные: умеютдоговариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера | по инструкции | ||||||||||
Упражнения диафрагмального дыхания Принять положение лежа на спине, одну руку положить на живот. Выполняется диафрагмальное дыхание, подъем живота во время вдоха контролируется движением руки. Учитель читает стихотворение: Так вот шарик надуваем! А рукою проверяем (вдох). Шарик лонул – выдыхаем (выдох), наши мышцы расслабляем! Дышится легко… ровно… глубоко… | ||||||||||||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщитьполученные на уроке сведения | Проводит беседу по вопросам: – Какие упражнения для развития гибкости вы знаете? – Как правильно выполнить диафрагмальное дыхание? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | | |
Технологическая карта урока 24-25
Акробатические упражнения
Цели деятельности учителя | Формировать навыки поточной тренировки; освоить технику выполнения упражнения «мост»; совершенствовать выполнение упражнений акробатики в различных сочетаниях и передвижениях |
Тип урока | Конструирование способа действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: выполнять технические действия из базовых элементов акробатики; применять их в игровой и соревновательной деятельности; получат возможность научиться: в доступной форме объяснять правила выполнения акробатических упражнений, анализировать и находить ошибки; соблюдать требования техники безопасности. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, умением формулировать вопросы и ответы; регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
Образовательные ресурсы | Гимнастические маты |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо-действия | Универсальные учебные действия | Виды контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проводит построение. Проверяетготовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета | Выполняют построение в одну шеренгу.Слушают и обсуждают тему урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Ходьба с выполнением задания. Дыхательные упражнения | Даёт команды: «Направо!», «Налево в обход шагом марш!», «На носках руки вверх марш!». По окончании даёт команду: «Бегом марш!». Проводит дыхательные упражнения: вдох – руки вверх, подняться на носки; выдох – полунаклон вперед, расслабленные руки вниз. (Повторить 3–4 раза) | Выполняют ходьбу (10 с), разогревающий бег (1,5 мин), по окончании которого переходят на шаг и выполняют упражнения на восстановление дыхания | Индивидуальная. фронтальная | Личностные: проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями в различных ситуациях. Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок | Выполнение действий по инструкции |
III. Изучение нового материала | Понятие «поточный метод». | Объясняет, что поточный метод заключается в том, что все упражнения ученики будут выполнять друг за дру- | Слушают, задают вопросы. | Индивидуальная, фронтальная. | Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме об особенностях поточного метода; | Устные ответы |