Файл: Исследование по диагностике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Кантемировская детская школа искусств»

Отделение: вокально-хоровые дисциплины



Методический доклад
«Диагностика музыкальных способностей детей на занятиях младшего хора в детской музыкальной школе»


Преподаватель: Дудукалова

Лариса Ивановна

Кантемировка 2018


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Историко-педагогическое исследование проблемы развития музыкальных способностей …………………………………………………...8

1.1. Анализ структуры музыкальных способностей……………………………8

1.2. Проблема развития музыкальных способностей в исследованиях отечественных и зарубежных ученых…………………………………………12

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….15

1.4.Специфика развития музыкальных способностей на занятиях хора……23

Глава 11. Методические основы развития и диагностики музыкальных способностей в хоровом классе……………………………………………...26

2.1. Характеристика основных методических подходов к проблеме развития музыкальных способностей……………………………………………………26

2.2. Роль взаимосвязи видов работы педагога хорового класса в развитии музыкальных способностей……………………………………………………28

2.3. Анализ методов проведения диагностики музыкальных способностей младших школьников………………………………………………………….33

2.4. Опытно-экспериментальное исследование по диагностике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хора……..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………52

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………55

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….58

Введение

В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей системы дополнительного образования является гармоническое воспитание детей, способных к творческому развитию, саморегуляции и самореализации.


Издавна музыкальное искусство признавалось важным средством формирования личностных качеств человека. Музыка – самое универсальное средство нравственного воспитания ребенка, формирующее его духовный мир, следовательно, занятия в хоровом классе детской школы искусств должны способствовать общему творческому развитию, воспитывая художественное воображение, эмоциональную восприимчивость, активизируя память и образно-ассоциативное мышление.

Актуальность исследования. Музыкальное образование-процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Именно поэтому в Концепции развития дополнительного образования детей утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р подчеркивается необходимость формирования и развития творческих способностей учащихся, выявления, развития и поддержки таланта учащихся. На систему дополнительного образования возлагается задачи развития инновационного потенциала общества, формирование творческой элиты.

Система дополнительного образования сегодня также все активнее проявляет стремление к построению вариативных, личностно-ориентированных образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка.

Изучение особенностей музыкальности («звукопонимания» и звуковыражения) остается пока ещё слабо изученной областью музыкальной психологии. Диагностика как научная отрасль психопедагогики призвана дать в руки педагога «инструменты» измерения уровня развития тех или иных параметров музыкальных способностей ребенка, объективировать как сильные, так и слабо развитые их компоненты[3,с36]. Это необходимо для того, чтобы педагог мог научно обосновать реальное состояние реальное состояние искомого качества у воспитанника и направить свою профессиональную деятельность на организацию востребуемой помощи.

Анализ музыкально-педагогической и психологической литературы дает основание утверждать, что в настоящее время среди ученых нет единого мнения понимания сущности и структуры музыкальных способностей. Поэтому остается актуальной задача установление структурных компонентов музыкальных способностей, индивидуально-психологических и личностных способностей их проявления, что позволило бы разработать систему методов диагностики и развития как музыкальности в целом, так и отдельных ее компонентов.


В связи с этим актуальность данного исследования, посвященного диагностики музыкальных способностей детей младшего школьного возраста не вызывает сомнений.

Объект исследования - учебно-исполнительский процесс в хоровом классе детской школы искусств

Предмет исследования – развитие музыкальных способностей детей на занятиях младшего хора.

Цель исследования: выявить современные педагогические подходы к проблеме развития музыкальных способностей и осуществление опытно-экспериментального исследования диагностики музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую специфику младшего школьного возраста.

  2. Выявить структуру музыкальных способностей.

  3. Разработать модель диагностики музыкальных способностей.

  4. Проанализировать педагогические подходы на современном этапе.

  5. Экспериментально проверить эффективность модели диагностики музыкальных способностей детей в практике деятельности музыкального образовательного учреждения.

В соответствии с характером поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме

  • исследования, исторический анализ, систематизация и моделирование;

  • эмпирический метод (наблюдение, тестирование, опрос, собеседование, анкетирование, беседы);

  • педагогический эксперимент по внедрению модели диагностики музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в практику деятельности музыкального образовательного учреждения.

Методологическая основа. Методологическую основу составили работы отечественных и зарубежных ученых, исследовавших проблемы механизмов, процессов развития и формирования музыкальных способностей.

Методологические позиции отечественных исследователей отражены в фундаментальных монографиях Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, Е.В. Назайкинского, В.Ф. Петрушина, Г.П. Прокофьева и др.

Проблеме изучения закономерностей развития и формирования музыкальных способностей в детском возрасте посвящены труды С.А. Апраксиной, В.К.Белобородовой, Г.А. Ильиной, Т.Н. Овчинникова, А.И. Медянникова, Т.А. Репина, Т.Л. Беркман, Л.А. Гарбер, В.Д. Остроменского и др.

Процесс профессионального музыкального обучения, как фактор влияния на формирование способностей рассматривают в своих работах известные музыканты-методисты: А.Д. Алексеева, Е.В. Давыдова, Л.А. Баренбойм, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауз, А.А. Николаев, А.Л. Островский, Ю.Н. Рагс, Ф.В. Соколов, С.С. Савшинский, А.П.Щапов, А.И. Ямпольский и др.


За рубежом проблеме изучения структуры музыкальных способностей и их развития посвящены работы таких ученых, как Г. Гельмгольца, К.Штумпфома, Г.Кенинга, Я.Квальвассера, Я.Майноуринга, П.Дьюкена, Э.Курта, Д.Марселя.

Обстоятельный анализ социальной обусловленности музыки и музыкальных способностей дается в трудах Л.Мейера, Р.Франсеза, П.Фарнсуорта, Д.Дейча, Д.Харгривеса, Д.Слободы.

Степень разработанности проблемы. Проблема диагностики музыкальных способностей является одной из актуальных тем в отечественной и зарубежной педагогической науке. В отечественной психологии исследование музыкальных способностей связано прежде всего с именем Б.Теплова. Эту тему рассматривали так же:Е.М. Борисова, Н.А. Ветлугина, А.Л. Готсдинер, М.М. Берлянчик, М.С. Лейтес, Г.Мелхорн, В.П. Эфроимсон, К.А. Хеллер и многие другие.

Не смотря на огромное количество тестовых исследований, среди авторов теоретических работ, посвященных проблеме структуры музыкальных способностей и их диагностики нет единого мнения по поводу психологической и диагностической значимости подобных исследований

Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе анализируется историко-педагогическое исследование проблемы развития музыкальных способностей

Во второй главе рассказывается о методических основах развития и диагностики музыкальных способностей детей на занятиях хора

В заключение обобщаются сведения о взаимосвязи хорового воспитания в развитии музыкальных способностей детей.

Список литературы состоит из 52 источников.

В приложении представлены музыкальные примеры, анкета.

Данная работа может иметь практическую ценность для преподавателей младших классов детских музыкальных школ и детских школ искусств.

Глава 1. Историко-педагогическое исследование проблемы развития музыкальных способностей

1.1. Анализ структуры музыкальных способностей

Анализ проблемы структуры музыкальных способностей во многом определяется тем содержанием, которое вкладывается в это понятие. В толковых словарях понятия «способность», «талантливость», «одаренность» употребляются часто как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Занятия музыкальной деятельностью требуют от педагога знаний особенностей психологического развития детей младшего школьного возраста, природы их потребностей. Обратимся к природе способностей.


Способностями называют особый психический комплекс, который предполагает успешное занятие тем или иным видом деятельности.

Однако способности, это не только врожденные свойства человека, ведь способы выполнения какой-либо деятельности необходимо приобретать вырабатывать только в практике. Эффективность этих способов различается у разных людей. Здесь чаще всего проявляются уже природные способности, анатомо-физиологические задатки, лежащие в основе развития способностей. Существует разница между врожденными задатками и наследственными способностями[37,с246].

Задатки могут возникать ещё в утробном развитии ребенка, а родительские способности нередко полностью отсутствуют у их детей. Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют их появление и развитие. Ни один человек, какими бы он задатками не обладал, не может стать талантливым, не занимаясь долго и упорно своим делом. Нужно отметить, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности. Это уже зависит от требований и характера деятельности, условий жизни и особенностей воспитания.

Для того чтобы быть причастным к любому из звеньев музыкального творчества, необходим определенный комплекс способностей, который называют основные музыкальные способности (или общие музыкальные способности). В каждом звене музыкального творчества они функционируют по-разному и объем их различен.

Б.М. Теплов в классическом труде «Психология музыкальных способностей» впервые классифицировал музыкальные способности на основные (или общие) и специальные (или частные) [43]. По определению ученого, структура музыкальных способностей состоит из ладового чувства,

(которое проявляется в эмоциональном «узнавании» мелодии), слухового представления (выражающегося в точном воспроизведении мелодии по слуху) и музыкально-ритмического чувства. Способности проходят долгий этап формирования в определенных исторических условиях где и вырабатываются требования к их развитию.

Вслед за Тепловым многие авторы признают, что музыкальность – это синтез способностей, необходимых для занятий музыкой. Однако природа и структура занятий определяется ими по-разному. Среди достижений российских ученых отметим работы Л.А. Баренбойма, А.Н. Сохора, Н.Е. Ветдугиной, М.Г. Арановского, Г.М.Цыпина и др. Обобщение этих достижений стала концепция музыкальности К.В. Тарсовой, отраженная в исследовании «Онтогенез музыкальных способностей»[422] .В последние годы вышли фундаментальные труды М.С.Старчеус «Слух музыканта» и Д.К. Кирнарской «Музыкальные способности»[25].