Файл: Исследование по диагностике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хора.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Кантемировская детская школа искусств»
Отделение: вокально-хоровые дисциплины
Методический доклад
«Диагностика музыкальных способностей детей на занятиях младшего хора в детской музыкальной школе»
Преподаватель: Дудукалова
Лариса Ивановна
Кантемировка 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Историко-педагогическое исследование проблемы развития музыкальных способностей …………………………………………………...8
1.1. Анализ структуры музыкальных способностей……………………………8
1.2. Проблема развития музыкальных способностей в исследованиях отечественных и зарубежных ученых…………………………………………12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….15
1.4.Специфика развития музыкальных способностей на занятиях хора……23
Глава 11. Методические основы развития и диагностики музыкальных способностей в хоровом классе……………………………………………...26
2.1. Характеристика основных методических подходов к проблеме развития музыкальных способностей……………………………………………………26
2.2. Роль взаимосвязи видов работы педагога хорового класса в развитии музыкальных способностей……………………………………………………28
2.3. Анализ методов проведения диагностики музыкальных способностей младших школьников………………………………………………………….33
2.4. Опытно-экспериментальное исследование по диагностике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хора……..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………52
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………55
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….58
Введение
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей системы дополнительного образования является гармоническое воспитание детей, способных к творческому развитию, саморегуляции и самореализации.
Издавна музыкальное искусство признавалось важным средством формирования личностных качеств человека. Музыка – самое универсальное средство нравственного воспитания ребенка, формирующее его духовный мир, следовательно, занятия в хоровом классе детской школы искусств должны способствовать общему творческому развитию, воспитывая художественное воображение, эмоциональную восприимчивость, активизируя память и образно-ассоциативное мышление.
Актуальность исследования. Музыкальное образование-процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.
Именно поэтому в Концепции развития дополнительного образования детей утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р подчеркивается необходимость формирования и развития творческих способностей учащихся, выявления, развития и поддержки таланта учащихся. На систему дополнительного образования возлагается задачи развития инновационного потенциала общества, формирование творческой элиты.
Система дополнительного образования сегодня также все активнее проявляет стремление к построению вариативных, личностно-ориентированных образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка.
Изучение особенностей музыкальности («звукопонимания» и звуковыражения) остается пока ещё слабо изученной областью музыкальной психологии. Диагностика как научная отрасль психопедагогики призвана дать в руки педагога «инструменты» измерения уровня развития тех или иных параметров музыкальных способностей ребенка, объективировать как сильные, так и слабо развитые их компоненты[3,с36]. Это необходимо для того, чтобы педагог мог научно обосновать реальное состояние реальное состояние искомого качества у воспитанника и направить свою профессиональную деятельность на организацию востребуемой помощи.
Анализ музыкально-педагогической и психологической литературы дает основание утверждать, что в настоящее время среди ученых нет единого мнения понимания сущности и структуры музыкальных способностей. Поэтому остается актуальной задача установление структурных компонентов музыкальных способностей, индивидуально-психологических и личностных способностей их проявления, что позволило бы разработать систему методов диагностики и развития как музыкальности в целом, так и отдельных ее компонентов.
В связи с этим актуальность данного исследования, посвященного диагностики музыкальных способностей детей младшего школьного возраста не вызывает сомнений.
Объект исследования - учебно-исполнительский процесс в хоровом классе детской школы искусств
Предмет исследования – развитие музыкальных способностей детей на занятиях младшего хора.
Цель исследования: выявить современные педагогические подходы к проблеме развития музыкальных способностей и осуществление опытно-экспериментального исследования диагностики музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
-
Изучить психолого-педагогическую специфику младшего школьного возраста. -
Выявить структуру музыкальных способностей. -
Разработать модель диагностики музыкальных способностей. -
Проанализировать педагогические подходы на современном этапе. -
Экспериментально проверить эффективность модели диагностики музыкальных способностей детей в практике деятельности музыкального образовательного учреждения.
В соответствии с характером поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:
-
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме -
исследования, исторический анализ, систематизация и моделирование; -
эмпирический метод (наблюдение, тестирование, опрос, собеседование, анкетирование, беседы); -
педагогический эксперимент по внедрению модели диагностики музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в практику деятельности музыкального образовательного учреждения.
Методологическая основа. Методологическую основу составили работы отечественных и зарубежных ученых, исследовавших проблемы механизмов, процессов развития и формирования музыкальных способностей.
Методологические позиции отечественных исследователей отражены в фундаментальных монографиях Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, Е.В. Назайкинского, В.Ф. Петрушина, Г.П. Прокофьева и др.
Проблеме изучения закономерностей развития и формирования музыкальных способностей в детском возрасте посвящены труды С.А. Апраксиной, В.К.Белобородовой, Г.А. Ильиной, Т.Н. Овчинникова, А.И. Медянникова, Т.А. Репина, Т.Л. Беркман, Л.А. Гарбер, В.Д. Остроменского и др.
Процесс профессионального музыкального обучения, как фактор влияния на формирование способностей рассматривают в своих работах известные музыканты-методисты: А.Д. Алексеева, Е.В. Давыдова, Л.А. Баренбойм, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауз, А.А. Николаев, А.Л. Островский, Ю.Н. Рагс, Ф.В. Соколов, С.С. Савшинский, А.П.Щапов, А.И. Ямпольский и др.
За рубежом проблеме изучения структуры музыкальных способностей и их развития посвящены работы таких ученых, как Г. Гельмгольца, К.Штумпфома, Г.Кенинга, Я.Квальвассера, Я.Майноуринга, П.Дьюкена, Э.Курта, Д.Марселя.
Обстоятельный анализ социальной обусловленности музыки и музыкальных способностей дается в трудах Л.Мейера, Р.Франсеза, П.Фарнсуорта, Д.Дейча, Д.Харгривеса, Д.Слободы.
Степень разработанности проблемы. Проблема диагностики музыкальных способностей является одной из актуальных тем в отечественной и зарубежной педагогической науке. В отечественной психологии исследование музыкальных способностей связано прежде всего с именем Б.Теплова. Эту тему рассматривали так же:Е.М. Борисова, Н.А. Ветлугина, А.Л. Готсдинер, М.М. Берлянчик, М.С. Лейтес, Г.Мелхорн, В.П. Эфроимсон, К.А. Хеллер и многие другие.
Не смотря на огромное количество тестовых исследований, среди авторов теоретических работ, посвященных проблеме структуры музыкальных способностей и их диагностики нет единого мнения по поводу психологической и диагностической значимости подобных исследований
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе анализируется историко-педагогическое исследование проблемы развития музыкальных способностей
Во второй главе рассказывается о методических основах развития и диагностики музыкальных способностей детей на занятиях хора
В заключение обобщаются сведения о взаимосвязи хорового воспитания в развитии музыкальных способностей детей.
Список литературы состоит из 52 источников.
В приложении представлены музыкальные примеры, анкета.
Данная работа может иметь практическую ценность для преподавателей младших классов детских музыкальных школ и детских школ искусств.
Глава 1. Историко-педагогическое исследование проблемы развития музыкальных способностей
1.1. Анализ структуры музыкальных способностей
Анализ проблемы структуры музыкальных способностей во многом определяется тем содержанием, которое вкладывается в это понятие. В толковых словарях понятия «способность», «талантливость», «одаренность» употребляются часто как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Занятия музыкальной деятельностью требуют от педагога знаний особенностей психологического развития детей младшего школьного возраста, природы их потребностей. Обратимся к природе способностей.
Способностями называют особый психический комплекс, который предполагает успешное занятие тем или иным видом деятельности.
Однако способности, это не только врожденные свойства человека, ведь способы выполнения какой-либо деятельности необходимо приобретать вырабатывать только в практике. Эффективность этих способов различается у разных людей. Здесь чаще всего проявляются уже природные способности, анатомо-физиологические задатки, лежащие в основе развития способностей. Существует разница между врожденными задатками и наследственными способностями[37,с246].
Задатки могут возникать ещё в утробном развитии ребенка, а родительские способности нередко полностью отсутствуют у их детей. Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют их появление и развитие. Ни один человек, какими бы он задатками не обладал, не может стать талантливым, не занимаясь долго и упорно своим делом. Нужно отметить, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности. Это уже зависит от требований и характера деятельности, условий жизни и особенностей воспитания.
Для того чтобы быть причастным к любому из звеньев музыкального творчества, необходим определенный комплекс способностей, который называют основные музыкальные способности (или общие музыкальные способности). В каждом звене музыкального творчества они функционируют по-разному и объем их различен.
Б.М. Теплов в классическом труде «Психология музыкальных способностей» впервые классифицировал музыкальные способности на основные (или общие) и специальные (или частные) [43]. По определению ученого, структура музыкальных способностей состоит из ладового чувства,
(которое проявляется в эмоциональном «узнавании» мелодии), слухового представления (выражающегося в точном воспроизведении мелодии по слуху) и музыкально-ритмического чувства. Способности проходят долгий этап формирования в определенных исторических условиях где и вырабатываются требования к их развитию.
Вслед за Тепловым многие авторы признают, что музыкальность – это синтез способностей, необходимых для занятий музыкой. Однако природа и структура занятий определяется ими по-разному. Среди достижений российских ученых отметим работы Л.А. Баренбойма, А.Н. Сохора, Н.Е. Ветдугиной, М.Г. Арановского, Г.М.Цыпина и др. Обобщение этих достижений стала концепция музыкальности К.В. Тарсовой, отраженная в исследовании «Онтогенез музыкальных способностей»[422] .В последние годы вышли фундаментальные труды М.С.Старчеус «Слух музыканта» и Д.К. Кирнарской «Музыкальные способности»[25].