Файл: Исследование по диагностике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Прежде чем начать над чем-то работать, что-то формировать, необходимо четко представлять себе не только как надо, но и что конкретно следует развивать, какие именно составляющие музыкальности необходимо формировать у ребенка, в чем он испытывает потребность, какова его затруднения и психофизиологические возможности успешной реализации музыкальных видов деятельности.

Остановимся подробнее на анализе структурных компонентов музыкальности, осознания которых поможет нам не только в построении (модификации) методик их развития, но и в решении вопроса: что собственно надо измерять (диагностировать) у ребенка в процессе изучения особенностей его музыкальности?

Музыкальные способности – это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств субъекта, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности. Такой синтез способностей, необходим для музицирования [43]. Музицирование мы понимаем как универсальный вид деятельности, в котором «задействованы» все психические свойства личности в ровной степени: восприятие и ощущение, внимание и память, представление, воображение и мышление. А эмоциональная отзывчивость как способность к соответствующей образно-смысловой рефлексии и интерпретации содержания музыки выступает системообразующим фактором музыкальности, ее центральной составляющей.

Музыкальные способности развиваются на основе такой особенности

нервно-психической системы (задатков) как чувствительность слухового анализатора: силы, подвижности и уравновешенности нервно-психических процессов. В ходе занятий музыкальными видами деятельности работа этого анализатора совершенствуется.

Способности имеют свою специфику: они требуют активного включения мозга, сердца, чувств, мыслей и творческого отношения. Именно это и отличает способности от навыка, который может выработаться автоматически, механически, формально.

Развитие музыкальности и ее центральная составляющая – эмоциональная отзывчивость подразумевает высокую личностную культуру чувств, т.е. систему наследственных и социально приобретенных чувственно-эмоциональных ценностных ориентаций и действий, которые позволяют человеку понимать музыкальный язык и, как следствие, управлять собственным эмоционально – личностным развитием.

Эмоциональная отзывчивость проявляется в чувствовании и соответствующем реагировании на структурные характеристики музыкальных средств выразительности, таких как свойства звуковых соотношений, ладово-гармоническое оформление, склад изложения, фактура и форма звуковыразительных композиций.


Следовательно, структура музыкальных способностей будет состоять из регистрово-мелодического чувствования (звуковысотного слуха), темпо-метрического слуха (как основы чувства формы); тембрового и динамического, гармонического (ладового) и формообразующего чувства, среди которых эмоциональная отзывчивость занимает центральное место.

Любой вид музыкальной деятельности включает совокупность актов, приемов, составляющих способ ориентировки личности в ситуациях определения своего отношения и выбора значимых, ценностных объектов музыкального мира. Способы ориентировки могут быть ситуативными, конформными или личностно-мировоззренческими и включать в себя в

качестве структурных составляющих:

- конгнитивный;

- мотивационный;

- операциональный (поведенческий) компонеты

Изучать музыкальные способности детей вне учета этих компонентов музыкально-ценностных ориентации личности, играющих существенную роль в структуре искомого качества, представляется нецелесообразным[3,с.49].

Полноценная, научно обоснованная диагностика музыкальных способностей детей должна учитывать личностно-значимые музыкальные ориентации каждого ребёнка.

1.2. Проблема развития музыкальных способностей в исследованиях отечественных и зарубежных ученых

В отечественной и зарубежной педагогической науке проблемы развития музыкальных способностей являются предметом оживленной дискуссии.

Данной проблеме посвящено значительное количество исследований. В первую очередь исследованию подвергались сенсорные способности, связанные с проблемами воспитания слуха, ритма.

Проблемы структуры и природы способностей, условий их развития исследованы Б.М. Тепловым, В.Д. Шадриковым Б.Г. Ананьевым В.А. Крутецким, А.Н. Леонтьевым, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном, Н.А. Ветлугиной, А.Л. Готсдинер и др.

Е.А.Назайкинский в своей монографии анализирует широкий круг проблем, имеющих непосредственное отношение к процессу формирования музыкально-перцептивных способностей.

Привлекают внимание экспериментальные работы российских ученых и Ю.А.Цагарелли, в которых изучаются не только специальные способности, но и общие.

С.И.Науменко структурирует компоненты музыкальных способностей и на основе анализа эмпирических характеристик выделила три типа музыкальности, которые соответствуют классическим представлениям о типах высшей нервной деятельности и могут быть использованы в научно-практической деятельности.


Ю.А.Цагарелли основываясь на принципах структурно-системного подхода, рассматривает структуру музыкальных способностей на двух уровнях: субординационном и координационном. Ученый предпринял попытку анализа структуры музыкальности у представителей разных исполнительских специальностей.

Большую ценность представляют материалы, связанные с проблемой развития музыкальных способностей, посвященных изучению особенностей музыкального восприятия в детском возрасте (Е.А.Назайкинский, А.Л.Гостдинер, В.Д.Остроменский, Н.А.Ветлугина, А.В.Запорожец, Д.Б. Кабалевский)

Психолого-педагогические аспекты формирования способностей в процессе профессионального музыкального обучения раскрываются в трудах известных музыкантов -методистов: Е.В. Давыдовой, Л.А. Баренбойма, Г.М. Когана, А.Д. Алексеева, А.А. Николаева, Г.Г.Нейгайза, Ю.Н.Рагса, А.Л.Островского, Ф.В.Соколова, В.А.Серединской, С.С.Савшинского, М.Э.Фейгина, А.П.Щапова, А.И.Ямпольского и др.

Проблема развития способностей у детей младшего школьного возраста рассмотрена Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, A.M.Матюшкиным, А.А.Мелик-Пашаевым, Н.Н. Поддъяковым, С.Л.Рубинштейном, Б.М.Тепловым, Д.Н.Узнадзе, и др.

В настоящее время зарубежной наукой так же накоплен значительный теоретический материал. В области изучения музыкального слуха, помимо Г. Гельмгольца, из зарубежных ученых большой вклад внесли Э.Мах, К.

Штоумп, М.Мейер. В разработке теории музыкального восприятия участие принимали Э. Курт, А. Веллек, Г. Ревес. В исследовании музыкальных способностей значительна роль немца Т.Ламма, француза Б. Эндрью, американца К.Сишора.

С именами зарубежных исследователей П.Фарнсуорта, А.Софэка, А.Зильбермана, Г.Бесселерасвязана разработки проблем музыкальной психологии в области социума.

Широкое распространение диагностические методы музыкальных

способностей получили благодаря работам К.Сишора, Я.Квальвассера, которых принято считать родоначальниками потока тестовых исследований по изучению музыкальных способностей. Истоки этого направления связаны с А.Бине и Л.Терменом. Тестирование музыкальных способностей было продолжено Н.Вистлером и Х.Вингом. Оно развивалось менее интенсивно до работ современных ученых Э.Гордона, А.Бентли, Л.Хомстрома.

Другое направление тестовых исследований, связанных с диагностикой уровня обученности связано с именами В. Кнуфа, Я. Квальвассера, Е. Гастона, А. Шнайдер-Кнуф, С. Фарнума.

Несмотря на огромное количество тестовых исследований и их давнюю историю, во взглядах авторов нет единого мнения по
поводу структуры музыкальных способностей; теоретических работ, посвященных этой проблеме, очень мало; сами тесты очень разнородны по степени психолого-педагогической и диагностической значимости.

К.Левандовская в своем труде описывает структуру музыкальности. Изменяющуеся в зависимости от возрастных особенностей. Существенную роль в структуре музыкальности на всех возрастных уровнях занимают мелодическая память и гармонический слух, вокруг которых группируются другие способности. Развитие музыкальных способностей, по мнению К.Левандовской, зависит от генетических способностей, влияние среды, уровня интеллекта. Эти три фактора очень соответствуют модели музыкальности Л.Холмстрома.

Недостатком многих работ ученых Запада – игнорирование личностного принципа и принципа развития в психологии. На основе тестовых испытаний делаются выводы не только о наличии или отсутствии способностей, но и прогнозируется музыкальное развитие человека. Большинство западных ученых отрицает возможности формирования и развития музыкальных способностей, считая их врожденными, некоторые исследователи, подобно К.Карме, напротив, гипертрофируют роль обучения и воспитания в развитии способностей.

Большинством российских исследователей музыкальность понимается как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.

Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии культуры человека в целом. [24,с66]
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику как на музыку, так и на воспитательные воздействия взрослых.

Объективно существуют особенности психологического облика младших школьников, проявляющиеся в различных видах музыкальной деятельности:

- разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;

-моторно-физическая «зажатость», «закрепощенность»;

-недостаточная вокально-слуховая координация (иногда и двигательно-слуховая);

-преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений;

-потребность в смене эмоциональных состояний
1

-склонность к непосредственному переживанию;

-опора на чувственно-образные ощущения, но не на слово;2

-стремление к самовыражению в самых разнообразных формах-звуковых, зрительных, двигательных и т.д.

Специфика музыкально-эстетического воспитания младших школьников обусловлена психологическими, интеллектуальными, художественными параметрами данной возрастной группы. При этом опорными являются три момента:

1. Постижение прекрасного происходит в органическом единстве жизни и искусства, зрительных, слуховых, вербальных, моторно-пластических впечатлений, спонтанно формирующих первоначальные эстетические представления.

Целостность восприятия искусства и деятельности обусловлена синкретизмом восприятия и многозначностью задатков учащихся младших классов. В этом возрасте наиболее ярко проявляется родственный характер всех художественных способностей: литературных, музыкальных, актерских и т.д.

2.Психофизические особенности детей – эмоциональная отзывчивость, высокая сенсорных зон нервной системы, тип соотношения первой и второй сигнальных систем – обусловливают преобладание в этой возрастной группе художественного типа сознания. Поэтому детям изначально присуща талантливость, что является важнейшей предпосылкой формирования эстетических способностей. Важно не упустить особенно благоприятные возможности эстетического творческого развития, так как компенсировать пробел позднее не всегда возможно.

3. Третья возрастная особенность младших школьников может быть обозначена как своеобразный артистизм, т.е. повышенная способность к сопереживанию и отождествлению себя с героями произведений искусства.

Уникальные психофизические возможности позволяют считать начальные классы самым благоприятным периодом для формирования у учащихся с помощью искусства творческих способностей и вместе с тем предложить адекватные им методологические принципы обучения: целостное восприятие мира, нерасчлененность обыденного и художественного сознания детей обосновывают комплексный характер эстетического воспитания (музыка, изобразительное искусство, литература, театр и др.); особая одаренность младших школьников, иссякающая без целенаправленного развития, заставляет именно начальный период обучения считать важнейшим в приобщении к прекрасному[16,с42].

В младшем школьном возрасте закрепляется и развивается познавательный процесс.

Доминирующей функцией в младшем возрасте является мышление. Дети этого возраста обычно мыслят конкретными категориями, в последствие намечается переход от познания внешней стороны предметов к их сущности. Аналитико - синтетическая деятельность младших школьников находится на стадии наглядно-действенного анализа. Ученику