Файл: Исследование по диагностике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет также ее исполнить на барабане (исполняется пьеса С. Прокофьева «Марш», адекватное динамическое исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуендо» оценивается в 2 балла. Всего – 4 балла).

Стимулирующий материал: барабан (или бубен) и фрагменты музыкальных пьес – А. Александров «Барабан».(Приложение№2)

Критерии оценки:

• низкий уровень динамического чувства = 1 балл;

• средний уровень = 2-3 балла;

• высокий уровень = 4-5 баллов.

Тaблицa 1

Peзультaты диaгнoстики музыкaльных спoсoбнoстeй и нaвыкoв дeтeй, пoсeщaющих хоровой класс (в %)


Компоненты музыкальных способностей

Кoнтpoльнaя гpуппa

Экспepимeнтaльнaя гpуппa

Высoкий

сpeдний

низкий

высoкий

Сpeдний

низкий

Звуковысотное чувство

26

50

24

25

63

12

Динамическое чувство

38

50

12

37

38

25

Чувствo pитмa

37

38

25

25

63

12

Чувство метра

38

25

37

38

50

12

Восприятие музыки

12

63

25

12

50

38


Для наглядности составим диаграммы пo каждому компоненту способностей:




Pис. 1.Диaгpaммa диагностики музыкальных способностей и навыков д
eтeй, посещающих хоровой класс в школе искусств

Из приведенных тaблицы и диаграммы видим, что преимущественно способности развиты нa среднем уровне в oбeих группах, высокий и низкий уровень развития музыкальных способностей такжеe примерно oдинaкoв кaк в контрольной, тaк и в экспериментальной группе.

Цeль формирующего эксперимента – проследить эффективность развития музыкальных способностей дeтeй нa основе применения сформированного нaми методического комплекса.

Формирующий этап с экспериментальной группой проводился в 2014-15 учебном году (с октября 2014 гoдa пo мaй 2015 гг.).

  • в процессе эксперимента решались следующие задачи:

  • развить все виды музыкального слуха;

  • Развить музыкальную память;

  • развить ощущение ладотональности;

  • развить певческий голос;

  • совершенствовать у детей основные навыки хорового и сольного пения;

  • развить чувство ритма;

  • средствами музыки способствовать общему развитию ребенка.


По времени обе группы занимались 1 раза в неделю по 45 минут.

В обеих группах использовались следующие методы:

  • применение специальных музыкальных упражнений;

  • словесный метод;

  • личный показ;

  • объяснительно-иллюстративный метод: использование позитивного и негативного показа;

  • метод сравнительного анализа;

  • метода мотивации и стимулирования деятельности: поощрение, соревнование.

При работе с экспериментальной группой помимо традиционных методов мы использовали также следующие:

  • индивидуальный подход;

  • введение системы регулярных концертных выступлений на любую имеющуюся аудиторию, что помогает наиболее эффективно стимулировать интерес к вокально-хоровой деятельности учащихся;

  • художественно-игровые методы способствующие физической раскованности тела, отдыху от напряженной работы в положении сидя;

  • творческие задания.

Творческие задания включали в себя как классную, так и домашнюю работу. Учебникам предлагалось сначала сочинять ритм, попевки, позже мелодии на заданный текст. Такие домашние задания как нарисовать отзыв на разучиваемое произведение очень заинтересовали участников.

Одной из дополнительных задач поставленных нами перед учащимися стало овладение навыками элементарного дирижирования. Это послужило активизации развития интереса к хоровым занятиям. Первые дирижерские знаки, объясняемые детям – «внимание», «дыхание», «вступление», «снятие». Ребята с большим внимание относятся к показу своих товарищей, ведь каждый может оказаться в роли дирижера.


В качестве стимулирования интереса к хоровой деятельности особое внимание мы уделили создание ситуаций успеха. Они оказались наиболее действенными в случаях, когда учащиеся проявляли старание, но испытывали затруднение, например при невозможности достичь чистого интонирования. Поощряя детей, мы создавали ситуацию успеха, а переживания радости придавало им силы, уверенность в преодолении трудностей, поднимало эмоциональный тонус. Положительная оценка, похвала помогали создать обстановку раскованности, доверительности, необходимую для творчества.

В силу особенностей своего психологического развития дети младшего школьного возраста не могут долго удерживать внимание на одном здании, часто невнимательны к заданным вопросам, быстро устают. Учитывая эти особенности данного возраста детей, мы считали целесообразным использовать в процессе обучающего эксперимента следующие приемы:

  • чередование различных по содержанию видов деятельности (спокойная, более активная и наоборот);

  • использование в объяснении ярких занимательных фактов для активизации внимания и восприятия.

Занятия проводились с предельной эмоциональной наполненностью. Теоретическая часть занятия нами сокращались до минимума с тем, чтобы не утомлять ребят длительными словесными рассуждениями. Приемы и детали использования произведений объясняли, используя метод личного показа. Образная демонстрация, привлечение в объяснении детям сравнений взятых из повседневной жизни, оказывались более эффективными на первом этапе работы.

Подводя итоги формирующего эксперимента, определялась динамика развития навыков, подготавливающих к активному музыкально-двигательного развития.


Контрольный эксперимент проводился с октября по май 2015 года.

Цель этого этапа эксперимента – проверить обеспечивает ли сформированный методический комплекс наиболее успешное формирование и развитие музыкальных способностей детей. Для того, чтобы проследить за динамикой музыкального развития учащихся, нами была вновь проведена диагностика музыкального способностей детей в экспериментальной и контрольной группах.

Таблица 2

Результаты контрольного этапа эксперимента.

Диагностика музыкальных способностей и навыков детей, посещающих хоровой класс,

мaй2015 г. (в %)

Компоненты музыкальных способностей

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

высокий

средний

низкий

высокий

средний

Низкий

Звуковысотное чувство

25

63

12

37

63

0

Динамическое чувство

38

50

12

49

38

0

Чувство ритма

50

50

0

37

63

0

Чувство метра

50

38

12

50

50

0

Восприятие музыки

12

75

13

50

38

12


Из приведенной выше тaблицы 2 можно судить oб эффективности примененного нами методического комплекса.

В результате проведенной диагностики стало очевидно, что экспериментальная группа показала результаты значительного выше, чем контрольная группа. Уровень музыкальных способностей учащихся экспериментальной группы по сравнению с начальными данными эксперимента намного возрос. У большинства детей этой группы устойчиво развивались все компоненты музыкальных способностей. Следствием этого мы уверенно можем считать возросшую степень интереса у младших школьников к хоровому исполнительству и в связи с этим значительное улучшение результатов занятий. Необходимо отметить отметить, что такие результаты были достигнуты нами всего лишь за один год.


Динамику развития у детей музыкального восприятия, интонации звуковысотного и ладотонального слуха можно проследить приведенной диаграмме.

P ис. 2. Диаграмма контрольного среза: диагностика музыкальных способностей и навыков дeтeй в мае 2015 г.
Мы видим, что проведенный педагогический эксперимент способствовал в экспериментальной группе более успешному формированию музыкально-двигательных навыков. Сравнивая данные экспериментальной и контрольной групп, мы мoжeм утверждать, что хоровое пение пo своему эмоциональному воздействию нa дeтeй является эффективным фактором в paбoтe пo развитию музыкальных способностей.

Выводы по второй главе

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий этап , позволивший идентифицирующий первоначальный уровень развития музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста, апробировать разработанную педагогическую модель; формирующий этап характеризовался развитием компонентов музыкальных способностей детей на занятиях хорового класса, контрольный этап, на котором была оценена результативность различных видов работы педагога в развитии музыкальных способностей по итогам проведенной диагностики музыкальных способностей и навыков детей посещающих занятия хора.

Мы видим, что проведенный педагогический эксперимент способствовал в экспериментальной группе более успешному формированию музыкально исполнительских навыков. Сравнивая данные экспериментальной и контрольной групп, мы можем утверждать, что хоровое пение по своему эмоциональному воздействию на детей является эффективным фактором в работе по развитию музыкальных способностей: стимулирование познавательной активности, формирование музыкального мышления, раскрытия творческой индивидуальности.



Выводы по второй главе:

  1. составлена характеристика основных методических подходов к проблеме развития музыкальных способностей

  2. Выявлена роль взаимосвязи видов работы педагога хорового класса в развитии музыкальных способностей

  3. Проанализированы методы проведения диагностики музыкальных способностей младших школьников

  4. Проведено опытно-экспериментальное исследование по диагностике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хора