Файл: Исследование по диагностике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Целенаправленный педагогический процесс должен представлять собой такую организацию музыкальной деятельности на занятиях хора, в которой при выработке навыков привлекались бы к участию и активизировались одновременно многие и разные нервные механизмы: слуховой, речевой (речедвигательный), зрительный (пение по нотам), тактильный и общедвигательный.

Исходные позиции предлагаемой методики имеют в виду использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей и их взаимодействии и постоянную активизацию в сознании в работе на занятиях. Все стороны музыкального воспитания удается объединить в единый педагогический процесс, осуществляя этим один важнейший принцип- принцип комплексности воспитания: единая направленность, цельность и систематичность работы.

Умственная активность имеет непосредственное отношение к развитию способностей. Оказалось, что способности вырастаю, развиваются из задатков при одном обязательном условии: деятельность, которой занимается ребенок, должна была связана с положительными эмоциями, приносить радость, удовлетворение. Есть радость-задатки развиваются, нет- способностей не будет. Из этого обстоятельства можно сделать несколько важных педагогических выводов:

  • начинать обучение ребенка надо с радости познания;

  • познавательная потребность дается от природы и является самым главным условием развития способностей;

  • всякая деятельность по принуждению вырабатывает отрицательное отношение к ней.

Музыкальное восприятие, по мнению американского педагога и психолога Д.Марселла, создает «фундамент будущей музыкальной культуры». Поэтому наряду с основными музыкальными способностями, музыкальное восприятие требует целенаправленного развития в сфере музыкального воспитания и образования, в том числе и специального. Чтобы воспитать настоящего музыканта, педагог не должен ограничиваться только обучением техническим навыкам и подготовкой к успешным концертным выступлениям.

Взгляд на развитие музыкального восприятия далеко не однозначен. По мнению многих зарубежных специалистов, основной задачей педагога является создание ребенку условий для развития музыкального восприятия и предоставление ему полной свободы. Ребенок сам разовьется. Отечественная наука и практическая педагогика придерживаются иного мнения. По их мнению, ребенка нужно направлять, а предоставить процесс развития музыкального восприятия воле случая неразумно.


Результаты экспериментов В.К. Белобородовой и Г.С. Ригиной свидетельствуют, что для музыкального восприятия в младшем школьном возрасте характерны ярко выраженные заинтересованность, эмоциональность, целостность, образность, но нерасчлененность, неосознанность, избирательность. И это возрастное качество необходимо максимально полноценно использовать.

В этом процессе главным будет являться тренировка голосовых связок и совершенствование музыкального слуха. Эффективен опыт моделирования музыкальных явлений. Ориентация на целостность музыкального восприятия

и выявление наиболее ярких средств музыкальной выразительности должна лежать в основе метода.

Речь педагога на занятиях хора должна быть яркой и образной, способность увлекать словом направлена на эмоциональную сферу, образное мышление. Повышенный интерес вызывает эффект удивления, который развивает память, фантазию, мышление. Созданная педагогом ситуация успеха будет способствовать концентрации воли у учащихся, актуализирует весь предшествующий опыт. Педагог должен активно пользоваться методом стимулирования музыкальной деятельности, что благоприятно скажется на эмоциональной насыщенности атмосферы на занятиях, будет побуждать учащихся к действенности, к проявлению индивидуальности. Этот метод воспитывает художественные потребности, творческие приемы и навыки.

Исследовательский метод способствует формированию творческих способностей учащихся в музыкальной деятельности с первых занятий. Даже в незатейливых попевках учащиеся уже в младшем школьном возрасте способны передать свое отношение к окружающему миру, определенные настроения, переживания. Что касается исполнения, то и воссоздание музыкального образа также предполагает определенную свободу и самостоятельность, которые должны проявится в трактовке, в некотором своеобразии исполнительского замысла, в поиске для его передачи наиболее выразительных средств. Поэтому в певческой деятельности результатом творческих проявлений учащихся должна выступать самостоятельная интерпретация песни.

Иногда этой деятельности не придается особого значение, педагог не ставит задачи вовлечения учащихся в творческий процесс создания исполнительского замысла и его выражения, пение у учащихся становится чисто механическим, у них не возникает потребности самостоятельно мыслить, и в результате – невыразительное исполнение, утрата интереса к певческой деятельности. Исследовательский метод приобретает все большее значение по мере овладения детьми умения контролировать свою деятельность от первого восприятия до исполнения.


Игровой метод в воспитании детей младшего школьного возраста имеет большое значение, так как уровень поведения каждого ребенка в игре выше, чем в реальной жизни[17,с.119]. Именно в игровых ситуациях моделируются многие качества, необходимые для будущей просветительской деятельности, для развития просветительского интереса.

Деятельность учащихся на занятиях обязательно должна вызывать у них положительные переживания, быть привлекательной для них. Дети

младшего школьного возраста особо остро нуждаются в радостном, эмоциональном подъеме. Это естественная потребность, реализация которой способствует их развитию. Поэтому каждая форма работы должна нести малышам радость, удовлетворение. Облекаясь в игровые формы, оно в большей форме выполняет эту функцию, а репетиция в целом «окрашивается» общим эмоциональным подъемом, что создает у учащихся положительную установку на восприятие педагогического воздействия и усвоение конкретного учебного материала.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод: игровая форма обучения - важнейший принцип организации учебной деятельности младших школьников в целом; что же касается воспитания просветительских качеств как показатели высокого уровня духовного развития личности ребенка, то в условиях работы с детьми данного возраста это – почти единственный продуктивный способ их воспитания, так как «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [39, с.57]
2.3. Анализ методов проведения диагностики музыкальных способностей младших школьников

Данные, полученные с помощью психодиагностических процедур, служат основанием для выводов об уровне и прогнозе развития изучаемых компонентов музыкальных способностей. Однако диагноз не должен ограничиваться лишь констатацией полученных результатов. Они требуют научно обоснованного объяснения, интерпретации и прогностических рекомендаций развития изучаемого свойства личности, аргументированного предложения (гипотезы) о тенденции и динамике развития установленных свойств в зависимости от условий (внешних, социально-педагогических и внутренних, психологических), в которых протекает музыкальное развитие ребенка.


Диагностика музыкальности, в узком смысле ее понимания, направлена на установление степени выраженности структурных компонентов музыкальных способностей личности. При этом важна не просто констатация уровня развития отдельных компонентов, свойств музыкальности и познавательных процессов, а установление взаимосвязи между отдельными личностными особенностями ребенка и условиями музыкального образования, которые могут повлиять на обеспечение успешности развития музыкальных способностей и интеллекта в целом.

Научно обоснованное заключение о диагностируемых свойствах личности является важнейшей задачей диагностики. В педагогической практике музыкального воспитания это будет востребовано только в случае психологической компетенции учителя музыки, стремящегося работать в рамках «компетентностной», личностно-ориентированнной (а не традиционно «знаниевой», объяснительно-иллюстративной ) технологии образования3.

В противном случае психодиагностическое заключение приводит к противопоставлению деятельности педагог и психолога. Необходимо, чтобы и педагог, и психолог имели общие интересы: как организовать для учащегося условия успешного обучения не «вообще» (например, в соответствии с требованиями программы), а непосредственно по конкретным позициям, в которых ребенок не справляется самостоятельно, пока ещё «слаб» и требует помощи. Только при установлении партнерских, конструктивных отношений между педагогом и психологом, определяемых общими профессиональными задачами, можно находить оптимальные пути для успешного развития музыкальных способностей каждого ребенка. Поэтому психодиагностика должна быть тесно связана с конкретными педагогическими задачами (вытекающими из практики образования), выполняя функции своевременной профессиональной помощи в выявлении возникающих противоречий в развитии музыкальных способностей ребенка.

В настоящее время практикующая в музыкальных школах традиционная методика выявления музыкальных способностей уже не отвечает задачам массового музыкально-эстетического воспитания детей и подростков.

Недостаток традиционной методики состоит в том, что не всегда точно сформулирован вопрос, какой именно слух проверяют и какой слух демонстрирует испытуемый. На практике нужно помнить, что мелодический слух делится на два компонента: перцептивный и репродуктивный. Перцептивный, эмоциональный или «ладовый» может быть хорошо развит, но его не подвергают проверки. После неудачных попыток воспроизведения мелодии голосом слух обычно признается плохим, однако все испытания подобного рода касаются только «слухового» компонента, т.е. репродуктивного[11,c.95].


Как показывает практика, наличие перцептивного компонента мелодического слуха, который в последствие повлияет на развитие гармонического слуха, может служить весомым аргументом при решении вопроса о целесообразности занятий музыкой даже при относительно слабом воспроизведении мелодии голосом. Традиционная методика, таким образом, определяет не слух, а определенные навыки воспроизведения мелодии голосом.

Слабость непроизвольных слуховых представлений, неразвитость внутреннего слуха мешают ребенку правильно повторить предложенную мелодию, что часто ошибочно принимают за отсутствие музыкальной памяти. Яркой иллюстрацией подобного недопонимания сути дела может служить неоднократно приводившийся в печати случай с Д.Б. Кабалевским, которого в детстве не приняли в детский хор как не способного к музыке, так как он не смог правильно повторить предложенную ему мелодию.

Чувство ритма проверяется в основном верно. В практике прошлых лет существовали ошибочные представления о том, что ритм воспринимается лучше изолированно от других компонентов музыкальной ткани-мелодии, гармонии и т.д. Теперь при проверке ритма просят простучать или прохлопать акценты и доли, а также ритмические фигурации мелодии, исполняемой на инструменте.

Современная музыкально-педагогическая практика требует разработки таких методов, которые помогут наиболее точнее регистрировать уровень развития музыкальных способностей у самых разных, в том числе и у так называемых «немузыкальных», детей [11,с.98].

Новые методики призваны оценивать не только уровень развития музыкальных способностей, но и могут выявлять путем повторных проверок динамику их развития, ставить прогностический диагноз.

Научно обоснованное заключение о диагностируемых свойствах личности является важнейшей задачей диагностики.

При проведении диагностических мероприятий педагог дополнительного образования обязан руководствоваться этическими принципами предъявления диагностических заданий испытуемому и использования их результатов.

Эти принципы сводятся к следующему:

Забота о благополучии ребенка. Педагог несет ответственность за благополучное самочувствие детей, заботясь о конструктивных, т. е. психологически комфортных условиях организации диагностических процедур. Решение о диагностическом исследовании должно быть тщательно продуманным в обеспечении внешних (социально-атрибутных) и внутренних (межличностных) условий проведения диагностики.