ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Целевая функция экономической политики.

2. Инструменты политики.

3. Мультипликатор экономической политики.

4. Лаг экономической политики.

5. Критерий эффективности экономической политики.

< Пред СОДЕРЖАНИЕ След >

Государство в системе макроэкономического регулирования

Экономические кризисы, периодически возникающие в рыночной экономике, и обусловленная ими политическая и социальная нестабильность заставили экономистов уделять больше внимания роли государства в экономике. Для достижения макроэкономического равновесия часто недостаточно действия только автоматических рыночных механизмов. Необходимым становится вмешательство государства в экономику, обусловлено следующими обстоятельствами:

• возрастанием роли общественных товаров, потребность в которых удовлетворяется совместно (национальная оборона, поддержание правопорядка, строительство мостов, дорог и т. п.);

• преобладанием рынков с несовершенной конкуренцией (монопольных, олигополистических, монопольно конкурентных), регулирование которых требует государственного вмешательства;

• внешними эффектами от функционирования рынка;

• высокой дифференциацией в доходах различных слоев населения, что при отсутствии централизованных перераспределительных процессов чревато обострением социально-политической нестабильности;

• периодическими всплесками высокой безработицы, борьба с которым также требует активности со стороны государства;

• целесообразностью финансирования из государственного бюджета фундаментальных научных исследований, роль которых повышается в условиях современного технического прогресса;

• потребностью защиты национальных интересов на мировом рынке (отстаивание интересов отечественных товаропроизводителей в международных организациях и группировках стран).

Государственное вмешательство осуществляется в двух формах: государственного контроля макроэкономической ситуации (пассивное вмешательство) и государственного регулирования экономических процессов (активное вмешательство). На практике государственное регулирование экономики осуществляется посредством государственной экономической политики. Так реализуется нормативная сторона макроэкономики.

Экономическая политика — это система мероприятий государства, направленных на достижение экономических целей с помощью определенных инструментов. Модель экономической политики содержит такие компоненты:


1. Целевая функция экономической политики.

2. Инструменты политики.

3. Мультипликатор экономической политики.

4. Лаг экономической политики.

5. Критерий эффективности экономической политики.

Целевая функция — это набор целей макроэкономического развития, расположенных в порядке уменьшения их важности.

До целей макроэкономического развития в первую очередь относятся:

1. Экономический рост, сопровождающийся увеличением количества или повышением качества продуцируемых товаров.

2. Полная занятость (естественный уровень безработицы), что дает возможность реализовать свои способности всем желающим работать.

3. Стабильность цен, то есть избежания высокой инфляции или дефляции.

4. Оптимальный платежный баланс (внешнеэкономическая сбалансированность) — уравновешенность потоков товаров, услуг и денег, поступающих из-за рубежа и утекают за границу.

Формирование целевой функции по множеству (У1, У2, Уп) происходит за счет тех целей, которые являются количественно измеряемыми и не противоречат друг другу. Одновременно достичь нескольких целей невозможно, поэтому целевая функция требует определения их приоритетности, например, У1 — экономический рост на 7 % ВВП, У2 — ценовая стабильность как годовая инфляция с темпом 4 %.

Инструменты экономической политики — это мероприятия государства, с помощью которых реализуются поставленные цели. К макроэкономическим инструментам относятся:

• фискальная, или налогово-бюджетная политика, которая заключается в варьировании доходами и расходами бюджета государства для достижения макроэкономической стабилизации;

• монетарная (денежно-кредитная) политика, которая охватывает влияние центрального банка на реальный сектор экономики путем изменения денежной массы, процентной ставки и других параметров денежного рынка;

• внешнеэкономическая политика — влияние на внутреннюю экономику с помощью таких регуляторов, как пошлина, экспортные и импортные квоты, лицензии, субсидирование экспорта, сертификация импортной продукции;

• политика регулирования доходов, которая заключается в установлении минимальной заработной платы, корректировке соотношений в заработной плате работников государственного сектора, в формировании пенсионной политики и политики других государственных трансфертов.

Мультипликатор экономической политики — это показатель влияния определенного инструмента на выбранную цель.



где mij — мультипликатор экономической политики; dYj — прирост 7-й цели. dXj — прирост j-ro инструмента.

Мультипликатор показывает, на сколько единиц изменяется цель i при смене инструмента j на единицу. Существует множество значений мультипликатора, представлена матрицей, в строках которой отражены цели Yb Y2, ..., а в столбцах — инструментыX1,X2, .... На пересечении z'-й цели таj-ro инструмента вычисляется значение мультипликатора.

Система мультипликаторов свидетельствует об эффективности всего набора инструментов экономической политики.

Лаг экономической политики. В процессе реализации экономической политики возникает эффект запаздывания или временной лаг. Лаг — это время между изменением инструмента и вызванной этим изменением цели регулирования.

Элементы лагов структуры таковы:

1) лаг признания — время для определения проблемы регулирования, например, в СМИ обсуждается необходимость снижения налога на прибыль предприятий;

2) лаг решения — время для принятия политического решения, например, в Верховной Раде Украины обсуждается и принимается законопроект о снижении ставки налога на прибыль предприятий с 25 % до 22 %;

3) лаг прохождения — время для прохождения принятого решение через правительственные органы, связан с медленными действиями государственного аппарата. Например, Государственная налоговая администрация разрабатывает новую методику взимания налога на прибыль и доводит ее до соответствующих органов на местах и предпринимателей;

4) промежуточный лаг — время для вступления в действие самого инструмента, обусловленный его природой. Например, в связи со снижением налога на прибыль предприятия корректируют свои планы инвестирования с целью расширения производства;

5) лаг воздействия — время, в течение которого инструмент влияет на цель и доводит ее до необходимого значения. Увеличены инвестиции за счет пониженного налога только со временем дадут прирост ВВП.

Критерий оптимальности экономической политики. Политические решения относительно изменений в экономике следует оценивать на предмет их результативности.

Эта оценка осуществляется на основе критерия роста благосостояния, который основывается на оптимуме Парето. Он подчеркивает: благосостояние общества достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным тогда, когда любое изменение этого распределения может ухудшить положение хотя бы одного субъекта экононической системы.

Среди средств государственного регулирования важнейшими являются фискальная и монетарная политика государства. Фискальную политику Дж. Кейнс определил среди основных факторов влияния на АБ и совокупные расходы.


53 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ И НОВОЕ КАЧЕСТВО

Экономический рост – это увеличение объемов выпуска совокупного общественного продукта в определенном периоде, т.е. рост потенциального и реального ВВП, наращивание экономической мощи государства.

Под экономическим ростом понимается, прежде всего, увеличение количества производственных ресурсов, объемов производимых продуктов, т.е. прирост новых общественных продуктов. При этом вышеперечисленные количественные изменения обусловлены качественными преобразованиями: совершенствование личного и вещественного факторов на основе НТП, совершенствование форм хозяйствования, обеспечение регулирующей функции государства, действие интеграционных процессов.

Качественные преобразования зависят не только от экономических факторов, но и от социальных, политических, демографических, психологических. Таким образом, количественные изменения в производстве не рассматриваются отдельно от определяющих качественных характеристик. Экономическому росту отводится центральное место в воспроизводственных процессах страны. Это вызвано тем, что экономический рост отражает уровень развития экономики государства, уровень жизни и степень удовлетворения потребительских предпочтений, определяет место страны на мировом рынке, ее конкурентоспособность, вероятное влияние на мировые экономические и политические процессы. Необходимо различать условия и результаты экономического роста. Условиями экономического роста являются: материально-техническая база, квалификация рабочей силы, НТП и постоянная модернизация производства, оптимальная производственная структура, развитость инфраструктуры, кооперация и специализация, наличие природных ресурсов, экономическая самостоятельность предприятий, государственная экономическая политика и т.д. Другими словами, под условиями роста экономики понимаются возможности, которые имеет страна, а также ее экономический потенциал.

Экономическая наука содержит два ключевых направления теории экономического роста: кейнсианское и неоклассическое направление. Кейнсианское направление основано на идеях Дж. М. Кейнса, который рассматривал относительную нестабильность капиталистической экономики и макроэкономическое равновесие. Основа неоклассического направления заложена воззрениями А. Смита о саморегулировании рыночной экономической системы, факторной теорией Ж.-Б. Сэя, а также теорией предельной производительности факторов экономики Кларка. Центральной макроэкономической проблемой в кейнсианской теории являются факторы, которые определяют уровень национального дохода и его динамику, распределение на потребление и сбережения. Кейнс связывал объемы и изменение национального дохода именно с динамикой потребления. Чем больше инвестиции, тем ниже потребление и существеннее условия его увеличения в ближайшем будущем. Поиск оптимального соотношения сбережений и потребления является одним из перманентных противоречий роста экономики и в то же время условием совершенствования производства, увеличения национального продукта. В случае превышения сбережений над инвестициями наблюдается неполная реализация потенциального роста экономики страны. Если же спрос на инвестиции превышает объемы сбережений, то происходит «перегрев» экономики, стимулируются инфляционное повышение цен и займы за рубежом.