Файл: Реферат по книге Назаровой Н. М., Моргачёвой Е. Н., Фуряевой Т. В. Сравнительная специальная педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1818 г. в штате Коннектикут предпринимаются попытки обучать людей с умственной отсталостью. При лечебнице для глухих и слепых детей создается класс для детей-«идиотов». К 1827 г. подобные учреждения организуются в штате Огайо, к 1839 г. - в Бостоне.

В 1829 г. в Новой Англии была открыта первая школа для незрячих детей (школа Перкинса), руководил кото­рой Самуэль Гридли Гоу. В 1832 г. интернаты для слепых детей появляются в Нью-Йорке и Филадельфии (Пенсильвания). В 1848 г. С. Гоу создал в Бостоне экспериментальную школу для десяти детей-«идиотов». 

Заслугой Фуллер стало создание в 1888 г. первого учреждения ран­ней помощи, с двух лет, для неслышащих детей.

С 1872 г. стало действовать учебное заведение для подготовки педагогических кадров для школ глухих. Его создателем стал А. Белл.

В весь этот период становления школ действует чистый устный метод (орализм), который в дальнейшем получает все более широкое распространение. На Миланском конгрессе сурдопедагогов (1880 г.) представители всех стран проголосовали за признание данного метода основным при обучении неслышащих.

Последовательно расширялась сеть образовательных услуг для не­зрячих. В 1887 г. при школе Перкинса (Массачуссетс) был открыт детский сад для слепых дошкольников

В 1899 г. в Чикаго при больнице возникла государственная школа для детей с физическими недостатками. Эта «школа на открытом воздухе» предназначалась для детей с болезнями сердца, с риском возникновения туберкулеза. диабетом и последствиями полиомиелита.

Постепенно в учреждениях остава­лись воспитанники с тяжелой интеллектуальной недо­статочностью - стала оспариваться целесообразность получения ими элементарного образования.

Произошли изменения и в терминологии: тер­мин «школа» был заменен термином «учреждение», и превращались в закрытые учреждения. Постепенно их начали выводить за пределы городских территорий в сельскую ме­стность, что объяснялось как способствование большей комфортности для воспи­танников и приучения их к сельскохозяйствен­ному труду.

Определение категории лиц, подлежащих направления и содержанию в таких учреждениях, было закреплено в особом документе - «Колониальном плане», принятом в 1890 г. В закры­тые учреждения принимались лица с нарушениями интеллекта и со­путствующими нарушениями четырех категорий: обучаемые дети школьного возраста
; беспомощные, калеки, эпилептики и практи­чески необучаемые; взрослая часть населения послешкольного воз­раста, неспособная к самоподдержке; дети и подростки, невостребо­ванные родными или друзьями, бездомные.

В 1870 г. формируется клиническое направление изучения умственной отсталости. Активизация научной мысли привела к созданию в 1876 г. Амери­канской ассоциации изучения слабоумия.

Одновременно в 40-х гг. XIX в. формируется направление специального образования детей с легкой степенью умственной отсталости.  Первый такой класс (вспомогательный) в общеобразовательной школе был открыт в 1881 г. в Кливленде, а первая вспомогательная школа появилась в 1896 г. в Провиденсе, где через два года работали уже три вспомогательные школы и один спецкласс для детей «отстающих» и «требующих специальной дисциплины и обучения». 

Несколько позже началась целенаправленная подготовка (курсы в 3-4 недели) учителей при университетах. Одним из первых такие курсы организовал профессор Л. Уитмер.


Начало ХХ в. и последующие два десятилетия

Была проведена школьная реформа, в результате которой были закреплены обязательные бесплатные начальное и среднее образование. Создается новый тип школ - «промежуточных», рассчитанных на три года обучения. Получает преимущественное распространение следу­ющая структура школьного образования - б + 3 + 3: 6-летнее начальное образование и средние школы: 3-летняя младшая и 3-лет­няя старшая. Развиваются частные школы и колледжи.

Структура специального образования включала: школы-интерна­ты для слепых и глухих детей и подростков; специальные школы; закрытые учреждения для умственно отсталых детей и подростков; специальные классы для детей со сниженным интеллектом.

Создаются новые формы специализированных учебных заведений. В 1913 г. в Нью-Йорке открывается государственная школа надомного обучения детей и подростков с детским церебральным параличом. К 1915 г. уже в 15 крупных городах функционируют специальные классы дневного пребывания для слепых детей.

Несмотря на достаточно активное развитие специального образо­вания и оформление его структуры, в американском обществе в ука­занный период активно распространяется теория социал-дарвиниз­ма, что крайне негативно отражается на судьбах людей с нарушени­ями развития. Начиная с 80-х гг. XIX в. обществу последовательно внушается мысль о том, что умственно отсталые представляют собой различные формы социальных аномалий, передающиеся по наследству, и при отсутствии должного контроля могут причинить непоправимый вред обществу. В течение последующих двух десятилетий эта точка зре­ния становится доминирующей и получает сочувственный отклик в обществе.

Государство принимает меры по контро­лю социальных последствий слабоумия: профилактика с помощью разделения обитателей закрытых уч­реждений по половому признаку; запрет на заключение браков между и с людьми со сниженным ин­теллектом; стерилизация слабоумных.

Несмотря на довольно сложное отношение в обществе к людям с нарушениями интеллекта, их научное изучение продолжало развиваться. В 1910 г. Комитет по классификации слабоумия Американ­ской ассоциации умственно отсталых сформулировал определение слабоумия и разработал классификацию этого состояния. Совершенствование метрических шкал французских специали­стов, разработка дополнительных батарей тестов, направленных на изучение интеллекта, позволили американским исследователям вы­делить структурные составляющие понятия «интеллект», создать соб­ственные теории и модели интеллекта.


 Все это способствовало развитию психологической науки, в частности, психодиагностики. В 1914 г. немецкий психолог В. Штерн ввел показатель интеллектуального развития IQ, а уже че­рез год Ф. Кульман начал использовать принцип распределения по­казателей IQ в виде нормальной кривой вероятности. В 1916 г. Л. Тер­мен, преобразуя метрические шкалы Бине, дополнил их, введя свои стандарты нормы и умственной отсталости, которые позволили ог­раничить понятие «умственная отсталость» двумя признаками - умственным возрастом, равным 12 годам (по результатам выполнения гестов) и/или показателем IQ, равным 70.

Усилилась роль государства в оказании помощи людям с ограни­ченными возможностями: были приняты отдельные законодательные акты, касающиеся организации их содержания и обучения.

Военное и послевоенное время (40-60 гг. ХХ в.)

Этот период делится этапы военного и послево­енного времени. Создава­лись медицинские колледжи, при университетах открывались факультеты клинико-психологического направления, самостоятельные институты, в обязанность которых вхо­дила разработка специальных восстановительных программ профессионального обучения специалистов.

В 1952 г. был создан Институт исследований особенных детей при университете штата Иллинойс, который приступил к фундаменталь­ным исследованиям в области клинической, специальной психоло­гии, специального образования, а также к подготовке специалистов высшей квалификации. В 1954 г. учительский колледж Джорджа Пибоди получил деньги и право на организацию магистратуры по специальностям «Психология» и «Специальное образование».

В 1943 г. пересмотрен закон «О промышленной реабилитации», добав­лена статья, юридически закрепляющая право на обеспечение рабо­той всех без исключения граждан, в том числе имеющих нарушения. В 1948 г. принят закон, запрещающий ущемлять при зачислении на работу права людей с физическими недостатками. В поправках к закону о профессиональной реабилитации (1954) утверждено приоритетное финансирование колледжей и университетов, разраба­тывающих реабилитационные программы, а также специальное обо­рудование.

В 1957 г. в закон о социальном обеспечении (1935) была внесена статья, согласно которой законодательно обеспечивалась выплата пенсий людям с нарушениями в развитии.


В начале 60-х гг. в Рочестере возник аналог колледжа Галлаудет ­Национальный Технический Институт для глухих, где неслышащие могли получать высшее техническое образование.

В начале 50-х п. Генри Вискарди, страдающий детским церебральным параличом, открыл в Лонг Айленде небольшой магазин, для работы в котором принял пять инвалидов с целью доказать состоятельность людей с физическими нарушениями заниматься реальным делом, приносящим и пользу, и деньги. Через несколько лет этот магазин превратился в школу-центр, оказывающую поддержку детям и подростками со сложными и выраженными физическими расстройствами.

В практику работы некоторых школ вводится трудовая терапия: со­оружаются специальные лечебные мастерские, где воспитанники осва­ивают несложные профессиональные навыки. Ряд таких за­ведений заключает договоры с производством, и их воспитанники за небольшую плату работают на предприятиях.

В разработке содержания вспомогательного обу­чения большая заслуга принадлежит С. Кёрку:

Начальное звено. Подготовительный класс рассчитан на детей от 6 до 10 лет. В учебное заведение могли быть зачислены дети, различные по составу: не справляющиеся с программой обыч­ной школы; из семей с низким культурным уровнем; имеющие физические нарушения; дети с поражениями мозга травматического характера; отсутствием или негативным опытом обучения.

Промежуточное звено. В предподростковые классы переходили подростки в возрасте 10-13 лет, прошедшие начальную подготовку и имеющие показатель IQ – 69, готовые к предметному обучению. На этом этапе программа включала следующие дисциплины: чтение, письмо, математику, физическое воспитание, психическое оздоровление, развитие социальных на­выков.

Средняя школа. В специальные классы для детей со снижен­ным интеллектом принимались подростки в возрасте 13 - 18 лет (по­казатели IQ 55-БО; 75-80). Показаниями к их приему были проч­ная неуспеваемость и/или социальная дезадаптация. Содержание обучения во многом соответствовало программе общеобразователь­ной школы. Вместе с тем преподавание основных учебных предме­тов (английского языка, общественных дисциплин, математики, ес­тественных дисциплин, иностранного языка) подвергалось опреде­ленным изменениям, учитывающим особенности этих школьников.

Также С. Кёрк обосновал необходимость организации послешкольного (профессионального) обучения. Эта его инициатива получила в 1954 г. законодательное закрепление. Были определены формы оказания помощи «особым» детям и подросткам: