Файл: Реферат по книге Назаровой Н. М., Моргачёвой Е. Н., Фуряевой Т. В. Сравнительная специальная педагогика.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 1818 г. в штате Коннектикут предпринимаются попытки обучать людей с умственной отсталостью. При лечебнице для глухих и слепых детей создается класс для детей-«идиотов». К 1827 г. подобные учреждения организуются в штате Огайо, к 1839 г. - в Бостоне.
В 1829 г. в Новой Англии была открыта первая школа для незрячих детей (школа Перкинса), руководил которой Самуэль Гридли Гоу. В 1832 г. интернаты для слепых детей появляются в Нью-Йорке и Филадельфии (Пенсильвания). В 1848 г. С. Гоу создал в Бостоне экспериментальную школу для десяти детей-«идиотов».
Заслугой Фуллер стало создание в 1888 г. первого учреждения ранней помощи, с двух лет, для неслышащих детей.
С 1872 г. стало действовать учебное заведение для подготовки педагогических кадров для школ глухих. Его создателем стал А. Белл.
В весь этот период становления школ действует чистый устный метод (орализм), который в дальнейшем получает все более широкое распространение. На Миланском конгрессе сурдопедагогов (1880 г.) представители всех стран проголосовали за признание данного метода основным при обучении неслышащих.
Последовательно расширялась сеть образовательных услуг для незрячих. В 1887 г. при школе Перкинса (Массачуссетс) был открыт детский сад для слепых дошкольников
В 1899 г. в Чикаго при больнице возникла государственная школа для детей с физическими недостатками. Эта «школа на открытом воздухе» предназначалась для детей с болезнями сердца, с риском возникновения туберкулеза. диабетом и последствиями полиомиелита.
Постепенно в учреждениях оставались воспитанники с тяжелой интеллектуальной недостаточностью - стала оспариваться целесообразность получения ими элементарного образования.
Произошли изменения и в терминологии: термин «школа» был заменен термином «учреждение», и превращались в закрытые учреждения. Постепенно их начали выводить за пределы городских территорий в сельскую местность, что объяснялось как способствование большей комфортности для воспитанников и приучения их к сельскохозяйственному труду.
Определение категории лиц, подлежащих направления и содержанию в таких учреждениях, было закреплено в особом документе - «Колониальном плане», принятом в 1890 г. В закрытые учреждения принимались лица с нарушениями интеллекта и сопутствующими нарушениями четырех категорий: обучаемые дети школьного возраста
; беспомощные, калеки, эпилептики и практически необучаемые; взрослая часть населения послешкольного возраста, неспособная к самоподдержке; дети и подростки, невостребованные родными или друзьями, бездомные.
В 1870 г. формируется клиническое направление изучения умственной отсталости. Активизация научной мысли привела к созданию в 1876 г. Американской ассоциации изучения слабоумия.
Одновременно в 40-х гг. XIX в. формируется направление специального образования детей с легкой степенью умственной отсталости. Первый такой класс (вспомогательный) в общеобразовательной школе был открыт в 1881 г. в Кливленде, а первая вспомогательная школа появилась в 1896 г. в Провиденсе, где через два года работали уже три вспомогательные школы и один спецкласс для детей «отстающих» и «требующих специальной дисциплины и обучения».
Несколько позже началась целенаправленная подготовка (курсы в 3-4 недели) учителей при университетах. Одним из первых такие курсы организовал профессор Л. Уитмер.
Начало ХХ в. и последующие два десятилетия
Была проведена школьная реформа, в результате которой были закреплены обязательные бесплатные начальное и среднее образование. Создается новый тип школ - «промежуточных», рассчитанных на три года обучения. Получает преимущественное распространение следующая структура школьного образования - б + 3 + 3: 6-летнее начальное образование и средние школы: 3-летняя младшая и 3-летняя старшая. Развиваются частные школы и колледжи.
Структура специального образования включала: школы-интернаты для слепых и глухих детей и подростков; специальные школы; закрытые учреждения для умственно отсталых детей и подростков; специальные классы для детей со сниженным интеллектом.
Создаются новые формы специализированных учебных заведений. В 1913 г. в Нью-Йорке открывается государственная школа надомного обучения детей и подростков с детским церебральным параличом. К 1915 г. уже в 15 крупных городах функционируют специальные классы дневного пребывания для слепых детей.
Несмотря на достаточно активное развитие специального образования и оформление его структуры, в американском обществе в указанный период активно распространяется теория социал-дарвинизма, что крайне негативно отражается на судьбах людей с нарушениями развития. Начиная с 80-х гг. XIX в. обществу последовательно внушается мысль о том, что умственно отсталые представляют собой различные формы социальных аномалий, передающиеся по наследству, и при отсутствии должного контроля могут причинить непоправимый вред обществу. В течение последующих двух десятилетий эта точка зрения становится доминирующей и получает сочувственный отклик в обществе.
Государство принимает меры по контролю социальных последствий слабоумия: профилактика с помощью разделения обитателей закрытых учреждений по половому признаку; запрет на заключение браков между и с людьми со сниженным интеллектом; стерилизация слабоумных.
Несмотря на довольно сложное отношение в обществе к людям с нарушениями интеллекта, их научное изучение продолжало развиваться. В 1910 г. Комитет по классификации слабоумия Американской ассоциации умственно отсталых сформулировал определение слабоумия и разработал классификацию этого состояния. Совершенствование метрических шкал французских специалистов, разработка дополнительных батарей тестов, направленных на изучение интеллекта, позволили американским исследователям выделить структурные составляющие понятия «интеллект», создать собственные теории и модели интеллекта.
Все это способствовало развитию психологической науки, в частности, психодиагностики. В 1914 г. немецкий психолог В. Штерн ввел показатель интеллектуального развития IQ, а уже через год Ф. Кульман начал использовать принцип распределения показателей IQ в виде нормальной кривой вероятности. В 1916 г. Л. Термен, преобразуя метрические шкалы Бине, дополнил их, введя свои стандарты нормы и умственной отсталости, которые позволили ограничить понятие «умственная отсталость» двумя признаками - умственным возрастом, равным 12 годам (по результатам выполнения гестов) и/или показателем IQ, равным 70.
Усилилась роль государства в оказании помощи людям с ограниченными возможностями: были приняты отдельные законодательные акты, касающиеся организации их содержания и обучения.
Военное и послевоенное время (40-60 гг. ХХ в.)
Этот период делится этапы военного и послевоенного времени. Создавались медицинские колледжи, при университетах открывались факультеты клинико-психологического направления, самостоятельные институты, в обязанность которых входила разработка специальных восстановительных программ профессионального обучения специалистов.
В 1952 г. был создан Институт исследований особенных детей при университете штата Иллинойс, который приступил к фундаментальным исследованиям в области клинической, специальной психологии, специального образования, а также к подготовке специалистов высшей квалификации. В 1954 г. учительский колледж Джорджа Пибоди получил деньги и право на организацию магистратуры по специальностям «Психология» и «Специальное образование».
В 1943 г. пересмотрен закон «О промышленной реабилитации», добавлена статья, юридически закрепляющая право на обеспечение работой всех без исключения граждан, в том числе имеющих нарушения. В 1948 г. принят закон, запрещающий ущемлять при зачислении на работу права людей с физическими недостатками. В поправках к закону о профессиональной реабилитации (1954) утверждено приоритетное финансирование колледжей и университетов, разрабатывающих реабилитационные программы, а также специальное оборудование.
В 1957 г. в закон о социальном обеспечении (1935) была внесена статья, согласно которой законодательно обеспечивалась выплата пенсий людям с нарушениями в развитии.
В начале 60-х гг. в Рочестере возник аналог колледжа Галлаудет Национальный Технический Институт для глухих, где неслышащие могли получать высшее техническое образование.
В начале 50-х п. Генри Вискарди, страдающий детским церебральным параличом, открыл в Лонг Айленде небольшой магазин, для работы в котором принял пять инвалидов с целью доказать состоятельность людей с физическими нарушениями заниматься реальным делом, приносящим и пользу, и деньги. Через несколько лет этот магазин превратился в школу-центр, оказывающую поддержку детям и подростками со сложными и выраженными физическими расстройствами.
В практику работы некоторых школ вводится трудовая терапия: сооружаются специальные лечебные мастерские, где воспитанники осваивают несложные профессиональные навыки. Ряд таких заведений заключает договоры с производством, и их воспитанники за небольшую плату работают на предприятиях.
В разработке содержания вспомогательного обучения большая заслуга принадлежит С. Кёрку:
Начальное звено. Подготовительный класс рассчитан на детей от 6 до 10 лет. В учебное заведение могли быть зачислены дети, различные по составу: не справляющиеся с программой обычной школы; из семей с низким культурным уровнем; имеющие физические нарушения; дети с поражениями мозга травматического характера; отсутствием или негативным опытом обучения.
Промежуточное звено. В предподростковые классы переходили подростки в возрасте 10-13 лет, прошедшие начальную подготовку и имеющие показатель IQ – 69, готовые к предметному обучению. На этом этапе программа включала следующие дисциплины: чтение, письмо, математику, физическое воспитание, психическое оздоровление, развитие социальных навыков.
Средняя школа. В специальные классы для детей со сниженным интеллектом принимались подростки в возрасте 13 - 18 лет (показатели IQ 55-БО; 75-80). Показаниями к их приему были прочная неуспеваемость и/или социальная дезадаптация. Содержание обучения во многом соответствовало программе общеобразовательной школы. Вместе с тем преподавание основных учебных предметов (английского языка, общественных дисциплин, математики, естественных дисциплин, иностранного языка) подвергалось определенным изменениям, учитывающим особенности этих школьников.
Также С. Кёрк обосновал необходимость организации послешкольного (профессионального) обучения. Эта его инициатива получила в 1954 г. законодательное закрепление. Были определены формы оказания помощи «особым» детям и подросткам: