Файл: Реферат по книге Назаровой Н. М., Моргачёвой Е. Н., Фуряевой Т. В. Сравнительная специальная педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выделяются четыре наиболее распространенные формы поддер­жки: профилактические меры; информационно-консультативная поддержка; дифференциация и индивидуализация учебной программы и процесса обучения; улучшение условий обучения и пребыва­ния ребенка с особыми образовательными потребностями в обыч­ной школе (консультирование педагогического персонала, повыше­ние квалификации, разделение ответственности).

Профессиональная подготовка и трудоустройство

Работа по профессиональной ориентации и консультированию начинается еще на этапе школьного обучения (с 13-14 лет), которую ведут учителя школы с помощью специалистов из социальных служб, консультантов по выстраиванию профессиональной карьеры от муниципальных органов власти и т. д. Задачи школьной практики ориентированы на получение базовых компетенций, значимых для будущей профес­сионально-трудовой деятельности. 

Современная зарубежная практика социально-профессио­нальной интеграции людей с ограниченной трудоспособностью склоняется к использованию раз­личных стратегий:

Модель «рабочее место профессиональное обучение» (ав­торы называют ее моделью социально-профессиональной или ры­ночной либеральной инклюзии) предусматривает первоначальное изучение возможностей и потребностей человека с ограниченной трудоспособностью, индивидуальное нахождение для него рабочего места по договоренности с работода­телем. Такая модель распространена во многих странах Западной Евро­пы и в первую очередь в Англии.

Модель «профессиональное обучение рабочее место» (профессиональной конкурентоспособ­ности, или дуальная модель) широко распространена в немецкоязыч­ных странах Западной Европы и характеризуется тем, что люди с ограниченной трудоспособностью, заключив договор на обу­чение, в течение трех лет осваивают конкретную специальность, при этом каждую неделю часть времени занимаются в про­фессиональной школе, где получают теоретическую подготовку, ос­ваивают производственную терминологию и т. п., а остальное время недели овладевают данной профессией на предприятии, где для помощи им выделен специальный наставник (ментор). Предназначена для испытывающих трудности в обучении в условиях профшкол.

Модель «защищенного», безопасного труда 
(модель профес­сиональной сегрегации) практикуется во многих европейских стра­нах. Согласно этой модели, для людей с затруднениями в жиз­недеятельности создаются социальные предприятия, с высоким уровнем автоматизации опе­раций, при котором от работника требуется выполнение несложных автоматизированных операций, адаптирован­ных к их возможностям. В таких условиях обязательно предусматри­ваются профессиональное, социально-воспитательное, медицинское наблюдение.

«Школьная модель» реализуется в государствах постсоветского пространства. Функции профессио­нальной ориентации и подготовки принимает на себя специальная школа. Работа реализуются педагогами, иногда без учета реальной ситуации на рынке труда и представлений о требуемом уровне квалификации на предприятиях по той или иной специальности. 

Профессиональное образование реализуется программами разной продолжительности: введение в профессиональную деятельность - работа в «защищенных» тру­довых мастерских; простые виды труда на обычных предприятиях, пробы профессиональной деятельности при поддержке социальной службы после окончания практического обучения.

Подготовка к трудовой деятельности может осуществ­ляться в рамках обучения от двух до четырёх лет по трудовому соглаше­нию с предприятием, завершающегося получением государственного сертификата. Кроме того молодые люди с особыми потребностями могут полу­чать профессиональное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

Профессиональная поддержка людей с ограниченной трудоспособностью на рабочем месте

Для многих предприятий приемлемой формой по­мощи оказывается наставничество. Наставник (ментор, или опыт­ный сотрудник) берет на себя шефство над подопечным. 

В настоящее время в германоязычных странах складывается но­вый подход в системе социальной и профессиональной реабилита­ции людей с особыми потребностями. Он реализуется деятельностью социальных служб, содействующих интеграции людей с ограничен­ной трудоспособностью в среду профессиональной деятельности. Одной из таких служб является структура под названием «Поддержи­ваемая занятость». Ее теоретические ос­новы базируются на таких кон­цeптуальныx подходах, как «нормализация жизни» или «принцип автономной жизни».



В 90-х г. прошедшего столетия в германоязычных странах были предприняты попытки структурного реформирования системы соци­aльнo-тpyдoвoй реабилитации людей. Были созданы «службы профессиональной интеграции» Идея была заимствована из США.

В развитых странах широко распространено получение людьми с ограниченной трудоспособностью высшего образования. Здесь по­лучили признание вузы, где учатся люди с определенными наруше­ниями, или структурные подразделения в соста­ве университетов. 

Цели и задачи подготовки специальных педагогов

В XIX в. впервые организуется целенаправленная подготовка на курсах специальных педагогов одной категории – сурдопедагогов. Складываются достаточ­но отчетливые профессиографические представления о личности дефектолога, более конкретно – сурдопедагога. Наряду с высоким культурным и научным уровнем профес­сионально значимыми считаются педагогический опыт и специфи­ческие личностные качества. Опытным признается учитель, который после специальной подготовки имеет практический стаж с глухими три года.

Принятие в ХХ в. в ряде стран законодательных актов о бесплат­ном обязательном обучении и свободе выбора места обучения для людей с особыми обра­зовательными потребностями послужили причиной потребности в увеличении кадров учителей для специального образования.

Современные зарубежные университеты и педагогические школы, готовящие дефектологов, относительно одинаково формулируют за­дачи подготовки специалистов. В большинстве из них основной представляется задача выпустить такого специалиста, который умеет компетентно изучать, диагности­ровать состояния детей с ограничениями жизнедеятельности, адек­ватно оценивать их способности и возможности в соответствии с вы­явленным своеобразием их личности; способен к прогнозированию их развития, их воспитанию и обучению в условиях не только спе­циального, но и массового детского учреждения, семьи; владеет при­емами и способами социального адаптирования людей с ограниченной трудоспособностью, социальной поддер­жки и помощи в их жизнедеятельности в современном меняющем­ся мире.

В 80-х гг. прошедшего столетия проявилось стремление к разра­ботке национальных стандартов, определяющих необходимый объем профессиональной компетенции специальных педагогов и попыт­кам создания международных аналогов. В национальном стандарте был определен перечень необходимых сфер профессио­нальной компетенции относительно дисциплин специальной педа­гогики.
Разработка единых международных стандартов подготовки специ­aлистов в области специальной педагогики сопряжена со значитель­ными трудностями, и все попытки в этом направлении не получают должного завершения. Вместе с тем, по мнению исследователей, та­кие стандарты необходимы по многим причинам.

Организация профессиональной подготовки

Необходимость предварительной общепедагогической подготов­ки, подкрепленной практическим опытом остается важ­нейшим условием принятия на работу в систему специального образования в большинстве стран мира. Но в последние десятилетия появилась тенденция к отмене требова­ний предварительного общепедагогического образования для полу­чения специальности в области специальной педагогики.

В последние десятилетия осуществился постепен­ный переход к научному планированию системы подготовки дефек­тологов как в США, так и в странах Западной Европы.

До настоящего времени не прекращаются поиски путей удовлет­ворения количественных и качественных потребностей в дефектоло­гах разных специализаций, а также проектирование более совершен­ных форм их подготовки, среди которых выделяются несколько направлений:

Первая форма, исторически более ранняя и ставшая в некото­рых странах традиционной, опирающаяся на распространенную за рубежом концепцию поэтапного получения профессионального об­разования, - подготовка дефектологов на базе общепедагогического образования в системе университета или высшей педагогической школы (магистратура).

Вторая форма - подготовка на базе среднего об­разования. Осуществляется в системе педагогических колледжей, вузов и университетах на уровне бакалавриата и магистратуры.

Третья форма - подготовка в системе среднего специального образования, которая нередко предусматривает и определенный опыт практической работы в специальном учреждении.

Четвёртая форма - подготовка на разного рода курсах, семинарах при специальных учреждениях, а также в системе университетов, педагогических вузов, колледжей при соответствующих научно-­учебно-реабилитационных центрах, благотворительных и религиоз­ных организациях.

Пятая форма подготовки - это синтез обще педагогического и специального об­разования как единый путь подготовки универсального педагога.


Содержание образования, формы и методы профессиональной подготовки

Анализ содержания подготовки дефектологов на рубеже XIX­-ХХ в. показывает, что ста­бильными компонентами профессионального образования являлись: научные основы и история специальной педагогики; лингвистические основы и методика формирования и раз­вития словесной речи; медицинские основы специальной (лечебной) педагогики; методика обучения в специальной школе; углубленное изучение педагогики и методики обучения тому или иному предмету детей с различными ограничениями жизнедеятельности; диагностика и элементы консультирования; социологические аспекты проблематики людей с ограниченными возможностями; психологическая подготовка; практическая под­готовка.

Формы и методы профессиональной подготовки специальных педагогов данного периода: лекции, чтение и реферирование литературы, наблюде­ние уроков опытных учителей, проведение собственных уроков, их коллективный критический разбор.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА (СТРАНОВЕДЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ)

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Возникновение специального образования в США (XVII-XIX вв.)

Вначале США строили свою систему специального образо­вания, импортируя идеи, концепции, технологии из передовых евро­пейских образовательных учреждений, перенимая и теорию, и прак­тику ученых и педагогов Старого Света.

Постепенно начинают предприниматься попытки отграничения умственно отсталых людей от нищих, бездомных и преступников. В качестве их пристанища создаются лечебницы.

В 1769 г. был принят закон, обеспечивающий поддержку и опеку «идиотов, лунатиков и других ненормальных». К первой половине XIX в. относится и начало обучения детей и подростков с ограниченными возможностями - с нарушениями слуха и интеллекта.

Первая школа для детей и подростков с нарушениями слуха была открыта в 1817 г. в Хартфорте, штат Коннектикут. Ее основателем стал Томас Хопкинс Галлаудет. До середины XIX в. обучение глухих в США строилось под влиянием французской (мимической) системы.