Файл: Реферат по книге Назаровой Н. М., Моргачёвой Е. Н., Фуряевой Т. В. Сравнительная специальная педагогика.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выделяются четыре наиболее распространенные формы поддержки: профилактические меры; информационно-консультативная поддержка; дифференциация и индивидуализация учебной программы и процесса обучения; улучшение условий обучения и пребывания ребенка с особыми образовательными потребностями в обычной школе (консультирование педагогического персонала, повышение квалификации, разделение ответственности).
Профессиональная подготовка и трудоустройство
Работа по профессиональной ориентации и консультированию начинается еще на этапе школьного обучения (с 13-14 лет), которую ведут учителя школы с помощью специалистов из социальных служб, консультантов по выстраиванию профессиональной карьеры от муниципальных органов власти и т. д. Задачи школьной практики ориентированы на получение базовых компетенций, значимых для будущей профессионально-трудовой деятельности.
Современная зарубежная практика социально-профессиональной интеграции людей с ограниченной трудоспособностью склоняется к использованию различных стратегий:
Модель «рабочее место - профессиональное обучение» (авторы называют ее моделью социально-профессиональной или рыночной либеральной инклюзии) предусматривает первоначальное изучение возможностей и потребностей человека с ограниченной трудоспособностью, индивидуальное нахождение для него рабочего места по договоренности с работодателем. Такая модель распространена во многих странах Западной Европы и в первую очередь в Англии.
Модель «профессиональное обучение - рабочее место» (профессиональной конкурентоспособности, или дуальная модель) широко распространена в немецкоязычных странах Западной Европы и характеризуется тем, что люди с ограниченной трудоспособностью, заключив договор на обучение, в течение трех лет осваивают конкретную специальность, при этом каждую неделю часть времени занимаются в профессиональной школе, где получают теоретическую подготовку, осваивают производственную терминологию и т. п., а остальное время недели овладевают данной профессией на предприятии, где для помощи им выделен специальный наставник (ментор). Предназначена для испытывающих трудности в обучении в условиях профшкол.
Модель «защищенного», безопасного труда
(модель профессиональной сегрегации) практикуется во многих европейских странах. Согласно этой модели, для людей с затруднениями в жизнедеятельности создаются социальные предприятия, с высоким уровнем автоматизации операций, при котором от работника требуется выполнение несложных автоматизированных операций, адаптированных к их возможностям. В таких условиях обязательно предусматриваются профессиональное, социально-воспитательное, медицинское наблюдение.
«Школьная модель» реализуется в государствах постсоветского пространства. Функции профессиональной ориентации и подготовки принимает на себя специальная школа. Работа реализуются педагогами, иногда без учета реальной ситуации на рынке труда и представлений о требуемом уровне квалификации на предприятиях по той или иной специальности.
Профессиональное образование реализуется программами разной продолжительности: введение в профессиональную деятельность - работа в «защищенных» трудовых мастерских; простые виды труда на обычных предприятиях, пробы профессиональной деятельности при поддержке социальной службы после окончания практического обучения.
Подготовка к трудовой деятельности может осуществляться в рамках обучения от двух до четырёх лет по трудовому соглашению с предприятием, завершающегося получением государственного сертификата. Кроме того молодые люди с особыми потребностями могут получать профессиональное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.
Профессиональная поддержка людей с ограниченной трудоспособностью на рабочем месте
Для многих предприятий приемлемой формой помощи оказывается наставничество. Наставник (ментор, или опытный сотрудник) берет на себя шефство над подопечным.
В настоящее время в германоязычных странах складывается новый подход в системе социальной и профессиональной реабилитации людей с особыми потребностями. Он реализуется деятельностью социальных служб, содействующих интеграции людей с ограниченной трудоспособностью в среду профессиональной деятельности. Одной из таких служб является структура под названием «Поддерживаемая занятость». Ее теоретические основы базируются на таких концeптуальныx подходах, как «нормализация жизни» или «принцип автономной жизни».
В 90-х г. прошедшего столетия в германоязычных странах были предприняты попытки структурного реформирования системы социaльнo-тpyдoвoй реабилитации людей. Были созданы «службы профессиональной интеграции» Идея была заимствована из США.
В развитых странах широко распространено получение людьми с ограниченной трудоспособностью высшего образования. Здесь получили признание вузы, где учатся люди с определенными нарушениями, или структурные подразделения в составе университетов.
Цели и задачи подготовки специальных педагогов
В XIX в. впервые организуется целенаправленная подготовка на курсах специальных педагогов одной категории – сурдопедагогов. Складываются достаточно отчетливые профессиографические представления о личности дефектолога, более конкретно – сурдопедагога. Наряду с высоким культурным и научным уровнем профессионально значимыми считаются педагогический опыт и специфические личностные качества. Опытным признается учитель, который после специальной подготовки имеет практический стаж с глухими три года.
Принятие в ХХ в. в ряде стран законодательных актов о бесплатном обязательном обучении и свободе выбора места обучения для людей с особыми образовательными потребностями послужили причиной потребности в увеличении кадров учителей для специального образования.
Современные зарубежные университеты и педагогические школы, готовящие дефектологов, относительно одинаково формулируют задачи подготовки специалистов. В большинстве из них основной представляется задача выпустить такого специалиста, который умеет компетентно изучать, диагностировать состояния детей с ограничениями жизнедеятельности, адекватно оценивать их способности и возможности в соответствии с выявленным своеобразием их личности; способен к прогнозированию их развития, их воспитанию и обучению в условиях не только специального, но и массового детского учреждения, семьи; владеет приемами и способами социального адаптирования людей с ограниченной трудоспособностью, социальной поддержки и помощи в их жизнедеятельности в современном меняющемся мире.
В 80-х гг. прошедшего столетия проявилось стремление к разработке национальных стандартов, определяющих необходимый объем профессиональной компетенции специальных педагогов и попыткам создания международных аналогов. В национальном стандарте был определен перечень необходимых сфер профессиональной компетенции относительно дисциплин специальной педагогики.
Разработка единых международных стандартов подготовки специaлистов в области специальной педагогики сопряжена со значительными трудностями, и все попытки в этом направлении не получают должного завершения. Вместе с тем, по мнению исследователей, такие стандарты необходимы по многим причинам.
Организация профессиональной подготовки
Необходимость предварительной общепедагогической подготовки, подкрепленной практическим опытом остается важнейшим условием принятия на работу в систему специального образования в большинстве стран мира. Но в последние десятилетия появилась тенденция к отмене требований предварительного общепедагогического образования для получения специальности в области специальной педагогики.
В последние десятилетия осуществился постепенный переход к научному планированию системы подготовки дефектологов как в США, так и в странах Западной Европы.
До настоящего времени не прекращаются поиски путей удовлетворения количественных и качественных потребностей в дефектологах разных специализаций, а также проектирование более совершенных форм их подготовки, среди которых выделяются несколько направлений:
Первая форма, исторически более ранняя и ставшая в некоторых странах традиционной, опирающаяся на распространенную за рубежом концепцию поэтапного получения профессионального образования, - подготовка дефектологов на базе общепедагогического образования в системе университета или высшей педагогической школы (магистратура).
Вторая форма - подготовка на базе среднего образования. Осуществляется в системе педагогических колледжей, вузов и университетах на уровне бакалавриата и магистратуры.
Третья форма - подготовка в системе среднего специального образования, которая нередко предусматривает и определенный опыт практической работы в специальном учреждении.
Четвёртая форма - подготовка на разного рода курсах, семинарах при специальных учреждениях, а также в системе университетов, педагогических вузов, колледжей при соответствующих научно-учебно-реабилитационных центрах, благотворительных и религиозных организациях.
Пятая форма подготовки - это синтез обще педагогического и специального образования как единый путь подготовки универсального педагога.
Содержание образования, формы и методы профессиональной подготовки
Анализ содержания подготовки дефектологов на рубеже XIX-ХХ в. показывает, что стабильными компонентами профессионального образования являлись: научные основы и история специальной педагогики; лингвистические основы и методика формирования и развития словесной речи; медицинские основы специальной (лечебной) педагогики; методика обучения в специальной школе; углубленное изучение педагогики и методики обучения тому или иному предмету детей с различными ограничениями жизнедеятельности; диагностика и элементы консультирования; социологические аспекты проблематики людей с ограниченными возможностями; психологическая подготовка; практическая подготовка.
Формы и методы профессиональной подготовки специальных педагогов данного периода: лекции, чтение и реферирование литературы, наблюдение уроков опытных учителей, проведение собственных уроков, их коллективный критический разбор.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА (СТРАНОВЕДЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ)
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Возникновение специального образования в США (XVII-XIX вв.)
Вначале США строили свою систему специального образования, импортируя идеи, концепции, технологии из передовых европейских образовательных учреждений, перенимая и теорию, и практику ученых и педагогов Старого Света.
Постепенно начинают предприниматься попытки отграничения умственно отсталых людей от нищих, бездомных и преступников. В качестве их пристанища создаются лечебницы.
В 1769 г. был принят закон, обеспечивающий поддержку и опеку «идиотов, лунатиков и других ненормальных». К первой половине XIX в. относится и начало обучения детей и подростков с ограниченными возможностями - с нарушениями слуха и интеллекта.
Первая школа для детей и подростков с нарушениями слуха была открыта в 1817 г. в Хартфорте, штат Коннектикут. Ее основателем стал Томас Хопкинс Галлаудет. До середины XIX в. обучение глухих в США строилось под влиянием французской (мимической) системы.