Файл: Реферат по книге Назаровой Н. М., Моргачёвой Е. Н., Фуряевой Т. В. Сравнительная специальная педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КАНАДА

Начало становления специального образования и его организационное оформление

Специальное образование в Канаде развивалось во многом под влиянием аналогичных процессов в США, а также на Европейском континенте. Практически идентичным американскому законодательству являются основополагающие статьи канадских законов, отражающие ключевые положения специального образования.  Тем не менее развитие специального образования в Канаде характеризуется рядом особенностей. Прежде всего это сохраняющаяся до настоящего времени децентрализация. Каждая провинция решает проблемы, связанные с реализацией специального образования и спецификой управления им, самостоятельно; единого федерального закона о специальном образовании не существует. Кроме того, страна руководствуется собственной классификацией «особых» людей.

Более завершен­ные формы интеграция приобрела в 60-х г. ХХ в. Получили распространение три фор­мы организации обучения детей с нарушениями слуха: специальные классы с частичной и пошаговой интеграцией; специальные классы с ограниченной интеграцией; обычные классы с обеспечением специального сурдопедагогического сопровождения.

В стране выходит издание - «Канадский журнал по проблемам умственной отсталости».

В 1963 г. было создано Канадское общество детей и взрослых с трудностями в обучении - открытая организация. Важнейшими задачами, поставленными этой организацией, были: содействие раннему выяв­лению, ранней комплексной помощи детям потенциального педаго­гического риска образовательной неуспешности и социальной деза­даптации; осуществление различных воспитательных, социальных, досуговых программ; повсеместные помощь и поддержка таких лю­дей в их дальнейшей социализации, самореализации в профессио­нальных сферах и в повседневной жизни. для этого было организо­вано консультирование и обучение родителей, обеспечивалось соуча­стие представителей общества в организационном и педагогическом сопровождении летних лагерей отдыха для таких детей.

С середины прошлого века правительство провинции ввело фи­нансирование программ, рассчитанных на обучение детей с ограни­ченными возможностями в качестве составной части базовых гран­тов для школьных округов. Были выделены деньги на зарплату учи­телям, которые в общеобразовательной школе работают с детьми и подростками, имеющими различные отклонения развития (проект «Особое одобрение»). Подобная система поощрения с некоторыми модификациями существовала до 1982 г.


В 1970 г. был создан «Отдел специального образования», который координировал деятельность школьных округов провинции, оказы­вал помощь при разработке программ обучения и осуществлял про­верку соответствия их целей и задач возможностям финансирования.

Деятельность общественных объединений инвалидов

В 1979 г. был принят закон, обязывавший власти оборудовать специальными приспособлениями для инвалидов все места, связанные с транспортировкой и передвижением людей.  К 90-м прошедшего столетия были полностью утверждены права: защиты инвалидов-потребителей; страхования вкладов и возможностей трудоустройства; установления параметров реабилитации; прав на независимое проживание. В результате создана самостоятельная «Междуна­родная организация инвалидов» (1981).

Современное состояние специального образования и тенденции его развития

В 2003 г. в Канаде был принят закон о правах человека. Все вопросы, связанные со специальным образованием и регули­рованием его состояния и обеспечения, отражены в официальном документе - «Услуги специального образования: Справочник процедур, проводимой политики, основных направлений», который выпускают Министерства образования провинций. В частности, в таком документе в Британской Колумбии представлены следующие материалы: основные принципы политики в области специального образо­вания и соответствующие программы их реализации; указания обязанностей министерства, школьных округов, рай­онных и школьных специалистов, связанных с оказанием специали­зированных услуг; а также перечень обязанностей родителей и самих школьников; описание процедуры диагностики и оценки «особых,) школь­ников; основы планирования индивидуальных программ обучения; сопоставление возможных вариантов динамики развития учащих­ся; перечень услуг общего профиля, которые должны быть доступ­ны на уровне школьных округов; подробные характеристики разных категорий «особых» детей и подростков с уточнением их специфических особенностей, которые должны учитываться при разработке программ специализированной помощи; список ресурсных программ провинции с подробным анализом их содержания.



Основными принципами политики в области специального обра­зования являются интеграция и инклюзия. Это означает, что все дети и подростки (за исключением тех, кто имеет выраженные нарушения зрения, слуха, глубокие нарушения интеллекта) должны быть охвачены обшеобразователъной системой. Организационно эти принципы реализуются через «континиум об­разовательных услуг», представляющий собой свод материалов, об­щий для Канады и США.

В настоящее время, согласно данным Совета социального разви­тия Канады, выделяются 12 категорий «особых» детей и подростков: хронические заболевания; трудности в обучении; нарушения поведения; аутизм; умственная отсталость; выраженные физические нарушения, ставящие человека в зависимость от других людей; нарушения зрения; нарушения слуха; сочетанные нарушения зрения и слуха; нарушения речи; двигательные расстройства; особая одаренность, выделяющая ребенка из среды сверстников.

С 1969 г. веду­щим высшим учебным заведением, подготавливающим для страны специальных педагогов и психологов, стал университет провинции Альберта. Канадская система подготовки кадров для специального образо­вания предусматривает широкую направленность; она ориентирова­на на тесное сотрудничество с высшими учебными заведениями США и Европы; для чтения лекций нередко приглашаются специа­листы из-за рубежа.

АНГЛИЯ

Ранние этапы развития специального образования (XVIII-XIX вв.)

На ранних этапах становления специальной педагогики в Англии преобладающую роль играли отдельные частные и благотворительные инициативы. Первые попытки государства решать организационные проблемы обучения детей и подростков с ограниченными возможностями относятся к XVIII - XIX вв. и больше касаются людей, имеющих нарушения слуха и зрения.

Первые книги для незрячих начинают издаваться с 1820 г.

С 80-х г. XIX столетия в стране получает широкое распространение родившийся во Франции метод рельефных шеститочий Л. Брайля.

Директор частной школы в Оксфорде Дж. Долгано предложил свой метод обучения глухих, который можно считать прообразом дактильной «пальцевой» речи; он разработал алфавит, насчитыва­ющий более двухсот знаков.

Реальные мероприятия по работе с умственно отсталыми людьми начали предприниматься намного позднее, чем аналогичные действия по отношению к слепым и глухим людям. В течение нескольких столетий умственно отсталых относили к особой группе душевнобольных. С XVI в. при монастырях создаются учреждения, в которых ум­ственно отсталые находят приют. 


Примером принципиально иного отношения к душевнобольным и слабоумным послужило открытие в 1796 г. в г. Йорке по инициа­тиве врача Уильяма Тьюка «Убежища для душевнобольных». Однако начинание Тьюка вплоть до 1815 г. не находило поддерж­ки властей. 

Первый опыт обучения умственно отсталых детей относится к 1846 г. Педагог-энтузиаст мисс Уайт под влиянием идей врача У. Твиллинга

К проблемам специального образования. Первые законодательные акты в области образования

Целенаправленную государственную помощь людям с ограничен­ными возможностями в Англии начинают оказывать с последней трети XIX в. Ранее для детей из народа действовали приходские школы и школы для бедных. Соб­ственником школ, основанных на пожертвованиях, была англикан­ская церковь, что было закреплено законом, принятым еще в 1662 г.

В конце XVIII в. школы для бедных стали приходить в упадок. Возникло движение за создание воскресных школ, которые структурно оформились к началу XIX столетия. Для детей из беднейших слоев населения организовывались индуст­риальные школы. В 1811 г. основано Национальное общество развития образо­вания для бедных.

Следующим шагом, способствовавшим развитию начального и специального об­разования, послужило введе­ние в 1870 г. обязательного начального образования.

В следующем законе, принятом в 1880 г. и получившим название ­Образовательный акт Э.Д. Мандела (1880), посещение детьми школ становилось обязательным. В соответствии с этим заметно увеличилось и количество государственных школ.

Конец XIX - начало ХХ вв. этап активизации законодательного и финансового участия государства в решении организационных проблем образования, в том числе специального

Закон об обучении умственно отсталых был принят в начале ХХ в. на основе созданной «Комиссии по изучению положения дел по дефективным детям и эпилептикам» (1898). Наиболее заметными в ее деятельности были доктор Ф. Варнера и Х. Шат­тлуорта.

В результате комиссия постановила: в государственных начальных школах слабоумных детей следует отделять от обычных учеников в особые классы с целью получения ими специального обучения; имбецилам надо проходить обследование для получения сертификата об обучаемости; школьным властям вменялось в обязанность контролировать ход обучения ребёнка; учреждения для обучаемых имбецилов организуются отдельно от других категорий нарушений развития, от работных домов и психиатрических лечебниц; занятия с ними ведутся по классно-урочной системе; вопрос о призрении необучаемых имбецилов решают школьные власти.


Закон об обучении умственно отсталых детей был принят в 1899. В нем устанавливались срок обучения (до 16 лет) и правила приема. Отбор детей в специальные школы производился школьной комиссией; родителям предоставлялось право требовать обследования ребенка, если у них возникали сомнения в его полноценности; в случае отказа от обследования взимался штраф. В документах указывалось на необходимость периодического (раз в полугодие) переосвидетельствования ребенка, с целью возможного его возвращения в обычную школу.

В 1891 г. было принято решение о создании «школы специального воспитания» для умственно отсталых детей, а также детских садов для более раннего их выявления. Первые специальные школы для умственно отсталых детей от­крылись в 1892 г. в Лондоне и Лейчестере.

К концу XIX – началу ХХ в. в стране складывает­ся дифференцированная система учреждений для детей и подрост­ков с ограниченными возможностями развития; создаются государ­ственные школы и учреждения для разных категорий «особых» де­тей, конкретизируются сроки обучения.

Увеличение сети дифференцированных специальных учреждений

В этом же году английский парламент принял «Закон О дальней­ших улучшениях в деле попечения о слабоумных и других умствен­но дефективных лицах и о некоторых поправках к законам о душев­нобольных», который определял права глубоко умствен­но отсталых. Было сформулировано понятие «умственная отсталость»; выделены степени этого состояния; регламентированы пра­вила помещения таких людей в учреждения; дано указание о защи­те их прав; указаны меры по охране общества от асоциальных действий умственно от­сталых.

В законодательстве 1914 г. перечислялись основные типы учреж­дений для умственно отсталых детей и подростков - детские сады, специальные классы при обычных школах, специальные школы, приюты для глубоко отсталых. Для де­тей из бедных семей, независимо от степени отсталости, создавались приюты при специальных школах.

Большая заслуга в развитии специального образования в Англии принадлежит «Национальной ассоциации в помощь дефективным детям, созданной в 1903 г. и существующей до наших дней. 

В 1919 г. в Манчестерском университете была созда­на первая в мире кафедра сурдопедагогики, которая получила все­мирную известность в большей степени из-за проводимых исследований. Наиболее значимыми из них руководил сэр Александр Эвинг.