Файл: Утверждаю директор школыгимназии 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, ПЭ, БУ, ПО

- из ряда слов (отобрать картинки со звуком [Б])

- определить позицию звука [Б] в слове.

15. Печатание буквыБ и слов с буквой Б.

16. Организация окончания занятия

Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками [Б] и [Бь].

Давайте вспомним слова со звуками [Б] и [Бь].

(Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).

Молодцы!

Спасибо за работу!

ВУКИ [Д] - [Д’]. БУКВА Д

Цели:

Коррекционно-образовательные:

• - уточнить произношение звуков [Д] - [Дь];

• - учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

• - обучать звуковому анализу слов;

Коррекционно-развивающие:

• развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;

• развитие мелкой моторики рук, дикции.

Коррекционно-воспитательные:

• аккуратность.

Оборудование: предметные картинки, индивидуальные схемы, тетради, ручки,

Х о д з а н я т и я

I. Орг. Момент

Пальчиковая гимнастика:

«Наши пальцы»

Пальцы встали дружно в ряд: Десять крепеньких ребят. Эти два - всему указки. Все покажут без подсказки. Пальцы - два середнячка, Два здоровых бодрячка. Ну, а эти-безымянны, Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки, Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них, Два больших и удалых.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

Медленно открывать и закрывать рот под счет до 5. Постучать язычком за верхними зубами д-д-д-д Упражнения: «Лошадки», «Моляр», «Качели».

2. Знакомство со звуками [Д] - [Дь]

На когтях, а ствол сосновый влез монтер красноголовый.

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит

- Послушайте, как звучит дятел: д-д-д-д - дь-дь-дь-дь

- Какой фишкой мы обозначим каждый звук?

Дети: Звук [Д]-согласный, твердый, звонкий, обозначаем синий фишкой;

Звук [Дь]-согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зеленой фишкой

3. Фонематическое восприятие

Повторите : Дятел дерево долбил,

всех он стуком разбудил.

Дед Данила делил дыню:

дольку – Диме, дольку – Дине.

4. Дифференциация звуков [Д], [Дь]

Игра «Сигнальщики».

—Покажите дятлу, как вы различаете звуки [д], [дь].

Синюю фишку поднимаем, когда слышим [д], а зеленую когда слышим звук [дь]


Слова:

дуб долбит

дерево сидит

дятел доктор

дупло разбудил

- Выделение звуков [д], [дь] из состава слова.

Драконы над лесом пролетали, стук дятла услыхали, На полянку тихо сели и решили поиграть: Слова со звуками [д], [дь] назвать.

— Синий дракон называл слова со звуком [д].

— Зеленый дракон называл слова со звуком [дь].

Помогите драконам подобрать слова к схемам.

5. Звуковой анализ

Дятел отстучал нам стих, но в конце его притих.

Ну-ка, дятлу помогите – в стихе слово доскажите.

Вот папа гриб, а сын – грибок.

Вот папа – дуб, а сын - (дубок) .

- Составьте схему слова «дубок»

III. Ф и з м и н у т к а

Только в лес мы зашли, появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем и вразвалочку идем.

Вдруг мы видим у куста – выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем и в гнездо его кладём

IV Закрепление

1. Знакомство с буквами Д.

- На что похожа буква «Д»?

- Из каких элементов составлена буква «Д»?

- Сколько элементов?

- Прочитайте букву. Посмотрите, как можно изобразить букву «Д» с помощью пальцев рук. Постройте и вы также.

Печатание буквы «Д», «д» в тетради.

V Итог

Скороговорки: «Два дровосека, два дровокола, два дроворуба». «Дарья дарит Дине дыни». «До города дорога в гору, от города с горы».

Оценивается деятельность детей.

Тема: Дифференциация звуков Т-Ть,  Д - Дь, букв Т - Д.

Цель: Формирование навыка  дифференциации звуков Т-Ть,  Д - Дь, букв Т - Д.

Задачи:

Коррекционно -образовательная:

Обогащение словарного запаса по теме: Профессии.

Коррекционно-развивающие:

Упражнять учащихся в четкой дифференциации фонем Т, Д по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции.

Устранять на письме ошибки в написание  букв «т» и «д».

Совершенствовать фонематическое восприятие, навык звуко-слогового анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры.

Активизировать, обогащать и уточнять словарный запас, навыки словообразования по теме «Профессии».

 Развивать опосредованное запоминание через тему «Профессии».

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес, формировать положительную учебную мотивацию через беседу о труде.

Вид занятия: коррекционно-развивающее.

Тип занятия по организационной структуре: комбинированное (комбинация приемов: эвристическая беседа, создание игровой ситуации, иллюстрирование с помощью слайдовой презентации, проблемное задание).



Оборудование: компьютер, экран, проектор, слайдовая презентация. Дидактические средства:

Фронтальные: карта города, буквы для составления слов «Городок мастеров», пословицы на доске, предметные картинки: 10 карточек, метла, лейка. весы, кисть и краски, таблетки, катушка, письмо, мастерок, руль, нож.

Индивидуальные: флажки желтого и коричневого цветов, карточки для слогового анализа с пропущенным слогом, карточки – части пословиц.

Словарь: названия профессий и соответствующая глагольная лексика – дворник, садовник, продавец, художник, доктор, портной, почтальон, строитель, точильщик, водитель; подметать, ухаживать, взвешивать, писать, лепить, кроить, разносить, строить, мастерская, мастер, мастерок, подмастерье, архитектор, творец, трудолюбивый, трудовой.

Ход занятия

1.    Организационный момент.                 2 мин

(Дети стоят перед партами)

Название дня недели, даты занятия. Припоминание месяцев года, дней недели.

Названия:

- месяцев, содержащих в названии звуки Т,Д;

- дней недели со звуками Д, Дь;

- дней недели со звуками Т, Ть.

2. Сообщение темы.                                     5 мин            (СЛАЙД)

(Теперь давайте с вами выясним, чем мы будем сегодня заниматься)

- К нам на занятие пришел вот такой замечательный смайлик. Давайте послушаем, что он нам предлагает.

Появляется смайлик: «Здравствуйте ребята! Если вы сможете составить из букв слова, то узнаете в какое интересное путешествие мы сегодня отправимся.» На столе лежат буквы двух цветов, разные по величине. Составим два слова: из букв желтого цвета, начиная с самой большой до самой маленькой (дети составляют слово «Городок»); из букв коричневого цвета, начиная с самой большой (слово «Мастерок»).  Читаем! (Дети читают: Город Мастеров.)

       - Сегодня мы отправляемся  в Городок  Мастеров. На протяжении всего занятия смайлик будет с нами. (Дети садятся за парты).

       Дифференциация изолированных звуков Д – Т.          (СЛАЙД)

- Если посмотреть на карту, то видно, что в городе две части:

Желтого цвета и коричневого. И постоянно слышатся разные звуки. На желтой половине слышатся звонкие звуки, а на коричневой – глухие.

- О каком звуке сказано?

Языком, передним краем,

В дёсна верхние ударим.

Звук короткий, звук взрывной,

Звук без голоса, глухой.

(Дети произносят звук Т, дают ему характеристику, доказывают глухость различными приемами контроля: пальцы – на голосовых связках, уши закрыты ладонями.)


- У твердого звука Т есть дружок – это …(Мягкий звук Ть).

(Дети дают характеристику звуку Ть с опорой на схему).

- Какой буквой обозначаем на письме звуки Т, Ть?

Аналогично: работа со звуком Д по прочтении строчек.

Языком в десну ударим,

Звонкий голос мы добавим.

            У ребенка с дефектом оглушения – индивидуально, несколько раз вызвать звук Д.

- Кто догадался, какая сегодня тема занятия? (Буквы Д,Т)

- Кто озвучит, какие перед нами стоят задачи?                   (СЛАЙД )

(Один ребенок громко зачитывает: Учиться слышать в устной речи звуки Т –Ть, Д – Дь. Другой ребенок громко зачитывает: Учиться различать на письме буквы Т – Д).

- Так чем же похожи и чем отличаются звуки Д и Т, Дь и Ть? (Сходны местом и способом образования, различаются участием голоса).

Запись в тетради даты занятия и темы.

Перед нами стоит две задачи, озвучим их:                                 (СЛАЙД)

Учиться слышать в устной речи звуки …

Учиться различать на письме буквы…

3. Дифференциация в слогах.           3 мин

- Я вам предлагаю спеть песенки звоночка и наушников (индивидуально, по цепочке дети по инструкции произносят слоги, сопровождая речь поднятием желтого или коричневого флажка).

- Споем песенку: 3 слога со звонким звуком и гласный «а»; 4 слога в песенке: один слог по схеме: согл., гласн., согл. с буквой, обозначающей глухой звук, и т.д.

4. Дифференциация в словах.          8 мин

- Ребята, почему у нас не город, а городок? (Он маленький.) Какая часть слова сделала слово маленьким, превратив город в городок? (-ок).

- А кто живет в нашем городе? (Мастера).

- Кто такой мастер? (Подытожить ответы: мастером можно назвать человека любой профессии, кто прекрасно знает свое дело.)

- А можно ли ученика, молодого работника, маленького мастера назвать «мастерок» (с помощью –ок)? Нет нельзя. Молодой, начинающий помощник называется «подмастерье». (Повторить несколько раз.)

- А есть ли слово «мастерок»? Да, но оно обозначает название инструмента. (Демонстрируется картинка). Кто пользуется мастерком?      (СЛАЙД)

- Давайте угадаем, люди каких профессий живут в городе, с помощью вывесок.

            Предъявляются картинки: метла, лейка, весы, кисти и краски, лекарство, письмо, руль, мастерок, катушка, нож. Дети составляют предложения. (Здесь живет дворник. Он убирает улицы, подметает мусор; и т.д.) Затем помещаем картинку, в зависимости от наличия звонкого или глухого звука, на желтую или коричневую улицу. Куда поместим жить доктора? Водителя? Чем отличаются звонкие звуки в словах «доктор» и «водитель»?


Запоминание.

- Я буду называть слова, а вы подумайте, с какой картинкой связано слово по смыслу, и запомните его.              (СЛАЙД)

            Сад (лейка), ателье (катушка), почта (письмо), картина (кисть, краски), прилавок (весы), остановите (руль).

       А теперь с опорой на картинки назовите слова. (Логопед показывает картинку: лейка; ребенок произносит: сад.)   (СЛАЙД)

Запись в тетради: запишем слог, в котором встречается звук Д или Т, из названия профессий.

            Дворник (дети пишут: двор), садовник (пишут: дов), художник (дож) и т.д.

            Слова: дворник, портной, садовник, почтальон, строитель, продавец, точильщик,  доктор, воспитатель.

5.Физминутка   1 мин

            Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». (Дети изображают действия людей различных профессий).

Гимнастика для глаз.    1 мин.    (СЛАЙД)

- Глазками следим за движением смайлика на экране.

6.    Работа со словами-паронимами.     5 мин

- Скажите, дети, а может ли один звук или буква изменить слово? Проверим! (Проводится работа со словами-паронимами сначала устно, затем письменно). Заменим в последнем слове звук Т на звук Д (букву Т на букву Д).

Назовем мы книгу «том»

Для жилья построим …(дом).

 

Под Москвой есть город Тверь.

В доме открываем…(дверь).

 

По реке плывут плоты,

Зеленеют на ветвях…(плоды).

 

Соловей выводит трель.

Слесарь в сеть включает…(дрель).

 

Архитекторы-творцы

Строят чудные …(дворцы).

7.    Слого-звуковой анализ слова «архитектор».      5 мин

(Отработка сложной слоговой структуры).

- Кто построил дворцы? Кто такой архитектор? (Чтение статьи из словаря). Архитектор – это художник и строитель, но он не строит здание, а придумывает его строение, поэтому он творец.       (СЛАЙД)

Слоговой анализ:

          Произнесем слово архитектор по слогам, определяя, открытый или закрытый слог (на открытый слог показываем ладонь, на закрытый – кулак).

Начертим его схему с помощью гласных: (СЛАЙД)

А       И         Е         О

Запишем под схемой количество звуков в слогах:        (СЛАЙД)

А       И         Е         О

2       2          3          3

Вставим в карточки пропущенный слог (у детей карточки с записанным четырежды словом, в котором последовательно пропущены 1,2,3,4-й слоги). (СЛАЙД)

8.    Дифференциация в предложении.              8 мин