ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, ПЭ, БУ, ПО
- из ряда слов (отобрать картинки со звуком [Б])
- определить позицию звука [Б] в слове.
15. Печатание буквыБ и слов с буквой Б.
16. Организация окончания занятия
Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками [Б] и [Бь].
Давайте вспомним слова со звуками [Б] и [Бь].
(Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).
Молодцы!
Спасибо за работу!
ВУКИ [Д] - [Д’]. БУКВА Д
Цели:
Коррекционно-образовательные:
• - уточнить произношение звуков [Д] - [Дь];
• - учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
• - обучать звуковому анализу слов;
Коррекционно-развивающие:
• развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;
• развитие мелкой моторики рук, дикции.
Коррекционно-воспитательные:
• аккуратность.
Оборудование: предметные картинки, индивидуальные схемы, тетради, ручки,
Х о д з а н я т и я
I. Орг. Момент
Пальчиковая гимнастика:
«Наши пальцы»
Пальцы встали дружно в ряд: Десять крепеньких ребят. Эти два - всему указки. Все покажут без подсказки. Пальцы - два середнячка, Два здоровых бодрячка. Ну, а эти-безымянны, Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки, Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них, Два больших и удалых.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
Медленно открывать и закрывать рот под счет до 5. Постучать язычком за верхними зубами д-д-д-д Упражнения: «Лошадки», «Моляр», «Качели».
2. Знакомство со звуками [Д] - [Дь]
На когтях, а ствол сосновый влез монтер красноголовый.
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит
- Послушайте, как звучит дятел: д-д-д-д - дь-дь-дь-дь
- Какой фишкой мы обозначим каждый звук?
Дети: Звук [Д]-согласный, твердый, звонкий, обозначаем синий фишкой;
Звук [Дь]-согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зеленой фишкой
3. Фонематическое восприятие
Повторите : Дятел дерево долбил,
всех он стуком разбудил.
Дед Данила делил дыню:
дольку – Диме, дольку – Дине.
4. Дифференциация звуков [Д], [Дь]
Игра «Сигнальщики».
—Покажите дятлу, как вы различаете звуки [д], [дь].
Синюю фишку поднимаем, когда слышим [д], а зеленую когда слышим звук [дь]
Слова:
дуб долбит
дерево сидит
дятел доктор
дупло разбудил
- Выделение звуков [д], [дь] из состава слова.
Драконы над лесом пролетали, стук дятла услыхали, На полянку тихо сели и решили поиграть: Слова со звуками [д], [дь] назвать.
— Синий дракон называл слова со звуком [д].
— Зеленый дракон называл слова со звуком [дь].
Помогите драконам подобрать слова к схемам.
5. Звуковой анализ
Дятел отстучал нам стих, но в конце его притих.
Ну-ка, дятлу помогите – в стихе слово доскажите.
Вот папа гриб, а сын – грибок.
Вот папа – дуб, а сын - (дубок) .
- Составьте схему слова «дубок»
III. Ф и з м и н у т к а
Только в лес мы зашли, появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем и вразвалочку идем.
Вдруг мы видим у куста – выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем и в гнездо его кладём
IV Закрепление
1. Знакомство с буквами Д.
- На что похожа буква «Д»?
- Из каких элементов составлена буква «Д»?
- Сколько элементов?
- Прочитайте букву. Посмотрите, как можно изобразить букву «Д» с помощью пальцев рук. Постройте и вы также.
Печатание буквы «Д», «д» в тетради.
V Итог
Скороговорки: «Два дровосека, два дровокола, два дроворуба». «Дарья дарит Дине дыни». «До города дорога в гору, от города с горы».
Оценивается деятельность детей.
Тема: Дифференциация звуков Т-Ть, Д - Дь, букв Т - Д.
Цель: Формирование навыка дифференциации звуков Т-Ть, Д - Дь, букв Т - Д.
Задачи:
Коррекционно -образовательная:
Обогащение словарного запаса по теме: Профессии.
Коррекционно-развивающие:
Упражнять учащихся в четкой дифференциации фонем Т, Д по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции.
Устранять на письме ошибки в написание букв «т» и «д».
Совершенствовать фонематическое восприятие, навык звуко-слогового анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры.
Активизировать, обогащать и уточнять словарный запас, навыки словообразования по теме «Профессии».
Развивать опосредованное запоминание через тему «Профессии».
Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес, формировать положительную учебную мотивацию через беседу о труде.
Вид занятия: коррекционно-развивающее.
Тип занятия по организационной структуре: комбинированное (комбинация приемов: эвристическая беседа, создание игровой ситуации, иллюстрирование с помощью слайдовой презентации, проблемное задание).
Оборудование: компьютер, экран, проектор, слайдовая презентация. Дидактические средства:
Фронтальные: карта города, буквы для составления слов «Городок мастеров», пословицы на доске, предметные картинки: 10 карточек, метла, лейка. весы, кисть и краски, таблетки, катушка, письмо, мастерок, руль, нож.
Индивидуальные: флажки желтого и коричневого цветов, карточки для слогового анализа с пропущенным слогом, карточки – части пословиц.
Словарь: названия профессий и соответствующая глагольная лексика – дворник, садовник, продавец, художник, доктор, портной, почтальон, строитель, точильщик, водитель; подметать, ухаживать, взвешивать, писать, лепить, кроить, разносить, строить, мастерская, мастер, мастерок, подмастерье, архитектор, творец, трудолюбивый, трудовой.
Ход занятия
1. Организационный момент. 2 мин
(Дети стоят перед партами)
Название дня недели, даты занятия. Припоминание месяцев года, дней недели.
Названия:
- месяцев, содержащих в названии звуки Т,Д;
- дней недели со звуками Д, Дь;
- дней недели со звуками Т, Ть.
2. Сообщение темы. 5 мин (СЛАЙД)
(Теперь давайте с вами выясним, чем мы будем сегодня заниматься)
- К нам на занятие пришел вот такой замечательный смайлик. Давайте послушаем, что он нам предлагает.
Появляется смайлик: «Здравствуйте ребята! Если вы сможете составить из букв слова, то узнаете в какое интересное путешествие мы сегодня отправимся.» На столе лежат буквы двух цветов, разные по величине. Составим два слова: из букв желтого цвета, начиная с самой большой до самой маленькой (дети составляют слово «Городок»); из букв коричневого цвета, начиная с самой большой (слово «Мастерок»). Читаем! (Дети читают: Город Мастеров.)
- Сегодня мы отправляемся в Городок Мастеров. На протяжении всего занятия смайлик будет с нами. (Дети садятся за парты).
Дифференциация изолированных звуков Д – Т. (СЛАЙД)
- Если посмотреть на карту, то видно, что в городе две части:
Желтого цвета и коричневого. И постоянно слышатся разные звуки. На желтой половине слышатся звонкие звуки, а на коричневой – глухие.
- О каком звуке сказано?
Языком, передним краем,
В дёсна верхние ударим.
Звук короткий, звук взрывной,
Звук без голоса, глухой.
(Дети произносят звук Т, дают ему характеристику, доказывают глухость различными приемами контроля: пальцы – на голосовых связках, уши закрыты ладонями.)
- У твердого звука Т есть дружок – это …(Мягкий звук Ть).
(Дети дают характеристику звуку Ть с опорой на схему).
- Какой буквой обозначаем на письме звуки Т, Ть?
Аналогично: работа со звуком Д по прочтении строчек.
Языком в десну ударим,
Звонкий голос мы добавим.
У ребенка с дефектом оглушения – индивидуально, несколько раз вызвать звук Д.
- Кто догадался, какая сегодня тема занятия? (Буквы Д,Т)
- Кто озвучит, какие перед нами стоят задачи? (СЛАЙД )
(Один ребенок громко зачитывает: Учиться слышать в устной речи звуки Т –Ть, Д – Дь. Другой ребенок громко зачитывает: Учиться различать на письме буквы Т – Д).
- Так чем же похожи и чем отличаются звуки Д и Т, Дь и Ть? (Сходны местом и способом образования, различаются участием голоса).
Запись в тетради даты занятия и темы.
Перед нами стоит две задачи, озвучим их: (СЛАЙД)
Учиться слышать в устной речи звуки …
Учиться различать на письме буквы…
3. Дифференциация в слогах. 3 мин
- Я вам предлагаю спеть песенки звоночка и наушников (индивидуально, по цепочке дети по инструкции произносят слоги, сопровождая речь поднятием желтого или коричневого флажка).
- Споем песенку: 3 слога со звонким звуком и гласный «а»; 4 слога в песенке: один слог по схеме: согл., гласн., согл. с буквой, обозначающей глухой звук, и т.д.
4. Дифференциация в словах. 8 мин
- Ребята, почему у нас не город, а городок? (Он маленький.) Какая часть слова сделала слово маленьким, превратив город в городок? (-ок).
- А кто живет в нашем городе? (Мастера).
- Кто такой мастер? (Подытожить ответы: мастером можно назвать человека любой профессии, кто прекрасно знает свое дело.)
- А можно ли ученика, молодого работника, маленького мастера назвать «мастерок» (с помощью –ок)? Нет нельзя. Молодой, начинающий помощник называется «подмастерье». (Повторить несколько раз.)
- А есть ли слово «мастерок»? Да, но оно обозначает название инструмента. (Демонстрируется картинка). Кто пользуется мастерком? (СЛАЙД)
- Давайте угадаем, люди каких профессий живут в городе, с помощью вывесок.
Предъявляются картинки: метла, лейка, весы, кисти и краски, лекарство, письмо, руль, мастерок, катушка, нож. Дети составляют предложения. (Здесь живет дворник. Он убирает улицы, подметает мусор; и т.д.) Затем помещаем картинку, в зависимости от наличия звонкого или глухого звука, на желтую или коричневую улицу. Куда поместим жить доктора? Водителя? Чем отличаются звонкие звуки в словах «доктор» и «водитель»?
Запоминание.
- Я буду называть слова, а вы подумайте, с какой картинкой связано слово по смыслу, и запомните его. (СЛАЙД)
Сад (лейка), ателье (катушка), почта (письмо), картина (кисть, краски), прилавок (весы), остановите (руль).
А теперь с опорой на картинки назовите слова. (Логопед показывает картинку: лейка; ребенок произносит: сад.) (СЛАЙД)
Запись в тетради: запишем слог, в котором встречается звук Д или Т, из названия профессий.
Дворник (дети пишут: двор), садовник (пишут: дов), художник (дож) и т.д.
Слова: дворник, портной, садовник, почтальон, строитель, продавец, точильщик, доктор, воспитатель.
5.Физминутка 1 мин
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». (Дети изображают действия людей различных профессий).
Гимнастика для глаз. 1 мин. (СЛАЙД)
- Глазками следим за движением смайлика на экране.
6. Работа со словами-паронимами. 5 мин
- Скажите, дети, а может ли один звук или буква изменить слово? Проверим! (Проводится работа со словами-паронимами сначала устно, затем письменно). Заменим в последнем слове звук Т на звук Д (букву Т на букву Д).
Назовем мы книгу «том»
Для жилья построим …(дом).
Под Москвой есть город Тверь.
В доме открываем…(дверь).
По реке плывут плоты,
Зеленеют на ветвях…(плоды).
Соловей выводит трель.
Слесарь в сеть включает…(дрель).
Архитекторы-творцы
Строят чудные …(дворцы).
7. Слого-звуковой анализ слова «архитектор». 5 мин
(Отработка сложной слоговой структуры).
- Кто построил дворцы? Кто такой архитектор? (Чтение статьи из словаря). Архитектор – это художник и строитель, но он не строит здание, а придумывает его строение, поэтому он творец. (СЛАЙД)
Слоговой анализ:
Произнесем слово архитектор по слогам, определяя, открытый или закрытый слог (на открытый слог показываем ладонь, на закрытый – кулак).
Начертим его схему с помощью гласных: (СЛАЙД)
А И Е О
Запишем под схемой количество звуков в слогах: (СЛАЙД)
А И Е О
2 2 3 3
Вставим в карточки пропущенный слог (у детей карточки с записанным четырежды словом, в котором последовательно пропущены 1,2,3,4-й слоги). (СЛАЙД)
8. Дифференциация в предложении. 8 мин