Файл: 1. История управленческой мысли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
результате, сотрудники обычно работают всю жизнь на одном предприятии, пр в другую организацию рассматривается как неэтичный поступок. Есл американских компаний работают в строгом соответствии с контрактом и ис рамках своих функциональных обязанностей, то японские работники стара хорошо выполнять свои должностные обязанности, но и делать еще что-то пол фирмы.
Для американских менеджеров характерен стремительный «вертикальн рост (постепенное или скачкообразное повышение в должности), а кар специалистов и руководителей чаще носит плавный, «горизонтальный» харак менеджер среднего звена через каждые 4-5 лет перемещается в другие отделы ф там должности, равные своему прежнему статусу. В результате он становится п широкого профиля, знающим все особенности своей фирмы и способным проблемы. И лишь после этого он может рассчитывать на заметный карьерный люди, достигшие пенсионного возраста, редко уходят на пенсию, они остают своей фирме на любых участках и должностях до тех пор, пока у них имеются с
В таблице 3 описанные выше особенности японской и американ менеджмента сведены воедино.
Сравнительная характеристика японской и американской моделей мен
Японская модель менеджмента
Американская модель менеджмент
Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия.
Индивидуальный характер принят решений.
Коллективная ответственность.
Индивидуальная ответственность.
Нестандартная, гибкая структура управления.
Строго формализованная структу управления.
Неформальная организация контроля.
Четко формализованная процеду контроля.
Коллективный контроль.
Индивидуальный контро руководителя.
Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост.
Быстрая оценка результата тру ускоренное продвижение по службе.
Основное качество руководителя —
умение осуществлять координацию действий и контроль.
Главное качество руководителя профессионализм.
Ориентация управления на группу.
Ориентация управления на отдельн личность.
Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату.
Оценка управления по индивидуально результату.
Личные неформальные отношения с подчиненными.
Формальные отношения подчиненными.
Продвижение по службе по старшинству и стажу работы.
Деловая карьера обусловливае личными результатами.
Подготовка руководителей универсального типа.
Подготовка узкоспециализированн руководителей.
Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д.
Оплата труда по индивидуальн достижениям.
Долгосрочная занятость руководителя в фирме.
Наем на работу на короткий период.
Российский менеджмент находится на стадии развития. Он активно вп преимущества различных систем управления. Наибольшее влияние на принципов и методов работы российских менеджеров пока, по-видим американская модель. При этом российская система управления с национальные особенности, формируя модель, наиболее соответствующую гео положению России, ее историческим корням и менталитету граждан.


4.
Перечислите роли менеджеров по Г. Минцбергу.
5.
В чем состоят основные различия японского и американского менеджме
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. – М: МФПУ «Синергия», 20
Дополнительная литература:
1.
Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: П
2.
Друкер П.О профессии менеджера: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2009.
3.
Орехов С.А., Селезнев В.А. Основы корпоративного управления: учебник.
перераб. и доп. – М.: Маркет ДС, 2010.
4.
Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. / пер. с англ. 3-
Вильямс, 2008.
5.
Рубин Ю.Б. Курс профессионального предпринимательства: учебник. 12- и доп. – М: МФПУ «Синергия», 2012.
Интернет-ресурсы:
1.
Сайт «Корпоративный менеджмент» www.cfin.ru
2.
Журнал «Управление компанией» www.management.web-standart.net/
Практические задания:
Задание 1.
Разработайте свою систему требований, предъявляемых к имиджу менеджера:
а)
одежда и аксессуары;
б)
манера поведения;
в)
речь и манера общения;
г)
другие качества.
Задание 2.
Разработайте собственный план развития компетенций менеджера (пре
Для этого перерисуйте и заполните таблицу: укажите годы, начиная с текуще ячейки запишите качества, знания и навыки, которые вы планируете получ себе), для того чтобы стать высокоэффективным менеджером.
Годы
Компетенции
Личные качества
(черты характера)
Знания
Навыки
20…
20…
20…
20…
20…
Задание 3.
Вспомните роли менеджеров в классификации Г. Минцберга. Запишите р из трех категорий), которые должны играть указанные ниже менеджеры:
1.
Генеральный директор инновационной компании, разрабатывающей высокотехнологичное оборудование для космических станций.
2.
Директор департамента, отвечающего в вузе за разработку и внедрение процесс учебников и пособий, систем дистанционного обучения и т.п.
3.
Старший продавец-консультант магазина электроники, контролирующи шести продавцов-консультантов.

Укажите, какие из приведенных ниже особенностей характеризуют т японского менеджмента (Я), а какие – американского (А) (см. образец оформлен
Характерные особенности национального менеджмента:
1.
Оценка качества управления по уровню гармонии в коллективе и колл результату.
2.
Оплата труда по индивидуальным достижениям.
3.
Замедленные оценка работы сотрудника и служебный рост.
4.
Нестандартная, гибкая структура управления.
5.
Личные неформальные отношения с подчиненными.
6.
Управленческие решения принимаются коллективно на основе единог
7.
Наем на работу на короткий период.
8.
Продвижение по службе по старшинству и стажу работы.
9.
Индивидуальный характер принятия решений.
10.
Быстрая оценка результатов труда, ускоренное продвижение по службе
11.
Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию контроль.
12.
Деловая карьера обусловливается личными результатами.
13.
Формальные отношения с подчиненными.
14.
Коллективная ответственность, ориентация управления на группу.
15.
Строго формализованная структура управления.
16.
Неформальная организация контроля.
17.
Оплата труда по показателям работы группы и служебному стажу.
18.
Профессионализм и инициатива – главные качества руководителей.
19.
Долгосрочный наем руководителей и работников организаций.
20.
Четко формализованная процедура контроля.
21.
Оценка качества управления по индивидуальному результату и индив ответственность.
Образец оформления ответа:
1 – Я
2 – А
и т.п.
1   2   3   4   5   6   7   8

Тема 4. Планирование деятельности менеджера
Вопросы темы:
1.
Целеполагание и планирование.
2.
Внешняя среда организации.
3.
Основные виды планированиядеятельности организации.
4.
Принципы эффективного планирования.
Цель изучения темы:

изучение основ планирования как функции менеджмента.
Задачи изучения темы:

изучение роли и места функции планирования в деятельности менеджм организации;

ознакомление с понятием «внешняя среда организации», основными фа внешней среды и характером их влияния на деятельность организации.
Успешно изучив тему, Вы:
Будете знать:

понятие «планирование»;

роль и место функции планирования в деятельности менеджмента орга

основные виды планов, разрабатываемых в организациях;

принципы эффективного планирования.
Будете уметь:
• составлять простейшие планы деятельности организации.

Вопрос 1. Целеполагание и планирование.
Как вы помните, планирование является начальным этапом процесса уп менеджер не понимает целей деятельности организации или не знает, ка методы необходимы для их достижения, то он не может приступать к реал функций управления. Чтобы лучше понять сущность и содержание планиро определимся, что в менеджменте понимается под термином «цель»?
Цель – это желаемое состояние, которого стремиться достичь организация
Цели, которые ставит перед собой организация, должны удовлетворять требованиям (рис. 6).
Рис. 6. Требования, предъявляемые к целям организации
1.
Достижимость. Нет смысла ставить цели, если заведомо известно, что организации не удастся (например, из-за недостатка средств, опыта, особенност окружения и т.п.). Объявление в компании о намерении реализовать такие цел вызовет непонимание, нервозность в коллективе и убежденность сотрудников все цели, о которых заявляет руководство, следует пытаться воплощать в жизнь все это негативно скажется на будущем компании.
2.
Конкретность и количественная измеримость. Представьте себе, чт директор компании заявил на совещании: «Мы в самом ближайшем будущем д значительно повысить производительность труда и существенно увеличить об нашей продукции». Что это? Цель? Нет, это больше похоже на мечту – «в самом будущем … значительно повысить … существенно увеличить». Такие формулир количественных измерений, а значит, они не конкретны. Достижима ли такая сказать. Ведь под «самым ближайшим будущим» сотрудники компании могут п например, пять-шесть лет, а под «существенным увеличением объемов продаж процент. Для того чтобы цель могла стать основой плана организации, она долж примерно так: «В течение одного года мы должны вдвое увеличить производит и на пятьдесят процентов – объем продаж нашей продукции».
3.
Ориентированность во времени. Собственно говоря, в предыдущем пр показали, что такое ориентированность целей во времени, когда сформулирова начинающуюся со слов «в течение одного года …». Однако ориентация во време сложное понятие, предполагающее, что все цели организации, должны быть св другом так, чтобы было возможным их последовательное достижение. Это треб напрямую связано со следующим.
4.
Взаимоподдерживаемость. Другим словами, цели должны быть согла между собой. Достижение ближайших целей должно гарантировать возможно последующих (более отдаленных) целей. Кроме того, при формировании систем компании надо понимать, что зачастую для выполнения целей одного подразд необходимо, чтобы свои цели реализовали другие (смежные) подразделения. В случае может разрушиться вся система целей компании.


Планирование (planning, programming) – это процесс определения целей поиск наиболее эффективных методов и средств их достижения в усло ограничений по ресурсам и времени.
Другими словами, планирование – это процесс составления планов орган такое план?
План (plan ) – это официальный документ, в котором отражаются про конечные цели, задачи, механизмы координации и распределения ресу варианты действий в нештатных ситуациях.
Часто для повышения удобства составления плана и контроля ег менеджеры пользуются специальными инструментами, например, составляют
Гантта (рис. 7). Каждый заштрихованный прямоугольник диаграммы показы какого периода времени должен выполняться данный пункт плана (этап раб связаны между собой, какие из них должны выполняться параллельно и т.п.
Рис. 7. Пример диаграммы Гантта
В процессе планирования менеджмент компании решает сразу несколько
1.
Обоснование деятельности компании.
2.
Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и отдел структурных подразделений.
3.
Мотивация трудовой активности персонала.
4.
Основание для принятия управленческих решений.
5.
Создание критериев для оценки и контроля результатов деятельности.
6.
Информационное обеспечение процессов управления.
Прогнозирование – это специальная функция менеджмента, тесн планированием.
Прогнозирование – это процесс предугадывания развития событий до их
Успешность прогнозирования зависит от таких условий, как:

объем и качество информации о прогнозируемом процессе и объекте уп

правильность формулировки задачи прогнозирования и обоснованности способа ее решения;

наличие необходимых вычислительных средств и вычислительного апп соответствии с выбранным методом.
Вопрос 2. Внешняя среда организации.
Что такое внешняя среда организации?
Внешняя среда организации – это совокупность факторов ее внешнего ок
Факторами (или иначе говоря – переменными) внешнего окружени называются различные объекты и явления, так или иначе влияющих н организации. Результативность и эффективность работы любой организаци зависит от факторов ее внешнего окружения.
Внешнюю среду условно делят на: внешнюю среду прямого воздействия (м среду делового окружения) и внешнюю среду косвенного воздействия (макросре

Рис. 8. Внешняя среда организации
Внешняя среда прямого воздействия – это набор таких факторов, ко непосредственно влияют на деятельность организации (рис. 9).
Рис. 9. Важнейшие факторы внешней среды прямого воздействия
Внешняя среда косвенного воздействия – это набор факторов, которы прямого и немедленного воздействия на организацию, но могут сказаться на е косвенно (через изменение факторов среды делового окружения) или с теч
(рис. 10).
Рис. 10. Некоторые факторы внешней среды косвенного воздейств
В современном менеджменте оказывается недостаточным лишь уяснен факторы извне влияют на деятельность организации. Критически важн понимание характеристик внешней среды организации. Основными хар внешней среды являются:
Сложность внешней среды – число факторов, на которые органи реагировать. Для различных организаций различна и сложность внешней сред
Взаимосвязанность факторов внешней среды – это степень влияния изм фактора на все остальные. Изменение некоторых факторов приводит к изменениям других (законы, потребители и т.п.).
Уровень вариативности – это степень изменчивости каждого факт факторы являются более стабильными (социокультурные факторы, тру общества и т.п.), другие – существенно изменчивыми (научно-технический пр желания потребителей и т.п.).
Подвижность внешней среды – это скорость, с которой происходят изм организации. Подвижность может быть различна для разных подразделений ор
Неопределенность внешней среды – это соотношение между количеством внешней среде, которой располагает менеджмент, и уверенностью в достоверн этой информации. Чем выше неопределенность, тем сложнее принимать реше


Вопрос 3. Основные виды планирования.
Менеджмент формирует систему целей развития компании, одна из ко самой главной, стратегической, отвечающей на вопрос «где мы хотим быть?». А
для определения путей достижения этих целей менеджерам приходится сост
планов, иначе говоря, планы организации можно разделить на несколько уровн
Какими же бывают планы организации? Прежде всего, менеджмент и компании формулируют т.н. миссию компании. На ее основе разрабатывается с
план развития компании. Затем формируются тактические планы, а н
оперативные (текущие планы) (рис. 11). Рассмотрим эти виды планов подробне
Рис. 11. Уровни планирования деятельности организации
Миссия указывает на смысл существования организации, ее предназнач принципы работы и уникальность.
Стратегические планы относятся ко всей организации в целом и воплощение в долгосрочной перспективе – пять или более лет. Задачей планирования является обеспечение изменений внутри организации для реакции на изменения, происходящие во внешней среде. Формируя страте менеджмент компании тем самым пытается дать ответы на вопросы: «что нашем окружении?» и «как нам следует измениться, чтобы стать лучшими?».
Некоторые компании могу ставить стратегические цели на более отдал времени (например, на десять и более лет). Однако в неблагоприятных условиях период стратегического планирования может уменьшаться до одного
В тактических планах указываются действия конкретных подразделени обеспечивающие достижение стратегических целей. Тактические планы обыч на срок до 1 года. Успешное последовательное исполнение нескольких такти обеспечивает претворение в жизнь стратегического плана компании.
В оперативных (текущих) планах определяются цели конкретных о отдельных сотрудников организации на ближайшее полугодие или квартал й

Бизнес-план документ, предназначенный для детального описан возможности какого-либо инвестиционного проекта, направленного на созда совершенствование действующего бизнеса (производства, филиала, услуги, про
Вопрос 4. Принципы эффективного планирования.
Для того чтобы быть эффективным, планирование деятельности орган соответствовать ряду важных принципов (рис. 12):
Рис. 12. Принципы эффективного планирования
1.
Принцип единства.Организация – это целостная система, поэтому её со должны развиваться в едином направлении. Планы каждого подразделения до связаны с планами всей организации.
2.
Принцип участия.Каждый член организации становится участником п деятельности независимо от занимаемой должности. В процесс планирования вовлекаться все, кого он затрагивает.Планирование, основанное на принципе у называется «партисипативным».
3.
Принцип непрерывности.Внешняя среда организации неопределенна поэтому компания должна корректировать и уточнять свои планы с учетом эти
Процесс планирования должен осуществляться постоянно.
4.
Принцип гибкости.В компании должна быть обеспечена возможность планов при возникновении непредвиденных обстоятельств.
5.
Принцип точности.Любой план должен быть составлен с такой степен которая необходима для его правильного исполнения.
Вопросы для самопроверки:
1.
Что такое планирование?
2.
Назовите основные элементы типового плана организации.
3.
Что называют миссией организации? Приведите пример формулировки
4.
Какие виды планов формируются в организациях?
5.
Перечислите принципы эффективного планирования.
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. – М: МФПУ «Синергия», 20
Дополнительная литература:
1.
Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: П
2.
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и пер
Таганрог: ТРГУ, 2003.
3.
Гончарук В.А. Алгоритмы преобразований в бизнесе. – М.: Дело, 2001.