Файл: Историческая тематика творчества Федора Шаляпина в контексте современного исторического образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Глава 2. Творческая жизнь Ф.И. Шаляпина. Историческая тематика его произведений
2.1 Восхождение к мировой славе
Под занавес сезона 1896 года в Мариинском театре Ф.Шаляпину все же удалось блеснуть в партии Мельника. Аплодисментам и вызовам не было конца. Дирекция поручила артисту подготовить за лето трудную и интересную роль Олоферна в опере «Юдифь» Александра Серова. Шаляпин собирался с головой погрузиться в работу, но в это время его пригласили выступить в частном оперном театре Нижегородской ярмарки.

Владельцем Русской частной оперы был один из богатейших людей России, известный московский промышленник, меценат, строитель железных дорог Савва Иванович Мамонтов. С. Мамонтов основал Русскую частную оперу в 1885 году. Сначала в репертуаре его антрепризы преобладали иностранная музыка и итальянские певцы - этот период продлился два года. Затем последовал большой перерыв, и работа возобновилась лишь в 1896 году. Теперь концепция изменилась: основной задачей Частной оперы стало сценическое воплощение произведений русских композиторов. На ее сцене были впервые поставлены шедевры Н. А. Римского-Корсакова «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кашей Бессмертный», новое осмысление получили его же «Псковитянка» и «Снегурочка», а также «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского.

Будучи художественно и музыкально одаренным человеком С. Мамонтов сам режиссировал постановки, руководствуясь идеей о том, что
по-настоящему замысел произведения можно раскрыть лишь при гармоничном слиянии всех составляющих оперного действа - музыкального, сценического и декоративного. В противовес закостенелым формам оперного театра, за которые крепко держалась казенная сцена, Мамонтов смело шел на эксперименты - именно в Частной опере сформировался новый тип певца-актера.

Ф.Шаляпин легко влился в новую труппу: его приятно удивили искренние отношения между артистами.

С.Мамонтов, по свидетельству художника Константина Коровина, очень высоко отзывался о таланте молодого певца. «Я чувствую, что Шаляпин – уника, – говорил он. Это настоящая сила. Какой удивительный мощный голос! В консерватории не был, хорист, певчий. А кто знает, не сам ли он консерватория?»77.

Во время гастролей С.Мамонтов из всей труппы особенно выделял Ф.Шаляпина: часто приглашал его на обеды, водил на художественные выставки, заботясь о развитии вкуса своего подопечного. Вкус, признавался артист, был у него в ту пору крайне примитивный. Ему нравились картины, написанные «как фотографии». Мамонтов же возмущался, что жюри ярмарки отвергло панно Михаила Врубеля «Микулу Селяниновича» и «Принцессу Грезу». В пику жюри меценат построил для полотен Врубеля специальный павильон, куда и привел Шаляпина посмотреть на настоящее искусство. Певец ничего не понял, по его мнению было наляпано, намазано и неприятно смотреть. На его недоуменные вопросы С.Мамонтов ответил, что в картине Врубеля чувство большое. Это объяснение очень взволновало Ф.Шаляпина.


Между тем, гастроли заканчивались. Ф.Шаляпин с грустью думал о близком расставании с Мамонтовым, Коровиным и артистами труппы. И вдруг Савва Иванович предложил ему переехать в Москву, петь в Частной опере. Однако разрыв контракта с Императорскими театрами грозил Федору большой неустойкой. Пришлось вернуться в Петербург. И все же Мамонтову удалось добиться своего. Он предложил Шаляпину 7200 рублей в год и обязался заплатить ровно половину неустойки Императорским театрам. Свою роль сыграло и увлечение певца молодой итальянкой из труппы С. Мамонтова. Осенью 1896 года двадцатитрехлетний артист переехал жить и работать в Москву.

В Частной опере ему сразу же поручили главную роль в «Жизни за царя» М. Глинки. Появление нового солиста было замечено. Видный театральный критик писал, что исполнение Ф.И. Шаляпиным роли Сусанина было очень ново и своеобразно, артист имел большой успех у публики, которая, к сожалению, была тогда еще малочисленной78.

На каждый следующий спектакль публики приходило все больше и больше. Готовясь ко второй роли - роли Мефистофеля в «Фаусте» - Шаляпин получил от С. Мамонтова право самому подобрать костюм и грим. Наконец певец смог показать и доказать всем и, главное, самому себе, на что он способен. Успех был просто огромный.

За те три года, которые Ф. Шаляпин проработал в Русской частной опере, он сыграл в девятнадцати ролях, среди которых, кроме уже упомянутых выше, были партии, также ставшие его «визитными карточками»: Иван Грозный в «Псковитянке», Сальери в «Моцарте и Сальери», Варяжский гость в «Садко» (все данные произведения принадлежали Римскому-Корсакову), Досифей в «Хованщине» М. Мусоргского и Борис Годунов в его же одноименной опере.

Слава не заставила себя долго ждать. После спектаклей с участием Ф.Шаляпиным публика неистовствовала, выносила артиста из театра на руках. Не было ни одного дома, в котором не говорили бы о таланте певца. Как писал известный в те годы театральный критик Юрий Беляев: «в Москве - три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас - Федор Иванович Шаляпин»79.

С итальянской балериной Иолой Торнаги Федор познакомился во время нижегородских гастролей - в труппе работала красивая иностранка, она была приглашена Саввой Мамонтовым из венецианского театра. Танцевала Иола изумительно, но, как впоследствии вспоминал Ф. Шаляпин, всегда была грустна. Пытаясь ободрить синьорину, Шаляпин подходил к ней и произносил музыкальные термины - больше ничего «по-итальянски» он сказать не мог. Когда Иола внезапно заболела, влюбленный Федор носил ей бульон и вино, а потом, чтобы легче было о ней заботиться, перевез девушку в дом, где квартировал
80.

Однажды в присутствии С.Мамонтова певец обмолвился, что женился бы на Иоле, если бы умел говорить по-итальянски. Меценат, мечтавший переманить талантливого баса к себе, воспользовался этой информацией и после гастролей продлил контракт с балериной. Он же послал девушку в Петербург уговаривать Ф.Шаляпина перейти в Частную оперу. Против таких уговоров влюбленный артист устоять не смог.

Через какое-то время Ф. Шаляпин оригинально признался девушке в любви. Во время генеральной репетиции оперы «Евгения Онегина», где он исполнял партию Гремина, вместо всем известных слов со сцены прозвучало: «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги!»81.

Венчание состоялась 27 июля 1898 года в церкви небольшого села Гагина Владимирской губернии. В браке с Иолой Торнаги, которую стали звать на русский манер Иолой Игнатьевной, у Шаляпина родилось шестеро детей (младший сын умер в раннем детстве). Через восемь лет у Федора Ивановича Шаляпина появится и вторая, неофициальная, семья: он сильно увлечется Марией Валентиновной Петцольд; с ней у певца будет трое общих детей. Так, разрываясь на две семьи - московскую и петербургскую, Ф.И. Шаляпин проживет до самой эмиграции.

В начале 1898 гола труппа Мамонтова отправилась на гастроли в Санкт-Петербург. В репертуаре было 9 русских и 5 иностранных опер. Наибольшим успехом пользовались те из них, в которых пел Ф. Шаляпин. В.В. Стасов, идеолог «Могучей кучки» и неустанный пропагандист творчества композиторов, входивших в этот кружок, писал о Шаляпине-Грозном в опере «Псковитянка»: «Радость безмерная! Великое счастье на нас с неба упало. Новый великий талант народился. И такому-то человеку - всего двадцать пять лет!»82.

Теперь и холодный Петербург, всего два года назад «проглядевший» большого артиста, признал, наконец, его исключительный талант. Дирекция Императорских театров желала вновь заполучить певца на главную сцену страны. Особенно за это ратовал В. А. Теляковский, назначенный директором Императорских театров Москвы. По этому поводу в его дневниках имеется следующая запись: «Шаляпин будет большой и европейский артист, в этом я уверен... Я уж его без контракта не выпущу - будь это 10-12-15 тысяч - все равно. Он должен быть у нас»83. После долгих переговоров Федор Иванович подписал контракт с Большим театром на три года.

Интрига, однако, была еще не завершена. До окончания контракта с Частной оперой Шаляпин продолжал петь в труппе С.Мамонтова, переживавшей очень сложные времена. Мецената несправедливо обвинили в растрате казенных денег и арестовали. Ф.И. Шаляпин, решив, что не может бросить товарищей в беде, просил В.А. Теляковского освободить его от обязательств, но тот на уступки не согласился. Тем более что речь шла об очень большой неустойке, а всей этой суммы певцу найти не удалось. Волей-неволей ему все же пришлось перейти на казенную сцену.


24 сентября 1899 года состоялся дебют Ф.И. Шаляпина в Большом театре в его «коронной» партии Мефистофеля в «Фаусте». Накануне первого спектакля его встретили на сцене всеобщими аплодисментами артистов, а при появлении перед оркестром громовым тушем - небывалой чести для артиста. Сам дебют оказался сплошным триумфом.

Со вступлением Шаляпина в труппу Большого театра интерес публики к этой оперной сцене вырос невероятно, что естественно отразилось на сборах, и уже на второй год все абонементы были проданы. Если раньше Москва являлась как бы местом ссылки для петербургских оперных певцов, то теперь именоваться артистом Большого театра стало так же почетно, как и артистом Мариинки.

В 1900 году Ф.Шаляпин отправился на парижскую Всемирную выставку во Францию. В Париже он выступал на музыкальных номерах, в аристократических салонах, а также в редакции влиятельной газеты «Фигаро». Вскоре певец получил приглашение от знаменитого миланского театра Ла Скала - ему предлагали петь в опере «Мефистофель» Арриго Бойца. Телеграмма из Италии застала Ф. Шаляпина врасплох. Сначала он даже засомневался, не шутка ли это, и послал ответную депешу с просьбой повторить текст. Получив подтверждение, артист решил запросить небывалую цену - 15 тысяч франков за десять спектаклей84, в надежде, что дирекция не согласится. Однако его условия были приняты.

Ф.И. Шаляпин не скрывал, что боится. Ему, русскому, ехать на родину оперы, петь на итальянском языке малознакомое произведение в театре, где блистали великие европейские артисты - это было серьезное испытание. Чтобы подготовиться получше, певец даже уговорил своего друга, композитора Сергея Рахманинова, отправиться с ним на все лето в Италию для работы над новой ролью.

В начале следующего года Ф.Шаляпин приехал в Милан к началу репетиций. Величественная сцена Ла Скалы потрясла его. Смущало то, что дирижер Артуро Тосканини, давая советы другим исполнителям, ему не сказал ни одного слова. И только на второй репетиции, когда Шаляпин закончил петь пролог, дирижер на минуту остановился и тихо прошептал ему: «Браво»85. Впрочем, дирекции театра тоже пришлось поволноваться из-за новшеств, на которых настаивал русский бас. Чего только стоило его заявление о том, что Мефистофеля он собирается играть полуголым! Страхи развеялись на генеральной репетиции, когда Шаляпин вышел на сцену в своем костюме. Артисты, хористы и даже рабочие ахали и восторгались, ощупывая подрисованные мускулы, - к гриму здесь относились довольно пренебрежительно, и уж тем более никому не приходило в голову гримировать руки.