Файл: Общая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Общая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского.


Родился в 30 октября (11 ноября) 1821 года в семье лекаря, был 2-ым сыном. Его отец, Михаил Андреевич, имел яркую судьбу, принадлежал к роду священников, но был одним из тех, кто оказался способен этот род священников прервать.

Переломный момент для семьи – 1837-й год. В это время умирает Пушкин, что для братьев было большим ударом, так как они были очень увлечены литературой. Умирает и матушка. Это фактически разрушает семью. Выход Михаила в отставку. Тогда же отец отправляет старших сыновей из Москвы в Петербург для подготовки к поступлению в Главное инженерное училище.

В 1838-43гг. Фёдор учится в училище, выходит оттуда со званием инженер-поручика.

8 июля 1839 года скоропостижно, от апоплексического удара скончался отец писателя. Ходили слухи, что он умер не своей смертью, а был убит мужиками за крутой нрав. Отсюда тема случайного, распадающегося семейства в его творчестве.

Далее (1843г.) Достоевский был зачислен на службу в инженерный корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде, но прослужил он там недолго. Он решает уйти в отставку (что принципиально, поскольку на эту должность после отставки вернуться было нельзя) и посвятить себя литературному творчеству. 

Первая публикация – анонимный перевод «Евгении Гранде» Бальзака. В том же году пишет свой первый роман – «Бедные люди», который был высоко оценен В. Белинским.

Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующие произведения натыкаются на непонимание. Повести «Двойник» (1846г.), «Хозяйка» (1847 г.) не вызывают абсолютно никаких эмоций, и даже критикуется. Белинский увидел в них фантастику и был возмущен их непонятностью.

С конца зимы — начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых (Алексея, Андрея и Николая). Весной 1846 года А. Н. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М. В. Петрашевским

В 1848 году – во Франции снова революция. Отсюда ужесточение режима («мрачное семилетие»). Появляются тайные кружки. Кружок Буташевича-Петрашевского, с которым Достоевский сблизился в 1847 году. На собраниях кружка обсуждались новейшие социалистические учения. Достоевский входил в число сторонников немедленной отмены крепостного права в России. Но правительству стало известно о существовании кружка, и 23 апреля 1849 года тридцать семь его участников, в том числе и Достоевский, были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Их приговорили к смертной казни (отсюда сюжет со смертной казнью далее появляется в «Идиоте»), но по приказу императора приговор был смягчен, и Достоевского сослали в Сибирь на каторгу.


Ко времени пребывания писателя на каторге относится первая медицинская констатация его болезни – эпилепсии, от которой писатель страдал всю оставшуюся жизнь. К слову, некоторых своих героев он также наделяет этой болезнью (Смердяков, Мышкин, Кириллов).

Результат отбывания каторги – роман «Записки из мёртвого дома». По выходе с каторги (1853 г.) пишет два письма – брату и Наталье Фонвизиной, которая вместе с Прасковьей Анненковой навещала петрашевцев в Тобольске и передала Фёдору Ветхий Завет. В этом письме определяется символ веры Достоевского. Его вера заключена в преклонении Христу, как к личности. Вырастает собственная религиозная философия Достоевского – почвенничество. Речь идёт о духовной почве, которой для него становится Христос. Это первый пласт почвенничества, а второй заключается в народном чувстве Христа, народном типе христианского мироощущения. В современной Достоевскому России единственными истинно верующими людьми ему видятся преступники. Он впервые видит, что русский преступник может быть и убийцей, но он признаёт себя убийцей и сознаёт, что он великий грешник. А русская интеллигенция, по Достоевскому, давно в Бога не верит. Так, почвенничество складывается из двух пластов: Иисуса Христа, как личности, и русского народа. Русский народ – богоносец.

Следующие шесть лет (1853-59гг.) живёт в Сибири на военной службе. Из Омска Достоевского сопроводили под конвоем в Семипалатинск. Здесь он служил рядовым, затем получил офицерский чин. Там, весной 1854 г. знакомится с Марией Дмитриевной Исаевой, с которой венчается в 1857г. в Кузнецке. В Петербург он вернулся только в конце 1859 года.

Возвращается в совершенно другую Россию. Это уже не Россия Николая I, теперь наступила новая эпоха – Александра II. Достоевскому вписаться в эту новую Россию очень непросто. Первая проблема для него – стать актуальным писателем. Хочет проповедовать свою философию.

С 1862-го года – впервые выезжает за границу. Пережив Сибирь, он почувствовал необходимость полной свободы => заграничные путешествия. Висбаден. Там он становится настоящий игроманом. «Игрок» (1866г.)  собственный опыт. Описываются две страсти – любовь к игре и к женщине Полине (прототипом считается Аполлинария Суслова, его «роковая любовь»). При работе над романом Достоевский решил воспользоваться услугой стенографистки Анны Григорьевны Сниткиной. В 1867г. женится второй раз, на Анне Григорьевне.

1866-81гг. – «Великое Пятикнижие».



1866г. – «Преступление и наказание».

1868г. – «Идиот».

1871-71гг. – «Бесы».

1875г. – «Подросток».

1979-80гг. – «Братья Карамазовы».

На этом фоне разворачивается публицистика Достоевского. «Дневник писателя».

В конце января 1881 г. Достоевский заболевает туберкулёзом. 28 января он умирает.


  1. Типология романов Ф. М. Достоевского.

    1. Полифонический роман. Достоевский первым попытался отказаться от господствующего авторского голоса. В романе звучит не один авторский голос! Достоевский никогда прямо не выражает своей позиции, право голоса он даёт своим героям.

«Преступление» Достоевский понимает широко, как «преступать, переступать через что-то». Все люди преступники, оказываются в ситуации нарушения нормы. О «преступлении» говорит не автор, а сами герои. Статья Раскольникова «О преступлении». Мармеладов – тоже преступник, его рассказ – история преступника. Свидригайлов – теоретик преступления. Личностной позиции автора нет.

    1. «Роман-трагедия». Убийство – как основа всех романов Достоевского (кроме «Подростка»). Мир как преступление. Мир как трагедия осмысляется с христианской точки зрения. Конечный уровень осмысления жизни у Достоевского – Иисус Христос. Любой человек преступник, но каждый может воскреснуть. Раскольников сам просит прочесть ему Евангелие, сам же выбирает текст о воскресении Лазаря.

    2. «Почвенничество». Простой народ – богоносец, интеллигенция в бога не верит и не способна признать свой грех. Раскольников и Соня – представители разных классов. Раскольников – образованный, убийца-интеллигент. И долгое время отказывается признать грех. Соня – не виновна в том, как сложилась её судьба, но считает себя «великой грешницей».

    3. Герой-идеолог. Он теоретик идеи. Пытается применять на практике (Родион, Подросток. Карамазов). Герой интересует Достоевского не как явление действительности, обладающее определенными и твердыми социально-типическими и индивидуально-характерологическими признаками, не как определенный облик, создающийся из черт односмысленных, отвечающих на вопрос «кто он?». Нет, герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на себя самого. Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а прежде всего то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя самого.


«Подросток»: Герой романа, подросток 19 лет Аркадий Макарович Долгорукий, пытается воплотить «идею Ротшильда» — «цель не богатство материальное, а могущество». При этом главным в произведении Достоевский считал не проверку «идеи» Аркадия Долгорукого на прочность, а поиск им идеала.

    1. Персонажи распадаются на два типа: акт преступления - преступник и жертва. Система образов преимущественно строится на двойничестве (духовное).

*Двойники есть у Раскольникова и Сони

    1. Можно сюда же: проблематика случайного семейства, конклавные сцены.




  1. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: проблематика образа Родиона Раскольникова.

В центре романа – Родион Романович Раскольников. Он нарисован талантливым, красивым, воспитанным в благочестивом семействе. Он любим! И, несмотря на это, Достоевский делает его убийцей. Он сам отказывается от хорошей жизни, это его выбор!

Раскольников – герой-идеолог, теоретик, формирует идею. Две позиции:

    1. Он теоретик, изобретатель оригинальной идеи, разворачивающейся в теорию.

    2. Свою идею герой-идеолог стремится реализовать на практике в своей жизни.

Статья «О преступлении». Опирается на историю человечества. Мировая история, прогресс основаны на насилии и преступлении. В этом контексте упоминаются три исторические личности: Магомет (пророк Ислама, единобожие, Новая религия!), Ликург (появление римского права, Новое законодательство!), Наполеон (Новая Европа!).

Каждый великий человек по своей сути преступник. Человечество делится на большинство (жертвы, материал исторического прогресса) и меньшинство (великие люди, те кто возглавляет массы). Главным становится вопрос, является ли он сам великим человеком? Поэтому Раскольников идёт на проверку. Однако это лишь теория Раскольникова. Позиция Достоевского отличается, она выражена на уровне сюжета.

Раскольников долго выбирает себе жертву, он хочет убить зло, которое, как ему кажется, воплощено в Алёне Ивановне. Но на месте убийства оказывается и её сестра, Лизавета, которую Раскольникову также приходится убить.

Если все великие люди – преступники, то не все преступники – великие люди. В этом позиция Достоевского.

Система персонажей делится на два типа: преступники и жертвы. Герои-двойники.

Так, идейными двойниками Раскольника становятся преступники.

- Мармеладов. На нём ответственность за судьбу семьи. Отец отказывается от ответственности за неё, и семья распадается. Мармеладов погибает, сбитый лошадью извозчика на улице. Вдова Мармеладова – Катерина – вскоре скончается от туберкулеза. Троих же детей покойницы заберут в сиротский дом. Все женщины в этой семье – жертвы. Проблема «случайного семейства» (не все члены семьи связаны кровными связями).


- Свидригайлов. Тип порочного человека, наслаждающегося этим пороком. Главный идеолог преступления. «Тема сексуального насилия над маленькой девочкой». Идеолог преступления кончает жизнь самоубийством = акт наказания героя.

- Лужин. Человек современного Достоевскому мира. Выгода и расчёт, всё крутится вокруг денег.

Миколка берёт на себя грех, он готов к наказанию. Это зеркальная противоположность Раскольникова. Религиозный человек из народа, выпадающий из системы преступников и жертв.

Не сознательно, но психологически Родион чувствует, что изменил человеческой природе («отрезан от всего человечества»). Так, весь роман – вопрос о наказании Раскольникова. Проблематизируется не преступление, а наказание. Юридическое наказание не главное, а главное, чтобы Раскольников сам для себя признал, что его убийство – грех.

История пути от преступления к истинному наказанию, о воскресении человека.

Показать человека, который идёт путём наказания, помогают художественные средства:

- сны Раскольникова. 2 сна: про лошадей. Случай летом 37-ого года, собственное переживание Раскольникова. Отец никак не вступается => разрешение на насилие. И на каторге: в современное человечество вселились страшные существа => преступление как составляющая нормального общества.

- фантастические приёмы: незнакомый мещанин Раскольникову: «убивец!»

- диалоги и монологи. Герои говорят о преступлении, обсуждают его. Достоевский отказывается от авторских монологов, всё существует в диалогах.

- точечный хронотоп. Основные события романа происходят за несколько дней и на нескольких улицах Петербурга. В этом точечном хронотопе внимание сосредоточено на психологическом состоянии героя.

- текст в тексте. Евангельский текст, притча о воскресении Лазаря. Это тоже диалог – авторского текста с иным текстом. Чтение с Соней – кульминация романа. «Убийца и блудница сошлись за чтением вечного текста».

После чтения текста, Соня для Раскольникова – духовная опора, проповедник и исповедник. Советует ему признание перед всем миром. Раскольников юридически признал преступление, но не признал свой грех по-христиански. Достоевский подчёркивает, как каторжники плохо к нему относятся.


  1. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: проблематика образа Сони Мармеладовой.

В системе персонажей романа выделяются два типа: преступники и жертвы. Соня Мармеладова относится к обоим типам – она и грешница (преступница) и жертва.