Файл: Общая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Общая характеристика жизни и творчества А. П. Чехова.

Начинает собой литературу ХХ века.

В философии есть два базовых учения: онтология (о бытии мира) и гносеология (о познании мира). Достоевский и Толстой выстраивали свою картину мира, в общем. Отличие Чехова в том, что он станет первым, кто сосредоточен на познании мира человеком, как он это делает. Чехов - гносеолог, важна не целостная картина, а само познание.

«Никто не знает настоящей правды» - художник должен ставить вопросы, а не искать истину. Необходимо все время находится в процессе познания мира.

Один из устойчивых сюжетов Чехова: казалось => оказалось. В центре – сфера человеческого сознания.

Чехов не согласен с тем, что человека определяет социум. Наоборот, личная ответственность за самого себя. Его герои часто скучные, пошлые. Их такими сделало не общество, а они сами. Человек сам делает себя «маленьким».
У Чехова есть свои идеалы:
1) На первом месте – человеческое тело. Оно совершенно, гармонично. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо¸ и одежда, и душа, и мысли».
2) В творчестве Чехова господствует малый жанр – мир распался на фрагменты. Отказ от романа, так как это онтология. Функцию большого жанра Чехов восполняет в драме.

3) Чехов – точка перехода от реализма к модернизму. В его произведениях есть и пласт реализма, и модернизма, и символизма, и импрессионизма. Реализм, осложненный модернизмом. Каждое произведение можно интерпретировать с обеих сторон.

4) Религиозных составляющих в системе ценностей Чехова нет.
1860-80-е гг. Родился в Таганроге, на море. Его отец, Павел Егорович, был купцом. Был строгим человеком, церковным старостой. Дети росли почти в церкви, хорошо были знакомы со службой, отсюда неоднозначные отношения Чехова с религией (=насилие).

Отец разорился, семья переехала в Москву, кроме Антона, ему нужно было окончить гимназию. На полтора года остаётся один, начало самостоятельной жизни.

-разобрался с кредиторами отца
- в 1879 году окончил гимназию

- театр в Таганроге.

В 1879-1884гг. – учится на врача в Московском университете. С начала 1880-х – учебная практика. Далее работает врачом. В это же время начинает публиковаться.

1 этап творчества: Творчество «Антоши Чехонте» 1880-1887 гг.

1880 г. - первое произведение. Короткие юмористические рассказы в юмористических журналах (“Будильник”, “Стрекоза”). Публикуется только под псевдонимами.


1884г. – первый сборник «Сказки Мельпомены». Художественная позиция: существование под маской = поиск. Произведения его были востребованы, было написано около 100 штук.

1883 г. - “Смерть чиновника”, “Толстый и тонкий”

1885 г. - “Горе”

1887 г. - “Счастье”

2 этап творчества: 1888-1889 гг.

1887г. – сборник «В сумерках». Пишет под своим именем. В 1888 году Чехову дали Пушкинскую премию за этот сборник. Многие литераторы написали Чехову с требованием быть ответственным за свой талант. Чехов понимает, что не может больше размениваться на малый жанр и начинает создавать повести.

1888 г. - повесть “Степь”.

1889 г. - повесть “Скучная история”.

Далее Чехов едет на Сахалин.

3 этап: сахалинский период, 1890г, «пост-сахалинское» творчество начала 1890-х гг.

21 апреля  8 декабря 1890г. – путешествие на о. Сахалин.

Путешествие по Сибири. Очерки «Из Сибири», 15-21 мая 1890г. – Томск.

10 июля – 13 октября 1890г. – Остров Сахалин. Каторжный остров. Чехов сделал полную перепись населения – около 10 тыс. карточек. Он встретился с каждым, судя по всему. Создает произведения «Остров Сахалин». На здоровье Чехова поездка сказалась достаточно плохо. Возвращение: а-ля кругосветное путешествие через Индийский океан, Японское, Красное, Средиземное, Черное моря и т.д.

1891-92 гг. – пост-сахалинский период творчества. 

Острые, конфликтные произведения, в основе которых лежит дуэль. И тут же разворачивается сюжет «казалось-оказалось». Изменение мышления, точки зрения.

1891 г. - “Дуэль”.

1892 г. - “Палата №6”.

4 этап: экспериментальное творчество середины 1890-х гг.

После Сахалина, в начале 1890-х гг. Чехов – самый востребованный писатель. Покупает подмосковное имение Мелихово. Написано 42 произведения. Время расцвета его жизни. Благотворительность.

Сложно периодизировать экспериментальную прозу. Сер. 90-х - темные произведения, которые можно интерпретировать самым разным способом. Множественность интерпретаций.

1894г. – повесть «Чёрный монах».

5 этап: Рассказы 1898 г.

Меняет доминанту: теперь в основе – требовательность к человеку. Создаёт вполне реалистические и однозначные произведения («Ионыч», «Душечка»). Чеховская трилогия.


«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Тема футляра будет и дальше раскрываться в творчестве Чехова.

6 этап: последние прозаические произведения рубежа XIX - XX вв

1884г. – заболевает туберкулёзом, впервые пошла горлом кровь (поездка на Сахалин пошла не на пользу), с 1897 г. – быстрое развитие болезни => врачи советуют сменить климат. Переезжает в Ялту.

С 1901 года он уже на положении постоянного пациента. Семья решает продать Мелихово и переехать в Ялту. Чехов приобретает Белую дачу (сейчас это туристическая точка). В Ялте Чехов разбивает сад. Последний период жизни связан с закатом прозы и расцветом драматургии.

Наконец-то женится! На актрисе театра О.Книппер, которая играла ведущие роли в его пьесах. Брак этот достаточно своеобразный: он в Ялте, она в Москве.

Завершение прозы. Расцвет драматургии (1896 г. - “Чайка”). 

1899 г. - “Дама с собачкой”

1902 г. - “Архиерей”

1903 г. - последнее прозаическое произведение - “Невеста”. 
В июле 1904г. Чехов едет в Германию лечиться, встаёт посреди ночи, пьёт шампанское, говорит «я умираю» и умирает.


  1. Творчество «Антоши Чехонте» 1880-1887 гг.: «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Горе», «Счастье».

1880 г. - первое произведение. Короткие юмористические рассказы в юмористических журналах (“Будильник”, “Стрекоза”).

Публикуется только под псевдонимами.

1884г. – первый сборник «Сказки Мельпомены». Художественная позиция: существование под маской = поиск. Произведения его были востребованы, было написано около 100 штук.

1883 г. - “Смерть чиновника” – новелла. Неожиданный финал. Своеобразие в том, что смерть является темой юмористического рассказа. В центре - маленький человек, которого не жалеют как в первой трети 19 века. Маленький человек делает себя таким сам. Его ответственность лежит на нём. Юмор в том, что это смерть именно чиновника, а не человека (человеку нельзя запретить чихать). Сам сделал себя чиновником, маленьким человеком.
“Толстый и тонкий" – традиционно, толстый (=богатый) – плохой человек. Толстый и Тонкий – старые друзья. Толстый рад этой встрече. Отношение Тонкого меняется, когда он узнаёт должность Толстого. Разница в чинах - изменение поведения тонкого. Сам себя делает маленьким человеком – ведёт себя подобострастно.

1885 г. - “Горе” – об ответственности человека. Токарь Григорий везёт больную жену на санях, в это время вспоминает о то, каким был талантливым, женился на красавице. Но запил и испортил себе и жене жизнь. Осознает, что жил неправильно. Матрёна умирает. Токарь засыпает на морозе и просыпается в больнице: отморозил себе руки и ноги, их ампутируют. Жестокое наказание героев за бездарное распоряжение жизнью. Вся его жизнь – это горе.


1887 г. - “Счастье” – другой тип – бессюжетное произведение. Нет яркого поворота событий. Сосредоточение на описании процесса мышления, познания мира. Познание того, что такое счастье. Степь – родное детское пространство Чехова. Человек движется по ней и познаёт жизнь.

Установка на философию: «у Чехова философствует всякая мелюзга». О смысле жизни думают абсолютно все люди. Герои – два пастуха – размышляют о счастье. Мышление показано как тотальный процесс. Мыслят даже овцы.

Само счастье не показано, оно просто дано в процессе размышлений.

Для старика: счастье – искать клад. Вопрос: что такое счастье вообще? Ответа нет.

Всё в процессе размышления.


  1. Творчество А. П. Чехова 1888-1889 гг.: «Степь», «Скучная история».

1887г. – сборник «В сумерках». Пишет под своим именем. В 1888 году Чехову дали Пушкинскую премию за этот сборник. Многие литераторы написали Чехову с требованием быть ответственным за свой талант. Чехов понимает, что не может больше размениваться на малый жанр и начинает создавать повести.
1888 г. - повесть “Степь” – о том, как человек (мальчик Егорушка) входит в жизнь и пытается её понять. Подзаголовок: история одной поездки. Егорушка уезжает в гимназию. Повесть только о поездке по степи. Степь – символ жизни. Человек движется по ней и познаёт жизнь.

Путешествие по степи = путешествие по России. Степь является вторым главным героем наряду с Егорушкой. Встречи с разными людьми, Россия в лицах. Егорушку сначала везут два человека: деловой – купец Иван Иваныч Кузьмичев и святой – отец Христофор Сиргийский.

  • Уровень реализма. Показана степная Россия. Степь и населяющие её люди даются с двух точек зрения – Егорушки и автора.

  • Уровень импрессионизма связан с образом степи. Она показана утром, днём и вечером, показана в грозу. Она – герой, равный человеку.

  • Уровень символизма. Поездка – вхождение героя во взрослую жизнь.


1889 г. - повесть “Скучная история” – подзаголовок «из записок старого человека». Не фиксированный сюжет, фрагментарность. Бессистемность, бессюжетность (восходит к ранним бессюжетным рассказам). Записки, в которые оформлен сюжет, нужны старику, чтобы понять, в чём смысл жизни, которую он прожил. Процесс познания, подведение итогов. Скучная история в понимании Чехова – это обычная история. Непонимание смысла жизни = обыденность.

Он учёный, блестящий учёный, профессор. Но теперь перед смертью
, он задумывается о том, стоило ли это того. Не понимает смысла своей жизни, имя и личность не совпадают - каков он сам? Все поставленные им цели достигнуты, но смысла в них не было.

Николай Степанович, его семья: сыну в тексте даже не дано имя. От семьи Профессор отлучен. Взаимное равнодушие и одиночество. И работа надоела.

Исключение: девочка-сиротка Катя, за которой наш герой присматривает. Она единственная, кого он любит. И Михаил Фёдорович - филолог. Только с ними он чувствует себя живым, счастливым.

Кульминация: его дочь тайно обвенчалась. Поездка Николая в Харьков – бесполезна. Обострение рефлексии о смысле жизни, который он потерял окончательно. Не может понять, ради чего жил.

Смысла в его жизни нет, так как в «его жизни нет общей идеи, или Бога живого человека». Понимания самого себя.

Эффектный финал. Николай Степанович, Кате: «Прощай, моё сокровище!»
Прямо противоположные содержания. Мальчик и пожилой человек. Связь через эти крайности. Оба пытаются понять смысл жизни.


  1. «Пост-сахалинское» творчество А. П. Чехова начала 1890-х гг.: «Дуэль», «Палата № 6».


Острые, конфликтные произведения, в основе которых лежит дуэль. И тут же разворачивается сюжет «казалось-оказалось». Изменение мышления, точки зрения.

1891 г. - “Дуэль” – в название вынесена категория дуэли – тема и принцип изображения. В это время дуэль – жуткий анахронизм. Но для Чехова дуэль – принцип столкновения людей, противоположных концепций человеческой жизни.

Кавказ, Чёрное море. Изображается кавказский городок с военной атмосферой.

В центре – два человека: Лаевский и Фон-Корен. Два противоположных принципа проживания жизни: гедонизм и социал-дарвинизм соответственно. 

Лаевский приехал на Кавказ с чужой женой (Надеждой Фёдоровной), чтобы наслаждаться жизнью. Идеолог безответственности. Любит называть себя «лишним человеком». С точки зрения других людей, он развращает город. Надежда Фёдоровна тоже вливается в эту идеологию, принимает её, потому и неоднократно изменяет.

Его идеологический противник – зоолог Николай Васильевич Фон-Корен. Носитель модной концепции социал-дарвинизма: человеческое общество должно избавляться от слабых представителей. Ненавидит Лаевского и считает, что его нужно убить. Ненависть взаимна.

Лаевский: «я драться буду!» Фон-Корен воспринимает это как вызов на дуэль.

Ночь перед дуэлью: Лаевский начинает меняться, понимает, что единственный близкий человек - Надежда Федоровна. Человеческое мышление меняется перед лицом смерти. Чехову интересен человек и его изменяющееся мышление.