Файл: Общая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Жертва своей семьи. Берёт на себя грех.
Впервые читатель узнает о Соне из рассказа отца девушки. В этот день Семен Мармеладов выпил слишком много и в пьяном разговоре упомянул о старшей дочери. Сонечка приходилась Мармеладову единственной родной дочерью, остальные же трое детей – приемные воспитанники Мармеладова, прибывшие вместе во второй женой бывшего чиновника – Катериной Ивановной (случааааайное семейство). Отец женился во второй раз, когда Сонечке было 14 лет. Катерина тяжело работала, чтобы прокормить семью. В какой-то момент больная чахоткой женщина больше не могла работать. Спасать семью пришлось Соне.
Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает их. Ей чуждо само понятие “необыкновенный человек”, так же как неприемлема возможность преступить “закон “Божий”. Для нее все равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то право имеете?” - воскликнула возмущенная Соня. Для нее все люди равны перед Богом. С Соней соотносится фраза «тварь я дрожащая или право имею». Соня именно «тварь» (как «творение»), потому что это категория, связанная с Богом, как творцом.
Соня как духовная опора, проповедник и исповедник. Она провожает Раскольникова в путь. Именно Соня посоветовала признание перед всем народом на коленях, акт целования земли. Для каторжников Соня – святая, они чувствуют с ней родство, поскольку, как и они, Соня признаёт свой грех (в отличие от Раскольникова, к которому каторжники относятся плохо).
Женские двойники Сони:
- Алёна Ивановна – жертва, несмотря на то плохая она или нет.
- Лизавета Ивановна.
- Катерина Ивановна и её дети.
- Пульхерия Александровна – она любит Родю и готова на всё. Не знает, что Раскольников совершил преступление, но через 9 месяцев умирает.
- Дуня – очень сильный женский характер. Она обретает женское счастье с Разумихиным, который берёт на себя ответственность. Бесспорная жертва Свидригайлова. Была на грани убийства Свидригайлова, но в качестве жертвы (а-ля самооборона?)
-
Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: князь Мышкин.
«Идиот» - самый загадочный роман Достоевского! Существует огромное количество разных версией его интерпретаций. Спорность романа связана с главным (и заглавным) героем романа. Споры начинаются уже с интерпретации названия.
-
Идиот, как человек, страдающий глубокой формой умственной отсталости. -
Восходящее к античности – иной, другой, не такой как все (в Древней Греции гражданин полиса, живущий в отрыве от общественной жизни, не участвующий в общем собрании граждан полиса и иных формах государственного и общественного демократического управления.). -
Идиот – первый герой Достоевского, которого он наделяет своей болезнью – эпилепсией.
Есть точка зрения, что в «Идиоте» начинается развёрнуто осмысляться проблематика Иисуса Христа. Князь Мышкин:
-«положительно прекрасный человек».
- «князь – Христос» (черновые материалы).
- «идиот».
Т.о. князь Мышкин – герой идеолог христианства. Имя: Лев Николаевич Мышкин. Контраст: лев и мышь, сильное и слабое.
Роман начинается с «пришествия» князя Мышкина в Россию. Возвращается как человек из «ниоткуда», но со своей жизненной программой. В вагоне с ним едут Рогожин и Лебедев: история роковой любви Рогожина к Настасье Филипповне – сюжетный центр романа.
На протяжении всей романной линии Мышкин пытается спасти Настастью Филипповну. Он пытается, в общем-то, спасти и жертву и убийцу, в равной мере стремится помочь обоим.
Миссия, с которой Мышкин приезжает в Россию – это миссия спасения. Личный опыт спасения человека у него есть: предыстория о Мари и детях. Мышкин хочет спасти падшую девушку Мари, и в этом он не одинок – дети за него. Тема детства (хорошие дети и плохие взрослые) Мари в итоге перестаёт быть изгоем, она умирает, но счастливой. Детство – нравственный ориентир. Многие герои романа невинны. Детская простота, детское мироощущение. Первый визит князя – к Епанчиным. Рассказывает им о Мари, о неизвестном человеке, осуждённом на казнь (тема отложенной смерти).
Князь Мышкин проявляет свою интуицию:
- А Рогожин женился бы? Как вы думаете?
- Женился бы, а чрез неделю, пожалуй, и зарезал бы её.
То, что Рогожин убьет, знают Мышкин, Настасья, Рогожин. Все понимают неизбежность смерти. Мышкин пытается предотвратить убийство, но это ему не удается – роман «Идиот» тоже роман об убийстве. Вопрос спасения Настасьи Филипповной: спасти её от неё самой, спасти то чистое, что в ней есть. «Была бы добра, была бы спасена» (Портрет, вопрос её характера).
ПРОХОДИТ ПОЛГОДА. Пока Мышкин в Москве, в Петербурге ничего не происходит. По возвращении в Петербург, князь приходит к Рогожину домой. На стене он видит картину «Мертвый Христос в гробу». Спаситель мертв – как можно верить в воскресение? Сомнение в возможности спасения.
Обмениваются православными крестами – народный обряд, акт братания. Тема братания важна.
В первой части романа: Мышкин – наблюдатель, герой-идеолог спасения, надеется на Рай на земле для других героев. В центре первой части – образ Настасьи Филипповны. Она, как и Соня, признает свой грех, но только в глубине души. Через её образ раскрывается тема женского бунта и саморазрушения.
Конклавная сцена – общий сбор большинства героев. Таких сцен в романе несколько. Они выполняют функцию общего скандала, большинство из которых затевает Настасья Филипповна, они часть её бунта.
Во второй части Мышкину даётся активная позиция. Семья Епанчиных втягивает князя Мышкина в реальную жизнь. Разворачиваются любовные треугольники: князь сначала говорит о том, что жениться ему нельзя, но потом он твёрдо намерен. Мышкин перестаёт быть идиотом, так как становится таким же, как все.
С образом Аглаи Епанчиной в роман входит стихотворение Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный». Образ «рыцаря бедного» сопровождает теперь Мышкина, так Аглая начинает выражать своё преданное отношение к князю.
Мышкин становится предметом жёсткой борьбы. Кульминационная сцена встречи Аглаи, Настасьи Филипповны и князя показывает сложность героя Мышкина: миссия спасения Настасьи Филипповны сохраняется.
Финальная часть романа – герой окончательно затянут в реальный мир.
- Князь Мышкин как жених Аглаи: нежные отношения, кульминация их отношений – званый вечер у Епанчиных: приступ эпилепсии. Чем больше он вовлекается в реальный мир, тем явнее возвращается его болезнь.
- Князь Мышкин как жених Н.Ф.: всегда возвращается к ней. «Я её не любовью люблю, а жалостью». Миссия спасения сохраняется.
-
Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: проблематика убийства и самоубийства.
В сущности, весь сюжет романа – об отложенной смерти и попытке этой смерти избежать. «Идиот» первый развёрнутый текст, где Достоевский впервые рассказывает о своему опыте эшафота.
«Этот человек был раз введен, вместе с другими, на эшафот, и ему был прочитан приговор о смертной казни расстрелянием <…> Минут через двадцать прочтено было и помилование и назначена другая степень наказания; но, однако же, в промежутке между двумя приговорами, двадцать минут или, по крайней мере, четверть часа, он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет».
Отложенная смерть – смерть, о которой известно. То, что Рогожин убьет, знают Мышкин, Настасья, Рогожин. Все понимают неизбежность смерти. Мышкин пытается предотвратить.
В роман вводится живописный текст – Ганс Гольбейн «Мёртвый Христос в гробу». Базовое сомнение в воскрешении человека. Если есть сомнения в воскресении Иисуса Христа, как может воскреснуть человек?
Первая попытка убийства: князь спасается за счёт того, что к нему возвращается болезнь. Возобновляются припадки эпилепсии. «Парфён, не верю!» - Мышкин верит в лучшее, что может быть в любом человеке.
В Павловске: конклавные сцены. Ипполит Терентьев, «Моё необходимое объяснение» тема самоубийства. Первый идеолог самоубийства, идеология саморазрушения. Дано развёрнутое описание картины Гольбейна.
Ипполит не верит в воскресение, спасение. Рифмуется с образом Настасьи Филипповной, разрушающей самое себя. Побег Настасьи с Рогожиным из-под венца становится самоубийственным выбором женщины. Вся красота в романе гибнет. Рогожин осознает свой грех, отправляется на каторгу.
-
Роман Ф. М. Достоевского «Бесы».
Особенность типа романа – документализм, опора на реальные факты (в связи с этим рассказчик выступает в роли хроникёра), а именно на процесс над террористической группой нечаевцев. Для С.Г. Нечаева революция = убийства. В 1869 г. основал революционное «Общество народной расправы». «Катехизис революционера». В ноябре 1869 г. студент И. Иванов за неповиновение был убит группой членов «Общества» (ну, как бы за неповиновение, но по сути это был а-ля эксперимент). Политическое убийство – главная тема романа.
Проблема разрушения современной Россосиссии – сюжетная основа «Бесов». А проблема политического преступления – личная проблема Достоевского. Реальное политическое преступление обретает религиозно-философское осмысление (религиозное начало уже в названии). Эпиграфы: бесы вселяются в существ – они гибнут!
«Бесы» первый роман Пятикнижия, действие которого происходят в провинциальном городе (воплощение образа всей России). В романе вновь появляется Швейцария – та заграница, где формируется русские политические революционные идеи, это самый политизированный роман.
В основе системы образов два поколения русской интеллигенции, которая потеряла Христа, потеряла чувство греха. С точки зрения Достоевского, в русской революции виновата исключительно интеллигенция.
-
Поколение 40-х: собственное поколение Достоевского. Западники vs славянофилы.. Отрицательное изображение западников.
Степан Трофимович Верховенский
Варвара Петровна Ставрогина
Кармазинов (Карамзин – первый русский западник; жёсткая сатира на Тургенева).
Поколение 40-х только познакомилось с западными идеями.
-
Поколение 60-х: на деле пытались исполнить идеи отцов-основателей из 40-х.
Пётр Верховенский = а-ля Нечаев.
Николай Ставрогин
«нечаевцы»:
Кириллов
Шатов
Щигалёв
Виргинский
Лямшин
Липутин
«хроникёр»
С каждым героем связана своя концепция. Они герои-идеологи.
1. Кириллов. С его образом связаны очень принципиальные вещи (хотя второстепенный герой) Это второй герой Достоевского, наделённый эпилепсией. Герой идеолог самоубийства (кульминация темы самоубийства в творчестве Достоевского). Акт самоубийства для него – это акт борьбы с Богом, с божьим промыслом. Он не атеист – верит в Бога, но пытается бороться с ним. Единственный акт, который человек может исполнить сам – самоубийство.
В речах Кириллова Достоевский впервые использует понятия:
- богочеловек = Иисус Христос.
- человекобог – современный человек, считающий богом себя.
Позиция Достоевского заключается в тотальном несогласии с этой установкой. Человек – тварь Божья. А борьба с Богом убийственна и разрушительна.
В радикальных группировках собираются люди разных мировоззрений, одинаково радикальны, но с разными политическими позициями.
2. Шатов. Воплощает почвеннические идеи. И именно он будет убит. Ему неважно, что его жена (Марья Шатова) нагуляла ребёнка. Позитивная позиция, связанная с почвенничеством, созиданием. Есть перспектива, но она не реализуется, все гибнут.
3. Щигалёв, Липутин, Лямшин. Социализм, атеизм.
Два центральных героя:
-
Пётр Верховенский. Его отец – Степан Трофимович, идеолог 40-х. Он совершенно забросил сына. Когда Пётр возвращается в город, он просто монстр. Поэтика демона, его пластика, тип поведения человека, одержимого бесами. Нечаев – его прообраз, однако полностью отождествлять их нельзя. Именно с ним связана тема бесовства. Установка на совершенное разрушение современного мира – в нём не осталось ничего человеческого. Масштаб его личности не соответствует задаче разрушения всего мира. -
Николай Ставрогин. Тайна личности. Ему от рождения было дано всё, он, в сущности, гений. В него влюблены все женщины.