Файл: Общая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Лаевский стреляет в воздух. Фон-Корен пришел убивать. Дьякон Победов прячется и наблюдает, не выдерживает и кричит, так что Фон-Корен дрогнул и не выстрелил. Случайность спасает.

Фон-Корен меняется после дуэли. Рад, что не убийца, через три месяца уезжает, заходит к Лаевскому - тот теперь живет трудом и добродетелью. 

Но никто не знает настоящей правды.
1892 г. - “Палата №6”- один из излюбленных хронотопов Чехова – провинциальный город – клетка без перспектив, закрытое пространство. Там больница = замкнутое пространство, палата №6 - замкнутое полутюремное пространство, насильственное удержание душевнобольных, потустороннее пространство.

Философская дуэль, как принцип. Два главных героя: Иван Дмитриевич Громов - мания преследования, позиция абсолютного протеста против жизни и людей, насилия. Доктор Андрей Ефимыч Рагин - осмысляет смысл жизни, любит философствовать, его единственный настоящий собеседник - Громов. «Дело в том, что мы с вами мыслим». Мышление как высшая ценность. Говорит о том, что человек духовно свободен, он должен принимать все события. Сложный философский диалог героев: два мыслящих человека занимают прямо противоположные позиции того, как человек должен относиться к окружающему миру. Рагин - позиция Чехова - потерпит поражение - Чехов подвергает сомнению собственную концепцию. 

Громов – утверждает несвободу личности, социум обрекает человека на несвободу. Рагин: «покой и довольство не вне человека, а в нём самом».

В игру вступает сам социум: коллеги Рагина – город – тюрьма. Атмосфера города-тюрьмы срабатывает, Рагина отправляют в отставку и заключают в палату №6. Правда оказывается на стороне Громова. Рагин так потрясён, что умирает. Концовка неоднозначна: «стадо оленей» - про свободу.


  1. Экспериментальное творчество А. П. Чехова середины 1890-х гг.: «Черный монах».


После Сахалина, в начале 1890-х гг. Чехов – самый востребованный писатель. Покупает подмосковное имение Мелихово. Написано 42 произведения (т.н. мелиховский период).

Сложно периодизировать экспериментальную прозу. Сер. 90-х - темные произведения, которые можно интерпретировать самым разным способом. Множественность интерпретаций.
1894г. – повесть «Чёрный монах». В основе тема: что такое гений? Норма или нарушение нормы? Тема таланта: гениальность или сумасшествие? Чехов намеренно закладывает возможность разных интерпретаций.


Философ Алексей Васильевич Коврин приезжает к Песоцким. Садовод Песоцкий - создатель рая (сада). Тема сада важна, так как природа создала рай на земле. Сад у Песоцких - естественный, фигурный, коммерческий - в этом вся земная природа в целом.

Таня Песоцкая - Коврин - история любви Адама и Евы в райском саду. Легенда о Чёрном монахе, которую герой, причём, не помнит, откуда услышал, так что возможно он выдумал её сам: по земле витает призрак и может появиться где угодно. Коврин видит на горизонте чёрный столп. Это видение или создание природы? Монах начинает постоянно приходить к Коврину, они дискутируют, монах говорит, что Коврин – посланник Божий: реально послание иных миров или мания величия? Наступает пик развития личности. Черных монах толкает Коврина в творчеству. Он призрак или внутренняя сущность Коврина? Божественная или дьявольская сила?

Таня замечает, что Коврин разговаривает сам с собой. Коврин соглашается, что он болен, что сошел с ума (“поздравьте”). Начинает проходить терапию, но после лечения жизнь кажется скучной. Его лечат, и он теряет вдохновение, становится посредственным. Отсюда вопрос – он был болен или гениален?

В итоге, Коврин находит другу даму. Таня пишет, что отец её умер, сад разрушен. Коврин снова видит монаха и умирает совершенно счастливым.



  1. Рассказы А. П. Чехова 1898 г.: трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».


Проза Чехова становится принципиально другой. Теперь позиция жесткой требовательности к человеку. Создаёт вполне реалистические и однозначные произведения («Ионыч», «Душечка»).

Маленькая трилогия.

«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Чеховские “Записки охотника”: истории во время охоты - метасюжет охоты. 

Учитель гимназии Буркин и Иван Иванович Чимша-Гималайский охотятся и рассказывают истории. Общая тема: человек в футляре. Современный человек не свободен, находится в клетке.

Однозначная позиция: несвобода в любой ситуации. 


“Человек в футляре” - тема провинциального города. Этот рассказ необходимо интерпретировать в контексте всей трилогии. Учитель греческого языка Беликов, который всего боится: «как бы чего не вышло». Беликов распространяет этот страх и свою несвободу на всех в городе. Чехов даже такому человеку дает шанс. Для Беликова это приезд в город брата и сестры Коваленко. Жители города думают поженить Беликова и Коваленку. Но Беликов упускает этот шанс, не пользуется им. Он видит, как она катается на велосипеде => крах. От своих переживаний он умирает Когда его хоронили, лицо у него было счастливое (рад, что обрёл свой футляр). Хорошо было его хоронить – все чувствовали свободу. Но потом: ощущение страха и футлярности сохраняется в городе и после смерти Беликова (об этом говорит Буркин). 
“Крыжовник” – Чимша-Гималайский рассказывает о мечте своего брата. Мечта=акт свободы (мечта об имении с крыжовником). “Воплощенная мечта” - есть ли свобода? Сбегает из города в деревню. В восприятии Ивана Ивановича его брат совершенно опустился. Кислый, твердый крыжовник – воплощение мечты. Стал ли Николай свободен? Он одну свою несвободу сменил на другую. Мечта тоже может быть футляром, как оказалось. Человек всегда не свободен, он просто меняет футляры, движется из одной клетки в другую. 
“О любви”: Алехин рассказывает собственная история любви к Анне Луганович. Желание жить в городе, но ему досталось имение от отца, там и живёт - все неинтересно. Отдушина – знакомство с семьей Лугановичей. Влюбился в замужнюю женщину, пришлось подавить любовь.
В описании Чехова чувство долга, чести - футляр. Человек всегда заключен в какие-то рамки. Любовь была шансом. Вагон - пространство движения - признание, поцелуй. Потом - клетки разных купе. 


  1. Последние прозаические произведения А. П. Чехова рубежа XIX - XX вв.: «Дама с собачкой», «Архиерей».

Семья решает продать Мелихово и переехать в Ялту. Чехов приобретает Белую дачу. В Ялте Чехов разбивает сад. Последний период жизни связан с закатом прозы и расцветом драматургии.

Наконец-то женится! На актрисе театра О.Книппер, которая играла ведущие роли в его пьесах. Брак этот достаточно своеобразный: он в Ялте, она в Москве.
Завершение прозы. Расцвет драматургии (1896 г. - “Чайка”). 

1899 г. - “Дама с собачкой”
– события происходят в Ялте. В центре два героя – Дмитрий Гуров и Анна Сергеевна. Между ними тривиальный курортный роман. Тема немотивированной любви: ничего невозможно объяснить. Анна Сергеевна совершенно обычная, но именно её Гуров не может забыть. Он берёт на себя ответственность за эту историю: едет в провинциальный город (клетку) к Анне. Забор вокруг её дома – символ футлярности. Это, по сути, иной вариант повести «О любви». Гуров находит смысл жизнь в любви к Анне.

В названиях Чехова есть особый тип, связанный с дополнительностью. «Дама с собачкой» - свидетельствует о какой-то неполноценности, внутренней недостаточности, нужно какое-то дополнение. Для Анны муж - лакей - неуважение - образ дамы с собачкой - позиция дополнительности. Когда любовь реализуется, собачка исчезает - становление полноценных личностей. 

В финале: тема футляра-клетки. Две птицы в разных клетках. Не знают, как сложится их дальнейшая жизнь. Самое тяжелое в их жизни только начинается. Повести и о свободе, и «о любви».
1902 г. - “Архиерей” – единственное произведение Чехова, в котором показана внутренняя жизнь РПЦ. В этом рассказе Чехов возвращается в детство+это его духовное завещание.

Точка пересечения детских впечатлений и актуального опыта.

Главный герой – архиерей Петр. События происходят в Вербное Воскресение. Он начинает в этот день заболевать. Тема: абсолютное одиночество Петра. Он никак не может привыкнуть к тому, что вызывает в людях страх. Мать – единственный человек, которого Петр любит, но ее приезд усугубляет тему одиночества. Тот же страх испытывает и она. Она к нему относится не как к сыну, а как к архиерею. Оказывается, что при рождении он был крещен как Павел, а Петром стал, будучи монахом. Преображение архиерея в мальчика Павлушу. Невозможность обрести свободу из-за церковного сана.

В Пасху ему становится совсем плохо, у него брюшной тиф. И только тогда его матушка видит того самого мальчика Павлушу. Умирает. Смерть=акт освобождения. Перед смертью ему снилось, что он обыкновенный человек. К естественному состоянию можно вернуться лишь ценой жизни. Тема птицы, свободы => смерть.

1903 г. - последнее прозаическое произведение - “Невеста”. 

  1. Общая характеристика драмы А. П. Чехова.

В Таганроге, где учился Чехов, был один театр. Начиная с Юности, он пишет короткие драматические пьесы. Но с середины 90-х гг. (В Ялте) начинается период зрелого драматического творчества.


Прорыв в мировой драматургии!

«Чайка» (1896) написана ещё в Мелихово. Чехов сам понимал уровень этой пьесы: табличка «мой дом, где была написана «Чайка».

Чехов отдал её на постановку в Александринский театр. Первая постановка – страшный провал. Он был связан с тем, что эстетика и поэтика чеховской драмы были слишком прорывными, театр того времени пока был не готов, никто ничего не понял.

Новый русский театр – МХТ. Станиславский, Немирович-Данченко: «“Чайка” – то, что нужно русскому новому театру».

1898г. – «Чайка» ставится в МХТ. Оглушительный успех!

Чехов пишет ещё 3 пьесы для МХТ.
1897 г. - “Дядя Ваня” 
1900-01 гг. - “Три сестры”
1903-04 гг. - “Вишневый сад” 

Пьесы вписываются в общий контекст европейской новой драмы (Гауптман, Ибсен, Метерлинк). Отход европейской драмы от реализма к модернизму. Специфика Чехова: каждая зрелая пьеса состоит из нескольких уровней художественных методов. Все эти уровни очень сложно сочетаются между собой. «Люди обедают, а в это время складываются их судьбы и разбиваются сердца».

Принципиальная особенность драмы Чехова – новаторство героя. В традиционной классицистической/романтической/реалистической пьесе всегда важен конфликт добра и зла (условно). У Чехова отказ от устоявшихся принципов драмы: отказ от деления героев на положительных и отрицательных.

Концепция человека, который является сложной фигурой! Не однозначный человек! На структуру это влияет так, что разрушается традиционный конфликт.

В каждой пьесе 4 действия = 4 этапа развития общего настроения.

  1. Ожидание перемен.

  2. Описание повседневности.

  3. Действие, событие, имеющее символический смысл.

  4. Крах.

Чеховская специфика любовного драматического сюжета: все влюблены не в того.


  1. Пьеса А. П. Чехова «Чайка».

Жанр – комедия. Комедия – чеховское неприятие человеческой позиции отказа от ответственности.

Проблема художественного метода: очевиден уровень реализма.

Тема: театр, искусство, талант. Герои: актрисы, писатели, драматург.

Изображение современного театра. Персонажи разделены на два поколения: старшие и младшие.

Молодое: Нина Заречная – хочет стать актрисой.

Константин Треплев – хочет стать писателем.

Новаторство характеров: нет положительных и отрицательных героев.

Старшее поколение – талантливые, состоявшиеся. В то же время, Тригорин – слабовольный человек. Аркадина – равнодушна к своему сыну, делает Константина несчастным. Не могут взять ответственность, слабовольны.