Файл: Общая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тайна двойного поведения: харизматичный+эпатажный (странный, чудной).

Принятие Швейцарского гражданства (связано с Герценом). Отказ от России, фиксирование себя вне политического пространства.

В главе «У Тихона» Ставрогин признаётся в грехе: в изнасиловании маленькой девочки. Образ святого старца. Эта глава была цензурно изъята из романа. В конечном счете, это стало позицией самого Достоевского (он потом и сам исключал эту главу).

Оказалось, Ставрогин уже женат на местной юродивой Марье Лебядкиной (Хромоножке), классическая юродивая, связанная с христианством. Женитьба на ней как эпатаж или попытка удержаться, опереться на что-то в этом мире. Однако она впоследствии отказывается от мужа.
Кульминация романа политизирована! Любая страна может быть разрушена радикальными идеями. Организованный Верховенским «Литературный праздник», с началом которого всё разрушается. Политическое преступление разрушает всё.

Это принципиально, так как с точки зрения Достоевского в русских революционных разрушениях виновата русская литература. На ней лежит особая ответственность. Виноваты все западники. Чем талантливее русский писатель-западник, тем разрушительнее его идеи.

Весь литературный праздник скатывается в скандал! Именно так он был задуман П. Верховенским. На этом фоне в городе начинается общий пожар, становящийся символом Апокалипсиса. Рядом с Верховенским появляется преступник Федька Каторжный (Достоевский наделяет главных преступников своим именем). По указанию Верховенского Федька Каторжный убивает Лебядкиных.

Ну и на фоне этого пожара происходит событие, которое восходит к случаю «нечаевцев». В романе жертвой становится Иван Шатов, с которым была связана хоть какая-то позитивная перспектива развития. Кириллов берет вину за это убийство на себя, кончает жизнь самоубийством. Лиза Дроздова оказывается задавленой толпой. Марья Шатова и её сын умирают после родов.

Город охвачен пожаром, захвачен бесами. Внутри этого города спасения нет! Единственный способ спасения – уход из города. Спастись удается только Степану Трофимовичу Верховенскому. Он уходит из города, встречает книгоношу с Евангелием и задаёт ей вопрос «Вы в Спасов?» И снова заявляется тема спасения. При этом он умирает в приезжей избе. Но путь, что он проделал – вектор спасения.


  1. Роман Ф. М. Достоевского «Подросток».

Начиная с этого романа, в творчестве Достоевского меняется доминанта. С середины 70-х у Достоевского формируется впечатление, что на старшее поколение в целом нельзя возлагать никаких надежд. А молодое поколение сможет ещё что-то сделать. Формируется проблематика молодого поколения. Темы убийства как таковой нет.


«Подросток»  это человек, не достигший двадцати одного года, официального совершеннолетия.

Единственный роман, текст которого написан от первого лица – Аркадия Долгорукого. Максимум отказа от авторского слова. Герой начинает писать записки – события последнего года (в начале ему 19 => становится 21). Это и есть голос молодого поколения. Для Достоевского принципиально показать внутренний мир современного молодого человека и что на него влияет.

В роман вводится извечная тема «случайного семейства». У главного героя Аркадия два отца, мать – Софья Андреевна. Официально она замужем за бывшим крепостным Макаром Долгоруким. Реальный отец Аркадия – помещик Андрей Петрович Версилов.

Современные отцы не продуктивны, на них невозможно опереться.

Аркадий растёт в пансионе, как сирота. Сам принимает решение вернуться в семью, окончив гимназию. Повествование от 1-ого лица показывает, насколько изначально изломано сознание мальчика. Считает себя жертвой.

«Подросток» - история об изменении, о взрослении молодого человека.

На первый взгляд, Аркадий – герой идеолог, однако эта тема нивелируется. Идея Аркадия – стать очень богатым человеком. С точки зрения Достоевского это совершенно детская, подростковая идея. Судьбы его отцов оказываются в центре внимания. Тайное письмо – инструмент познания отцов. Два отца – это два варианта пути подрастающего поколения.

Макар Долгорукий – духовная опора семьи Версиловых. Аркадий поражён его силой духа, он русский святой в его народном варианте. Странник, несущий православие. Но в нём нет ни грамма юродства. Аркадий понимает, что Макар Иванович может стать его духовным отцом, но тот умирает. Современный человек вряд ли пойдёт по пути Макара Ивановича: он идеальный, но не реальный.

Важнейшая фигура – Версилов. В более мягком варианте продолжается тема «тайной личности» (но не тот масштаб, что у Ставрогина). Это герой, к которому все испытывают чувства! Его жена, Екатерина Николаевна,  тип роковой женщины, способна вызывать тяжёлую страсть. В неё влюблены все.

Разгадка «тайной личности» нужна Аркадию для собственного самоопределения. Личность Версилова – воплощение идеи плодотворности современных отцов. Версилов – оптимальный тип современного старшего поколения. В «Бесах» Достоевский отказывал в плодотворности западникам, но Версилова делает западником, показывая позитивные стороны западничества.

Версилов рассказывает о своих путешествиях по Европе. В маленьком городке в Германии ему видится символический сон, навеянный увиденной ранее картиной Клода Лоррена «Асис и Галатея». Эта картина – воплощение рая на земле. О ней Версилов говорит, как о земном идеале. Эта картина, кстати, упоминает в творчестве Достоевского трижды:

1.В главе «У Тихона» её упоминает Ставрогин.
2.«Сон смешного человека», малое произведение.
3. Описание сна Версилова.

К слову, этой картине даётся и другое название – «Золотой век». Неслучайно она связана с античностью. С точки зрения Достоевского, эта картина изображает земной мир, покинутый Иисусом. Люди, чувствуя свою богооставленность, начнут любит друг друга и тогда наступит второе пришествие Иисуса Христа.

Западники отказались от Иисуса Христа, но в то же время (или в результате) в них есть идеалы любви, сочувствия. Так, человек, отказавшийся от Христа, может полюбить другого человека.

По ходу романа становится понятно, что Версилов всё же любит Арсения. Но в нём начинает также проявляться другая ипостась. В первый раз это проявляется после смерти Макара Ивановича. Он передал Версилову икону, надеясь, что тот станет духовным лицом семьи. Версилов принимает икону, но в какой-то момент говорит: «Вот икона! А если я её разобью об угол, она разобьётся на две части!»

Это не только отказ от духовного наследия Макара Ивановича, но и намёк на двойственность Версилова. Тема сумасшествия, одержимости. Мотив «тайного письма», в поисках которого Версилов пытается убить свою жену. После пытается совершить самоубийство, однако его останавливает Аркадий. Так появляется собственный третий путь молодого поколения и это путь отвественности.

В «заключении» фактически анализируется сам роман от лица какого-то неизвестного Степана Семёновича. Общий беспорядок и хаос – характеристика современности. В этом беспорядке опираться можно только на молодое поколение.


  1. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «случайное семейство» и молодое поколение.

В 60-е годы Достоевский задумывает произведение под названием «Житие великого грешника». Было задумано три тома, соответственно «Братья Карамазовы»  первый, но смерть Достоевского оборвала этот замысел.

Роману предпослан эпиграф: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Трактовать это можно как: если ты хочешь что-то создать, нужно дать что-то взамен.

Заявляется тема отцов и детей: если старшее поколение ничего не рождает, оно остаётся одно. Если рождает, то происходит смена поколений. Каждое молодое поколением стремится к гибели старшего. Оно будет успешнее во всех смыслах.


Главным героем задуман Алёша Карамазов. В первой части излагается история его семьи – классическое «случайное семейство».

В основе сюжета – «случайное семейство» и отцеубийство. Фёдор Павлович – идеолог разврата, был дважды женат, обвиняется в сношениях с юродивой Елизаветой Смердящей, забросил своих детей.

Главные герои – молодое поколение. Тема братства, семьи. Они всё равно все чувствуют себя сыновьями своего непростого отца.

В сегодняшнем мире отцов не осталось, всё определяют только дети.

В каждом из братьев – жестокая карамазовская кровь. Это страшное наследие отцов.

С уходом отцов связана ситуация бунта братьев.

Бунт Смердякова-убийцы фактического: актом убийства он доказывает, что он истинный сын.

Бунт Дмитрия: фактически отца хотят убить двое – ещё и Дмитрий (на фоне страсти к Грушеньке). Она на грани безумия из-за своей ревности, готов убить отца. Но его останавливает старик лакей Григорий. Все подозрения падают на Дмитрия. Будучи под следствием, берёт на себя грех отцеубийства. Считает, что это совершенно закономерно.

Бунт Алёши: после смерти старца Зосимы, по мнению народа (люди всегда ждут чуда) должно было произойти чудо нетления. Начинаются волнения в городе в связи с тем, что «не очень-то свят Зосима, раз чудо не сбылось». Алёша потрясён этим мнением. Как мало нужно человеку, чтобы пошатнуть веру! В какой-то момент он выходит из монастыря, но возвращается в храм, где над телом старца Зосимы читают Евангелие. В этом контексте происходит перерождение Алёши: под чтение Евангелия он начинает засыпать и снится ему сон («Кана Галилейская»). Алёша сам на этой свадьбе, там встречает старца Зосиму – это истинный ответ на ожидание чуда.

Результаты бунта:
- Смердяков стал убийцей.

- Алёша стал твёрдым духовным бойцов.

- Дмитрий Арестован.

Все в мире желают смерти своих родителей => «один гад съедает другую гадину». Фактически, Алёша остаётся один. Его будущее – неизвестно.

«Детвора». Тема молодого поколения разворачивается более глубоко => поколение детей. В центре этой детской линии – мальчик Илюшечка Снегирёв. Он ненавидит братьев Карамазовых, так как однажды, напившись, Дмитрий оскорбляет его отца.

Прямо противоположная модель семьи. Илюшечка стремится защитить отца. Страдания и смерть за него. Коля Красоткин. Лиза Хохлакова.

Последние слова романа о воскресении в прямом христианском смысле. Об этом размышляет уже следующее поколение русских мальчиков.



  1. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: идеалы Богочеловека и человекобога.




  1. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: братья Карамазовы.

Четыре брата – четыре разных типа.

    1. Дмитрий Карамазов – русский национальный характер. «Исповедь горячего сердца». Русский человек не только живёт страстями, но и готов взять на себя ответственность за грех, готов к страданиям. История страстного человека. В начале романного сюжета он одержим страстной любовью к Грушеньке. В неё также влюблён отец => ненависть между отцом и сыном, борьба. В связи с образом Дмитрия в роман входит тема «мир спасёт красота». Но он говорит: «красота – страшная и ужасная вещь». Русским человеком могут владеть 2 идола: идол Мадонны и Содомский.

- Грушенька – ведёт себя как инфернальная соблазнительница. Роковая женщина. В финале следует за Дмитрием в Сибирь. Страсть и готовность к страданиям  это национальный русский женский характер.

- Катерина Ивановна – образованная молодая женщина. Предаёт Дмитрия, из-за её показаний он осуждён.

Дмитрий берёт на себя вину за убийство Фёдора, он был готов его убить, а значит тоже виновен.

    1. Иван Карамазов – герой-интеллектуал, богоборец. Герои Достоевского – не атеисты, а подчёркнуто богоборцы. Одна из глав, посвящённых Ивану – «Бунт». Но бунт по-своему связан с каждым из братьев. Однако идеолог бунта – Иван. А бунтует он вот против чего: если бог – добро, то почему он допускает такие ужасные земные страдания? (ответ: грехопадение). Оба старших брата исповедуются Алёше. В главе «Русские мальчики» беседа Ивана и Алёши в трактире.

В своём монологе Иван утверждает: взрослые люди грешны, их страдания оправданы. Страдания же детей – нет. Слезинка ребёнка > христианство. Исходя из этого бунта, Иван сочиняет Поэму о Великом инквизиторе. В романе она не цитируется, а пересказывается. «Поэма» - продолжение темы Иисуса Христа и второго пришествия. Как поведёт себя человечество, если Христос появится? Особенность Христа в поэме Ивана – он не произносит ни слова. Объяснения этому: 1) Достоевский не мог одарить Иисуса репликами своего авторства; 2) Христу нечего сказать, позиция неприятия Божьего мира. Иисус Христос оказывается арестован: вся поэма, как монолог Великого Инквизитора, обращённого к своему пленнику.