Файл: Общая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
». В духовном плане он действительно прозрел.

Спустя 3 года: в Киеве дебют молодого композитора. За счет ограничения одних возможностей перед человеком открываются новые. Дядя Максим говорит о духовном прозрении.


  1. Творчество Н. С. Лескова.

Родился в г. Орле в семье небогатого дворянина. Мать – из купеческой семьи. Сам пробует быть купцом, чиновником.

Начало 1860-х гг. – эпоха новых возможностей. Переезжает в Петербург, занимается журналистикой, в которой отстаивает религиозную систему ценностей.

В культуру вошла в основном малая проза Лескова.

1863 г. – «Житие одной бабы». Его герой – обычная русская баба. С его точки зрения любой обычный русский человек проживает значимую жизнь. Сакральный жизненный путь.

Пытается сделать имя антинигилистическими сатирическими романами. Нигилизму он противопоставляет внутренний мир церкви. Антинигилистические романы:
«Некуда» (1864)

«На ножах» (1870)

Роман-хроника «Соборяне» (1872) – посвящено внутренней жизни православной церкви. Описание монахов, дьяконов, их семей. Русская культура – соборность, общность.

Русский национальный характер. Русская народная религиозность = христианство+язычество. Важна историческая проблематика вкупе с современностью.

Лесковский сказ – слово народа о самом себе. Попытка дать народу голос.


«Леди Макбет Мценского уезда» - русский национальный женский характер (важно не то, что она леди Макбет). Отсылка к Шекспиру и тургеневской традиции.

Катерина Львовна Измайловна – жена купца Зиновия Борисовича. Звериное начало подчеркнуто отчеством главной героини. Она лишена нравственного, человечного начала. Влюбляется роковой любовью в приказчика Сергея.

История великой любви (убийство). Её характер выходит за любые пределы «Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета» Убийство мальчика Феди, а дальше каторга в Сибирь.

Женщина+любовь+гибель в Волге.

Лесков пытается создать некие общие концепции, пытается создать единую картину жизни. Циклизация произведений.

Циклы: «Святочные рассказы», «Рассказы кстати», «Праведники». «Праведники» - самый важный цикл. Праведник – не святой человек, а человек, идущий своим христианским путем, следующий своему истинному предназначению. В сборник вошли

  • «Очарованный странник» (1873) – хроника. События в хронологической последовательности. Воплощение мужского русского национального характера. Странник (странный). Очарованной жизнью. Русский мужской национальный характер: страсть, скитания, приход к Богу.

  • «Левша» (1881), сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе. Проблема профессионализма: герои – тульские оружейники. Левша – в тексте с маленькой буквы, герой безымянный. Мастера – «это их эпос, и притом с очень человеческою душою». История разворачивается на фоне реальных исторических событий. Александр I, далее Николай I обнаруживает у себя блоху. История безымянного тульского левши на историческом фоне. Истинным героем становится рядовой, безымянный человек. Специфика русского мастерства: в Европе профессионализм целенаправленный, в России – бессмысленный. Проблематика сложного русского характера. Левша следует своему предназначению.




  1. Н. С. Лесков. «Очарованный странник».

«Очарованный странник» (1873) – хроника. События в хронологической последовательности. Воплощение мужского русского национального характера. Странник (странный). Очарованной жизнью. В образе Ивана Флягина подчеркнуто богатырское начало. Но живет в небогатырскую эпоху, поэтому не может реализоваться в полной мере.


Сюжет: паром плывет на остров Валаам (в монастырь). Богатырь-черноризец – Иван Северяныч Флягин, Голован. Рассказ о его собственной жизни до прихода в монастырь. С его рождением связаны мистические вещи => «молитвенный сын». У матери Ивана долго не было детей, и женщина вымолила ребёнка у бога, а сама умерла при родах. Мальчик родился с огромной головой, поэтому дворня звала его Голованом. Отец его – кучер, он – форейтор, кучерёнок. Давит монаха до смерти, а он потом ему является, говоря, что Иван не сможет умереть. Он идёт по жизни, очарованный ею.

Смерть Груши - вопрос убийства-самоубийства. Убивает себя, либо ее толкает Иван Северяныч по ее просьбе. Перекрывает этой смертью первую. Акт освобождения, так как любил Грушу, а она хотела умереть.
Русский мужской национальный характер: страсть, скитания, приход к Богу.

Иван – монах богатырского типа, как персонаж былинных историй. Обладает мудростью и логичностью, но иногда поступает безрассудно и глупо – в нём отразилась такая черта русского человека как неумение смотреть в будущее.

Художественные особенности:

Повесть делится на 20 глав, первая представляет собой своеобразную экспозицию, пролог, остальные повествуют о жизни героя и являются отдельными, более или менее законченными историями. Логика повествования определяется не хронологией событий, а воспоминаниями и ассоциациями рассказчика («что вспомню, то, извольте, могу рассказать»). Целый ряд сюжетов, связанных со странничеством. Создается образ лесковской России.

Формально повесть обнаруживает сходство с каноном жития: рассказ о детстве героя, последовательное жизнеописание, борьба с искушениями.

Символичность названия

Повесть Лескова первоначально планировалась называться «Черноземный Телемак».

С первым словом – «черноземный» все вполне логично – Лесков планировал подчеркнуть территориальную принадлежность главного героя и ограничил его диапазон действия областью распространения чернозема как типичного вида грунта. С «Теломаком» дела обстоят несколько сложнее – в античной мифологии Телемак – сын Одиссея и Пенелопы. Телемак ищет своего отца, а Иван – свое место в мире, позволяющее гармонично существовать, «очарование самой жизни». Именно последнее понятие – «очарование жизнью» и стало ключевым понятием во втором варианте названия повести. Иван Флягин всю жизнь проводит в странствиях – судьба и случай не предоставляют ему возможности окончательно осесть. Однако при этом Флягин не испытывает крайнего неудовлетворения свей судьбой, он воспринимает каждый новый поворот на жизненном пути как волю рока, предопределение в жизни. Поступки главного героя, повлекшие значительные изменения в его жизни, всегда происходят как бы неосознанно, герой не обдумывает их и не планирует, они происходят спонтанно, как бы по
воле колдовства, своеобразного «очарования».

По мнению исследователей в повести есть эпизод, позволяющий говорить об «очарованности» главного героя – мать Ивана еще до рождения «обещала Богу своего сына», чем предопределила его судьбу. Судьба героя предопределена, но к своему предназначению он приходит сам.

Жизнь простого русского человека тесно связана с разочарованиями и несправедливостью, однако как бы часто и в какой бы мере ни встречались эти неприятности в жизни человека, русский человек никогда не теряет надежду на чудо – по мнению Лескова как раз в этой оптимистической способности и кроется загадочность русской души.


  1. Поэзия В. С. Соловьева.

Русская поэзия последней трети 19 в.: в это время пишут: Мережковский, Случевский, Апухтин, Минский.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.) - великий русский религиозный философ в первую очередь, т.к. русская мысль раньше заимствовала чужое. Начиная с 80-х годов, в России формируется первая оригинальная русская философия, философская система. У Соловьева два вида проявления мысли:

  • богословские философские труды

  • поэзия.

Родился в семье историка Сергея Соловьева и матери Поликсены Владимировны из рода укр. философа Сковороды (18 в.). Сочетание религиозности и интеллектуальности.

1869-73 гг. - учится в Московском университете: 1-2 курс на физико-математическом факультете, 3-4 - историко-филологический. Параллельно был вольнослушателем в духовной академии.

1874 г. - магистерская диссертация “Кризис западной философии” - начало русской мысли. Проблема кризиса в рациональном начале. В основе философии должна быть религиозная интуиция.

Популярность наступает аж в 21 год! С 1875 г. является доцентом Московского университета , читает публичные лекции.

1875-76 гг. - путешествие за границу. Целенаправленно отправляется в Британский музей книги - оттуда в Каир.

Изначальные интуиции - особый жизненный мистический опыт. С детства видения прекрасной женщины неземного происхождения.

Поэма “Три свидания” (Москва - Лондон – Египет 1862-1875-1876). Примечание: «… самое значительное из того, что до сих пор случилось со мною в жизни». Самое значительное в жизни - три свидания с прекрасной женщиной. Написано юмористически.

1862 г. (9 лет) - первое свидание в Москве на литургии, описание службы тоже юмористически. Мотив “золотой (солнце) лазури (голубой цвет)” - божественное, неземное происхождение.


Пронизана лазурью золотистой,

В руке держа цветок нездешних стран,

Стояла ты с улыбкою лучистой,

Кивнула мне и скрылася в туман.
1875 г. - Лондон, в Британском музее. Второе свидание - видно только одно лицо. Говорит, что нужно отправляться в Египет. По наставлению женщины едет в Египет.
Моей мечтою был Музей Британский,

И он не обманул моей мечты.

***

Вдруг золотой лазурью всё полно́,

И предо мной она сияет снова —

Одно ее лицо — оно одно.

***

«В Египте будь!» — внутри раздался голос.
1876 г. - на окраине Каира в пустыне. В этом появлении все воплощение мира.
Глядела ты, как первое сиянье

Всемирного и творческого дня.

Что есть, что было, что грядет вовеки —

Все обнял тут один недвижный взор…

Синеют подо мной моря и реки,

И дальний лес, и выси снежных гор.

***

Всё видел я, и всё одно лишь было —

Один лишь образ женской красоты…

Безмерное в его размер входило, —

Передо мной, во мне — одна лишь ты.
Через три пространства происходит синтез религия - наука - мир.

Соловьев долго искал ответ о природе существа. В Ветхом завете - несколько идеальных сущностей рядом с Богом. София Премудрость Божия - идеальная функция основания земли, создание мира. Посредине устройства мира между земным и идеальным.

Соловьев решил, что именно она являлась ему. Учение об этом называют софиологией.

По христианскому учению - София - душа мира.

Понятие софийности мира - церковь, культура, природа и ЖЕНЩИНА. Это легло в основу поэзии Соловьева. Он разделил Софию Небесную и Софию Тварную. Вся мистическая поэзия посвящена этим двум ипостасям.

(В жизни Соловьёва было две любви - обе Софии).

Философия Соловьева получает определение «Философия Всеединства». Учение о единой душе мира

Философская, мистическая лирика: “Три свидания”, “Вся в лазури”, “Мыслей без речи”, “Милый друг”.

Попытка передать мистические переживания. София Тварная (главная любовь Соловьева - София Хитрово) - в основном все посвящено ей - любовные переживания.

“О как в тебе лазури чистой много” (81 г.)

Двойственная природа земной женщины. В ней соединяются два начала – чистая лазурь и черные тучи.

Соловьев умирал тяжело, последний философский труд - “три разговора”.

8 июля 1900 г. - “Вновь белые колокольчики” – основано на видениях умирающего поэта-философа.