Файл: Литература по истории создания Симбирска и т д. Оборудование компьютер, видеопроектор, экран. Презентация к теме. Ход занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сообщение 4-го учащегося

Вышитые розетки с появлением фабричного материала – красного кумача – постепенно заменились разного рода нашивками. Так, на груди рубахи на месте вышивки стала нашиваться ромбовидная фигура из полосок красного кумача. В центре ромба помещалась вышивка в виде стилизованного растительного или животного орнамента. Такой же орнамент повторялся и на верхних нашивках ромба. В тех случаях когда кумачные нашивки были широкими и в середине ромба оставалось лишь маленькое белое пятнышко, в нем делался миниатюрный узор или, по крайней мере, несколько стежков цветными нитками. Со временем, однако, вышивка, утратившая свое первоначальное значение, естественно, заменилась нашивкой произвольной формы, не имеющей ничего общего со своей исходной розеткой вышивки.

Непременной принадлежностью женской одежды в прошлом был пояс. Старинные пояса обычно делали длинными (до трех метров длины). Изготовляли их из шерстяной синей домоткани или из холста. Концы вышивались шерстью или разноцветным шелком. Пояс несколько раз обертывали вокруг талии, а затем по бокам спускали вышитые концы. Орнамент был разнообразным, преобладал геометрический.

Делались пояса и более короткие, но тип и способ ношения их были такими же.

К числу обязательных предметов одежды замужней чувашки относится также головной убор «сурпан», который богато украшался вышивкой.

Вышивка в прошлом исполнялась чувашками почти без всяких технических приспособлений. Вышивали на холсте по счету ниток. Чувашка - вышивальщица знала огромное количество швов, из которых составлялись соответствующие орнаментальные композиции. Существовала как односторонняя, так и двусторонняя вышивка.



Литература:
1. Александрова, Е.В. (Енька) Программа по культуре родного края для общеобразовательных школ Чувашской Республики [Текст]: /Е.В. Александрова. – Чебоксары, 2004. –

2. Ананичева, Т. Песенные традиции Поволжья [Текст]: /Т. Ананичева, Л. Суханова. – М., 1991. –

3. Брыжинский, В.С. Серебряные цепочки [Текст]: Эрзянские и мокшанские народные игры и хороводы в авторском изложении и сценарной разработке. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002. –

4. Валеева-Сулейманова, Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана [Текст]/ Г.В. Валеева-Сулейманова. – Казань: Фэн, 1995. –

5. Васинцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики [Текст]/З.П. Васинцова. - М., 1988. –

6. Вершинин, В.Н. Методы воспитания национального и наднационального сознания в семье [Текст] / В.Н. Вершинин // И.Я. Яковлев и проблемы развития системы национального образования: материалы межрегион. науч. практ. конф. – Ульяновск: ИПКПРО, 1997. –

7. Власенко, Г.Я. Танцы народов Поволжья. – Самара, 1992. –

8. Волков, Г.Н. Педагогика жизни [Текст]/Г.Н. Волков. - Чебоксары, 1989. –

9. Гарин-Михайловский, Н.Г. Рассказы и очерки [Текст]:авт. сб./Н.Г.Гарин-Михайловский. - М.: Художественная литература, 1975. –

10. Девяткина, Т.П. Мифология мордвы [Текст]/Т.П. Девяткина. - Саранск, 1998. –

11. Детские подвижные игры народов СССР [Текст]/ сост. А. В. Кенеман; под ред. И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1988. –

12. Ефимова, М.Ф. История в песнях [Текст]/М.Ф.Ефимова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. –

13. Каримуллин, А.Г. Татары: этнос и этноним [Текст]/А.Г. Каримуллин - Казань,1989. –

14. Кузнецова, Л.В. Художественная культура родного края (1-3 классы) [Текст]/Л.В. Кузнецова. - Чебоксары, 1996. –

15. Культура Чувашского края [Текст]: учеб. пособие. – Ч.1. -Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1995. –

16. Лихачев, Д. С. Прогрессивные линии развития в истории русской литературы [Текст]/ Д.С. Лихачев. Избранные труды по русской и мировой культуре.-М.: Просвещение, 1970. –

17. Материалы по этнографии Ульяновской области [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. школ, сред. и высш. учеб. заведений, культурно-просветительских учреждений/ сост. Г.П. Анашкина. – Ульяновск, 1993. –

18. Марченко, Г.И. История культуры Мордовии [Текст] : учеб.-метод. комплекс. Г.И.Марченко, Н.Г. Юрченкова; под ред. Г.И. Марченко – Саранск: Полиграф, ИП Ковалева Е.Н., 2008. –

19. Мордовское устное народное творчество учебное пособие [Текст]: учеб. пособие [Текст]: / Мордов. ун-т. – Саранск, 1987. –


20. Народная культура Поволжья [Текст]: метод. пособие [Текст]/А.Ф. Некрылова, В.Н. Голович / под ред. С.Н.Митина. – Ульяновск: ИПКПРО, 1999. –

21. Некрылова, А.Ф. Уроки воспитания сквозь призму истории [Текст]/А.Ф. Некрылова, В.Н. Голович.- М., 1990. –

22. Обрядово-праздничные традиции в жизни мордовского народа [Текст]: метод. сб. – Ульяновск: Симбирская книга, 2000. –

23. Петрова, Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации [Текст]/ Т.Н. Петрова – М.: Прометей, 2000. –

24. Путешествие Ахмеда ибн-Фадлана на реку Итиль [Текст]. – Казань: Татарстан, 1999. –

25. Семейная обрядность народов Среднего Поволжья [Текст]. – Казань, 1990. –

26. Семья Ульяновской области: традиции и новации [Текст]. - Ульяновск, 1995. –

27. Сковикова, Е.Г., Петров С.Б. Очерки по истории музыкальной культуры Симбирского края [Текст]: учеб. пособие Б.Т. Сковикова, С.Б, Четков. Часть 1. – Ульяновск, 1998. –

28. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен [Текст] / С.М. Соловьев. - Т.1. - М.: Мысль, 1988. –

29. Среднее и нижнее Поволжье и Заволжье [Текст]: репринтное изд./под ред. В.П.Семенова. - Ульяновск: Дом печати, 1998. –

30. Тафаев, Г.И. Введение в чувашскую историю [Текст]: учеб. пособие. – Чебоксары: ЧГПУ, 2002. –

31. Угольнов, В.А. Традиционные религии России: история и культура [Текст]/В.А. Угольнов. –Ульяновск: УИПКПРО, 2009. –

32. Фольклор народов среднего Поволжья [Текст]: хрестоматия/авт.-сост. А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2003. –

33. Хакимова, Лейсан. Мы должны приобщиться к общечеловеческой культуре [Текст] / Лейсан Хакимова // Мэгариф. 2007. – № 9 – С. –

34. Харисов, Ф.Ф. Программа по татарскому языку для учащихся-татар, проживающих в регионах Российской Федерации [Текст]/Ф.Ф. Харисов, Ч.М. Харисова. – Казань, 2007. –

35. Хасанова, М.Х. Материальная и духовная культура татарского народа XVI-XIX веков [Текст]/М.Х.Хасанова, И.И. Минуллина, И.Х. Мияссарова. – Казань. – 1995.–

36. Чуваши. Этническая история и традиционная культура [Текст] / авт. сост. В.П. Иванов, В. В. Николаев, В. Д. Дмитриев. – Москва, 2000.

37. Шабалина, Л.П. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья [Текст] / Л.П. Шабалина. – Ульяновск, 1993.

38. Ярославская, С.Г. Этнография народов Поволжья [Текст]. - Чебоксары, 2004.

39. Журналы: «Мэгариф», «Казан утлары», «Салават купере», «Сабыйга», «Мирас», «Московские татары», «Гасырлар авызы» («Эхо веков»), «Народная школа», «Чилисема», «Сядко».

40.Газеты: «Эмет», Мадани жомга», «Открытый урок», «Канаш», «Ялгат».

41.Использована информация с сайтов:

http://ru.poezdka.de/113/russia/volga-russia/kazan/kasan-sightseeings.html


http://www.7travel.ru/regions/Walking_about_Kazan/

http://www.photokzn.ru

http://www.troikaplus.ru/articles/6/91

http://tg2.openkazan.info

http://ru.wikipedia.org

http://www.panoramio.com

http://www.e-islam.ru

http://fotki.yandex.ru

http://www.zubova-poliana.ru/history-family.htm
Приложение 1.
Основные движения татарского женского танца.

Движение 1. Переменный шаг с прыжком. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется на 2 такта. Исходное положение: шестая позиция. Затакт – слегка присесть на обеих ногах. На счет «раз» сделать небольшой прыжок вперед на правую ногу, перенеся на нее тяжесть корпуса, затем – левую ногу, перенеся на неё тяжесть корпуса; на левую ногу, согнутую в колене, немного приподнять от пола; «и» – переступить на полупальцы левой ноги, поставив ее сзади правой, «два» – сделать небольшой шаг правой ногой вперед; «и» – левую ногу вывести вперед, немного приподняв от пола.

Движение продолжается с левой ноги. Корпус слегка наклонён вперед. Движение выполняется как стремительный бег. Девушка может исполянть вместе с юношей.

Движение 2. Первый дробный шаг. Музыкальный размер – 2/4. исполняется на 1 такт. Исходное положение: шестая позиция.

На счет «раз» сделать шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы; «и» – ударить каблуком левой ноги рядом с правой, приподняв носок вверх; «два» - сделать шаг левой ногой на низкие полупальцы; «и» – ударить каблуком правой ноги рядом с левой, приподняв носок вверх. Исполнять вместе с юношей.

Движение 3. Припадание. Музыкальный размер – 2/4. исполняется на 1 такт. Исходное положение: третья позиция. Затакт – вывести правую ногу вправо, слегка приподняв ее от пола.

На счет «раз» опуститься на правую ногу (с носка на пятку), левую, согнутую в колене, подвести к щиколотке правой сзади; «и» – переступить на полупальцы левой ноги, правую вывести вправо, выпрямляя колено и отделив носок от пола; «два-и» - повторить движение, исполнявшееся на счет «раз-и». Движение может повторяться в повороте.

Движение 4. Подскоки с переступаниями (двойной битек). Музыкальный размер – 2/4. Исполняется на 2 такта. Исходное положение: шестая позиция.

1-й такт: На счет «раз» сделать легкий подскок на полупальцах левой ноги. Одновременно правую ногу отделить от пола; «и» – переступить на полупальцы правой ноги накрест, вперед левой, левую ногу отделить от пола; «два» – переступить на полупальцы левой ноги; «и» – пауза.


2-й такт: На счет «раз» сделать легкий подскок на полупальцах левой ноги, правую отделить от пола и вывести вправо; «и» – переступить на полупальцы правой ноги; «два» - переступить на полупальцы левой ноги; «и» – пауза.

Движение исполняется на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону и в повороте.

Движение 5. Основной ход. Музыкальный размер – 2/4. исполняется на 1 такт. На счет «раз» с прыжка правая нога ставится на каблук; «и» – прыгнуть на правую ногу, левую сзади согнуть в колене; «два» – подскочить на правой ноге, левую поставить на каблук; «и» – перескочить на левую ногу, правую, согнутую в колене, поднять сзади левой.

Движение 6. Татарский ход. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется на 1 такт. Ноги в шестой позиции, но правая ставится впереди левой в одну прямую линию.

На счет «раз» носок правой ноги отвести влево, пятку левой – тоже влево; «и» – носок правой ноги отвести вправо; пятку левой ноги тоже вправо, т.е. в пятую позицию, «два» – пятку правой ноги отвести влево, левую ногу вывести вперед так, чтобы пятка левой ноги касалась носка правой, носок левой ноги направлен вправо; «и» – поставить ноги в пятую позицию, левую ногу – впереди правой.

Движение 7. Бурма. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется на 1 такт. На счет «раз» – шаг на левую ногу; «и» – правую ногу поставить на каблук впереди левой; «два» – удар левой ногой; «и» – пауза.

Движение 8. Ковырялочка. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется на 2 такта.

1-й такт. На счет «раз-и» подскочить на левой ноге, одновременно правую ногу поставить вправо на каблук.

2-й такт. На счет «раз-и» подскочить на левой ноге, правую ногу, согнутую в колене, поднять сзади левой; «два-и» – подскочить на левой ноге, правую ногу вывести вперед, вытянув в колене и в подъеме.

Движение 9. Бег вперед. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется на 1 такт. На счет «раз» сделать соскок на правую ногу, левую согнуть в колене и поднять сзади правой; «и» – подскочить на правой ноге, левую вытянуть в колене и вывести вперед; «два» – сделать соскок на левую ногу, правую согнуть в колене и поднять сзади левой; «и» – подскочить на левой ноге, правую вытянуть в колене и вывести в перед.

Движение 10. Ход в сторону. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется на 1 такт. На счет «раз» поставить правую ногу на каблук впереди левой, вес тела перенести на правую ногу; «и» – переступить на левую ногу, обе руки параллельно поднять вперед