Файл: Литература по истории создания Симбирска и т д. Оборудование компьютер, видеопроектор, экран. Презентация к теме. Ход занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Интересным видом творчества татар являлось домашнее производство узорных войлочных ковров (киез), настилавшихся на нары (сяке) и на пол. Материалом для них служила овечья шерсть белого, серого, изредка черного цвета. Техника аппликации узоров была различна. В одних случаях войлочные узоры нашивались цветными нитями на украшаемый войлочный фон, в других случаях – цветная шерсть вводилась в процессе валяния войлока. В этом случае шерстяные узоры накладывались в заранее намеченные места.

Сообщение 3-го учащегося

В творчестве татарских мастериц немалое место отводилось изготовлению узорных тканей. Из всех видов узорного ткачества большой самобытностью отличается техника тканья с закладными узорами. В этой технике, относящейся к паласной, узоры выкладываются разноцветными утками по заранее намеченному рисунку. К закладной технике узорного ткачества относится и производство безворсовых ковров с геометрическим узором (кэлэм). Широко была распространена в быту татарского народа бранная техника тканья (чуплэм). Бранными узорами украшались концы полотенец, скатерти, занавеси, салфетки.
Глубоко самобытным и традиционным видом татарского народного искусства является производство ювелирных украшений.

Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря.

В народе говорили, что из-за звона, производимого многочисленными тяжелыми подвесками, кольцами и серьгами, широкими браслетами, скорее можно услышать татарскую женщину, чем увидеть ее.

Украшения играли и роль оберега. Так, бирюза, по мнению татар, защищала от дурного глаза, а равное количество браслетов, надетое на обе руки, помогало сохранить любовь супругов в семье.

Изделия татарских мастеров, золотошвейное вышивание женских калфаков, мужских тюбетеек не раз получали золотые медали в Чикаго и Париже, расходились не только в городах России, но и в Азии и Западной Европе.

Интересную область народного творчества представляет искусство каллиграфии, находившее широкое применение в зарисовке шамаилей (настенные картины с изречениями из Корана).

Сообщение учителя

Существует несколько разновидностей орнамента: (на экране представлены разновидности орнаментов).

1. Цветочно–растительный орнамент. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний:


мотив волнообразного побега,

мотив трилистника,

мотив распустившейся гвоздики,

мотив тюльпана,

мотив георгин,

мотив пиона,

мотив хризантемы,

мотив шиповника,

мотив ромашки,

мотив фиалки,

мотив лотоса и другие.

Показать изображение священного древа жизни.

2. Зооморфный орнамент. Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых образов. Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа мотив птицы. С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В представлении народа птица с древнейших времен являлась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом. Еще в недавнем прошлом в обычае татар было гадание по птичьему крику. Можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Чаще всего они представлены с раскрытыми клювами и крыльями, двумя головами и разветвленными в стороны хвостами. Голуби обычно трактуются в парной геральдической композиции.

Показать изображения уточки, летучей мыши, схематические изображения парных коней и седоков, схематические изображения голов хищников – львов или тигров.

3. Геометрический орнамент. Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические. Правда, они уступают по своему распространению цветочно-растительным узорам, но, тем не менее, также широко применяются в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и узорного ткачества:

мотив волны,

мотив набегающей волны,

мотив жгута,

мотив спирали,

мотив веревочки, плетенки, меандра,

мотив, который условно назван фестончатообразным,

мотив скобы,

изображение звезд и луны и другие.

Система построения узоров была знакома человеку с давних времен.

Композиция узоров основывалась на создании определенных ритмов, повторений, чередовании различных мотивов.

В орнаменте встречаются следующие композиции:

- ленточная композиция (образуется из раппортов, имеющих параллельные направляющие);

- геральдическая (обратная) композиция, 9основывается на симметрии изображения по отношению к вертикальной, а в ряде случаев и к горизонтальной оси;

- сетчатая (ковровая) композиция;

- центрально-лучевая или радикальная, розетчатая композиция. В данной композиции рисунок узора основан на исходящих из одного центра осевых лучей;

- композиция в виде цветочного букета.
Сообщение 4-го учащегося


Цвет. Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Для полотенец, свадебных одежд вышивка орнаментов производится на белой ткани. В остальных случаях выбор цвета ткани зависит от вкуса мастерицы. Предпочтение отдавалось ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветной фон является обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. А в целом способствует созданию богатой цветовой гармонии. Благодаря цветному фону композиция орнамента становилась четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах.

В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке выполнялись в разных цветах. И кроме того, отдельные лепестки цветов, их прожилки отдельные элементы листьев выполнялись в нескольких тонах. Излюбленным приемом цветовой композиции является прием контрастного сопоставления «теплых» и «холодных» тонов. Фон обычно имеет красно-белую и красную цветовую гамму. В узорах обычно фигурируют от 4-х до 6-ти различных цветовых гамм. Преобладающее место занимают голубые, зеленые, желтые и красные тона. Несмотря на цветовую насыщенность и яркость узорных тканей они не кажутся излишне пестрыми, благодаря цветному фону, который погашает яркие соотношения цветов. Богатые узоры выделяются сочностью применяемых цветов: зеленого, голубого, желтого, синего, красного, фиолетового. Все эти цвета берутся в полные тона и имеют различные оттенки. В цветовых гаммах узоров характерно сочетание зеленого с красным, синего с фиолетовым. Обычно мастер или мастерица стремились создать яркие цветовые контрасты. При любых сочетаниях расцветок и их яркости в общем цветовом колорите никогда не создается впечатление кричащей пестроты. Этому способствует цветной фон, который смягчает или, наоборот, выявляет отдельные цветовые пятна.
Сообщение учителя

Орнамент современных вышивок в основном продолжает традиции народной вышивки прошлого. Цветочно-растительные узоры остаются столь же популярными в народе, как и прежде. В немалой степени это связано с тем, что тамбурный шов остается ведущей техникой и на сегодняшний день.

Широко развитым в творчестве татар было производство кожаной узорной обуви. Кожа – один из древнейших и широко распространенных в быту материалов. Она шла на изготовление ичигов (мягких сапожек), сапог, туфель, галош, подушек. В настоящее время искусство кожаной мозаики сохранилось и существует в Арске.


Длительное проживание русских, татар, чувашей, мордвы в близком соседстве в одинаковых природных условиях и сходные пути исторического развития привели к общности занятий, семейного быта, материальной и духовной культуре.

Особенно большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Сравнивая одежду мордвы с одеждой русских, татар, чувашей и других живущих по соседству народов, в ней можно найти много сходных элементов.
Одежда, вышивка и орнамент чувашей.

Известный этнограф Гаген-Тюри в своей книге «Женская одежда народов Поволжья», идя путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений, приходит к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды.

Женщина – хранительница домашнего очага, ее пышный наряд, включая разнообразные украшения с шумящими подвесками, гривны, разноцветные бусы, величественный головной убор, височные подвески, серьги.

Сообщение 1-го учащегося

Что собой представляет мужская и женская чувашская одежда?

Мужчины носили длинную рубаху из белого холста и штаны, поверх которых зимой надевали суконные штаны. Верхняя летняя одежда напоминала поддевку со сборами сзади, которую шили из холста либо сукна на холщовой подкладке. Более длинным шился кафтан из сукна со стоячим воротником. Обувью служили обычно лапти, в грязь к ним прикрепляли деревянные подметки.

Одежда традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Кроме утилитарного назначения – защиты тела от воздействий наружной среды –она обладала символическими и ритуальными функциями.

Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Для обуви использовались также луб, дерево. Материал для одежды изготовлялся, в основном, в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста (синсе пир), а из холста среднего качества (вăтам пир) - рабочие рубахи, шаровары. Тонкое сукно из овечьей шерсти (тăла) шло на праздничные и свадебные кафтаны (сăхман), грубое – на обычные кафтаны и чапаны.

В ХIХ в. у низовых чувашей распространяется крашенина – окрашенная в один цвет готовая ткань и пестрядь (улачă) – холст, сотканный из заранее окрашенных ниток с узором в клетку, в полоску и т. д.

У верховых и средненизовых чувашей нательная одежда (рубаха и штаны) шилась, как и в далеком прошлом у всех чувашей, из белого холста. В конце ХIХ - начале ХХ вв. для пошива рабочих рубах и шуборов верховые чуваши использовали самодельную ткань белого цвета из покупных хлопчатобумажных ниток (кăтанпир, пўс). Ткани фабричного производства покупали для отделки традиционной одежды.


Сообщение 2-го учащегося

Женская одежда туникообразного покроя шилась из белого домотканого холста с вышивкой красного цвета. Свободному движению рук способствовали пришиваемые к боковым вставкам и рукавам ластовицы. К подолу пришивали волан, образовывая мелкие складки. Обязательной частью костюма были штаны обычно из сурового холста и передник с нагрудником.

В середине ХIХ в. вышитая одежда постепенно заменяется пестрядью. Костюм из пестряди (рубаха, передник) распространился в основном среди низовых чувашей. Сначала он служил как рабочая одежда, а позднее становится праздничным.

В завершенности старинного костюма большую роль играют головные уборы (тухья, хушпу) и украшения из бисера, раковинок и монет, которые в отдаленном прошлом, несомненно, играли роль оберегов, талисмана, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность.

К сожалению, одежда, сохраняя в своих отдельных элементах очень древние традиции, тем не менее, претерпевает изменения, в которых отражается местные условия. Поэтому быстрее изменяется повседневная одежда и значительно дольше бытует праздничная.

Сообщение 3-го учащегося

Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом.

Наиболее архаичные образцы женских орнаментированных рубах, сохранившихся в нескольких экземплярах, датируются серединой и концом XVІІІ в.

Особенностью этих рубах является богатая орнаментация нагрудной части. Чрезвычайно мелкая вышивка, исполненная темно-красным, окрашенным мареной шелком, расположена между нашивками шелковой или шерстяной тесьмы. Сами нашивки часто густого темно-красного и реже палевого или темно-зеленого цветов являются как бы дополнением к вышивке. На некоторых экземплярах рубах нашивки эти расположены асимметрично по обе стороны грудного выреза, более крупный рисунок в виде меандра помещен на левой стороне.

На печах и рукавах этого типа рубахи расположена вышивка геометрического, стилизованного растительного, а иногда животного орнамента. Плечевая вышивка по своему характеру отличается от нарукавной, но последняя нередко сливается с ней, составляя как бы естественное продолжение. На одной из старинных рубах вышивка вместе с нашивками тесьмы, спускаясь с плеч, идет вниз и заканчивается на груди острым углом. Нашивки располагаются в виде ромбов, треугольников, квадратов. Внутри этих геометрических фигур – вышивка мелкая, сетчатая, а по наружному краю вышиты крупные крючкообразные и звездообразные фигуры. Этот наиболее архаичный из дошедших до нас образцов чувашской орнаментации весьма интересен тем, что некоторые исследователи на основании тщательного анализа орнамента нагрудной, плечевой и наспинной вышивки находят в ней аналогии и связь с древнекитайскими пиктографическими изображениями. Такое предположение ставит данный экземпляр женской плечевой вышивки в число уникальных памятников, воссоздающих былые исторические и культурные связи предков чуваш с их соседями.