Файл: Литература по истории создания Симбирска и т д. Оборудование компьютер, видеопроектор, экран. Презентация к теме. Ход занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сообщение 1-го учащегося

Габдельджаббар Продолжить Аль Булгари

Поэт родился в 1797 г. в деревне Старые Кандалы Ставропольского уезда Самарской губернии (ныне – деревня Ертуганово Старо–Майнского района Ульяновской области) в семье потомственного муллы Гадбельмаджита Аль Булгари, известного своими прогрессивными взглядами. Начальное образование будущий писатель получил у своего отца, затем в течение 17 лет обучался в булгарском медресе, где он большое внимание уделял изучению филологических дисциплин, в особенности арабистике, теории и истории восточной поэзии, персидскому языку.

В 1824 г. Габделжаббар Кандалый возвратился в свою деревню. На родной земле он стал имамом при мечети и, как было принято тогда у татар, продолжил преподавательскую деятельность до самого своего скончания в 1860 г.

С раннего детства Габделжаббар Кандалый отличался большой наблюдательностью и жаждой к знаниям. Отличался прямотой в суждениях, не терпел лицемерия, обладал «неудобным» характером, так как критически относился к действительности, был строптив, часто допускал «недопустимые для духовного наставника» действия. Не в его пользу было и то, что он сочинял сатирические стихи, эпиграммы, где открыто высмеивал невежественное духовенство.

Еще в молодости, переходя из одного медресе в другое, Кандалый критиковал обучавших его имамов и мулл. За это его несколько раз выгоняли из медресе. Габделжаббар Кандалый часто допускал вольности при спорах с муллами и ишанами, бездарно руководившими учебой шакирдов в медресе. Особую же ненависть духовного начальства к себе он вызывал распространением среди населения своих многочисленных любовных стихотворений, в которых воспевал, конечно же, любовь не к Аллаху, а к любимой женщине, и даже в одном из них писал, что во время намаза в мечети он видит перед собою не образ Аллаха, как это положено по исламу, а прекрасный лик своей возлюбленной.

Одновременно с воспеванием проникновенной любви к женщине, поэт реалистически и убедительно описывает трудную долю булгарок-татарок, с утра до вечера занятых тяжелым физическим трудом, обреченных на безграмотность и бесправное положение как в семье, так и в обществе.
Сообщение 2-го учащегося

Кадыри Закир.

Родился в 1877, в селе Абдуллово Чердаклинского района Ульяновской области, умер в 1955г., в г. Анкара, (Турция), татарский писатель, педагог, ученый. Образование получил в Бухаре, Медине, Каире, владел несколькими языками. С 1906 работал в России: преподавал в медресе Оренбурга и Уфы, сотрудничал в журнале «Студент» (Петербург), редактировал газету «Тормыш» («Жизнь») в Уфе. Позже жил в Китае, Финляндии, Турции, где продолжал свою научную и педагогическую деятельность. Кадыри – автор книг: «Грамматика арабского языка», «Сила и воля», «Пути управления государством», «Мир девушек», «Вопросы женщин» и других.


Сахаб Урайский

Поэт, татарский переводчик Урайский Сахаб (псевдоним). Родился и вырос в Тат-Урайкино Старомайнского района. Настоящее имя – Мавлютов Сахиб Камалович. Классик татарской литературы советского периода. Родился в бедной крестьянской семье. Был очень талантливым ребенком, но рано остался без родителей, плоэтому ему пришлось выполнять любую тяжелую работу.

Учился в Самарском татарско-башкирском техникуме. В 1932-38гг. – редактор Куйбышевской областной татарской газеты «Колхозник». В Куйбышевском издательстве вышли книги «Дочь пастуха» (1933г.), «Знакомая улыбка» (1934г.) и др.

Был членом Союза писателей СССР. Умер в Казани. В настоящее время в Казани проживают две его дочери.
Сообщение 3-го учащегося

Габдулла Тукай, Фатых Амирхан, Шариф Камал, Гаяз Исхаки – эти крупнейшие фигуры татарской литературы получили настоящее, всестороннее изучение, благодаря стараниям Ибрагима Зиннятовича Нуруллина, - активного и плодотворного ученого.

Малая родина Ибрагима Нуруллина – деревня Боровка (Парау авылы) ныне Мелекесского района Ульяновской области. С 15 лет его судьба неразрывно связана с Казанью. Сюда он приехал учиться в меховой техникум, отсюда ушел на фронт. Ибрагиму Нуруллину пришлось в полной мере познать все тяготы фронтовой жизни: служба в парашютно-десантной бригаде в Москве, участие в боях на Сталинградском направлении, тяжелое ранение при защите Астрахани. Около года он провел в госпиталях и в 1943 г. был уволен как негодный к военной службе. Ибрагим Нуруллин вернулся в родную деревню и стал работать учителем. Но желание учиться было столь сильным, что в 1945 г. он вновь едет в Казань и поступает в КГУ на отделение татарской филологии. Через пять лет он оканчивает университет и остается в аспирантуре. Тема его кандидатской диссертации: «К вопросу о развитии идейно-эстетических и литературно-критических взглядов Г.Тукая». Его научная карьера развивалась достаточно успешно. В 1967 г. он защитил докторскую диссертацию и продолжил свою научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность.

В 1995 г. Ибрагима Нуруллина не стало. Тяжелые военные ранения в конце концов довершили свое черное дело.
Сообщение 4-го учащегося

Харисов Ренат Магсумович (Ренат Харис) родился 6 мая 1941г. в с.Елховое Озеро Цильнинского района Ульяновской области.

Народный поэт Татарстана, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, заслуженный работник культуры Чувашской Республики, заслуженный работник культуры Каракалпакии (Узбекистан), лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, лауреат Республиканской молодежной премии имени Мусы Джалиля.


Р.М. Харисов – один из ведущих писателей Республики Татарстан. Автор 37 книг, изданных на татарском, русском, башкирском, чувашском, английском языках, и многочисленных публикаций.

Р.М.Харисов тесно сотрудничает с театрами, музыкальными коллективами, композиторами Татарстана и Башкортостана. Он автор либретто двух опер, четырех ораторий и текстов более 150 романсов и песен, кантат, вокально-симфонических поэм.

Г.Ш. Сагиров

На отлично закончив в своем селе на границе Самарской и Ульяновской областей школу-семилетку, сын погибшего на фронте солдата Гакиль Шарифуллович Сагиров отправился в 1956 г. в Пензу поступать в художественное училище. Но именно в то счастливое послешкольное лето Гакиля ожидал жесточайший удар судьбы: вместо учебы – тяжелая, неудачная операция на позвоночнике, потом еще одна… И не дающий никаких надежд приговор врачей – полная недвижимость и инвалидность навсегда. Постепенно перестали слушаться своего хозяина ноги и руки, даже пальцы неподвижно застыли, и единственное, на что он остался еще способен, – это небольшой поворот головы в правую или левую сторону, наклон ее вверх или вниз. Но и этого оказалось достаточно, чтобы Гакиль Сагиров сумел вполне профессионально работать, стал журналистом, художником и поэтом, сумел выпустить с помощью родных и друзей и свой первый поэтический сборник «Свежий ветер» он (вышел в Казани в 1970 г.), а затем в течение менее чем полутора десятков лет – еще две книги: «Подсолнухи» (1983Г.) и «Неповторимая мелодия» (1994Г.). Все они были написаны им на татарском языке. Гакиль Сагиров был принят в Союз писателей Татарстана и даже удостоен республиканской премии имени татарского поэта Шайхи Маннура за свой второй поэтический сборник «Подсолнухи». Кроме того, он один из самых активных авторов самарской областной газеты на татарском языке «Берэмлек». Сагиров пишет для нее стихи, сказки, публицистические статьи и даже подборки новостей из сельской жизни...

В покое я жить не умею,

А только волнуясь, горя.

Я делом любым овладею,

Ведь сердце так просит огня.

Долгие годы рядом с Гакилем была его мама Хабибжамал-апа, ныне покойная. Вдова солдата, погибшего в Великой Отечественной войне, она осталась одна с двумя сыновьями: трехлетним Гакилем и годовалым Наилем. Хабибжамал-апа совершила настоящий материнский подвиг. Вот как сам поэт просит прощенья у своей матери:

Мама, я прошу прощенья,

Но мечты твои во мне.

Опалилися в мгновенье

Крылья в жизненном огне.

Спорить я хочу с судьбою,

Жить и телом, и душой

В общем ритме со страною.

Восхищалась бы ты мной!
Но лежу, как беркут в ранах,

И стесняюсь, и молчу.

Иногда в своих я планах

Прыгнуть со скалы хочу.

Когда читаешь эти строки, невольно говоришь спасибо Создателю, что есть такой Человек рядом с нами на земле. Да, действительно, от этого человека исходил свет!

Порою, глядя на его рисунки, читая его стихи, не веришь в то, что у их автора нет возможности бродить по душистым лесам, выходить в ночное, кормить лошадей с руки хлебом, накидывать на них седла, пропускать сквозь шершавые натруженные пальцы стебель пшеницы, косить траву, не дожидаясь, когда высохнет утренняя роса… А какой любовью к людям, к природе, к земле своей пронизаны его произведения! Яркие, колоритные пейзажи, сюжеты деревенского быта, изысканные грации – полуявь, полусказка… Каждая работа дышит поэзией. По рисункам Гакиля Сагирова можно писать стихи, по стихам – картины. Он навсегда останется в нашей памяти.
Сообщение 5-го учащегося

Ривгат Хисмат – татарский писатель. Проживает в г.Ульяновске, является автором многих сборников стихов. Печатался в четырех альманахах «Сембер язлары» («Симбирские весны»).

Равиль Шафигуллин – татарский писатель, поэт. Живет в г. Дмитровграде. Его стихи и рассказы отличаются красивым и доступным языком, легко читаются. Равиль Шафигуллин является не только поэтом, но и замечательным журналистом, талантливым артистом.

Иделбикэ (псевдоним) – Садыкова Лена Бениаминовна. Родилась в Башкирии. Живет в г. Ульяновске, является председателем Союза татарских писателей Ульяновской области. Автор многих книг, пишет стихи и прозу. Многие стихи Иделбики стали песнями, которые исполняются на татарском и русском языках. Стремление к совершенству, восточная мудрость и чувственность женской души – главные составляющие ее поэзии. Какое огромное желание находится в большом сердце Иделбики:

Бездонна у меня душа –

Как небо голубое.

О, если б только я могла

Весь мир объять собою!

Дарами сердца своего

Со всеми поделившись,

Дарила б людям я тепло,

С горячим солнцем слившись.

О, если б только я могла,

То чувства б фильтровала,

Чтоб ни одной крупицы зла

На свет не попадало…
Представители чувашского народа
.

Вступительное слово учителя

Талантливый и трудолюбивый чувашский народ сумел пронести через века свою культуру, замечательные песни, танцы, вышивки и сказания. С чувашской землей связаны жизнь и творчество просветителей прошлого – основоположника научного китаеведения в России отца Иакинфа (Н.Я. Бичурина), выдающегося чувашского просветителя и гуманиста И.Я. Яковлева, талантливейшего архитектора второй половины XVIII в. П.Е. Егорова.

Воспитание духовности, достойного исторического самосознания чувашского народа стало в последние годы одним из основных направлений политики Президента и Правительства Чувашской Республики. Широко отмеченные общественностью 80-летие Чувашской Республики, 450-летие вхождения Чувашии в состав России позволили естественным образом возродить интерес населения к историческим корням нации, к деяниям ее наиболее ярких представителей. Сегодняшние Указы, изданные Президентом, призваны возродить и сохранить в памяти народной научные и духовные, трудовые и боевые достижения наших славных земляков, живших в прошлые века и живущих с нами сегодня.

Сообщение 1-го учащегося

Игнатьева (Тарават) Валентина Николаевна – детская чувашская поэтесса, прозаик, композитор, переводчик. Член Союза писателей России и Чувашской Республики, член Ассоциации композиторов Чувашской Республики. Родилась 19 августа 1946 г. в с. Убеи Дрожжановского района Республики Татарстан.

Автор 19 сборников, автор и композитор более 80 песен. Основные издания: «Тавçăруллă Марине», «Чун тараси», «Запишите в первый класс», «Ĕçчен мăнук», «Хура хăлха» и др.

Лаконичность, логичность и поэтичность – то, чем выделяется из «общего ряда» творчество В. Игнатьевой-Тарават. Лирический сборник «Мне с надеждой повезло», выпущенный издательством «Симбирская книга» несколько лет тому назад, стал настоящим открытием для читателей. Ее стихи всякий раз поражают афористичностью, строгой выверенностью сказанного, за ними – жизненный опыт и опыт работы писательской, поэтической.

Валентина Николаевна окончила Новоубеевскую восьмилетнюю школу, Буинское медицинское училище, Ульяновский педагогический институт. Работала медсестрой ЦРБ с. Старое Шаймурзино ТАССР и в г. Зея Амурской области, заведующей школьным медпунктом с. Большое Нагаткино, заведующей фельдшерско-акушерским пунктом Большенагаткинского профессионально-технического училища.

Всю сознательную жизнь она посвятила художественной самодеятельности, 25 лет была солисткой трех народных хоров. Неоднократно становилась лауреатом различных конкурсов и фестивалей,