Файл: Литература по истории создания Симбирска и т д. Оборудование компьютер, видеопроектор, экран. Презентация к теме. Ход занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Валентина Игнатьева-Тарават живет в селе Большое Нагаткино и пишет стихи на родном чувашском и русском языках. Значительным вкладом Валентины в сокровищницу поэзии являются и ее переводы. И это не все! Она – автор стихов и музыки более 80 песен, которые вошли в Государственный фонд радио Чувашии.

Сообщение 2-го учащегося

А.Ф. Ермилов (Юман) родился в 1932 г. в д. Средние Алгаши Цильнинского района Ульяновской области. Окончил Староалгашинскую семилетнюю, Среднетимерсянскую среднюю школы, отделение журналистики Казанской высшей партийной школы. Работал в редакциях Богдашкинской и Цильнинской районных газет, заместителем редактора Ульяновской областной чувашской газеты «Канаш».

А.Ф. Юман известен как поэт, публицист. В литературу пришел в конце 40-х г. прошлого века. Его первое стихотворение было напечатано в 1947 г. в Богдашкинской районной газете «Коллективный труд». Затем последовали стихотворения «Ильич сăнарĕ» (Образ Ильича), «Салам, Шупашкар» (Здравствуй, Чебоксары), «Чи хитре хĕрсем авал пулман-и?» (И раньше были красивые девушки), «Сана парнелĕп кĕмĕл уйăх» (Подарю тебе луну), «Сĕреке» (Бредень), «Йăмра» (Ветла), «Пирĕн сăмах» (Наше слово). В 1958 г. в №№ 1-3 журнала «Ялав» (Знамя) была опубликована поэма «Телей сăпки» (Колыбель счастья). С этого времени А. Юман стал регулярно печататься в других литературных журналах и поэтических сборниках.

Член Союза писателей СССР с 1983 г. А. Юман – автор более 20 книг. Большая работа проделана А. Юманом по сбору и публикации стихов молодых поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Результатом этого труда явилась книга «Вĕçленмен юрă» (Недопетая песня), изданная Чувашским книжным издательством в 1973 г.

В последние годы А. Юман заявил о себе как способный автор сонет. Его книги «Сонетсем» (Сонеты, 2003г.), «Сонетсем. Иккĕмĕш çаврăм» (Сонеты. По второму кругу, 2005г.), «Сонетсем. Виççĕмĕш çаврăм» (Сонеты. По третьему кругу, 2007) тепло восприняты читателями. Сердечная теплота, любовь, верность, чистота души, радость встреч и горечь расставаний и потерь – темы его сонетов. В них он раскрывается как искренний, глубокий знаток человеческих чувств.

В соавторстве с чувашским композитором Ю. Кудаковым он выпустил сборник песен под названием «Ах, мĕн-ма-ши?» (2007г.), включающий 14 песен.

А. Юман известен и как переводчик. На чувашский язык им переведены произведения польских, белорусских поэтов Яна Каспаровича, М. Конопницкой, Ю. Тувима, Б. Степанюк и др.


За заслуги в развитии культуры и многолетнюю добросовестную работу в 1993 г. А.Ф. Юман был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Он – член Совета старейшин Чувашского национального конгресса, почетный гражданин Цильнинского района Ульяновской области, лауреат премий им. М. Ульяновой Ульяновской областной журналистской организации, им. П. Хузангая Союза профессиональной писательской организации Чувашской Республики.

В фондах РГУ «Государственный архив печати Чувашской Республики» хранятся 9 книг, более 200 стихов, поэм, рассказов, очерков Анатолия Юмана, опубликованных в республиканской и внереспубликанской печати. Его творчество интересовало чувашских писателей, критиков, исследователей, ученых А. Алексеева, Н. Дедушкина, Л. Данилова, Н. Матросова, В. Станъяла, П. Сымкина, А. Чебанова, А. Ырьята, М. Юхма и многих других.

А.Ф. Ермилов (Юман) проживает в с. Большое Нагаткино.
Сообщение 3-го учащегося

Сваев Владимир Ильич – председатель исполкома Ульяновской областной чувашской национально-культурной автономии

Родился в 1943 г. в селе Старые Алгаши Цильнинского района Ульяновской области.

С 1974 по 1990 г. работал на советско-партийной работе в Цильнинском районе: инструктором орготдела райкома КПСС, председателем плановой комиссии райисполкома, председателем райисполкома; с 1990 по 1993 год – в отделе по труду Ульяновского облисполкома и в управлении по труду администрации Ульяновской области. Под руководством Сваева В.И. в Цильнинском районе в эти годы были построены важные объекты производственной сферы (свинокомплекс, животноводческие помещения, промышленные цеха) и социальной инфраструктуры (участковая больница, родильный дом, жильё, водопроводы, дороги).

Сваев В.И. неоднократно избирался депутатом Цильнинского районного Совета народных депутатов, в 1990 г. был избран депутатом областного Совета народных депутатов.

В 1993 г. Сваев В.И. был назначен руководителем вновь созданного Управления миграционной службы Ульяновской области. Под его руководством миграционная служба на территории области вела работу по приёму и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, их трудоустройству и социальной поддержке. Для вынужденных переселенцев на территории области были построены посёлки компактного проживания в селе Теньковка Карсунского района, селах Поповка и Татарский Калмаюр Чердаклинского района.

С 2003 г., после выхода на пенсию, возглавляет исполком Ульяновской областной чувашской национально-культурной автономии. На посту председателя исполкома проводит большую работу по сохранению и развитию культуры чувашей, проживающих на территории Ульяновской области. По инициативе чувашской национально-культурной автономии в 2006 г. в городе Ульяновске был открыт памятник просветителю чувашского народа И.Я. Яковлеву. На территории области возрождаются и проводятся национальные чувашские праздники «Акатуй» и «Сăварни», молодёжные фестивали «Чувашский соловей», «Перепелочка», «Серебряный голос», конкурс «Чувашская красавица», создана Федерация чувашской национальной борьбы «Кĕрешў».


При участии Сваева В.И. в 2009 г. автономией совместно с Правительством Ульяновской области были проведены такие социально значимые мероприятия, как цикл творческих встреч с известными деятелями чувашской культуры и искусства, День чувашского кино, встреча с председателем Республиканского совета краеведов Чувашии Станьялом В.П.

Общественная деятельность Сваева В.И. нацелена на укрепление дружбы между народами, сохранение на территории области межнационального согласия и единства. Сваев В.И. является членом Общественной палаты Ульяновской области.

Сваев В.И. имеет ведомственную награду: Почетная грамота Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ (2001 г.); награду Ульяновской области: почетный знак Ульяновской области «За веру и добродетель» (2006 г.); поощрен руководством органов государственной власти Ульяновской области: Почетная грамота администрации Ульяновской области (2003 г.), Благодарственное письмо Губернатора Ульяновской области (2006, 2007 гг.), Благодарственное письмо Законодательного Собрания Ульяновской области (2003, 2007 гг.); имеет иные поощрения предприятий, организаций, муниципальных образований Ульяновской области, органов государственной власти и организаций других субъектов РФ.
Сообщение 4-го учащегося

Косырев Николай Федорович родился 13 января 1942 г. в с. Нихчик Большерецкого района Камчатской области. Окончил 7 классов Среднетимерсянской средней школы Цильнинского района, хоровое отделение Ульяновского культурно-просветительского училища, Куйбышевский институт культуры. Служил в Советской Армии. Работал инструктором, художественным руководителем РДК в с. Средние Тимерсяны, учителем музыки Среднетимерсянской средней школы, художественным руководителем РДК в с. Большое Нагаткино. В 1980 г. был руководителем русского народного хора. С 1986 г. – художественный руководитель и аккомпаниатор народного ансамбля чувашской песни «Эревет» в ДК «Руслан». Лауреат Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества. Заслуженный работник культуры РФ. Проживает в городе Ульяновске.

Абрамов Николай Герасимович родился 11 ноября 1955 г. в с. Малые Туваны Шумерлинского района ЧАССР. Окончил с отличием Казанское профессионально-техническое училище, Казанский индустриально-педагогический техникум, строительный факультет Куйбышевского института инженеров железнодорожного транспорта, заочное отделение факультета экономики и менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета. Служил в рядах Советской Армии. Трудился на строительстве Ульяновского авиационно-промышленного комплекса. В 1988 г. создал и возглавил производственно-строительный кооператив, который в дальнейшем был преобразован в ЗАО «Строительная корпорация». Советник Академии естествознания Российской Федерации. Им учреждены две ежегодные премии: премия Н.Г. Абрамова на лучшее литературное произведение о И.Я. Яковлеве и событиях, связанных с его именем; премия им. Н.Г.
Абрамова лучшему выпускнику одной из школ, расположенных на территории избирательного округа № 5 г. Ульяновска. В декабре 2007 г. возглавляемое Абрамовым Н.Г. ЗАО было удостоено диплома «Российский национальный Олимп. Главная премия России» и золотой статуэтки, как выдающееся предприятие среднего и малого бизнеса, а также диплома «Золотой Атлант» за успешное внедрение передовых трудоемких технологий в строительную индустрию России. Внес солидный денежный вклад в строительство памятника И.Я. Яковлеву в г.Ульяновске.

Депутат Ульяновской Городской Думы IV созыва.


Занятия по теме: «Музыкальное искусство народов Поволжья».

(8 занятий)

Задачи:

1. Развивать умение слушать и анализировать музыкальные произведения народов Поволжья.

2. Познакомить учащихся с музыкальными инструментами народов Поволжья.

3. Познакомить учащихся с простыми танцевальными движениями татарского, чувашского и мордовского танцев.

4. Продолжать воспитание в детях интереса и любви к музыкальной

культуре народов Поволжья.
Материалы к занятию: Сообщения учащихся, музыкальный материал.

Презентация к занятию.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, проигрыватель.

Ребята, мы продолжаем знакомиться с культурой народов Поволжья. Скажите, пожалуйста, кто знает свои народные песни, поете ли вы их в семье, знаете ли вы особенности звучания своих народных песен. (Провести беседу с детьми о традициях в семье и т.д.).

Музыкальная культура любого народа начинается с древних старинных песен, которые возникли в результате трудовой деятельности, духовной жизни народа.

Как называется народное творчество? (фольклор).

Вот мы и начнем с фольклора. В первую очередь познакомимся с особенностями старинных народных мелодий чувашей, мордвы и татар.

Музыка татарского народа, как и другой вид искусства, прошла многовековой путь исторического развития. Ладо-интонационные (пентатоника) и ритмические особенности имеют общие черты с музыкальными традициями тюркских и финно-угорских народов Поволжья, что дает возможность предположить связь лирических татарских напевов с историческим музыкальным эпосом языческой эпохи.


Народные мелодии и музыка казанских татар созвучны музыке алтайских татар, монгол и даже китайцев. В этом отношении музыкальная культура казанских тюрков примечательна тем, что до наших дней сохранила очень древние музыкальные традиции.

Когда родились татарские песни?

Сообщение 1-го учащегося

Если вести историю татар от кочевого народа «та-та», который упомянут в китайских источниках IX в., то история нашей музыки одна, если от волжских булгар, — другая, от татаро-монголов – то вовсе иная. В «Татарском энциклопедическом словаре» приводятся три версии происхождения татар (булгаро-татарская, татаро-монгольская и тюрко-татарская). В принципе, все они допускают, что истоки татарского народа уходят в глубокую древность и не привязаны исключительно к Волжско-Камскому региону. Споры продолжаются, но ясно одно: народная музыка, современных татар (причем речь идет о действительно народной музыке, а не о «новоделе») тесно переплетена с восточными традициями, ее мелодика, орнаментация и колорит созвучны музыке народов Дальнего Востока. Наряду с этим она не избежала арабо-мусульманского влияния, которое обогатило ее арсеналом истинно восточных очень музыкальных инструментов.

Все многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа – его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Песенное творчество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические (баиты) и лирические песни. В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение, традиционно одноголосное.

Слушание любой татарской народной песни. Обсуждение и анализ песни.

Сообщение учителя

Основные виды татарской народной музыки: песни (тат. көйле җырлар) — светские и духовные, первые записи татарских народных мелодий представлены в «Азиатском музыкальном журнале» (Астрахань).