Файл: ГерманоРоссийский аграрнополитический диалог DeutschRussischer agrarpolitischer Dialog.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Германо-Российский аграрно-политический диалог
Deutsch-Russischer agrarpolitischer Dialog
Состояние, потенциал и перспективы развития производства,
переработки, хранения и реализации зерна
35
В целях консолидации и повышения эффективности использования инфра-
структурных активов, находящихся в собственности государства, и развития
российского экспорта зерна, Указом Президента Российской Федерации от
20 марта 2009 г. № 290 создано ОАО «Объединенная зерновая компания», в
уставной капитал которой были переданы пакеты акций 31 предприятия по
хранению и перевалки зерна в 18 регионах. Приоритетными направлениями
деятельности ОАО «Объединенная зерновая компания» определены увели-
чение объемов закупки и реализации зерна на внутреннем рынке, объемов
экспорта зерна, модернизация и строительство элеваторов и портовых тер-
миналов и реализация функций государственного агента по регулированию
рынка зерна. Стратегия развития компании предусматривает реконструкцию
и модернизацию собственных мощностей хранению зерна, которые в 2010
году намечено довести до 3,07 млн. тонн, а в 2013 году – до 8,44 млн. тонн.
Инвестиции в развитие элеваторных мощностей оцениваются к 2015 году в
размере 82,1 млрд. руб., в развитие портовых мощностей – в 11,1 млрд. руб., в
развитие перерабатывающих мощностей – в 0,3 млрд. руб., в формирование
парка вагонов-зерновозов – в 5,7 млрд. руб.
В перспективе ОАО «Объединенная зерновая компания» должна стать круп-
ным участником национального рынка зерна, реализуя свои рыночные пози-
ции через развитие и расширение рынка за счет осуществления масштабных
инфраструктурных проектов и создания широкой партнерской сети из произ-
водителей сельскохозяйственной продукции и операторов зернового рынка
без использования особых прав и привилегий и без применения монополь-
ных механизмов перераспределения рынка.
Следует признать, что стоимость и ликвидность имущества ОАО «Объеди-
ненная зерновая компания» позволяет ей выступать в качестве привлека-
тельного объекта инвестиций, в том числе и зарубежных инвесторов и при
этом следует учитывать заявленные государством планы по ее приватиза-
ции в 2012-2013 годах.
Определенные инфраструктурные ограничения существуют и при экспорте зер- на. Современные портовые мощности позволяют обеспечить перевалку до 28,9 млн. тонн зерна в год, вместе с тем мощности портовых элеваторов составляют лишь
15,1 млн. тонн (рис. 21). Почти 80% мощностей приходится на Азово-Черноморский бассейн, что адекватно существующим направлениям экспорта, что не позволяет улучшить условия выхода на новые рынки.
Источник:Российский зерновой союз
Рис.21. Распределение мощностей по перевалке зерна в портах, в % к итогу
Учитывая нарастающее влияние неразвитости инфраструктуры рынка на возможно- сти эффективной реализации зерна, ведется работа по подготовке целевой программы
Минсельхоза России «Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропро- довольственного рынка, предусматривающее расширение возможностей по хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе с использованием потенциала открытого акционерного общества «Объединенная зерновая компания» на 2011 – 2013


Германо-Российский аграрно-политический диалог
Deutsch-Russischer agrarpolitischer Dialog
Состояние, потенциал и перспективы развития производства,
переработки, хранения и реализации зерна годы (первый этап)».
Проект программы предусматривает повышение обеспеченности производства, по- требления и экспорта сельскохозяйственной продукции современными мощностями по подработке, хранению и перевалке за счет строительства, реконструкции и технического перевооружения мощностей по подработке, хранению и перевалке сельскохозяйствен- ной продукции на 10,6%, в том числе мощностей по подработке, хранению и перевалке зерна на 13,14 млн. тонн единовременного хранения, увеличение пропускной способ- ности логистической цепи за счет строительства, реконструкции и технического перево- оружения портовых элеваторных емкостей по перевалке зерна на экспорт на 8,98 млн. тонн в год с общим объемом финансирования около 200 млрд. рублей.
По мере роста производства зерна инфраструктурные ограничения будут на-
растать, что делает инвестиции в эти активы перспективным направлением дея-
тельности и позволяет прогнозировать рост спроса на машины, оборудование и
технологии приемки, подработки, хранения и отгрузки зерна.
Таким образом,
основными факторами, ограничивающими рост производства
и конкурентоспособности российского зерна и продуктов его переработки, воз- можности полного использования агроклиматического потенциала, устойчивого воспро- изводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства являются:
► низкая динамика инновационного развития, включая внедрение достижений биотехнологий, разработки новых технологий производства и переработки к условиям глобального изменения климата, что ведет к нарастанию технологического отставания от стран-лидеров развития аграрного сектора;
► наличие инфраструктурных ограничений, в том числе дефицит и требующая оптимизация территориальная структура размещения мощностей по хранению зерна и производству комбикормов;
► пассивность в использовании мировых достижений в отечественной аграрной науке, системе сельскохозяйственного образования и подготовки кадров.
Основными задачами для обеспечения динамичного развития рынка зерна
России вне зависимости от изменений внешних и внутренних условий являются:
• формирование эффективно функционирующего рынка зерна на основе про- зрачной и адекватной законодательной базы;
• расширение масштабов производства, посевных площадей и урожайности, оп- тимизация структуры производства зерна и стимулирование эффективного землеполь- зования;
• снижение издержек производства и повышение конкурентоспособности россий- ского зерна и продуктов его переработки на основе инновационного развития отрасли;
• формирование новых механизмов поддержания доходов зернопроизводителей и переработчиков зерна на уровне достаточном для расширенного воспроизводства и обеспечения ликвидности произведенной продукции;
• модернизация системы бюджетной поддержки, которая должна в большей сте- пени оказывать влияние на внедрение современных технологий, вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения, сохранение плодородия почв и т.п. Это тре- бует установления требований на доступ сельхозпроизводителей к бюджетной поддерж- ке исходя из соблюдения им технологических критериев и параметров производства, масштабов внедрения инновационных технологий, выполнения добровольно принятых обязательств по повышению урожайности сельхозкультур.
• реализация экспортного потенциала, позволяющего занять устойчивые пози- ции на мировом рынке зерна и продуктов его переработки;
• устранение необоснованных административных и технических барьеров;
• повышение инвестиционной привлекательности и расширение возможностей доступа всех участников зернового рынка к средствам бюджетной поддержки агропродо- вольственного сектора;
• опережающее развитие инфраструктуры рынка зерна на основе государствен- но-частного партнерства.
36