Файл: Курсовая работа По дисциплине Право социального обеспечения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- в обязательном порядке у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем в ПФР страховых взносов (6 % от фонда оплаты труда гражданина);

- в добровольном порядке у участников Программы государственного софинансирования пенсии за счет собственных добровольных страховых взносов, средств государственного софинансирования и взносов работодателей, если они являются третьей стороной Программы.

Отмечу, что накопительная пенсия также есть у мужчин 1953–1966 года рождения и женщин 1957–1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 годы включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. Указанная категория граждан также вправе осуществлять выбор УК или НПФ для инвестирования средств пенсионных накоплений с целью увеличения своей пенсии.

Средства накопительной пенсии учитываются ПФР в специальной части индивидуального лицевого счета гражданина. По его желанию эти средства могут быть переданы негосударственному пенсионному фонду (НПФ) или управляющей компаний (УК) для инвестирования пенсионных накоплений на фондовом рынке.

Формировать свои пенсионные накопления можно:

- через ПФР, выбрав одну из управляющих компаний (государственную управляющую компанию (ГУК) – Внешэкономбанк, либо частную УК). В этом случае назначение и выплату накопительной пенсии гражданина будет осуществлять ПФР;

- через негосударственный пенсионный фонд, одним из видов деятельности которого является обязательное пенсионное страхование. В этом случае все средства пенсионных накоплений ПФР передает НПФ, который будет осуществлять назначение и выплату пенсии. Чтобы увеличить свою будущую пенсию работающий гражданин может отчислять дополнительные взносы на накопительную пенсию в рамках программы государственного софинансирования пенсии, если является ее участником. Программа дает возможность увеличить свою будущую пенсию с участием государства: часть взносов в накопительную пенсию платит сам работник, другую часть – государство. Кроме этого, работодатель может выступать третьей стороной софинансирования будущей пенсии работника.

1 января 2015 года прием новых участников в Программу закончился.

Согласно закону государство продолжает ежегодно софинансировать личные взносы каждого участника Программы в течение 10 лет с момента уплаты гражданином первых взносов. Максимальный размер софинансирования со стороны государства - 12 000 рублей в год. Минимальные отчисления участника Программы - 2 000 рублей в год, максимальный размер не ограничен.


Страховой стаж. Понятие страхового стажа включает в себя все этапы жизни гражданина, когда он вёл трудовую деятельность, либо, по закону от 1 января 2015 года, занимался иной социально значимой деятельностью. Согласно закону, выплата пенсии возможна лицам, имеющим страховой стаж не менее 15 лет с 2024 года, то есть лицам, которые планируют выйти на пенсию к данному году, требуется уже сейчас заняться наработкой стажа. В ином случае выход на пенсию возможен лишь на 5 лет позже. На данный момент требуемый стаж ежегодно растёт. Несмотря на влияние стажа, наибольшую роль будут влиять баллы, которые он формирует. В 2019 году гражданин, чтобы иметь право на страховую пенсию, обязан заработать не менее 9 баллов и 7 лет страхового стажа. Их необходимое число будет повышаться из года в год и к 2025 составит 30 баллов.

Баллы за социально значимые периоды жизни, которые включаются в стаж (нестраховые периоды)

С 2015 года в Российской Федерации введена новая пенсионная формула, согласно которой претендовать на пенсию смогут те граждане, у которых имеется как минимум 7 лет стажа и 9 пенсионных баллов. За 2019 год можно заработать максимум 7,83 балла. Правительство установило, что ожидаемый период выплаты пенсии в новом году будет равняться 234 месяцам, то есть в среднем именно столько граждане проживают, после того, как выходят на пенсию. Обращение за пенсией независимо от ее вида происходит в заявительной форме. Заявление можно подать даже из своего жилища, зарегистрировавшись в Личном кабинете на официальном сайте ПФР.

Один год ухода за гражданином, достигшим 80 лет, инвалидом I группы, ребенком-инвалидом — 1,8 балла.

Один год военной службы по призыву — 1,8 балла.

Один год отпуска по уходу за первым ребенком — 1,8 балла.

Один год отпуска по уходу за вторым ребенком — 3,6 балла.

Один год отпуска по уходу за третьим и четвертым ребенком — 5,4 балла.

Важно: периоды по уходу за 5-м и последующими детьми в страховой стаж не включается.

Пенсионный возраст. 23 мая Президент В.В.Путин подписал закон о повышении пенсионного возраста для чиновников: для мужчин – до 65 лет, для женщин – до 63.

Законодательная новелла касается государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, а также лиц, занимающих государственные должности, государственные должности в регионах и муниципальные должности. Закон вступит в силу с 1 января 2020 года.


Пенсионный возраст — одна из важнейших характеристик пенсионной системы, показывающая на каком году жизни пенсионер может воспользоваться благами социального государства.

По общему правилу, на сегодняшний день установлен на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Жители северных регионов, а также сотрудники вредных и опасных производств могут выходить на пенсию гораздо раньше (нередки случаи выхода на пенсию и в 40 лет).

Финансово-экономический сектор в Правительстве совместно с Минтрудом и экспертным сообществом прорабатывают различные альтернативы:

- уравнивание пенсионного возраста для женщин и мужчин на уровне 60 лет;

- повышение до 58 лет у женщин, 63 у мужчин;

- более радикальное повышение до 60 и 65 соответственно;

- введение ежегодного повышения на полгода.

Накопительная часть пенсии. Накопительная часть пенсии формируется за счёт выплат работодателем взносов в пенсионный фонд.

Существенные изменения в накопительной пенсии связаны с её заморозкой в 2019 году. Косвенным подтверждением этого является отсутствие открытой дискуссии на эту тему между профильными министерствами, заявлением министра финансов о том, что такая инициатива не рассматривается, а также выступлением Дмитрия Медведева.

Наибольшее влияние мораторий оказал на тех, кто ещё работает. По мнению экспертов, такие действия власти существенно подрывают доверие граждан к пенсионной системе, что и явилось основной причиной отмены данной нормы. С конца 2019 года может начаться процесс интенсификации доходности от накопительной части ресурсов фонда (то есть возможность вкладывать деньги пенсионеров в более прибыльные отрасли и ценные бумаги), поскольку сегодняшняя доходность в 2% является слишком низкой.

Окончательно стало известно, что в 2019 году пройдет третья по счету заморозка накопительной части пенсии россиян. 6% от зарплат россиян, решивших формировать свою накопительную пенсионную часть, будут перечисляться в страховую распределительную часть, средства из которой пойдут на выплату текущих пенсий нынешним пенсионерам Все эти средства будут зафиксированы и отражены на индивидуальных лицевых счетах россиян, рожденных после 1967 года. В будущем они будут учтены для расчета пенсионных выплат. Об этом же заявлял и премьер-министр страны Дмитрий Медведев, утверждая, что граждане от очередного моратория не пострадают.

Этим шагом правительство стремится сэкономить и перенаправить средства на решение текущих проблем. Оно также отмечает, что уровень увеличения страховой пенсии в последнее время больше, нежели уровень доходов от пенсионных накоплений.


2.2 Порядок установления страховой пенсии

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии: непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

Работодатель вправе обращаться за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия. Обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг).

Заявление о переводе на страховую пенсию, заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, заявление о перерасчете размера страховой пенсии или заявление о выплате страховой пенсии, поданные в указанном порядке, принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений части 7 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.


При смене пенсионером места жительства выплата страховой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется; на основании его выплатного дела по его новым месту жительства или месту пребывания, подтвержденным документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера.

Перечень документов, необходимых: для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях: если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме.