Файл: Курсовой проект проект автотопливозаправщика для перевозки светлых нефтепродуктов на шасси автомобиля камаз 5350, максимальный объём, перевозимого груза 7,2 м.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Расчетная часть. Расчет параметров автотоплизаправщика
1.1.Определение вместимости цистерны
1.2 Выбор формы поперечного сечения цистерны
2. Выбор конструкционного материала
3 Определение расчетного давления в цистерне
4 Расчет толщины стенки цистерны
5 Расчет устойчивости цистерны на опрокидывание
6 Выбор насосного оборудования
7 Оборудование автотопливозаправщика
7.7 Система предотвращения переполнения и контроля остатков продукта в отсеках
7.13 Фильтр предварительной очистки
7.7 Противопожарное оборудование
7.8 Напорно-всасывающие рукава
7.7 Быстроразъемное соединение
Устройства заземления, из предотвращающего образование статического электричества материала, с помощью зажима подсоединяется к цистерне.
Таблица 14 – Технические характеристики устройства, заземляющего УЗА-4К
Рисунок 20 – Устройство заземления УЗА-4К
Порошковый огнетушитель ОП-5. Предназначен для тушения возгорания. Автотопливозаправщик должен быть укомплектован двумя огнетушителями порошкового типа объемом не менее 5 л.
Ящик с песком. Песок предназначен для тушения небольших очагов горения, которые находится вне цистерны. Кроме того, песок можно использовать для того, чтобы предотвратить растекание продукта, посыпав песок на место розлива, и далее убрать его.
Искрогаситель. На проектируемом топливозаправщике установлен искрогаситель (рисунок 21). Искрогаситель установлен на выхлопной трубе автомобиля, предназначен для улавливания и тушения искр в продуктах горения двигателей внутреннего сгорания.
Рисунок 21 – Искрогаситель
Ящик для песка (рисунок 22) предназначен для хранения песка в сухом виде. Песок применяется для тушения очагов воспламенения, а также при возникновении пожаров в результате утечки.
Рисунок 22 – Ящик для песка
Ящик для песка изготовлен из пластика и располагается на цистерне, что соответствует требованиям, предъявляемым к цистернам для перевозки ЛВЖ.
Для доступа к горловине, а также удобства обслуживания на автотопливозаправщике устанавливают лестницу и площадку обслуживания (рисунок 23). Площадка изготавливается из просечного листа.
Рисунок 23 – Площадка обслуживания и лестница
Армированные полимерные рукава (рисунок 24) универсального назначения GASSOFLEX предназначены для перекачки углеводородных веществ, химических соединений, прочих жидкостей, обладающих повышенной химической активностью при температуре до +150° С. Основные преимущества рукавов GASSOFLEX:
- универсальность применения, благодаря своей устойчивой внутренней изоляции они могут применяться для перекачки углеводородов и химических веществ;
- гибкость, две проволочные спирали, внутренняя и наружная обеспечивают повышенную прочность и минимальные радиусы изгиба с целью адаптации ко всем типам нагрузок и операций подачи;
- легкость и стойкость к воздействию давления, толщина стенок определяется заранее в соответствии с давлением, которое должен выдерживать шланг;
- простота подбора шланга, три основных компонента (внутренние и внешние проволочные спирали и изоляция) могут выбираться в соответствии с пожеланиями заказчиков (нержавеющая сталь, оцинкованная сталь, полипропилен, политетрафторэтилен). Технические характеристики представлены в таблице 15 [18].
Таблица 15 - технические характеристики
Рисунок 24 - Напорно-всасывающие рукава Gassoflex Ду 75 мм
Быстроразъемные соединения Камлок ДУ-80 [19] - это система универсальных самоблокирующихся быстроразъемных соединений кулачкового типа, которая позволяет мгновенно присоединить рукав (шланг) к сливному трубопроводу цистерны или соединить несколько шлангов между собой. Соединения типа КАМЛОК состоит из двух основных частей: ответная часть и приемная часть. Применение быстроразъемных соединений типа КАМЛОК позволяет сократить временные затраты и повысить уровень проводимых работ. Фиксация ответной части внутри приемной части происходит при помощи ручек, расположенных по бокам последней. В момент соединения двух частей, ручки расположены под углом 90° к корпусу приемной части. Опуская ручки вниз, их выступы попадают в паз, и соединение надежно фиксируется, одновременно происходит уплотнение за счет совмещения головки ответной части с прокладкой, расположенной внутри ответной части. Устройство кулачков обеспечивает устойчивое к вибрации соединение без использования дополнительного фиксирующего шплинта или других приспособлений (Рисунок 25).
Рисунок 24 – Быстроразъемное соединение Камлок типа B
Внутри цистерны устанавливаются съёмные перегородки (волнорезы) из алюминиевых сплавов, не доходящие до дна корпуса, которые предназначены для уменьшения действия инерционных сил, возникающих при резких торможениях и разгоне автомобиля, а также для предотвращения эмульгирования жидкости.
Согласно ГОСТ Р 50913-96 [4], волнорезы устанавливаются по 1 штуке на каждые 7,5 м3 вместимости. Следовательно, на проектируемый автотопливозаправщик объемом 7,2 м3 необходимо установить 1 волнорез.
Автотопливозаправщик может осуществлять несколько различных операций по перекачке наливу и выдачи нефтепродуктов. На рисунке 25 представлена технологическая схема автотопливозаправщика.
УД1-УД2 -Дыхательное устройство; 01-02 - Отсеки автотопливозаправщика, КД1-КД2 - Клапан донный, КШ1-КШ6 - Кран шаровой, Ф - Фильтр грубой очистки, Н - Насос, ПК - Клапан перепускной, МН - Манометр, БРС1-БРС2 - Быстроразъемное соединение.
Рисунок 25 - Технологическая схема
Последовательность действий для выполнения технологических операций:
- для слива цистерны своим насосом, двух отсеков вместе, необходимо открыть клапан донный КД1, КД2, открыть кран шаровой КШ1, КШ2, КШ4, КШ5, слив будет происходить через быстроразъемное соединение БРС1, остальные краны должны быть закрыты;
- для слива топлива из первого отсека своим насосом, нужно открыть клапан донный КД1, кран шаровой КШ1, КШ4, КШ5, слив будет происходить через быстроразъемное соединение БРС1, остальные краны должны быть закрыты;
- для слива из второго отсека своим насосом, нужно открыть клапан донный КД2, кран шаровой КШ2, КШ4, КШ5, слив будет происходить через быстроразъемное соединение БРС1, остальные краны должны быть закрыты;
- для слива цистерны самотеком из двух отсеков вместе, необходимо открыть нужно открыть клапан донный КД1, КД2, кран шаровой КШ1, КШ2, КШ3, КШ4, КШ5, КШ6, слив будет происходить через быстроразъемное соединение БРС1, БРС2;
- для слива самотеком из первого отсека, необходимо открыть клапан донный КД1, кран шаровой КШ1, КШ3, КШ5, слив будет происходить через быстроразъемное соединение БРС1, остальные краны должны быть закрыты;
- для слива самотеком из второго отсека, необходимо открыть клапан донный КД2, кран шаровой КШ2, КШ4, КШ6, слив будет происходить через быстроразъемное соединение БРС2, остальные краны должны быть закрыты;
- для нижнего налива цистерны, с помощью собственного насоса, необходимо открыть кран шаровой КШ6, КШ3, КШ1, КШ2 и клапан донный КД1, КД2, кран шаровой КШ5 и КШ4 должны быть закрыты. Если необходимо наполнить первый отсек, то при такой же схеме закрыть кран шаровой КШ2 и клапан донный КД2, если же необходимо заполнить второй отсек - закрыть кран шаровой КШ1 и клапан донный КД1;
- для перекачки топлива насосом автотопливозаправщика, необходимо открыть КШ6, КШ5, вход жидкости будет производится через БРС2, выход перекачиваемого вещества через БРС1, все остальные краны должны быть закрыты.
В данной работе была рассмотрена и решена проблема обеспечения нефтепродуктами отдаленных и проблематичных районов.
Также решены следующие задачи:
- описан принцип действия и конструктив оборудованиясоответствующий оптимальным нормам;
- описаны и предложены материалы и комплектующие для изготовления автотопливозаправщика;
- описаны преимущества применения автотопливозаправщика;
- проведен анализ имеющегося оборудования на рынке для мобильного автотопливозаправщика комплекса;
- спроектирован автотопливозаправщик на два вида топлива на базе шасси КамАЗ 5350;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ПАО «КАМАЗ»: шасси автомобилей КАМАЗ [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о шасси ШАССИ KAMAZ - 5350. – Режим доступа: http://www.kamaz.ru/production/serial/shassi/shassi-kamaz-5350
2. ГОСТ 32513 - 2013 Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия. - Введ. 01.01.2015. – Москва : Стандартинформ, 2014. - 15 с.
3. ГОСТ 5520-79 Прокат листовой из углеродистой, низколегированной и легированной стали для котлов и сосудов, работающих под давлением. Технические условия. - Взамен ГОСТ 5520-69; введ.01.01.1980. – Москва: Стандартинформ, 1980. - 16 с.
4. ГОСТ 14637 – 89 Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия. - Введ. 01.01.1991. – Москва : Стандартинформ, 1991. - 10 с.
5. Азснефтебаза [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения о насосе СВН 80А. - Режим доступа: http://www.krprs.ru /production/ustanovki/svn80
6. Азснефтебаза [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о устройстве дыхательном УД2-80. - Режим доступа: http://www.xn--80aaactame3czbnx.xn--p1ai/oborudovanie-avtotsistern/otvod-parov/ustroistvo-dyhateljnoe.html
7. Арминда [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о донном клапане Civacon EURO 100-1. - Режим доступа: https://xn--80aalpths.xn--p1ai/index.php?route=product/product&product_id=665
8. Also официальный диллер [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о кране шаровом ДУ-80. - Режим доступа: https://www.alsoural.ru/catalog/krany-sharovye-flantsevye/kran-sharovyj-flancevyj-ksh-f-080-16-01-du80-ru16
9. Промприбор [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о крышке люка. – Режим доступа: http://www.prompribor.ru/ta_pb_kl2
10. Спецавто [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о датчике перелива 1112 Civacon - Режим доступа: http://prodambenzovoz.ru/fuel-trucks-equipment/oborudovanie-dlya-avtotsistern/oborudovanie-dlya-avtotsistern-civacon-tm-dlya-svetly-h-nefteproduktov/datchiki-predotvrashheniya-pereliva-1112-i-1552/
11. УралСпецТранс [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о оборудовании узла выдачи топлива. - Режим доступа: https://www.uralst.ru/katalog/spectekhnika/hr-cisterna/avtotoplivozapravschik-kamaz/atz-kamaz-polnyy-katalog/atz-10-12-kamaz-6kh6-8kh8/atz-11-2-ust-5453-kamaz-43118-50-spm-rekuperaciya-ppo-40
12. УралСпецТранс [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о счетчике жидкости ППО-40-0,6СУ . – Режим доступа: https://www.uralst.ru/katalog/oborudovanie/oborudovanie-toplivnoe/schetchik-zhidkosti-ppo-4006-su#specifications
13. УралСпецТранс [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о фильтре предварительной отчистки ДУ 80 - Режим доступа: https://www.uralst.ru/katalog/oborudovanie/oborudovanie-toplivnoe/filtr-predvaritelnoy-ochistki-bez-ustanovki
14. 13 ЗАО «РОСМА» [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о манометре коррозионностойком, виброустойчивом, с электроконтактной приставкой. - Режим доступа: http://rosma.spb.ru/#catalog/manometers
15. 16 Паспорт 435.00.00.00 ПС. Фильтры жидкости ФЖУ [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о фильтрах жидкости типа ФЖУ. – Режим доступа: http://www.td-rashodomer.ru/tech/tdocs/FJY-25-150_1_6_6_4_filtry_PS.pdf.
16. Азснефтебаза [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о устройстве заземления. - Режим доступа: http://www.азснефтебаза.рф/neftenalivnoe-oborudovanie/naliv-v-avtotsisterny/ustroistva-zazemleniya-uza-4.html
17. 4 ГОСТ Р 50913–96 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования. - Введ. 10.06.1996. - Москва: Стандартинформ, 2009. – 20 с.
18. УралСпецТранс [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о напорно-всасывающих рукавах типа Gassoflex. - Режим доступа: https://www.uralst.ru/katalog/oborudovanie/oborudovanie-cistern/naporno-vsasyvayuschie-rukava-tipa-gassoflex
Таблица 14 – Технические характеристики устройства, заземляющего УЗА-4К
Параметр | Показатель |
Напряжение питания, В | 3,6 |
Диапазон рабочих температур, °С | от минус 40 до 40 |
Длина заземляющего проводника, м | 5/7,5/10/15 |
Масса, не более, кг | 2,9 |
Рисунок 20 – Устройство заземления УЗА-4К
Порошковый огнетушитель ОП-5. Предназначен для тушения возгорания. Автотопливозаправщик должен быть укомплектован двумя огнетушителями порошкового типа объемом не менее 5 л.
Ящик с песком. Песок предназначен для тушения небольших очагов горения, которые находится вне цистерны. Кроме того, песок можно использовать для того, чтобы предотвратить растекание продукта, посыпав песок на место розлива, и далее убрать его.
Искрогаситель. На проектируемом топливозаправщике установлен искрогаситель (рисунок 21). Искрогаситель установлен на выхлопной трубе автомобиля, предназначен для улавливания и тушения искр в продуктах горения двигателей внутреннего сгорания.
Рисунок 21 – Искрогаситель
Ящик для песка (рисунок 22) предназначен для хранения песка в сухом виде. Песок применяется для тушения очагов воспламенения, а также при возникновении пожаров в результате утечки.
Рисунок 22 – Ящик для песка
Ящик для песка изготовлен из пластика и располагается на цистерне, что соответствует требованиям, предъявляемым к цистернам для перевозки ЛВЖ.
7.8 Площадка и лестница
Для доступа к горловине, а также удобства обслуживания на автотопливозаправщике устанавливают лестницу и площадку обслуживания (рисунок 23). Площадка изготавливается из просечного листа.
Рисунок 23 – Площадка обслуживания и лестница
7.8 Напорно-всасывающие рукава
Армированные полимерные рукава (рисунок 24) универсального назначения GASSOFLEX предназначены для перекачки углеводородных веществ, химических соединений, прочих жидкостей, обладающих повышенной химической активностью при температуре до +150° С. Основные преимущества рукавов GASSOFLEX:
- универсальность применения, благодаря своей устойчивой внутренней изоляции они могут применяться для перекачки углеводородов и химических веществ;
- гибкость, две проволочные спирали, внутренняя и наружная обеспечивают повышенную прочность и минимальные радиусы изгиба с целью адаптации ко всем типам нагрузок и операций подачи;
- легкость и стойкость к воздействию давления, толщина стенок определяется заранее в соответствии с давлением, которое должен выдерживать шланг;
- простота подбора шланга, три основных компонента (внутренние и внешние проволочные спирали и изоляция) могут выбираться в соответствии с пожеланиями заказчиков (нержавеющая сталь, оцинкованная сталь, полипропилен, политетрафторэтилен). Технические характеристики представлены в таблице 15 [18].
Таблица 15 - технические характеристики
Наименование показателя | Параметры |
Вид | Напорно-всасывающий |
Внутренний диаметр, мм | 75 |
Рабочее давление, атм. | до 10 |
Длина рукава, м | 4 |
Армировка | Гальванизированная сталь |
Среда | Светлые нефтепродукты |
Рисунок 24 - Напорно-всасывающие рукава Gassoflex Ду 75 мм
7.7 Быстроразъемное соединение
Быстроразъемные соединения Камлок ДУ-80 [19] - это система универсальных самоблокирующихся быстроразъемных соединений кулачкового типа, которая позволяет мгновенно присоединить рукав (шланг) к сливному трубопроводу цистерны или соединить несколько шлангов между собой. Соединения типа КАМЛОК состоит из двух основных частей: ответная часть и приемная часть. Применение быстроразъемных соединений типа КАМЛОК позволяет сократить временные затраты и повысить уровень проводимых работ. Фиксация ответной части внутри приемной части происходит при помощи ручек, расположенных по бокам последней. В момент соединения двух частей, ручки расположены под углом 90° к корпусу приемной части. Опуская ручки вниз, их выступы попадают в паз, и соединение надежно фиксируется, одновременно происходит уплотнение за счет совмещения головки ответной части с прокладкой, расположенной внутри ответной части. Устройство кулачков обеспечивает устойчивое к вибрации соединение без использования дополнительного фиксирующего шплинта или других приспособлений (Рисунок 25).
Рисунок 24 – Быстроразъемное соединение Камлок типа B
7.15 Волнорезы
Внутри цистерны устанавливаются съёмные перегородки (волнорезы) из алюминиевых сплавов, не доходящие до дна корпуса, которые предназначены для уменьшения действия инерционных сил, возникающих при резких торможениях и разгоне автомобиля, а также для предотвращения эмульгирования жидкости.
Согласно ГОСТ Р 50913-96 [4], волнорезы устанавливаются по 1 штуке на каждые 7,5 м3 вместимости. Следовательно, на проектируемый автотопливозаправщик объемом 7,2 м3 необходимо установить 1 волнорез.
7.16 Описание технологических операций
Автотопливозаправщик может осуществлять несколько различных операций по перекачке наливу и выдачи нефтепродуктов. На рисунке 25 представлена технологическая схема автотопливозаправщика.
УД1-УД2 -Дыхательное устройство; 01-02 - Отсеки автотопливозаправщика, КД1-КД2 - Клапан донный, КШ1-КШ6 - Кран шаровой, Ф - Фильтр грубой очистки, Н - Насос, ПК - Клапан перепускной, МН - Манометр, БРС1-БРС2 - Быстроразъемное соединение.
Рисунок 25 - Технологическая схема
Последовательность действий для выполнения технологических операций:
- для слива цистерны своим насосом, двух отсеков вместе, необходимо открыть клапан донный КД1, КД2, открыть кран шаровой КШ1, КШ2, КШ4, КШ5, слив будет происходить через быстроразъемное соединение БРС1, остальные краны должны быть закрыты;
- для слива топлива из первого отсека своим насосом, нужно открыть клапан донный КД1, кран шаровой КШ1, КШ4, КШ5, слив будет происходить через быстроразъемное соединение БРС1, остальные краны должны быть закрыты;
- для слива из второго отсека своим насосом, нужно открыть клапан донный КД2, кран шаровой КШ2, КШ4, КШ5, слив будет происходить через быстроразъемное соединение БРС1, остальные краны должны быть закрыты;
- для слива цистерны самотеком из двух отсеков вместе, необходимо открыть нужно открыть клапан донный КД1, КД2, кран шаровой КШ1, КШ2, КШ3, КШ4, КШ5, КШ6, слив будет происходить через быстроразъемное соединение БРС1, БРС2;
- для слива самотеком из первого отсека, необходимо открыть клапан донный КД1, кран шаровой КШ1, КШ3, КШ5, слив будет происходить через быстроразъемное соединение БРС1, остальные краны должны быть закрыты;
- для слива самотеком из второго отсека, необходимо открыть клапан донный КД2, кран шаровой КШ2, КШ4, КШ6, слив будет происходить через быстроразъемное соединение БРС2, остальные краны должны быть закрыты;
- для нижнего налива цистерны, с помощью собственного насоса, необходимо открыть кран шаровой КШ6, КШ3, КШ1, КШ2 и клапан донный КД1, КД2, кран шаровой КШ5 и КШ4 должны быть закрыты. Если необходимо наполнить первый отсек, то при такой же схеме закрыть кран шаровой КШ2 и клапан донный КД2, если же необходимо заполнить второй отсек - закрыть кран шаровой КШ1 и клапан донный КД1;
- для перекачки топлива насосом автотопливозаправщика, необходимо открыть КШ6, КШ5, вход жидкости будет производится через БРС2, выход перекачиваемого вещества через БРС1, все остальные краны должны быть закрыты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была рассмотрена и решена проблема обеспечения нефтепродуктами отдаленных и проблематичных районов.
Также решены следующие задачи:
- описан принцип действия и конструктив оборудованиясоответствующий оптимальным нормам;
- описаны и предложены материалы и комплектующие для изготовления автотопливозаправщика;
- описаны преимущества применения автотопливозаправщика;
- проведен анализ имеющегося оборудования на рынке для мобильного автотопливозаправщика комплекса;
- спроектирован автотопливозаправщик на два вида топлива на базе шасси КамАЗ 5350;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ПАО «КАМАЗ»: шасси автомобилей КАМАЗ [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о шасси ШАССИ KAMAZ - 5350. – Режим доступа: http://www.kamaz.ru/production/serial/shassi/shassi-kamaz-5350
2. ГОСТ 32513 - 2013 Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия. - Введ. 01.01.2015. – Москва : Стандартинформ, 2014. - 15 с.
3. ГОСТ 5520-79 Прокат листовой из углеродистой, низколегированной и легированной стали для котлов и сосудов, работающих под давлением. Технические условия. - Взамен ГОСТ 5520-69; введ.01.01.1980. – Москва: Стандартинформ, 1980. - 16 с.
4. ГОСТ 14637 – 89 Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия. - Введ. 01.01.1991. – Москва : Стандартинформ, 1991. - 10 с.
5. Азснефтебаза [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения о насосе СВН 80А. - Режим доступа: http://www.krprs.ru /production/ustanovki/svn80
6. Азснефтебаза [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о устройстве дыхательном УД2-80. - Режим доступа: http://www.xn--80aaactame3czbnx.xn--p1ai/oborudovanie-avtotsistern/otvod-parov/ustroistvo-dyhateljnoe.html
7. Арминда [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о донном клапане Civacon EURO 100-1. - Режим доступа: https://xn--80aalpths.xn--p1ai/index.php?route=product/product&product_id=665
8. Also официальный диллер [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о кране шаровом ДУ-80. - Режим доступа: https://www.alsoural.ru/catalog/krany-sharovye-flantsevye/kran-sharovyj-flancevyj-ksh-f-080-16-01-du80-ru16
9. Промприбор [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о крышке люка. – Режим доступа: http://www.prompribor.ru/ta_pb_kl2
10. Спецавто [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о датчике перелива 1112 Civacon - Режим доступа: http://prodambenzovoz.ru/fuel-trucks-equipment/oborudovanie-dlya-avtotsistern/oborudovanie-dlya-avtotsistern-civacon-tm-dlya-svetly-h-nefteproduktov/datchiki-predotvrashheniya-pereliva-1112-i-1552/
11. УралСпецТранс [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о оборудовании узла выдачи топлива. - Режим доступа: https://www.uralst.ru/katalog/spectekhnika/hr-cisterna/avtotoplivozapravschik-kamaz/atz-kamaz-polnyy-katalog/atz-10-12-kamaz-6kh6-8kh8/atz-11-2-ust-5453-kamaz-43118-50-spm-rekuperaciya-ppo-40
12. УралСпецТранс [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о счетчике жидкости ППО-40-0,6СУ . – Режим доступа: https://www.uralst.ru/katalog/oborudovanie/oborudovanie-toplivnoe/schetchik-zhidkosti-ppo-4006-su#specifications
13. УралСпецТранс [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о фильтре предварительной отчистки ДУ 80 - Режим доступа: https://www.uralst.ru/katalog/oborudovanie/oborudovanie-toplivnoe/filtr-predvaritelnoy-ochistki-bez-ustanovki
14. 13 ЗАО «РОСМА» [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о манометре коррозионностойком, виброустойчивом, с электроконтактной приставкой. - Режим доступа: http://rosma.spb.ru/#catalog/manometers
15. 16 Паспорт 435.00.00.00 ПС. Фильтры жидкости ФЖУ [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о фильтрах жидкости типа ФЖУ. – Режим доступа: http://www.td-rashodomer.ru/tech/tdocs/FJY-25-150_1_6_6_4_filtry_PS.pdf.
16. Азснефтебаза [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о устройстве заземления. - Режим доступа: http://www.азснефтебаза.рф/neftenalivnoe-oborudovanie/naliv-v-avtotsisterny/ustroistva-zazemleniya-uza-4.html
17. 4 ГОСТ Р 50913–96 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования. - Введ. 10.06.1996. - Москва: Стандартинформ, 2009. – 20 с.
18. УралСпецТранс [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о напорно-всасывающих рукавах типа Gassoflex. - Режим доступа: https://www.uralst.ru/katalog/oborudovanie/oborudovanie-cistern/naporno-vsasyvayuschie-rukava-tipa-gassoflex