Файл: Теоретическое рассмотрение социальнопсихологических особенностей развития психологической активности. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретическое рассмотрение социально-психологических особенностей развития психологической активности».

1.1. Сущность понятия «предпринимательской активности» и «предпринимательской деятельности».

1.2. Социально-психологические особенности предпринимательской активности в зарубежных и отечественных исследованиях

1.3. Социально-психологические особенности, влияющие предпринимательскую активность.

Выводы по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности

2.1 Обзор методов исследования социально-психологических особенностей предпринимательской активности

2.2 Организация и методы эмпирического исследования социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности

2.3 Результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Оглавление





ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретическое рассмотрение социально-психологических особенностей развития психологической активности». 5

1.1. Сущность понятия «предпринимательской активности» и «предпринимательской деятельности». 5

1.2. Социально-психологические особенности предпринимательской активности в зарубежных и отечественных исследованиях 16

1.3. Социально-психологические особенности, влияющие предпринимательскую активность. 19

Выводы по главе 1 24

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности 26

2.1 Обзор методов исследования социально-психологических особенностей предпринимательской активности 26

2.2 Организация и методы эмпирического исследования социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности 28

2.3 Результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности. 29

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40




ВВЕДЕНИЕ



Актуальность. Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется оригинальными взглядами и подходами к принятию решений, реализуемых в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство рассматривается не как род занятий, а как особенность ума и человеческой натуры.

Необходимо отметить, что экономистов и психологов всегда интересовал этот аспект феномена предпринимательства, личность предпринимателя и его поведение. В ХVІІІ веке известный английский экономист Ричард Кантильон в своем труде «Очерк о природе торговли в целом» одним из первых дал определение термина «предприниматель», под которым он понимал человека, действующего в условиях риска [1].

Следует отметить, что в мировой практике нет профессии «предприниматель», однако предпринимательство как занятие существует. Главная задача предпринимателя – объединить вокруг себя опытных и активных работников, направить их усилия для достижения поставленных целей. Таким образом, предприниматель – субъект, объединяющий новаторские, коммерческие и организаторские способности для поиска и развития новых видов, методов производства,
новых благ и их новых качеств, новых сфер применения капитала. Отсюда же и предпринимательство – это тип хозяйственного поведения предпринимателей по организации, разработке, производству и реализации благ с целью получения прибыли и социального эффекта.

Предпринимательская деятельность осуществляется от своего имени, на свой риск и под личную имущественную ответственность отдельного физического лица – предпринимателя или юридического лица – предприятия (организации).

Важной задачей многих исследований выступает изучение условий и факторов, способствующих эффективному становлению предпринимательской деятельности. Наряду с политическими, экономическими и социальными факторами развития предпринимательства важную роль играют и психологические факторы. Среди зарубежных ученых, изучавших предпосылки успешной предпринимательской деятельности, следует назвать А. Бейтона, А. Казорла, Р. Брокгауса, Б. Карлофа, Д. Макклеланда, М. Питерса, Р. Хизрича, Й. Шумпетера и т.д.

Исследованием различных психологических аспектов предпринимательской деятельности занимались также российские ученые А. Дейнека, А. Завьялова, А. Климова, С. Посохова, В. Позняков, А. Чирикова и др. Однако различные психологические особенности субъектов предпринимательства с учетом специфики сферы хозяйствования недостаточно основательно отражены в литературе.

Объектом курсовой работы является предпринимательская активность.

Предмет исследования – социально-психологические особенности развития предпринимательской активности.

Целью данной курсовой работы является анализ социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности.

Задачи курсовой работы:

– определить сущность понятий «предпринимательской активности» и «предпринимательской деятельности».

– выявить социально-психологические особенности предпринимательской активности в зарубежных и отечественных исследованиях

– выявить социально-психологические особенности, влияющие на предпринимательскую активность.



- произвести эмпирическое исследование социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности

Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка источников.


Глава 1. Теоретическое рассмотрение социально-психологических особенностей развития психологической активности».




1.1. Сущность понятия «предпринимательской активности» и «предпринимательской деятельности».



Определение «предпринимательской деятельности» занимало ученых в течение многих лет, и действительно, по сей день все еще нет единого мнения относительно его точного значения. Понятие «предпринимательство» известно с XIII века. Согласно словарю Робера, предприниматель есть «личность, управляющая предприятием, ведет его за свой счет, используя различные факторы производства (природные ресурсы, труд, капитал) с целью продажи продукции или оказания услуг». Предпринимателями являются «хозяева, земледельцы, коммерсанты, промышленники, в том числе мелкие ремесленники, владельцы торговых точек». К предпринимателям в то время не относили служащих, чиновников и других лиц, поскольку за свою работу они получали заработную плату. Современная история предпринимательства берет свое начало со средних веков. Предпринимателями того времени были миссионеры, купцы, ремесленники и другие. Развитие капитализма порождает стремление к богатству, получение неограниченной прибыли. Предприниматель чаще всего сам работает на своей фабрике, заводе, несмотря на то, что он владелец средств производства. Только в XVIII в предпринимателя начали отождествлять с новаторством, изобретательством, интеллигентностью и другими признаками, которыми характеризуют предпринимателя современного.

Французский экономист Ришар Кантильон, как правило, считается первым, кто ввел это слово (entrepreneur) в контексте того, что мы сегодня рассматриваем как предпринимательство, примерно в 1730 году. Он определил, что предприниматель – это человек, который приобрел товары по определенным ценам в настоящем, чтобы продать их в будущем по неопределенным ценам.

Многие выдающиеся экономисты и ученые, включая Адама Смита, Жана Батиста Сэя, Альфреда Маршалла и Фрэнка Найта, развивали вклад Кантильона, добавляя качество лидерства и признавая предпринимательство как организацию в качестве четвертого фактора производства. Однако ключевые принципы принятия риска и прибыль почти всегда сохранялись как важные черты предпринимательства.

Анализ использования капитала с целью получения прибыли был начат А. Смитом, который в своем учении разграничивал понятия «оборотный» и «основной» капитал. Использование оборотного и основного капитала в сельском хозяйстве также исследовалось А. Смитом, а именно, он считал, что часть фермерского капитала, тратящаяся на сельскохозяйственное оборудование,
является основным капиталом, а другая часть, на зарплату и содержание рабочих и других факторов производства – оборотный капитал. Он получает прибыль с первой части своего капитала, остающегося в собственном владении, а из второй части производит соответствующие расчеты. Следовательно, к основному капиталу относятся: стоимость рабочего скота и орудий, а затраты на приобретение кормов, обслуживание средств производства и содержание работников составляют оборотный капитал. А. Смит отмечает, что труд является источником существования человека. Предпринимательская деятельность дает возможность человеку удовлетворять свои потребности за его счет. Рыночные отношения, по мнению известного исследователя, невозможны без развития конкуренции.

Д. Рикардо поддерживает точку зрения А. Смита о необходимости развития конкуренции, ведь она устанавливает уровень стоимости товаров, достаточный для того, чтобы заработная плата и другие затраты на содержание факторов производства были пропорциональны стоимости затраченного капитала. При этом предпринимает, как отмечает Д. Рикардо, выбирает такую деятельность, которая ему больше нравится. Каждый предприниматель оптимизирует размещение своего капитала с целью получения максимальной прибыли [1]. Развитие свободной торговли расширяет способности предпринимательской деятельности. Этому также способствует существование конкуренции и уменьшение государственного контроля.

А. Маршалл констатирует, что характерными чертами для торговли и промышленности являются самостоятельность, свободный выбор решений, способность к предвидению, свобода производства и предпринимательства. Он обращает внимание на желание предпринимателя получить прибыль, являющуюся материальным вознаграждением за предпринимательскую деятельность. Взгляды А. Маршалла и других исследователей того времени сосредоточены на исследованиях необходимости существования и развития свободного предпринимательства. Он особенно подчеркивает роль прибыли в предпринимательской деятельности, считая ее наиболее стойким стимулом.

Аналогичных взглядов придерживается и Дж. М. Кейнс, однако он уделяет особое внимание роли денег. В частности, Дж. М. Кейнс рассматривает предпринимателя как лицо, желающее получить прибыль в денежной форме. Предпринимательская прибыль, таким образом, является показателем превосходства предпринимательства над спекуляцией и максимизируется им. Теория Дж. М. Кейнса полностью изменила предыдущие постулаты экономической теории. Он отметил роль прибыли в предпринимательской деятельности.