Файл: Теоретическое рассмотрение социальнопсихологических особенностей развития психологической активности. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретическое рассмотрение социально-психологических особенностей развития психологической активности».

1.1. Сущность понятия «предпринимательской активности» и «предпринимательской деятельности».

1.2. Социально-психологические особенности предпринимательской активности в зарубежных и отечественных исследованиях

1.3. Социально-психологические особенности, влияющие предпринимательскую активность.

Выводы по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности

2.1 Обзор методов исследования социально-психологических особенностей предпринимательской активности

2.2 Организация и методы эмпирического исследования социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности

2.3 Результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Значительный вклад в роль предпринимательства играют взгляды выдающегося экономиста и исследователя Й. Шумпетера. После определения предпринимателя, данного Йозефом Шумпетером в 1934 году, более современная интерпретация, связывающая предпринимательство вдобавок с инновациями, стала общепринятой. [1]

Шумпетер определил предпринимателей как новаторов, которые осуществляют предпринимательские изменения на рынках, где предпринимательские изменения имеют 5 проявлений:

1) внедрение нового (или улучшенного) товара;

2) внедрение нового способа производства;

3) открытие нового рынка;

4) использование нового источника снабжения;

5) реинжиниринг/организация процессов управления бизнесом.

Таким образом, определение Шумпетера приравнивает предпринимательство к инновациям в деловом смысле; то есть определение рыночных возможностей и использование инновационных подходов для их использования.

Развитию предпринимательской деятельности посвящены труды известных экономистов-исследователей таких, как А. Хоскинг, который формулирует понятие «функции бизнеса», к составу которых относятся: финансовый учет, кадры, производство, маркетинг, материально-техническое обеспечение. К составляющим элементу предпринимательской деятельности он относит: политическую ситуацию, экономические обстоятельства; технологическая, правовая, социально-культурная, институциональная и физическая или географическая среда [1].

Р. Хизрич отмечает, что предпринимательство — это процесс создания новой стоимости, а предприниматель, по его мнению, это — человек, который берет на себя финансовый, психологический и социальный риски и получает соответствующее вознаграждение и удовлетворение от достигнутого. Обобщая вышеизложенное, взгляды известных исследователей можно объединить следующим образом: теоретические основы предпринимательской деятельности характеризуется как эволюционный процесс, происходящий постепенно и целенаправленно. Такой подход позволяет выделить тенденции и перспективы развития предпринимательства в аграрной сфере как вида экономической деятельности.

Современные взгляды на предпринимательство как экономическую категорию получили дальнейшее развитие. В аграрном секторе экономики они становятся элементом бизнеса, типом хозяйствования и образом жизни.

Некоторые отечественные исследователи отрицают отождествление данных понятий: «бизнес» и «предпринимательство». Так, М. Малик считает, что они не являются равнозначными понятиями, поскольку бизнесмен может не быть предпринимателем [2]. Проанализировав существующие подходы к определению понятий «бизнес» и «предпринимательство», считаем, что целесообразно согласиться с мнением о том, что это не тождественны и неравнозначны, хотя довольно близки по значению понятия. По нашему мнению, бизнес является более широким и вместительным понятием. Поэтому, в контексте данного исследования, основное внимание будет уделено рассмотрению именно предпринимательской деятельности.


Законодательно установлено, что предпринимательство — это самостоятельная, инициативная, систематическая хозяйственная деятельность (с собственным риском), осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли [11].

Также современные исследователи рассматривают предпринимательство как динамический, активный элемент бизнеса, представляющий инициативную, самостоятельную деятельность, осуществляемую гражданами или объединениями граждан на собственный риск и под имущественную ответственность, с целью производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и получение прибыли.Современная трактовка предпринимательства достаточно разнообразна. Поэтому, предпринимательство уместно рассматривать не как неизменное понятие, а как динамично развивающееся, постоянно меняется и наполняются новым содержанием, а следовательно, требует усовершенствования.

Й. Шумпетер рассматривает предпринимательство как комплексное явление, которое в условиях неопределенности, ориентируется на получение прибыли. При этом у предпринимателя должны быть следующие: самостоятельность, компетентность, осведомленность, взвешенность, способность налаживать необходимые контакты, принимать мгновенные решения, рисковать, ведь он отвечает за судьбу подчиненных. Предприниматель должен быть квалифицированным менеджером, готовым идти на компромиссы, искать и находить инновационные решения [3].

Определение Шумпетера воплощает широко признанную сегодня характеристику предпринимательства, а именно инновацию, однако в нем все еще сохраняется некоторая двусмысленность, из-за которой продолжаются дебаты по поводу определения понятия «предприниматель»; хотя в какой-то степени это отражает определение инноваций, в частности, относится ли оно к инкрементальным или квантовым изменениям. Более того, в отличие, например, от точки зрения Найта, предпринимателю Шумпетера не обязательно быть рискованным или, например, владельцем бизнеса. Действительно, некоторые (Drucker, 1985) утверждали, что предпринимательство отражает просто создание новой организации и что любой человек, начинающий новый бизнес, является предпринимателем, даже тот, кто не получает прибыли. В принципе можно утверждать, что это соответствует шумпетеровскому «открытию нового рынка» [цит по 20].

Действительно, даже сама ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики ) внесла свой вклад в путаницу, поскольку практически в каждом исследовании, посвященном предпринимательству, дается другое определение этого термина. Например, в Экономическом обзоре ОЭСР за 1997 год предпринимательство было определено как «динамический процесс выявления экономических
возможностей и использования их путем разработки, производства и продажи товаров и услуг».

В документе о «Поощрении предпринимательства» оно определяется как «…способность направлять ресурсы для использования новых возможностей для бизнеса…». [цит по 20].

В публикации 2001 года о молодежном предпринимательстве этот термин был приравнен к самозанятости: «… предприниматель — это любой, кто работает на себя, но не на кого-то другого…». Наконец, в другой публикации 2001 года, озаглавленной «Двигатели роста», говорится: «Концепция предпринимательства обычно относится к предприимчивым людям, которые демонстрируют готовность идти на риск с новыми или инновационными идеями для создания новых продуктов или услуг» [цит 20].

Еще не удалось сформировать общепринятую теорию предпринимательства, поскольку существует:

- неоднозначность явления предпринимательства на протяжении всего процесса исторического развития;

- разнообразие методологии и инструментария исследований;

- изменчивость в мотивации деятельности предпринимателя;

- нечеткость распределения функциональных особенностей деятельности предпринимателя и собственником, предпринимателя и менеджера;

- отсутствие социальных характеристик слоя предпринимателей.

В результате сегодня существует много определений предпринимательства: как «особая способность к организации экономической деятельности»; как открытый процесс поиска новых способов производства, отход от любых ограничений, стремление к перспективам развития бизнеса, поиск новых каналов сбыта продукции. Таким образом, они сосредотачивают внимание на новаторских функциях и повышенные роли личности предпринимателя [4].

По нашему мнению, сущность предпринимательства более полно раскрывается через его функции – творческую, ресурсную, организационную, мотивационную, социальную:

- творческая (инновационная) функция состоит в том, что предприниматели реализуют новые идеи, внедряют научные разработки, связанные с хозяйственным риском;

- ресурсная функция предполагает, что предприниматели нацелены наиболее эффективно использовать задействованные ресурсы - материальные, трудовые, финансовые, интеллектуальные, информационные и т.п.;

- организационная функция заключается в организации производства и сбыта товаров или услуг;

- стимулирующая функция заключается в формировании механизма, мотивирующего и эффективно использовать ресурсы, и максимально удовлетворять потребности потребителя;


- социальная функция предполагает выработку товаров и услуг, необходимых обществу;

- личностная функция сводится к самореализации предпринимателя, получение удовольствия от их деятельности [2].

Предпринимательская активность является составляющей социальной активности, где последняя – «характеристика способа жизнедеятельности социального субъекта (индивида, группы), фиксирующая сознательную направленность его деятельности и поведения на изменение социальной среды, условий, институтов, в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями, идеалами консервацию существующего положения вещей, торможение перемен, развития» [4, с. 9].

Социальная активность (в частности, и предпринимательская) – это и особый способ реагирования человека на постоянно возникающие в обществе запросы. Иными словами, предпринимательская активность предполагает определенный ментальный уровень своего толкования.

«Ментальность» выступает понятием для описания социально-психологических явлений – мировоззрения и поведения – общественного индивида. О «ментальности» говорится, когда подразумевается, что представители определенного сообщества, имеющие определенную общность в своих мировоззрениях и в своем поведении, описывая мировоззрение и поведение (менталитет) произвольно взятого отдельного индивида, можно делать выводы о ментальности целого сообщества индивидов, и наоборот [10 , с. 110].

Ментальный мир отдельных индивидов является основанием для анализа их совокупной деятельности в аспекте массового явления ментальности. Для исследования ментального измерения предпринимательства существенно важны: социокультурный аспект [1; 2; 6] – согласно которому ментальные проявления предпринимательства как общественного явления, со всеми конкретными параметрами этих проявлений, обусловлены социокультурной ситуацией существования в человеческой культуре феномена предпринимательства как одной из фундаментальных форм и механизмов экономической жизнедеятельности человечества, а также индивидуально-психологический и социально-психологический. [3; 7; 9; 11] – согласно которому предпринимательство как форма социально-экономической (хозяйственной) активности человека обязательно имеет выход на определенную систему индивидуально-психологических и социально-психологических параметров и характеристик сознания человека-носителя предпринимательской функции в мире и обществе, которые (эти параметры и характеристики) «сопровождают» предпринимательскую активность.


В социокультурном аспекте ментальность предпринимательства выступает как объективное содержание мировосприятия и поведения людей, что может предоставить ключ к пониманию существующих механизмов, социальных характеристик, тенденций развития ментальности предпринимательства, создать своеобразную шкалу для фиксации ее возможных форм и трансформаций.

В индивидуально-психологическом и социально-психологическом аспекте ментальные проявления предпринимательства являются "психологической" формой преломления в сознании предпринимателя как социальной фигуры объективных черт общественной реальности.

"Ментальность" (сам термин от латинского mens, mentis, что означает разум, мышление, обдумывание, мысль, образ мышления, душевный склад, характер, склонности, намерение, план) – это "способ видения мира,... тот уровень общественного сознания , на котором мнение неотделимо от эмоций, от латентных привычек и приемов сознания» [5, с. 59-60]; "глубокий уровень индивидуального и коллективного сознания, совокупность установлений и склонностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспроизводить мир определенным образом" [13, с. 116]; "общее "психологическое оснащение" представителей той или иной культуры, которое дает возможность хаотичный поток разнообразных впечатлений интегрировать сознанием в определенное мировосприятие; оно и определяет, в конце концов, поведение человека, социальной группы, общества, вследствие чего субъективный "срез" общественной динамики органически включается в объективный исторический процесс» [14, с. 91].

Итак, социологией ментальность толкуется как полисемантическое понятие для обозначения устоявшегося строя человеческого мышления, что на осознаваемом и бессознательном уровнях сочетает и определенным образом сочетает унаследованные от прошлого исторические традиции, способы, стили, манеры, приемы, навыки и процедуры мышления, мироощущения, мировосприятия и ориентации в общественном мире, своеобразные автоматизмы духовной жизни и т.п.; при этом ментальность понимается такой, что обусловлена не столько биологическими, сколько социокультурными факторами, включает в себя этические, эстетические, религиозные, политические, правовые и другие ценности, воспринятые преимущественно через сферу повседневной жизни» [4, с. 441]. Ментальность формируется как результат традиций, культуры, социальной среды жизнедеятельности человека. ее реальности в целом.