Файл: Теоретическое рассмотрение социальнопсихологических особенностей развития психологической активности. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретическое рассмотрение социально-психологических особенностей развития психологической активности».

1.1. Сущность понятия «предпринимательской активности» и «предпринимательской деятельности».

1.2. Социально-психологические особенности предпринимательской активности в зарубежных и отечественных исследованиях

1.3. Социально-психологические особенности, влияющие предпринимательскую активность.

Выводы по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности

2.1 Обзор методов исследования социально-психологических особенностей предпринимательской активности

2.2 Организация и методы эмпирического исследования социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности

2.3 Результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Человек является представителем конкретного национального общества, которое на протяжении всей своей национальной истории сохраняет и воспроизводит национальную ментальную структуру. Со времен своих древнейших предков современные национальные субъекты сохраняют способы, с помощью которых те предки познавали жизнь, других человеческих существ, мир богов и т.д. Ментальные архетипы создавали и создают мифы, религии, философии, программы социально-экономического поведения, которыми "живут" народы и эпохи.

Национальные ментальные архетипы являются определенными условиями, по которым становятся возможными человеческие действия. Они являются закодированными, формализованными образцами и программами поведения человека, конструктами психики индивидов. Ментальные архетипы поведения мышления проявляются в фантазиях и сновидениях, в политических устремлениях и экономических стремлениях, в религиозных надеждах и научных достижениях, в желаниях и мечтах и т.д. Эта целостная система живет своей собственной особой жизнью, создавая свои ценности – науку, искусство, социально-экономические отношения и т.д.

Все названное касается и России. И это касается также любых проявлений "жизни" нации – в частности, и феномена предпринимательства, интересующего нас непосредственно. Иными словами, предпринимательство на территории России обуславливается национальными психологическими чертами отечественных предпринимателей, и шире – национальным способом организации общественной жизни (в частности, в аспекте предпринимательского явления).

Предпринимательство, предстает, прежде всего, как совокупность экономической функции и психологического типа субъекта предпринимательской активности. Понятно, что и экономическая функция предпринимателя, и психологический тип его личности как таковой имеют непосредственное отношение к формированию определенных ментальных характеристик предпринимательства, которые нас интересуют и предоставляют возможность выйти на определенную модель концептуализации ментального измерения предпринимательства в России.

Если говорить о предпринимателе как психологическом типе личности, то есть все основания считать предпринимательство не только экономическим, но и социально-психологическим феноменом, – поскольку оно связано с формированием особой и специфически конкретной системы индивидуально-психологической и социально-психологической мотивации.


Среди основных индивидуально-психологических и социально-психологических черт общественной фигуры предпринимателя следует назвать следующие: экономическая деятельность в условиях неустойчивости и непредсказуемости цен и готовность к риску (Р.Кантильон), организаторское искусство (А.Тюрго), эгоистический интерес в "психологических" аспектах (А .Смит), особые "предпринимательские способности" предпринимателя (Ф.Кенэ), умение сочетать и приводить в действие три фактора производства – природу, труд и капитал (Ж.-Б.Сэй), склонность к определенной воле (А.Маршалл) и другое.

Таким образом, концептуализация ментального измерения предпринимательства заключается в следующем. Выйти на модель ментального измерения предпринимательства можно, отталкиваясь от выяснения сущности целостного феномена предпринимательства в аспекте определения его основных содержательных составляющих. Такая модель базируется на двух предыдущих концептуализациях: во-первых, концептуализации предпринимательской деятельности – как вызываемой особенностями предпринимательской общественной среды (предпринимательской культуры), принципиальными алгоритмами предпринимательской активности и имеет три уровня реализации деятельности (личностный уровень, социальный уровень, поведенческий уровень); во-вторых, толковании предпринимательской ментальности – как сочетающей историко-культурный, социально-экономический (хозяйственный) и национальный слои ментальности.



1.2. Социально-психологические особенности предпринимательской активности в зарубежных и отечественных исследованиях



Предприниматель – это особый тип людей. Они выполняют функцию новаторов. Совершить новацию в экономике нелегко. Обычно при этом противодействует ей окружающая среда, поскольку «новшества в экономике, как правило, внедряются не после того, как сначала у потребителя стихийно возникнут новые потребности… а только тогда, когда само производство привьет потребителям новые потребности» [2].

Так, американский психолог Дэвид Макклеланд [5] в своих исследованиях обнаружил, что психологической особенностью предпринимателей является высокий уровень мотивации достижения. Последнюю Д.Макклеланд определял как «соревнование по каким-то существующим стандартам».

Мотивация достижения проявляется при следующих условиях: ситуация поведения индивида характеризуется наличием определенных стандартов, по которым оценивается успешность или неуспеваемость решения индивидом поставленных задач; индивидуум рассматривает себя как субъекта, ответственного за результаты своего поведения; достижение успеха при решении задачи не предопределено, но связано с определенным уровнем риска.

Заслуживает внимания классификация предпринимателей и описание (в соответствии с ней) их индивидуально-психологических и поведенческих особенностей, которая была разработана учеными М. Вебером и В. Зомбартом [3].

Классический предприниматель, по мнению авторов, включает в себя черты завоевательного типа – «авантюрное» воображение, азарт и готовность к риску. Он открывает новые социальные нужды, а значит, и новые рынки и связи.

Авторы описали также разновидности проявления предпринимательской активности, объясняемые индивидуально-психологическими особенностями самих предпринимателей.

Предлагаемая ими типология предлагает четыре типа личности субъекта предпринимательской деятельности:

1) рациональный тип;

2) авантюрный тип;

3) мещанский тип;

4) предпринимательский тип.

Следует отметить также разницу между менеджером и предпринимателем. Наемный менеджер отличается с психологической точки зрения от предпринимателя. Это объясняется отличиями мотивационно-целевой основы их деятельности. Успешные предприниматели
имеют более высокую потребность в достижениях, чем менеджеры. Менеджер стремится стабилизировать предприятие, уменьшить риск внедрения чего-то нового, поэтому все подробно планирует и выбору новой стратегии предшествует ее обсуждение. Он эволюционно ориентирован на длинную перспективу развития организации. В отличие от менеджера, предприниматель выбирает революционный путь развития предприятия, ориентированный на скорый результат. Это человек, который создает результат развития ситуации за счет своего субъективного потенциала, когда энергия сферы снижается до нуля (условно исчерпана).

Предпринимательское поведение особенно ярко проявляется в стрессовой ситуации, когда возникает необходимость «выполнить действие». И именно этот аспект позволяет выявить существенные отличия личности предпринимателя от непредпринимателя. В согласовании с этим определены следующие принципиальные личностные свойства бизнесмена:

1. Потребность в независимости.

2. Решительность.

3. Энергичность, оптимизм, вера в себя.

4. Потребность в доминировании и умении вести людей за собой.

5. Гибкость в средствах реализации предпринимательской деятельности, умение изменять свое поведение в соответствии с ситуацией.

6. Разумная самокритичность.

7. Эмпатия.

8. Ответственность и наличие цели.

Предпринимательская деятельность рассматривается как активность человека в напряженной и общественно-значимой ситуации, результатом которой становится порождение новой структуры в хозяйственной и других сферах материального и духовного производства, в которых реализуется субъектный потенциал человека.

Предприниматели от непредпринимателей отличаются по глубине переживаний (уровень осознания проблем выше); большей импульсивностью, спонтанностью поведения; индивидуалистичность у мужчин-предпринимателей выражена больше, чем у женщин-предпринимателей; показатель оптимистичности выше у предпринимателей в целом, чем у непредпринимателей; предприниматели меньше корректируют свою интеллектуальную активность.

1.3. Социально-психологические особенности, влияющие предпринимательскую активность.



На базе анализа литературы [2, 4, 5, 6] были выделены главные психологические признаки предпринимательской деятельности:


1. Основанность на стартовом капитале, источниками которого могут быть собственные, привлеченные средства, также гранты и субсидии.

2. Рискованность, автономность (независимость).

3. Ответственность.

4. Нацеленность на результат.

5. Постоянная сменность (мобильность).

6. Инновационность (новаторство).

7. Творчество.

При проведении опросов среди предпринимателей было установлено, что у значительного количества респондентов, среди иерархии личностных мотивов приоритетны следующие: «обеспечить высокий уровень жизни для своей семьи» (42,2%) «независимости» (37,8%) и «самореализации» (35,6%). Среди социальных мотивов ориентация предпринимателей на общество гораздо меньше представлена, чем ориентация на рынок (57,8% против 28,9% и 17,8%) [4, с. 165].

Посредством факторного анализа полученных данных [6, с. 55] были выделены 3 фактора, отражающие основные виды мотивов предпринимателей относительно предпринимательской деятельности:

1) «независимый» (1 фактор): «желание иметь свободу в решении многих жизненных вопросов», «желание быть независимым человеком», «желание способствовать развитию предпринимательства» как инновационного вида деятельности в РФ», «желание предоставлять новые услуги населению (производить новые виды продукции и т.п.)», «желание иметь свое собственное «дело» (на противоположном полюсе);

2) «амбициозно-прагматичный» (2 фактор): « желание достичь признания в обществе», «желание обеспечить высокий уровень жизни для себя», «желание обеспечить высокий уровень жизни для своей семьи»;

3) «социально-инновационный» (3 фактор): «желание реализовать новую «идею», «желание способствовать развитию украинского общества», «желание реализовать свои возможности».

В процессе исследования О.В. Креденцера большинство опрошенных предпринимателей отметили, что инновации и творчество в их предпринимательской деятельности имеют низкий уровень выраженности (46,7% и 64,4% соответственно). И только 6,7% и 4,4% опрошенных показали, что инновации и творчество проявляются у них на высоком уровне [4, с. 166].

Отношение предпринимателей к таким «внешнеобъективным» феноменам, как риск, является «совершенно негативным», а к конкуренции - «скорее негативным, чем положительным». В то же время, уровень их проявления в предпринимательской деятельности высок. Что касается таких «внутрисубъективных» категорий, как инновации и творчество, то здесь результаты исследования показывают совершенно противоположное расхождение: с одной стороны, предприниматели положительно относятся к инновациям и творчеству в предпринимательской деятельности, а с другой стороны, уровень представленности инноваций и творчества в них собственной предпринимательской деятельности находится на низком уровне. То есть, они почти не проявляют инновационность и творчество во время осуществления своей профессиональной деятельности [6, с. 56].