Файл: Теоретическое рассмотрение социальнопсихологических особенностей развития психологической активности. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретическое рассмотрение социально-психологических особенностей развития психологической активности».

1.1. Сущность понятия «предпринимательской активности» и «предпринимательской деятельности».

1.2. Социально-психологические особенности предпринимательской активности в зарубежных и отечественных исследованиях

1.3. Социально-психологические особенности, влияющие предпринимательскую активность.

Выводы по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности

2.1 Обзор методов исследования социально-психологических особенностей предпринимательской активности

2.2 Организация и методы эмпирического исследования социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности

2.3 Результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

составляющих предпринимательской самоэффективности, как «определение ключевой цели» (rs=0,113; р<0,05) и «создание важных человеческих ресурсов» (rs=0,l 10; р<0,05) . Повышение педагогического звания способствует развитию почти всех составляющих и показателя в целом предпринимательской самоэффективности: разработка новых продуктов и рыночных возможностей (rs=0,140; р<0,01), создание инновационной среды (rs=0,119; р<0,05 ), «определение ключевой цели» (rs=0,122; р<0,05), «создание важных человеческих ресурсов» (rs=0,163; р<0,01) и в целом по показателю предпринимательской самоэффективности (rs=0,136; р< 0,05).

«Разработка новых продуктов и рыночных возможностей» напрямую связана с типом образования персонала образовательных организаций (rs=0,126; р<0,05). Так, педагоги с гуманитарным образованием в меньшей степени уверены в возможностях создавать новые продукты, разрабатывать инновационные направления деятельности образовательных организаций. У респондентов с технически-экономическим образованием этот показатель растет, а максимальное значение он приобретает у персонала образовательных организаций с естественным образованием.

Между предпринимательской самоэффективностью и социально-демографическими характеристиками персонала образовательных организаций (возраст, пол, семейное положение) статистически значимых связей не выявлено.

Также установлена статистически значимая связь между уровнем развития предпринимательской самоэффективности и характеристиками образовательных организаций, которая проявляется в следующем. Показано, что увеличение количества лиц в образовательной организации способствует уменьшению уровня развития всех составляющих предпринимательской самоэффективности («разработка новых продуктов и рыночных возможностей» (rs =-0,273; р<0,01), «создание инновационной среды» rs =- 0,292; р<0,01), «создание инвесторских отношений» (rs =-0,117; р<0,05), «определение ключевой цели» (rs =-0,268; р<0,01), «преодоление неожиданных» трудностей» (rs =-0,255; р<0,01), «создание важных человеческих ресурсов» (rs =-0,184; р<0,0 1)) и показателя в целом предпринимательской самоэффективности (rs =-0,292; р<0,01). В то же время, показано, что чем меньше срок существования образовательных организаций, тем больше уровень развития показателя «создание важных человеческих ресурсов» (г>=-0,132; р<0,()5) и общего показателя предпринимательской самоэффективности (rs =- 0,113;р<0,05).


Существенные значимые отличия наблюдаются в инновационных и традиционных образовательных организациях: в инновационных образовательных организациях зафиксирован больший уровень развития составляющих и показателя в целом предпринимательской самоэффективности (rs =0,206; р<0,01).

Доказано, что существует связь между уровнем развития предпринимательской самоэффективности персонала образовательных организаций и уровнем развития его предпринимательской активности. Так, уровень предпринимательской самоэффективности коррелирует с потребностью в достижениях (rs =0,285; р<0,001), независимостью (rs =0,151; р<0,01), творчеством (rs=0,180; р<0,0()1), рискованностью (rs =0,232; р<0,0()1), целеустремленностью (rs=0,189; р<0,0()1), инновационностью (rs=0,371; р<0,001) (табл. 2).

Табл.2 Взаимосвязь между характеристиками предпринимательской активности и показателями предпринимательской самоэффективности (rs)

Психологические составляющие системы управления /

Характеристики

предпринимательской

активности

Инновационность

Рискованность

Творчество

Независимость

Потребность в достижениях

Целеустремленность

Предпринимательская активность

Общая предпринимательская самоэффективность

0,280***

0,067

0,124*

0,069

0,054

0,044

0,198**

*р<0,05; ** р<0,01

Установлены статистически значимые связи между всеми характеристиками предпринимательской активности и большинством показателей предпринимательской активности. В частности, показано, что наиболее мощная связь определена между характеристикой «инновационность» и всеми составляющими предпринимательской самоэффективности (rs =от 0,267 до 0,326; р<0,001). То есть чем выше у человека развита уверенность в своих возможностях по созданию нового предпринимательского направления, тем выше у него склонность к инновациям.

Следовательно, вполне закономерно утверждение о том, что уверенность персонала образовательных организаций в собственных возможностях относительно проявления предпринимательской активности способствует развитию самой предпринимательской активности.


Обобщая, следует отметить, что психологические составляющие системы управления образовательными организациями и предпринимательская самоэффективность персонала образовательных организаций оказывают достаточное влияние на уровень развития предпринимательской активности персонала образовательных организаций и должны быть учтены в процессе управления образовательными организациями и психологической подготовки персонала по развитию внутриорганизационного предпринимательства и предпринимательства.

0>

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.



1. Эмпирическое исследование факторов предпринимательской активности на уровне организации показало, что уровень развития основных психологических составляющих системы управления образовательными организациями недостаточен. Наименьший уровень развития имеет такая составляющая системы управления, как «учет особенностей развития рынка и обеспечение инновационного развития организации», недостаточный уровень развития установлен и по составляющей «лидерский потенциал и групповое единство».

Установлено, что уровень развития психологических составляющих управления образовательными организациями оказывает влияние на уровень развития предпринимательской активности, особенно на характеристику «инновационность». Такая составляющая, как «учет особенностей развития рынка и инновационного развития», оказывает непосредственное влияние на уровень развития «инновационности», «творчества» и общего показателя предпринимательской активности.

2. В результате эмпирического исследования факторов предпринимательской активности на уровне персонала выявлено, что уровень развития предпринимательской самоэффективности представлен на недостаточном уровне.

Констатировано, что повышение уровня развития предпринимательской самоэффективности, как по отдельным составляющим, так и по показателю в целом, способствует повышению уровня развития предпринимательской активности как по отдельным характеристикам, так и по показателю в целом.

Перспективы дальнейших исследований мы видим в разработке и внедрении психологических технологий развития предпринимательской активности персонала образовательных организаций с учетом установленных закономерностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Итак, предпринимательство как комплексное явление, которое в условиях неопределенности, ориентируется на получение прибыли. При этом у предпринимателя должны быть следующие: самостоятельность, компетентность, осведомленность, взвешенность, способность налаживать необходимые контакты,
принимать мгновенные решения, рисковать, ведь он отвечает за судьбу подчиненных. По нашему мнению, сущность предпринимательства более полно раскрывается через его функции – творческую, ресурсную, организационную, мотивационную, социальную.

Предпринимательская активность является составляющей социальной активности. Предпринимательство на территории России обуславливается национальными психологическими чертами отечественных предпринимателей, и шире – национальным способом организации общественной жизни (в частности, в аспекте предпринимательского явления).

Модель ментального измерения предпринимательства можно, отталкиваясь от выяснения сущности целостного феномена предпринимательства в аспекте определения его основных содержательных составляющих. Такая модель базируется на двух предыдущих концептуализациях: во-первых, концептуализации предпринимательской деятельности – как вызываемой особенностями предпринимательской общественной среды (предпринимательской культуры), принципиальными алгоритмами предпринимательской активности и имеет три уровня реализации деятельности (личностный уровень, социальный уровень, поведенческий уровень); во-вторых, толковании предпринимательской ментальности – как сочетающей историко-культурный, социально-экономический (хозяйственный) и национальный слои ментальности.

На базе анализа литературы были выделены главные психологические признаки предпринимательской деятельности: 1. Основанность на стартовом капитале, источниками которого могут быть собственные, привлеченные средства, также гранты и субсидии. 2. Рискованность, автономность (независимость).3. Ответственность. 4. Нацеленность на результат. 5. Постоянная сменность (мобильность). 6. Инновационность (новаторство). 7. Творчество

Эмпирическое исследование факторов предпринимательской активности на уровне организации показало, что уровень развития основных психологических составляющих системы управления образовательными организациями недостаточен. Наименьший уровень развития имеет такая составляющая системы управления, как «учет особенностей развития рынка и обеспечение инновационного развития организации», недостаточный уровень развития установлен и по составляющей «лидерский потенциал и групповое единство».Установлено, что уровень развития психологических составляющих управления образовательными организациями оказывает влияние на уровень развития предпринимательской активности, особенно на характеристику «инновационность». Такая составляющая, как «учет особенностей развития рынка и инновационного развития», оказывает непосредственное влияние на уровень развития «инновационности», «творчества» и общего показателя предпринимательской активности.